ГБОУ РК «Повенецкая школа-интернат №18»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по ВР Директор
______Н. А. Пергаева ______С. А. Мухамеджанов «__02_» ___сентября__ 2016г. «___30» _апреля 2017г.
Программа
«Живой-уголок»
Рассчитана на возраст от 8-12 лет.
срок реализации 1 год
(68 часов)
Рассмотрена
МО воспитателей
Протокол №__1__ Разработана: Похилько Ю.В.
Воспитатель
п. Повенец
Программа кружка “Живой -уголок” позволяет учащимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и “Животные”. Программа данного кружка рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые стремятся к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь. К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, узнать больше о животных и интересных для изучения со всех сторон.
На занятиях кружка ребята учатся ухаживать за животными, кормить, вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.
Во время кормления и ухаживания за животными развивается коллективизм, уважение друг к другу. Общение учеников с педагогом на занятиях кружка теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “воспитатель” и “ученик”. Ученики и воспитатель становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.
Программа кружка рассчитана на 1 год, причём занятия могут проводиться в разновозрастной группе обучающихся.
Формы для проведения занятий могут быть самыми разнообразными.
С целью развития мышления, наблюдательности учащихся, в структуру мероприятий можно включать дидактические и имитационные игры, задания творческого характера, здоровье сбережению будут способствовать экскурсии и целевые прогулки, театрализованные представления. Развитию экологической культуры способствуют разработка и создание эко знаков, гербаризация, составление памяток, экологические акции и десанты. Для развития эмоциональной сферы учащихся в план занятий включено чтение литературных произведений и прослушивание музыки, разучивание стихов, а для развития эстетического вкуса: изготовление поделок, аппликаций, рисунков и т. д.
Занятия творческого объединения состоят из двух частей - теоретической и практической. В практической части осуществляется уход за животными и растениями.
Занятия проводятся в классе, или помещении, где находится живой уголок.
Программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на учащихся 1, 3, 4 классов. В группе 10 человек. Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. На практических занятиях группа делится на два звена.
Возраст детей – школьники 9-12лет
Количество часов – 68 часов
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность. Какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Актуальность дети очень любят животных. Животные является одними из самых близких друзей для них. В живом уголке дети знакомятся с обитателями разных континентов нашей планеты, одомашненными человеком, учит детей правильно ухаживать за животными. Особое внимание уделяется наблюдению за поведением данного животного, его привычками, характером и др.
Программа предусматривает решение следующих задач:
Знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, с их биологическими особенностями
Приобретение навыков и умений работать с художественной и научной литературой
Формирование у школьников умений сравнивать, вести наблюдения
Приобщение детей к охране природы родного края, вовлечение в защиту окружающей среды
Способствовать развитию коллективизма, повышению интереса к исследовательской работе
Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса Методы работы:
Поисково-исследовательский
Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках
Коллективный подход Формы и приемы работы:
Проведение практически работ, лабораторных опытов, экскурсии
Изучение научной и художественной литературы
Фенологические наблюдения
Наблюдение за природными объектами
Моделирование экосистем
Изучение флоры и фауны родного края
Цели и задачи программы
Цель –– формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всём живом на земле, воспитание нравственных качеств личности.
Цели могут быть достигнуты при решении ряда определённых задач:
I. Обучающие:
формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
формирование знаний о животные разные виды
II. Развивающие:
развитие эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
развитие творческих способностей, мелкой моторики при работе с природным материалом, бумагой.
формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
III. Воспитательные:
формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Методы работы:
Поисково-исследовательский
Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках
Коллективный подход Формы и приемы работы:
Проведение практически работ, экскурсии
Изучение научной и художественной литературы
Наблюдение за природными объектами
Возрастная категория детей
Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 8-12 лет, дети с ТМНР количестве 10 человек. Особенности психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Интеллектуальное развитие детей с ТМНР различно. Степень умственной отсталости колеблется от умеренной до глубокой. Развитие тех детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения таких детей использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.).
Наиболее характерные черты недоразвития и особенности протекания познавательных и эмоционально – волевых процессов умственно отсталых детей 8-12 лет в группе:
Замедленный и суженный объём зрительного восприятия.
Не усматривают связей и отношений между объектами.
Недифференцированность восприятия.
Затрудняются в кинестетическом восприятии (ориентировка своего тела в пространстве).
Ухудшение концентрации внимания.
Изменение устойчивости внимания.
Нарушение переключения внимания.
Произвольное внимание нецеленаправленно.
Мышление недостаточно сформировано.
Сравнение проводят по несущественным признакам, а часто по несоотносимым.
Нарушенная критичность мышления.
Нарушение всех видов памяти.
Запоминание замедленное и непрочное.
Грубые нарушения речи.
Эмоции часто бывают неадекватными.
Не умеют руководить своими действиями.
Присутствуют внушаемость и упрямство.
Формы организации – групповые занятия в сочетании с индивидуальной работой; экскурсии.
На занятиях по данной программе предусмотрены дидактические и развивающие игры, двигательные разминки, творческая деятельность и практические упражнения. Темы программы освещают знания из области животного мира.
Предполагаемые результаты программы обучения «Живой-уголок»
Детские творческие работы.
Приобретённые личностные качества.
Полученные на занятиях знания, умения и навыки.
Принципы организации программы:
Принцип наглядности, доступности и последовательности.
Принцип научности, связи программного материала с жизнью, подбор актуального и объективного материала («воспитание правдой»).
Дифференцированный подход к изучению программного материала и организации самостоятельной деятельности, обучающихся в зависимости от уровня их подготовки.
Принцип связи теории с практикой.
Методические рекомендации к организации занятий по программе:
Методика проведения занятий по программе «Живой-уголок» предусматривает теоретическую подачу материала, а также практическую деятельность, которая является основной. Значимым моментом при работе с детским коллективом является воспитательная работа. Педагог учит работать детей сообща, помогая друг другу; формирует культуру труда; учит приёмам самостоятельной работы.
Непременная составляющая часть эффективного занятия – гибкая неформальная система контроля, органично вплетающаяся в каждый его этап.
На занятиях дети получают сведения о различных видах животного мира, а также знания из области экологического воспитания в соответствии с темой занятия, что расширяет кругозор учащихся и формирует элементарные технические знания. Учитывая то, что младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью быстро отвлекаются и утомляются, внимание их неустойчиво – рассказ и беседа занимают немного времени в структуре занятия и обязательно сопровождаются наглядностью. Целесообразно также совмещать сообщение технических сведений с практическими действиями детей.
Чаще всего дети выполняют работу при воспитателе. При выполнении практических работ по уходу за животными используется ролевая игра, где дети пробуют себя в разных профессиях: администратор – осуществляет руководство практической деятельностью, диетолог – составляет рацион, повар — готовит корм для животных, официант - раздает корм, ветеринар — осматривает состояние животных, технический персонал - убирает клетки.
Дети с интеллектуальной недостаточностью весьма неадекватно оценивают результаты своего труда, поэтому на занятиях педагог ведёт работу, направленную на воспитание правильного отношения к качеству выполненного изделия и умение детей находить недостатки в своих готовых поделках.
Педагогические технологии: игровые, здоровье сберегающие, мультимедийные.
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение
- кабинет, ведро для воды, тряпочки: столы и стулья для педагога и учащихся, электронная доска, шкафы для хранения учебной литературы и наглядных пособий
Дидактическое обеспечение:
Образцы готовых изделий, книги, подборки рисунков и фотографий различных изделий и описание их изготовления.
Инструкции по охране труда и технике безопасности.
Кадровое обеспечение программ
воспитатель детей дошкольного возраста.
Санитарно-гигиенические требования
На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295) постановляю: Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 года, с 20 июня 2003 года.
Работа с родителями
Проведение выставок, мастер классы детей для родителей.
Нормативно-правовые документы
• Закон Российской Федерации «Об образовании».
• Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
• Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
• Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
Учебно-тематический план (1 год)
№ |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Формы занятий |
Деятельностно-практическая работа. |
1 |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
- |
Занимательное занятие. |
Изготовление эмблем «Живой уголок». |
2 |
Природа окрестностей школы. |
6 |
1 |
5 |
Экскурсия, чтение художественной литературы. |
Выставка рисунков, поделок, заготовка природного материала. |
3 |
Растения зимой(рассказ) |
2 |
1 |
1 |
Экскурсия, чтение художественной литературы. |
Пересказ. |
4 |
Птицы зимой. |
4 |
1 |
3 |
Экскурсия, рассказ о зимующих птиц. |
Кормление птиц. |
5 |
Перелётные птицы. |
2 |
1 |
1 |
Экскурсия, разгадывание загадок. |
Пересказ. |
6 |
Рассказ о комнатных растениях. |
2 |
1 |
1 |
Рисование, разгадывание загадок. |
Подкормка комнатных цветов, рыхление почвы. |
7 |
Презентация «Красная книга-растений» |
2 |
1 |
1 |
Просмотр презентации, рисование. |
Изготовление красной книги. |
8 |
Конкурс рисунков «Тихая моя Родина!» |
2 |
1 |
1 |
Разучивание стихов, имитационные игры. |
Выставка рисунков. |
9 |
Уход за комнатными растениями. |
6 |
1 |
5 |
Рыхление почвы, поливка. |
Поливка цветов. |
10 |
Экскурсия «Зимующие птицы» |
4 |
1 |
Экскурсия, рассказ о зимующих птицах. |
Кормление птиц |
|
11 |
Экскурсия «Эх зимушка-зима» |
2 |
1 |
1 |
Экскурсия |
Выставка природного материала |
12 |
Наш-край Карелия- |
2 |
1 |
1 |
Работа с литературой в библиотеке. Просмотр иллюстраций |
Пересказ. |
13 |
Уход за домашними животными». (презентация) |
2 |
1 |
1 |
Чтение художественной литературы. (рассказ о домашних животных) |
Кормление домашних животных. |
14 |
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» |
2 |
1 |
1 |
Изготовление кормушки из пластиковых бутылок. |
Выставка изделия. |
15 |
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» |
5 |
1 |
4 |
Поливка цветов, влажная уборка, подкормка, рыхление почвы. |
Опрыскивание цветов. |
16 |
Уборка живого уголка «Чистый уголок» |
6 |
1 |
5 |
Уборка инвентаря у животных. |
Чистота |
17 |
Кормление животных (живого уголка) |
10 |
1 |
9 |
Правила ухода и кормления. |
Кормление животных. |
18 |
Дикие животные (презентация) |
2 |
1 |
1 |
Чтение художественной литературы. Иллюстрации диких животных. |
Выставка рисунков. |
19 |
«Домашний питомец» домашние животные. |
4 |
1 |
3 |
Чтение рассказов о домашних животных. Иллюстрации с домашними животными. |
Выставка рисунков. |
20 |
Значение воды в жизни растений и животных.» |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Практикум. Дидактическая игра. |
Выпуск информационного листа. |
21 |
Природа- наш дом. |
2 |
1 |
1 |
Целевая прогулка. Сбор природного материала. |
Поделки из природного материала. |
Итого: |
68 |
Объём часов в год составляет 68 часов (так как в каникулярное время дети отсутствуют в образовательном учреждении).
. Содержание программы 1 года обучения.
О том, что такое экология, о наиболее важных экологических проблемах, об исчезающих и уже исчезнувших видах животных и растений, о борьбе с загрязнением окружающей среды, об охране природы узнают воспитанники и внесут посильный вклад в охрану окружающей среды.
Прогнозируемые результаты
1. К концу первого года обучения обучающиеся
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Название и биологию обитателей живого уголка, 5-6 видов комнатных растений, 8-10 названий животных местных лесов.
Условия необходимые для содержания обитателей живого уголка, а также оптимальные условия для выращивания комнатных растений.
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Ухаживать за растениями и животными в живом уголке.
Подготовить рассказы об обитателях живого уголка.
Изготовлять поделки из природного материала и аппликации из бумаги методом отрыва.
Проявлять живой интерес к природе.
2. К концу второго года обучения обучающиеся
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Названия и биологию 3-4 видов представителей каждого класса животных, 6-8 видов комнатных растений.
Условия необходимые для содержания обитателей живого уголка, а также оптимальные условия для выращивания комнатных растений.
Значение животных, птиц, комнатных растений в жизни человека.
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Ухаживать за животными и растениями.
Пересаживать комнатные растения.
Провести экскурсию в живом уголке.
3. К концу третьего года обучения обучающиеся
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Название и биологию 3-5 представителей каждого класса животных разных стран, уметь их сравнивать.
Правила охраны природы, значение растений и животных в природе и для жизни человека.
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Проявлять инициативу при проведении экологических рейдов.
Подготовить рассказ о животном или растении по определённому плану.
Выполнить поделку, рисунок, аппликацию.
Посадить или пересадить растение.
4.К концу четвёртого года обучения обучающиеся
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Правила охраны природы.
Значение чистой воды, чистого воздуха для животных, растений и человека.
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Проявлять инициативу при проведении экологических рейдов.
Замечать зоны экологической опасности.
Методическое обеспечение.
Для реализации программы имеется просторный, светлый кабинет.
В наличии имеются животные: морская свинка, попугай, а также разные виды комнатных растений.
Имеется необходимое оборудование и инструменты.
Результаты работы могут быть зафиксированы:
1. В дневниках наблюдения.
2. По качеству рисунков, аппликаций, поделок, по количеству растений в кабинете.
3. По результатам участия ребят в выставках, конкурсах, праздниках.
4. Тестирование и анкетирование учащихся.
5.Анализ творческих работ.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утвержден Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html.
6. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27).
7. Исследователи природы. // Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М., 1983. – 288 с.
8. Экологическое краеведение. Экология. // Типовые дополнительные образовательные программы эколого-биологического профиля. Научно-методический сборник (Под ред. Д.В. Моргуна). – М., 2005. – 140 с.
9. Колбасенко М.Н. Программы экологического обучения и воспитания школьников младших классов. – Архангельск, 1995. – 26 с.
10. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. – М., 1993. – 16 с
11. Ильичев В.Д., Силаева О.Л. Говорящие птицы. – М.: Наука, 1990. – 205 с.
12. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
13. Бёме Л.Б. Жизнь птиц у нас дома. – М.: Лесная промышленность, 1986. – 152 с.
14. Рахманов А.И. Птицы – наши друзья. – М.: Росагропромиздат, 1989. – 224 с.
15. Демянчик В.Т. Как ухаживать за птицами. – Минск: Литература, 1998. – 320 с.
16. Рахманов А.И. Домашняя канарейка. Содержание. Разведение. Кормление. – М., 2003. – 64 с.
Приложение №1
Физминутки |
||
1 |
«Листики осенние» |
Мы листики осенние, на ветках мы сидим. |
2 |
«Листопад» |
Дружно по лесу гуляем |
3 |
«Выпал беленький снежок» |
Выпал беленький снежок - |
4 |
«Бабочка» |
Бабочка летала, над цветком порхала |
5 |
«Неваляшки» |
Мы веселые милашки |
6 |
«Зарядка» |
Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! И водою обливаться, раз – два – раз – два! |
7 |
«Зарядка» |
Мы хлопаем руками: Хлоп… |
8 |
«Я мороза не боюсь» |
Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь. |
9 |
«Снежинки» |
Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь. |
10 |
«Маленькие птички» |
Маленькие птички, Птички-невелички, по лесу летают, Песни распевают. |
11 |
«В лесной лужайке» |
Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветви и пенёчки. |
12 |
«Зарядка» |
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем отдыхать! |
13 |
«Игрушки» |
Вот большая пирамидка |
14 |
«Гриша шел-шел-шел» |
Гриша шел-шел-шел, Белый гриб нашел. |
15 |
«С добрым утром!» |
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? |
16 |
«Цветок» |
Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел. |
17 |
«Медведь и пчёлы» |
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. |
Пальчиковые игры |
||
1 |
«Листья» |
Мы дорожки подметаем, |
2 |
«Помощники» |
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. |
3 |
«Капуста» |
Мы капусту рубим - рубим, |
4 |
«Цветы» |
Расцвели в саду цветы |
5 |
«Мы играли, рисовали» |
Мы играли, рисовали, |
6 |
«Мы рисовали» |
Мы сегодня рисовали, |
7 |
«Пальчики-солдатики» |
Командир позвал солдат: «Становитесь дружно в ряд! Первый встал, за ним – второй, Безымянный, быстро в строй!» А мизинчик очень мал, Он чуть-чуть не опоздал. |
8 |
«Лодочка» |
Две ладошки прижму |
9 |
«Кузнечик» |
Я гуляю по дорожке |
10 |
«Волна» |
Светит полная луна – |
11 |
«Рыбки» |
Рыбки весело резвятся |
12 |
«Пять пальцев» |
На моей руке пять пальцев, |
13 |
«Дружба» |
Дружат в нашей группе |
14 |
«Моя семья» |
Этот пальчик - дедушка, |