12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна257
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону

 

                                                    Пояснительная записка

       Данное домашнее задание разработано к уроку по теме: «О зависть, зависть, сколько яда вселяешь ты в сердца людей!»

Цель: в нетрадиционной форме привлечь внимание учащихся к размышлениям на морально – этическую тему в рамках подготовки к сочинению-рассуждению на ОГЭ (задание 15.3). Подобные домашние задания могут быть полезны при подготовке учащихся к итоговому сочинению в 11 классе, а также при выполнении творческой работы на ЕГЭ по русскому языку.

      В процессе подготовки домашнего задания учащиеся повторяют сведения по лексике, морфемике, словообразованию, орфографии, грамматике, культуре речи; закрепляют умение работать со словарями и справочной литературой; обращаются к литературным произведениям разных стилей и жанров; самостоятельно составляют таблицы и схемы, делают обобщения и выводы, составляют инструкцию (памятку) по теме урока, обращаются к эпистолярному жанру, готовят презентации.

    Специфика и объём домашнего задания позволяют привлечь к его выполнению всех учащихся класса в разных формах: индивидуальной, групповой, коллективной. Подготовка домашнего задания способствует развитию творческой, речевой, мыслительной активности, интереса к предмету; развивает умение проводить содержательный анализ текстов разных стилей и типов и отбирать материал для собственного текста публицистического характера.

Предмет – русский язык

Класс – 9 

Уровень сложности – средний

Тип задания – комбинированное (индивидуальное и групповое)

Рекомендованное время подготовки – 1 неделя

Способ проверки – дискуссия с предъявлением таблиц, схем, презентаций.

 

                                                 Инструкция по выполнению.

1) Индивидуальное задание:

Написать письмо в редакцию молодёжного журнала от лица подростка на тему «Зависть». Примерный круг вопросов:

* Почему решил написать письмо?

* Кому и почему завидуешь?

* Является ли зависть, на твой взгляд, пороком?

* Почему люди редко признаются в этом пороке?

                                            Пример выполнения задания:

        Здравствуйте, уважаемая редакция журнала «Ровесник»!

С большим интересом читаю Ваши статьи, решила поделиться с Вами проблемой, которая меня волнует.

     Хочу вам сказать, что я – завистливый человек. Об этом не принято говорить вслух, и обычно люди не признаются, что они завидуют более успешным, красивым, богатым и умным людям. Я завидую своим подругам, своей старшей сестре, я завидую телеведущим и актрисам, даже случайным людям иногда тоже завидую. Я знаю, что зависть – отрицательное чувство, и мне хотелось бы избавиться от этого недостатка. Но я не знаю, как это сделать.

                                                                                                             Ксюша, 15 лет

2) Групповые задания

1. Задания группе социологов:

* Познакомиться со словарной статьёй слова «зависть» в словарях С.И. Ожегова, В.И. Даля. Сравнить определения. Сделать вывод.

* Провести анализ данных социологических исследований и ответить на вопросы:

            * Кто больше всего подвержен зависти?

            * В каком возрасте – больше, в каком – меньше? С чем это связано?

            * Что может быть объектом зависти среди взрослых, среди подростков?

                                                 Пример выполнения задания.

        Мы считаем, что начать разговор уместно с определения лексического значения слова.

В Толковом словаре С.И.Ожегова даётся такое определение слова зависть:

                     Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

   В.И Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт несколько определений слова зависть:

       Зависть – свойство того, кто завидует; досада по чужому добру или благу, нежелание добра другому, а одному лишь себе.

           Завидовать: 1. Досадовать на чужую удачу

                                         2. Болеть чужим здоровьем

       Если сравнить словарные статьи Ожегова и Даля, то можно заметить, что определение слова зависть у Даля более подробное, имеет несколько значений. Однако оба учёных отмечают отрицательное качество завистливого человека – отсутствие радости, досада по поводу успеха или благополучия другого человека.

    Зависть присуща человеку независимо от пола, темперамента, характера. От этого порока страдают и безработные, и миллионеры, и звёзды шоу – бизнеса. С возрастом зависть ослабевает. По данным социологических исследований, её уровень снижается, начиная с 60-ти лет. Именно в этом возрасте люди начинают ценить жизнь за её простые радости и меньше предъявляют претензий судьбе за то, что она им недодала.

      Больше всего завистливых и недовольных своей жизнью среди молодых людей от 18 до 25 лет. Им хочется всего и сразу, и часто они не хотят понять, что деньги, слава, успех являются результатом упорного труда, а не подарком фортуны.

   Объектом зависти может быть всё, что угодно: модная одежда, причёска, цвет глаз, дорогая машина… Среди взрослых людей больше всего зависти вызывает материальное благополучие и социальный статус. Среди подростков предметом зависти является популярность среди сверстников, обладание модными («статусными») вещами и предметами, спортивные и учебные успехи, привлекательная внешность, навыки общения и уверенное поведение.

2. Задание группе психологов:

* Познакомиться со словарной статьёй в словарях А.В. Перовского, М.Г. Ярошевского. Сравнить трактовку определения слова «зависть». Сделать вывод.

* Составить сравнительную таблицу «Чёрная зависть – белая зависть»

* Обобщить материал в виде схемы, отвечая на основные вопросы:

                      * Что способствует формированию зависти?

                      * Чем страшна зависть?

                                          Пример выполнения задания.

    Психологи называют завистью одно из негативных чувств человека, вызванное раздражением успехами и благополучием других людей. Завистливый человек чужие успехи и удачи воспринимает как обидную несправедливость по отношению к себе, как угрозу своему статусу, как обесценивание своего «Я». Зависть в психологическом словаре А.В.Перовского, М.Г.Ярошевского. трактуется как: (обобщение материала в виде схемы)

  Зависть - Нежелание добра другому; чувство досады, раздражения, злобы;

                 разрушение, устранение предмета зависти

          На наш взгляд, формированию зависти способствуют личностные качества человека: эгоизм, болезненное тщеславие, честолюбие. Мы считаем, что зависть страшна тем, что она порождает другие пороки: лицемерие, жадность, властность, злость, ненависть. Не случайно известный французский писатель О.Бальзак говорил: «Зависть – один из наиболее действенных элементов ненависти». Зависть рождается тогда, когда начинается успех другого человека, и прекращается, когда начинается несчастье другого. Когда скифского мудреца Анахарсиса спросили, по какой причине люди всегда печальны, он ответил: «Ибо не только о своих бедах печалятся, но и о чужих удачах».

        Зависть посещает нас ежедневно. Иногда она очень болезненна, иногда мимолётна, иногда почти не осознаётся. Увидел у приятеля новый мобильный телефон – что-то кольнуло, узнал, что друг провёл каникулы за границей, - расстроился, услышал об успехах одноклассника и настроение испортилось. Скорее всего, это нормально. Хуже, если человек равнодушен к чужим успехам или провалам. Ведь обычно мы оцениваем свои достижения с успехами других. Чувство зависти – это своеобразный индикатор: если чей-то успех вызвал у вас сильный приступ зависти, значит, вы далеко отстали. А если вы спокойно реагируете на чужие успехи, значит ваши дела в полном порядке. С другой стороны, если вам безразличны успехи друзей, то вам безразлична и собственная жизнь.

       Конечно, зависть разрушает, озлобляет человека. Однако все мы встречали людей, которым зависть помогла достичь успеха. Вспомним слова А.С.Пушкина: «Зависть – сестра соревнования, следовательно, из хорошего роду».

      А Бертран Рассел считал, что «Когда зависть неизбежна, её можно использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим». Учёный и писатель Илья Шевелёв говорил: «Зависть – один из стимулов мечты». Зависть может заставить действовать, становится стимулом изменить жизнь, это как крепкий подзатыльник: «Хватит расслабляться! Не ленись, действуй!» (Примеры из жизни спортсменов, людей с ограниченными возможностями…)

Психологи выделяют 2 типа зависти: чёрную и белую. Попробуем охарактеризовать каждую из них.

Чёрная зависть

Белая зависть

1.Злоба

1.Стимул

2.Ненависть

2.Совершенствование

3.Неудача

3.Удача

4.Досада

4.Успех

5.Обида

5.Соревнование (желание стать лучше)

6.Агрессия

6.Восхищение другим человеком

7.Желание унизить

7.Готовность подражать

8.Регресс

8.Прогресс

Вывод:

разрушительное, отрицательное чувство, которое приводит к озлобленности, ненависти, чувству неполноценности

Вывод:

позитивное чувство, побуждает стремиться к достижениям, способствует проявлению активности и творческой деятельности

Однако стоит прислушаться к словам Ефима Шпигеля: «Белая зависть от частого использования становится чёрной»

В переводе с латинского языка зависть = livor = синева. Рене Декарт отмечал, что у завистника меняется цвет лица: он обычно бывает свинцовым, т.е. смешанный из жёлтого с чёрным, точно цвет крови мертвеца. В народе выделяют чёрную и белую зависть, часто говорят: позеленеть от зависти, а в Китае зависть называют «болезнью красных глаз». Таким образом, для обозначения цвета лица завистника используется едва ли не вся цветовая гамма, но все эти цвета неестественны для обычного человеческого лица. Это ещё раз доказывает, что в какую бы одежду не рядилась зависть, она всё равно делает человека некрасивым и несчастным.

3.Задание группе философов:

* Подобрать высказывания известных философов о зависти. Сделать вывод.

                                                 Пример выполнения задания.

       Свой взгляд на проблему зависти высказывали известные философы.

*** Декарт, Спиноза считали зависть видом ненависти, которая разрушает человека изнутри;

*** Спиноза считал, что зависть лишает душу совершенства;

*** Дескюре считал, что зависть ведёт к ряду нервных и душевных заболеваний;

*** Бион справедливо подметил, что у завистника всегда мрачное настроение. Однажды он увидел завистника в мрачном настроении и обратился к нему с вопросом: «Не знаю, то ли с тобой какая-нибудь неприятность приключилась, то ли у другого – радость»

*** Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим. (Монтескье)

*** Из всех страстей зависть – самая отвратительная. Под именем зависти шествуют ненависть, предательство, интриги. (К.Гель)

*** Зависть – начало раздора среди людей. (Демокрит)

*** Завистник несчастен своим несчастьем и чужим счастьем (Пьер Буаст)

*** Зависть – яд сердца. (Вольтер)

     Вывод: Как видно из приведённых примеров, ни один из философов не высказался в защиту зависти. Зависть – это зло, которое не приносит человеку радости.

4.Задание лингвистам:

1. Провести языковые разборы слова «зависть» - морфемный, словообразовательный;

2. Подобрать фразеологизмы со словом «зависть»

                                                 Пример выполнения задания

      Проанализируем слово зависть. За – висть; за – видовать, т.е. видеть за другого. Иначе говоря, не видеть ценности собственной жизни, перестать жить собственной жизнью, не уметь ей радоваться; посвятить себя жизни других.

     Сравним слова зависть – зависеть - завистливый – завидующий. Эти слова относятся к разным частям речи, ударение в словах падает на разные слоги и смысл вроде бы разный, а если подумать, то суть одна и та же. Когда человек завидует, он как бы начинает зависать на объекте зависти, а потом и зависеть от желаемого. В народе часто говорят: «глаза завидющие». Это просторечное слово имеет оттенок неприязненного отношения к завистливому человеку.

5.Задание историкам:

1. Познакомиться с легендой о происхождении Зависти;

2. Ответить на вопросы:

3. Как представляли Зависть древние греки?

4. Как изображали Богов древние греки? Почему? Сделайте вывод.

                                              Пример выполнения задания

       Зависть сопровождает человечество от самого начала его истории и до нынешнего дня. Познать этот порок человека пытались ещё древние греки. Существует легенда о происхождении Зависти.

      Зависть – дочь океаниды Стикс и Палланта – сына титана Крия, сестра богини победы Ники. Зависть всегда и везде сопровождала свою сестру – крылатую и ясноокую Победу. Греки представляли Зависть уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные жёлтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого раздвоенного языка капает яд. Зависть жила в пещере, грязной и чёрной от запёкшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда не проникают лучи солнца и где не бывает тёплых ветров, а клубится зловонный чёрный туман. Питается богиня только змеиным мясом. Зависть улыбается только тогда, когда видит чужие несчастья, и никогда не спит, потому что её всегда грызут мысли, что кому-то в мире хорошо. Больше всего мерзкое создание ненавидит, когда кто-то добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и сохнуть. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя. Когда она покидает свою пещеру, чтобы сотворить зло, везде, где она появляется, вянут цветы и желтеет трава, а вокруг разносится смрад от её дыхания.

     Конечно, люди чувствовали, что зависть – это страшный порок, поэтому изображали это Существо таким страшным и неприятным.

6.Зависть в религии.

1. Почему зависть является одним из 7 смертных грехов?

2. Прочитайте и прокомментируйте притчу о Каине и Авеле.

3. Какую роль в жизни И. Христа сыграла зависть? (Приведите примеры)

                                                Пример выполнения задания

     В Христианстве зависть считается одним из 7 смертных грехов, т.к. предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. С акта зависти начинается Библия. Каин убил своего брата Авеля, когда его жертвоприношение не было оценено по достоинству. На всём жизненном пути Христа окружала человеческая зависть. Когда Иисус родился, Ирод подумал: «Не посягнёт ли он на царство?» Ирод принял страшное решение убить всех младенцев до 2-х лет. Фарисеи и книжники завидовали Иисусу и ненавидели его, т.к. до Иисуса всё было в их власти, а после проповедей Христа их авторитет упал. За Иисусом следовали многие люди, а за фарисеями – единицы; Христос творил чудеса, а они не умели. Зависть толкнула фарисеев на то, чтобы уничтожить Христа.

7.Задание литературоведам:

1. Проблема зависти в пословицах и поговорках

2. Проблема зависти в баснях И. А. Крылова

3. Проблема зависти в сказках

Форма предъявления материала – сообщение, презентация.

                                           Пример выполнения задания

1). Проблема зависти в пословицах и поговорках.

   Наблюдательный и мудрый простой народ выразил своё отношение к зависти в пословицах и поговорках. Напомним, что такое пословица. В литературном словаре пословица определяется как «краткое, устойчивое, образное народное изречение».

     Известный фольклорист В.Н.Добровольский считал, что «пословица отражает жизненный опыт человечества». Часто о пословице говорят: «Народная мудрость».

Приведём примеры пословиц о зависти:

*** Лучше быть у других в зависти, чем самому в кручине

*** Кто чужого желает, скоро своё потеряет

*** Завистливый по чужому счастью сохнет

*** От зависти пожелтел, от досады вспыхнул

*** Сосед спать не даёт, хорошо живёт

*** Завистливое око видит далёко

*** Хороша жена, да завистлива

*** За чужим погонишься – своё потеряешь

*** Злой плачет от зависти, а добрый от радости

*** Зависть прежде нас родилась

*** Завистнику и свой хлеб не сладок

*** Не разевай роток на чужой кусок

*** Охал дядя, на чужие деньги глядя

    Вывод: Как мы видим, люди осуждали завистников, считали их людьми недобрыми, злыми, жадными, эгоистичными. Зависть – это страшное зло, потому что завистливый человек не доверяет людям, у него нет настоящих друзей. Завистливый человек даже к самому себе испытывает раздражение и злость – вот и сохнет и желтеет от злости и жалости к самому себе!

2). Проблема зависти в баснях И.А. Крылова

    Ярко, остроумно размышляет о человеческих пороках выдающийся русский баснописец И.А.Крылов. Читая басни Крылова, мы часто смеёмся над его героями: хитрыми и глупыми животными. Но все мы, конечно, понимаем, что Крылов разоблачает и высмеивает человеческие недостатки – лень, невежество, зависть. (Краткий анализ басен Крылова «Лягушка и Вол», «Прохожие и собаки»)

3). Проблема зависти в сказках.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (презентация)

А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке» (презентация)

8. Задание редакторам:

1. Составить инструкцию (памятку) на тему: «Как избавиться от зависти?»

2. Вспомнить алгоритм написания письма; составить список ключевых слов, словосочетаний, речевых клише. (Этот вопрос рекомендован всем учащимся класса)

                                                      Пример выполнения задания.

*** Откажитесь от привычки сравнивать себя с другими людьми;

*** Сравнивайте себя с самим собой; учитесь оценивать свои достижения и изменения в себе;

*** Цените то, что уже имеете;

*** Учитесь анализировать собственные желания и потребности, ставьте значимые цели;

*** Уважайте себя как личность; помните, что самоуважение и уважение к другим людям – лучшее лекарство против зависти.

                                                      Алгоритм написания письма

* Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо

* Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания

* Основная часть – изложение информации, интересующей адресата

* Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания

* Подпись. Дата.

                                                        Словарная работа

*** эпистола – литературный жанр, послание в форме письма

*** адресат – тот, кому адресовано письмо

*** адресант – тот, кто пишет письмо

*** этикет – установленный порядок в поведении, формах обращения

*** здравствуйте – живите и будьте здоровы

*** до свидания – до скорого свидания

 Синтаксические конструкции

*** Хочется пожелать Вам …

*** Я благодарю Вас за то, что Вы …

*** Спасибо Вам за …

Опубликовано в группе «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.