Мастер-класс на тему: «Зимние фантазии» (8-12 лет)
Дом детского творчества г.Талдом
Педагог дополнительного образования Жарова Нина Владимировна
Занятие: Мастер-класс
по росписи на тему: "Зимние фантазии"
Техника батик - роспись по шёлку
Создание композиции в технике холодного батика "Зимние фантазии"
Вид занятия: Мастер-класс
Место проведения: Учебный кабинет
Возраст учащихся: 8 – 12 лет.
Цель занятия: Познакомить учащихся с техникой росписи «Холодный батик» и представить современные способы росписи по шелку.
Задачи:
Обучающие
обучить техническим приемам в росписи солевой и акварельной техник, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.
Ознакомление учащихся с историей батика и его видами: холодный, горячий, узелковый, свободная роспись.
Обучение техническим приемам нанесения резервирующего состава и росписи солевой и акварельной техник, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.
Развивающие
развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и акварельной росписи у учащихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа.
Развитие декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и акварельной росписи у учащихся и сознательного использования средств художественной выразительности в создании художественного образа.
Воспитательные
воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству, живописи; прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран.
Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, живописи, дизайну.
Зрительный ряд: Кабинет оформлен работами педагога и учащихся в разных техниках. На доске выписаны необходимые слова для ознакомления; фотографии, наглядные пособия. Презентация.
Методы проведения занятия: Объяснение нового материала, практическая работа учащихся под контролем педагога.
Оборудование: Телевизор, компьютер, доска, ткань (шёлк), рамки, пяльца, кнопки, эскиз, краски по батику, резервирующий состав, соль, кисть беличья №2, №6, вода, палитра, тряпочки.
Ход занятия:
Организационный момент. Подготовка к занятию
Приветствие.
Подготовка рабочего места: учащиеся рассаживаются за столами, раскладывают материалы: пяльца, рамки, на которых предварительно кнопками натянута ткань с нанесенным рисунком при помощи резервирующего состава. Около каждого учащегося приготовлены краски по батику, соль, кисть беличья №3, №6, вода, палитра, тряпочки.
2. Сообщение темы мастер-класса.
История развития батика
Педагог: Мы с вами на занятиях рисуем на бумаге, картоне - акварелью и гуашью, а сегодня будем рисовать на ткани. Предлагаю вам заняться творчеством, которое принесет несомненное удовольствие. Роспись по шелку, а именно о ней идет речь, тем и хороша, что чем глубже ее узнаешь, тем больше радости она доставляет. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что вы наверняка найдете себе технику по душе.
Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.
Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».
Слово "батик” в переводе с яванского означает «рисование горячим воском», отсюда и название техники – «горячий батик».
В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет светлее другого.
В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).
История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.
В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы
В «холодном» батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением резерва и свободная роспись.
Можно изготовить платок, занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны.
Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники «Холодный батик».
Шелк надо обязательно выстирать – это позволит очистить его от возможных загрязнений. Теперь нам необходимо закрепить ткань. (Педагог показывает)
Для росписи холодным резервом наиболее удобны непрерывные плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный мотив, где точность рисунка не столь важна.
После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка. Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.
Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской. Темный цвет осветлить уже никак не удастся».
3. Знакомство с холодным батиком (солевая техника) и необходимыми материалами
Рассмотрим воздействие соли при росписи шелка - она поглощает влагу. Если вы покрасите шелк и, не давая ему высохнуть нанесете на него немного соли, она тут же начнет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней пигменты - и в результате краска становится светлее, появляются крапинки.
4. Практическая часть.
Последовательность выполнения работы.
Самостоятельная работа учащихся. Создание общего композиционного строя, с учётом символики цвета. Колористическое решение.
5. Поведение итогов
По окончанию мастер-класса проводится выставка и анализ детских работ по 3-м направлениям:
Уровень овладения приемами декоративной росписи;
2. Выразительность придуманной композиции;
3. Аккуратность в выполнении работы.
6. Уборка рабочего места
7. Выставка детских творческих работ.
Дементьева Ирина Михайловна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Жарова Нина Владимировна