Эффективные формы, методы и приёмы работы при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Эффективные формы, методы и приёмы при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10 им. С.И. Холодова Ляшко О.Н.
Единственный путь, ведущий к знаниям, - деятельность» Бернард Шоу
Как ПРАВИЛЬНО ВЫБРАть СТРАТЕГИЮ? Первый шаг. Продумать план работы. Второй шаг. Подготовить дидактический и методический материал. Третий шаг. Систематизировать теоретическую базу Четвёртый шаг. Продумать форму мониторинга качества усвоения материала.
Информационная работа Урочная деятельность Внеурочная деятельность Индивидуальная работа
Информационная работа знакомство уч-ся и родителей с демонстрационным вариантом ОГЭ, спецификацией и кодификатором, критериями оценивания, минимальным порогом; информирование о литературе, помогающей успешно подготовиться к сдаче ОГЭ по русскому языку; информирование о ресурсах в сети Интернет (открытый банк заданий ФИПИ); разработка памятки для выпускников; оформление уголка «Государственная итоговая аттестация»; обеспечение всех уч-ся КИМами; обучение навыку заполнения бланков ОГЭ
Литература для успешной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку Обобщение и систематизация теоретического материала Актуализация и систематизация знаний Диагностика и контроль
Структура ОГЭ по русскому языку Минимальное количество баллов – 15 Максимальное количество баллов - 33 Задание 1 развёрнутый ответ: прослушивание текста и написание сжатого изложения Задания 2-8 краткий ответ Задание 9 развёрнутый ответ: написание сочинения – рассуждения по предложенному для анализа тексту
Сжатое изложение. Алгоритм написания. Установка перед прослушиванием: Передайте содержание и основную мысль как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Изложение должно быть сжатым! Первое прослушивание текста Во время первого прослушивания начинайте сразу делать записи, отмечая микротемы. Обратите внимание на более длительные паузы – это абзацы! Помните: в тексте – 3 микротемы, т.е. 3 абзаца. Второе прослушивание Прослушивая текст второй раз, записывайте ключевые слова и фразы. Работая над восстановлением текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способы сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение), которые необходимо применить в каждом абзаце (один любой способ, но в каждом абзаце!)
Работа над черновиком изложения Примените способы сжатия текста в каждом абзаце: 1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов, 2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; 3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые; 5) перевод прямой речи в косвенную; 6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; 7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. После завершения работы Пересчитайте слова (пусть будет около 90 слов – не менее!) Отредактируйте изложение (проверьте на наличие ошибок). Во время проверки обязательно пользуйтесь орфографическим словарём! Перепишите аккуратно в бланк (помните: все буквы и знаки препинания должны четкими, не вызывающими сомнений у проверяющего эксперта) Объём изложения – не менее 70 слов.
Задания 2-8 (максимальное количество – 7 баллов) 2. Синтаксический анализ (Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, наличие грамматических основ, определение видов подлежащих и сказуемых, осложненные предложения). 3. Пунктуационный анализ (Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, знаки препинания в сложноподчиненных предложениях, знаки препинания при причастном обороте; знаки препинания при деепричастном обороте) 4. Синтаксический анализ (виды подчинительной связи в словосочетаниях: управление, примыкание и согласование) 5. Орфографический анализ (орфограммы в разных частях слова) 6. Анализ содержания текста (определение соответствия высказывания содержанию данного текста) 7. Анализ средств выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, фразеологизмы 8. Лексический анализ: (синонимы, антонимы, нейтральная лексика, стилистически окрашенная лексика)
Виды заданий, формирующих навыки пунктуационного, орфографического лексического анализов (задания 2-8) синтаксический анализ предложений, орфографический и пунктуационный анализ текста, работа с деформированным текстом, построение словосочетаний; повторение теоретического материала по темам «Синтаксис», «Пунктуация», «Орфография», контроль усвоения теории, комплексный анализ текста (задания к предложенному тексту в формате 2-8)
Дополнительные занятия по подготовке к ОГЭ ПОНЕДЕЛЬНИК ЧЕТВЕРГ первая четверть повторение теории по работа над сжатым синтаксису, пунктуации, изложением орфографии, лексике, работа над заданиями 2-8 ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ самостоятельная работа над сжатым изложением + вариант ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ работа над сочинением-рассуждением самостоятельная работа над сжатым изложением + вариант ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ самостоятельная работа над самостоятельная работа над сочинение-рассуждение + вариант сжатым изложением + вариант МАЙ-ИЮНЬ Экзаменационная работа: сжатое изложение, вариант, сочинение-рассуждение (обязательное оформление работы в бланках)
Работа над сочинением 9.2 1. Познакомить уч-ся с структурой сочинения в формате ОГЭ и критериями оценивания. 2. Разработать клише работы. 3. Подробно анализировать текст (общий для всех учащихся) 4. Помогать в подборе аргументов. 5. Разбирать ошибки в сочинениях, используя критерии. 6. Записывать под диктовку пример сочинения по данному тексту. 7. Примеров в тетрадях уч-ся должно быть не менее 5!
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ 9.2 1. Вступление. Тезис. 2. Пример-иллюстрация из текста + комментарий. 3. Пример-иллюстрация из текста + комментарий. 4. Заключение (по тезису). ТЕЗИС - утверждение. Примеры-иллюстрации – это отрывки текста, которые нужно объяснить и интерпретировать. КОММЕНТАРИЙ - пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ - вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций
Учителю необходимо научить уч-ся 1. внимательно вчитываться в текст «с карандашом в руках», находить ключевые слова, выделять нужные цитаты для комментирования; 2. зрительно помнить план работы: - количество абзацев - 4, - вводные слова – обязательное условие рассуждения, - обязательно указание номера предложения – примера, - пример: либо цитата, либо смысл, переданный своими словами, - вывод по примеру обязателен, - тезис и вывод не могут повторяться, мысль формулируется по-разному, - объём сочинения-рассуждения не менее 70 слов требовать от уч-ся 1. обязательно использовать черновик при написании сочинения; 2. активно использовать словари для проверки, стараться избегать затруднительного правописания и сложной пунктуации.
Шаблон для написания сочинения 9.2 Смысл данной фразы (финала текста, фрагмента текста) я понимаю так:__________(объясняем смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры их текста_______ (автор в Р.П кого?) Во-первых, в ___ (номер предложения) предложении автор говорит: «___________». Это свидетельствует о том, что__________ (вывод по первому аргументу). Во-вторых, в __________(номер предложения) предложении автор пишет(замечает, утверждает): «_______». Это значит, что______(вывод по второму аргументу). Таким образом, на основе приведённых примеров из текста можно сделать вывод о том, что___________ (вывод своими словами).
Пример сочинения 9.2 по тексту Б. Васильева Смысл данной фразы я понимаю так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста Б. Васильева. Во-первых, в предложении №17 показано, какое значение имели письма для Анны Федотовны. Она бережно хранила «бесценные листочки». Это свидетельствует о том, что для матери письма были очень дороги, потому что являлись частью её погибшего сына. Во-вторых, в предложениях №51-52 мы видим, что кража писем для Анны Федотовны стала настоящим ударом. Мать больше не слышала близкого человека, «голос сына более не звучал в ней». Это значит, что подростки, украв письма, растоптали чувства героини, разорвали тонкую ниточку памяти, связывающую мать с сыном. Таким образом, на основе приведённых примеров из текста можно сделать вывод о том, что героиня текста ослепла дважды: в первый раз - потеряв сына, а во второй раз – потеряв смысл жизни и веру в людей.
Пример сочинения 9.2 по тексту А.Лиханова Смысл данной фразы я понимаю так: проявляя доброту, не нужно ждать за неё платы. Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста А. Лиханова. Во-первых, в предложении №3 автор говорит: «Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе?» Это свидетельствует о том, что в трудную минуту не стоит ждать просьб о помощи, нужно самому проявлять сострадание к людям, помогать нуждающимся. Именно так поступает тётя Груня. Она после работы приходит в госпиталь и помогает раненым. Не может она остаться в стороне, потому что война. Во-вторых, в предложении № 25 автор пишет: «Добро без корысти». Это значит, что тёте Груне не нужна никакая плата за её заботу о раненых. Ведь для неё мир не магазин, и за добро рассчитываться не нужно. Таким образом, на основе приведённых примеров из текста можно сделать вывод о том, что истинное добро всегда бескорыстно.
Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися мониторинг индивидуальных достижений учащихся; выстраивание индивидуальной образовательной траектории; корректировка повторения в связи с качеством выполнения заданий до получения уч-ся положительной оценки; работа с текстами изложений из открытого банка (сжатие текста, заучивание текста наизусть, письмо по памяти); отработка навыка написания сочинения 9.2 по шаблону, анализ допущенных ошибок; подбор заданий уч-ся для самоподготовки.
Репетиционный ОГЭ - позволяет осуществить контроль уровня знаний, умений, навыков, необходимых для получения успешного результата на ОГЭ; - прочувствовать «атмосферу» экзамена; - проверить «временные рамки» работы; - выстроить прогноз результата; - ознакомить родителей с полученными баллами; - пробудить сознательность учащихся, способствовать повышению мотивации к учёбе
Портфолио выпускника 1. Карта индивидуальных достижений. 2. Результаты промежуточного контроля. 3. Бланки ОГЭ, отражающие качество выполнения экзаменационных заданий. 4. Результаты репетиционных экзаменов
Работа с родителями девиз: «Родители – наши союзники!» Родители должны знать: Структуру экзамена по русскому языку. Результаты промежуточного, текущего и итогового контроля. Качество выполнения КИМов. Посещение консультаций уч-ся.
Владимир Солоухин писал: «У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту. Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине. Иногда приходится идти как бы от вершины в противоположную сторону, петлять, двигаться, не видя самой вершины за другими скалами. Все можно. Нельзя только одно – терять высоту. Каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим, и тогда, если даже ты идёшь как бы и не к вершине, всё равно ты становишься выше, то есть ближе к цели. Итак, нельзя терять высоту!»
Похожие публикации
Селиванова Галина Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна