12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Власенко Ирина44

Мастер-класс

«О зависти и злости»

Не желай дома ближнего твоего;

не желай жены ближнего твоего,

ни раба его, ни осла его,

ничего, что у ближнего твоего.

Библия (Исх: 20;17)


 

Царят на свете три особи,

зовут их: Зависть, ревность, злоба.

Брант С.


 

Где берет свое начало этот грех? В небе, среди прекрасных ангелов, которые позавидовали славе Своего Творца. Для этих взбунтовавшихся духов, или дьяволов, Бог в наказание создал преисподнюю. От падших ангелов зависть перешла на землю, проникнув в рай.

Именно там дьявол давал женщине большие обещания, сулил ей Божественное познание и искушал ее, а она искусила мужа съесть запретный плод. Заговор удался полностью – злой дух, который завидовал счастью людей в раю, лишил человека дружбы Бога и накликал на него всевозможные тяготы, болезни и смерть.


 

Завистники умрут,

но зависть никогда.

Мольер

 

Кроткое сердце –

жизнь для тела,

а зависть – гниль

для костей.

(Притчи 14:30)

Грех этот выражается в злой радости от того, что с ближним приключилась неудача или какое-нибудь несчастье. Существует ли худшее и более жалкое ослепление, чем то, которое зиждется на огорчении счастьем собратьев, на радости от их неудач?!

Злые люди во всем отыщут грязь и пятно; никто не избежит их обвинений, даже человек самой праведной жизни.

Завистник печален или потому,

что его самого постигло несчастье,

или потому, что кому-то повезло.

Бион

Где зависть и сварливость,

там неустройство и все худое.

(Иакова 3:16)

Они завидуют, по словам св. Григория Великого, самым благородным достоинствам своих братьев. Словно Самому Богу они предъявляют претензии за то, что Он не поскупился перед кем-то иным в Своих щедротах. Почему иудеи так ожесточенно протестовали против Христа – своего величайшего благодетеля? Почему хотели они его сбросить со скалы или до смерти закидать камнями? (См. Лк 4. 29; Ин 8. 59; 10. 31; 7. 1; 11. 53.) Не потому ли, что Его святая жизнь стала тяжким упреком для этих спесивых гордецов и преступников? Чудеса Спасителя восхищали бесчисленные толпища, а иудейская верхушка чувствовала себя при этом изолированной и презираемой. Отсюда – та ярость врагов Христа, ярость, которая была для них внутренним, неустанно убивающим их палачом. Почему, как безумные, кричали они: «Сколько еще ждать? Нужно как можно скорее от Него избавиться, потому что за Ним пойдет весь мир, ослепленный его чудесами. Пусть умрет, нет иного выхода, по-другому нельзя» (См. Ин 11. 47-48). Какая это страшная страсть – зависть!

- Размышляем, обсуждаем: Чем опасны зависть и злость?

Резюме:

Зависть – страшное зло и серьезнейшая болезнь души. Зависть оплевывает своим ядовитым ядом даже самые лучшие поступки. Если бы этот грех, по крайней мере, вымер вместе с фарисеями! Увы – он пустил очень глубокие корни, которые никто не сумел вырвать из людских сердец!

 

Невыносимой мукою томим

Тот, кто во всем завидуем другим.

Всю жизнь тоской и злобою дыша,

Затянута узлом его душа.

Джами

Где слава, там и зависть; где зависть,

там клевета и козни.

Иоанн Златоуст

Доброта Иисуса Христа, блеск Его добродетелей должны были бы наполнить сердца иудеев счастьем и радостью. Однако, к сожалению, их снедала зависть – поэтому они были огорчены и преследовали прекраснейшего Спасителя. Какие-то милосердные люди принесли к Христу на носилках несчастного паралитика (См. Мф 9. 2). Спаситель мира исцелил его, говоря: «Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9. 2), «Встань, возьми постель твою и иди!» (Мк 2.9; Лк 5. 24.) Фарисеи, вместо того, чтобы с благодарностью принять это чудо, вместо того, чтобы восславить доброту и могущество Иисуса, заходятся от злобы и называют Спасителя богохульником.

 

Зол, кто имеет завистливые глаза,

отвращает лицо и презирает души. –

Сирах. Библия

Если милость свела Господа с небес на землю, то на Крест возвела Его человеческая зависть. Позавидовали Иудейские первосвященники и начальники Иисусу Христу и возненавидели Его. Завидно было, что Он может исцелять больных, а они нет; что учит он просто, доходчиво и глубоко, обращаясь к каждому сердцу, а у них так не получается. В каждом сердце искал Господь что-то доброе и помогал каждому покаяться и исправиться, уверовав в него, а им и в голову не приходило, что как грех, так и добродетель живут в сердце. Вот и одолела их зависть.

- Размышляем, обсуждаем: Как вы думаете зависть врожденное или приобретённое чувство с христианской точки зрения?

Завистливый вредит самому себе прежде, нежели тому, кому завидует.

Святитель Иоанн Златоуст.

Резюме:

Подступила к вам зависть, главная гонительница всякой добродетели, ненавистница самого Господа Иисуса Христа. Сразу же сделайте так, чтобы и духа её зловонного в душе не осталось. Скажите сами себе - ну и что особенного, если другие богаты. Ведь все земные богатства скоропроходящи и тленны. Такою мыслью вместе с молитвой вы погоните это злодейское чувство из своей души.

Как ржавчина изъедает железо, так зависть душу, в которой она живёт.

Святитель Василий Великий.

Есть и более тонкая зависть, и с нею бороться труднее. Ее даже трудно распознать и почувствовать. Свойственнее она не столько детям, сколько взрослым людям, даже глубоко верующим. Этой самой завистью жестоко страдали иудейские начальники распявшие Христа.

Это зависть не чужому богатству, а чужой добродетели. Кто-то рядом лучше нас, скромнее, приятнее людям, у кого-то лучше спорится в руках работа. Кому-то легче и быстрее дается учеба. Вот тут и приходит беда к завистливому! Ведь ему всегда плохо, когда другому хорошо.

- Размышляем, обсуждаем: Как вы думаете, уместны ли термины «белая» и «чёрная» зависть?

Резюме: Единственно, в чем должно соревноваться с ближними и соперничать с ними, - это добродетель. А высшая добродетель – смирение, чтобы ставить себя ниже других людей. Кто себя ниже всех ценит в собственных глазах, тот и приятнее Богу.

Чужая добродетель никак не сможет меня лишить небесной награды. Господь щедр, в Его Царстве есть награды для всех добродетелей.

Стихотворение «Зависть»

Зависть – ночь, страшней осенней ночи:

Ни огня, ни звездного луча.

Зависть – червь, сто вечно душу точит,

Острая секира палача

Зависть ум и сердце омрачает:

«Почему я нищ, а он богат?»

Сатана завистникам вручает

Для убийства смертоносный яд.

Проклиная горести, невзгоды,

Разрываясь сердцем от тоски,

Красоте завидуют уроды,

Молодым и сильным - старики.

Зависть людям счастья не давала,

Заводя в непроходимый ад.

«Почему он в чине генерала?»-

Говорит завистливый солдат.

Бесталантный не находит места,

Грязь бросая в истинных творцов.

Петухи с куриного насеста

Жаждут славы царственных орлов.

Мир искусства завистью пронизан.

Каждый мастер духом одинок.

Даже в храме под нарядной ризой,

Вместо сердца – зависти клубок.

Тонет мир в трясине злобы зыбкой.

Кто завистник – дьявола холуй!

Зависть под фальшивую улыбкой,

завистью отравлен поцелуй.

Каина деяния повсюду,

За добро завистник платит злом.

Страшного предателя Иуду

Можно встретить в обществе любом.

Изгонялись завистью пороки,

На Голгофе распят Божий Сын.

Близок суд, близки расплаты сроки.

Злобой не спасется не один!

Ненависть активное чувство – недовольства; зависть – пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть.

Гёте

Начинает завистник искать что-то плохое в том человеке, которому завидует. Увидит его ошибку или грех – всем расскажет с торжеством, как будто о своем достижении.

вот какая это гнусная страсть, какое тяжелое страдание приносит она самому завистнику. (Славянское слово «страсть» и означает страдание). Постоянное раздражение, злоба, постоянная тоска в сердце, нервные расстройства и бессонница – сколько нечистоты и мучений! Завистник не будет здоровым человеком, пока не откинет прочь эту страшную змею, поедающую его сердце.

Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.

(Притчи 14:30)

Три тысячи верст отделяют от тела, простого, живого, такого больного…

Я грудью своею тебя бы согрела от местного странного черного бога…

От пищи слезами по белым страницам.

Он муз убивает, кромсая ножом. В иконах его появляются лица,

Которые молятся черным словцом…

Тот бог разделяет людское волненье,

И в душу вселяет грязнее всего

Мысли, которые без исключений, грязные… Завистью кличут его…

- Размышляем, обсуждаем: Каковы на ваш взгляд скрытые причины зависти?

Будем наслаждаться своим уделом, не прибегая к сравнениям, - никогда не будет счастлив тот, кого мучит вид большого счастья …

Когда тебе придет в голову, сколько людей идет впереди тебя, подумай, сколько их следует сзади.

Сенека

Или, может быть, дал Господь другому человеку больше способностей, чем вам, больше талантов. Но ведь тогда и больше спросит с него. Чему же завидовать? Господу виднее, кому какие давать таланты. Дал бы вам его талант, и что вы стали бы с ним делать? Может быть, по собственной лени вы все растеряли бы.

Такими мыслями с молитвой очищайте свое сердце от зависти. Желайте добра и при случае помогите тому, кому завидуете. Имейте с ними добрые отношения (хотя не обязательно близкие) – зависть оставит вас.

Не стесняйтесь поделиться с родителями, если почувствуете такое нечистое движение в сердце. Их доброе слово вам поможет. И, конечно, осознав в себе зависть, кайтесь в ней на исповеди. Здесь вас уже выслушает, утешит и поможет вам не мама и даже не батюшка, а сам Господь Иисус Христос, пострадавший от человеческой зависти.

Послушайте, что пишет о зависти и соперничестве святой Ефрем Сирин в книге «Слово о добродетелях и пороках».

Блажен, кто не подвержен зависти и соперничеству; ибо соперничество и зависть друг другом держатся, и в ком есть один из этих пороков, в том оба они. Поэтому истинно блажен, кто не впал в сии пороки, и не уязвлен ни одним из них.

В ком зависть и соперничество, тот всем противник, ибо не хочет, чтоб предпочтен был ему другой. Заслуживающих одобрение он унижает; кто идет добрым путем, тем полагает на пути соблазны; кто живет как должно, тех порицает, постящегося называет тщеславным, скорого на услуги – жадным, расторопного в делах - славолюбивым, прилежно занимающегося книгами – празднолюбцем, искусного на ответы – чревоугодником.

Завистливый никогда не радуется успеху другого.

Зависть – враг счастливых.

Эпиктет

Резюме:

Не подпитывай зависть осознанно эмоциями, мыслями и желаниями, и она не сможет выжить самостоятельно, без вашей помощи.

Спешите делать добро. В добром сердце нет места зависти. А с уходом зависти почувствуйте легкость, спокойствие и мир в душе!

Горе завистливому; потому что сердце его всегда изнемогает от печали, тело снедается бледностью и силы его истощаются. Всем он несносен, всем он враг, всех ненавидит, перед всеми лицемерит, всем строит козни, перед всяким носит личину, ныне дружится с одним, а завтра с другим и в расположении ко всему изменяется, подделывается в желание каждого, и чрез несколько времени всякого осуждает, чернит одного перед другим и каждого с каждым путает. Итак, страшная отрава – зависть и соперничество.

Главнейшая из всех пагубных страстей есть зависть - мать прочих страстей и беззаконий.

Сковорода Г.С.

Сегодня мы хотели вас убедить в том, до какой степени низменной является эта страсть, и как она широко при этом распространена на свете! Помимо этого, мы хотели довести до вашего сознания, что зависть – очень опасный грех, освободиться от нее крайне тяжело!

Завистники, на что они ни взглянут,

Поднимут вечно лай;

А ты себе своей дорогою ступай:

Полают да отстанут.

Крылов И.А.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.