Мастер-класс по изготовлению нанайского халата «Омия Мони» с национальным орнаментом
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
СОНЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Районный Конкурс разработок мастер-классов
по декоративно-прикладному творчеству
«Приамурские узоры»
Мастер – класс по изготовлению из цветного картона нанайского халата с национальным орнаментом
«Омия Мони» (древо жизни).
Автор: Токарева Анастасия Александровна
Педагог ДО МБУДО ЦДЮТ
р.п. Солнечный
2018
Мастер – класс
Мастер - класс – изготовление из цветного картона национального
нанайского халата с изображением Древа Жизни (Омия Мони)
Мастер-класс дает возможность прикоснуться к национальным древним традициям этого малочисленного народа. Почувствовать себя мастерами и настоящими художниками.
Мастер – класс для педагогов - одна из важнейших форм повышения
их квалификации. В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения новейших технологических разработок в различных направлениях ДПИ.
Немного из истории нанайского народа:
Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек
человек земли. В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках как гольды. Первая информация о расселении коренных народов бассейна Амура появилась в России в середине XVII в., во времена походов Хабарова и других землепроходцев. По мнению историка Б. П. Полевого, дючеры, жившие в низовьях Сунгари и по Амуру в районе устьев Сунгари и Уссури, были нанайцами. Однако более общепринятым и по сей день остаётся высказывавшееся в XIX в. мнение, что дючеры были потомками или близкими родственниками чжурчжэней, а нанайцы вероятно были известны землепроходцам как «ачаны» и «натки», и распространились в районы, прежде заселённые землепашцами-дючерами, лишь после переселения дючеров китайскими властями в глубину Маньчжурии во второй половине 1650-х годов.
Язык нанайцев относится к тунгуской ветви – тунгусо-манчжурской семьи языков. Об этом нам напоминают легенды, раскопки, записи Григория Ходжера (нанайского писателя). Что в 17 – 18 веках было могущественное племя Мохе, государство Бохай и Джурчжений. Они занимали обширную территорию на Среднем и Нижнем Амуре, начиная с реки Шилки вплоть до озера Ханка в Приморье.
Это государство имело своё ремесло, культуру, традиции, было очень сильным. Но, несмотря на это всё - таки пострадало от нашествия чужеземцев. В 13 веке оно было разгромлено Чингисханом. Эту территорию сейчас занимают эвенки, нанайцы, ульчи, негидальцы, орочи.
Но так как сегодня мы говорим о нанайцах, мы возьмём во внимание село Троицкое, где проживают нанайцы и село расположено на берегу Амура, недалеко от города Комсомольска – на – Амуре - Кондон.
История нанайского халата:
Нанайская традиционная одежда как детей, так и взрослых вплоть до 30 —40-х годов XX века шилась из ткани, рыбьей кожи, ровдуги и состояла из плечевой (верхней и нижней (халаты), поясной (нательной: трусы-штаны, ноговицы), дополнительных элементов (рукавицы, пояс, нарукавники, нагрудники), обуви, головных уборов, различных украшений. По покрою детская одежда в основном не отличалась от взрослой. Она также выполнялась аккуратно, была практична, удобна.
Строгий взгляд других женщин стойбища сразу давал оценку изготовленной вещи.
Никаких скидок на детство не допускалось. Даже когда изготавливали вещи с соблюдением обряда плиочи (буквально поднять, поднимать), который совершали в семьях, где умирали дети, халатики с застежкой на левую, в обе стороны, на спине или сшитые из девяти лоскутов, взятых в девяти домах, из кожи девяти пород рыб, не нарушали форму, целостность.
Аккуратность, ответственность начиналась еще в детстве, когда девочке впервые давали работу: соединить две половинки кожи мелкими стежками через край (гулумбэ каптори называется работа). Плохо выполненная работа сразу распарывалась взрослыми и отдавалась на переделку.
Существовали запреты при изготовлении детской одежды, которые строго выполнялись. Нельзя заранее готовить вещи еще не родившимся детям. Беременность женщины, рождение младенца скрывали, боялись козней злых духов.
Родители желали счастья, удачи кэси своим детям. Большим грехом соромбори считалось одевать их хорошо, шить одежду из дорогих тканей. Говорили, будет кисиако — несчастливым.
Девочка — будущая мать. Страх за ее предстоящие роды (родов нанайские женщины боялись больше всего) запрещал шить одежду, обувь из шкуры, ровдуги, применять сухожильные нитки изюбра бочан. Боязнь трудных родов требовала соблюдения этого запрета, так как по поверьям нанайцев самка изюбра рожает тяжело, просунув голову между развилкой дерева алчар.
Символика нанайского орнамента:
Орнамент нанайского народа очень древний и имеет свое обозначение. Орнамент отражал окружающую действительность из растений, цветов, насекомых, рыб, добрых зверей и птиц.
Например: 1.Поцелуй рыбок – это оберег материнства.
Рисунок 1.
2. Птицы и звери, насекомые и змеи, бабочки – символ семейного счастья.
Рисунок 2.
Халат, на котором изображено древо жизни с птицами и зверями – говорит о богатстве и достоинстве молодых.
Рисунок 3.
А птички – это души не родившихся детей.
Когда невеста выходила замуж, и рождались дети, эти души поселялись в них. Узор в виде чешуи – это чешуя доброго дракона – носит защитную функцию, отгоняет злых духов.
Подготовка мастер – класса.
Цели и задачи мастер – класса.
Научить участников мастер-класса технологии изготовления нанайского халата с нанесением национального орнамента. Распространения и обобщении собственного опыта, в изготовлении «Омия Мони» Древа жизни древней нанайской культуры.
Воспитание бережного отношения к народным традициям.
Участники мастер-класс: педагоги и дети.
Материал и оборудование: учебный класс, парты, стулья, цветной картон, шаблоны из бумаги, карандаши простые, клей, ножницы.
Цель: мастер – класса, показать особенности национального нанайского орнамента и его символику. Применить простую технику аппликации. Развитие творческих способностей посредством работы с шаблонами, соблюдая народные традиции нанайского народа.
Общие задачи мастер-класса для педагогов:
создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;
распространение передового педагогического опыта;
внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Конкретные задачи.
Научиться работать с шаблоном.
Точное копирование орнамента.
Составление древа жизни используя творческую мысль.
Тема мастер – класса.
Нанайские орнаменты очень самобытны и таят в себе многовековую историю этого таинственного и очень малочисленного народа. Прикасаясь к его культуре, любой человек почувствует связь времен и нородов. Этот мастер – класс не только даст человеку приобщение к этой прекрасной культуре, но и почувствовать себя настоящим мастером. Составление родового древа жизни (Омия Мони) применяя свою творческую мысль и народные традиции не только приобщит к древней культуре, но и даст возможность реализовать себя как художника.
План мастер – класса.
1. Организационный момент
2. Вступление. Постановка целей и задач занятия.
3. Немного о древнем народе
4. Национальный нанайский халат
5. Основная часть – работа по изготовлению халата.
6. Работа с шаблоном и орнаментом
7. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Методическая часть
Внимательно изучив историю нанайского народа и национального орнамента можно подобрать сочетание цветов и составить орнамент согласно шаблонам. Но изучить предоставленный материал необходимо внимательно. Изучить форму халата и особенности орнамента. На окончательном этапе работы можно использовать творческую мысль, но при условии узучения и анализа национальных традиций.
Практическая часть.
Несмотря на кажущуюся простоту исполнения изделия, необходима точность исполнения формы халата и орнамента. Хотя при работе с древом можно применить не только полученные знания но и свою фантазию согласно канонам. Когда древо жизни готово, можно по другому расположить животных и птиц, можно добавить новых птиц или рыб. Что касается халата, то форму необходимо оставить согласно шаблона, но орнамент можно немного видоизменить и что то новое добавить по краю одежды. Рассмотрим поэтапное изготовление халата с нанесением национального орнамента.
Этап 1. На начальном этапе необходимо подготовить картон подобрать цвета. С помощью шаблона вырезать халат.
Рис.1
Этап 2. Необходимо так же по шаблону вырезать окантовку халата и с помощью клея аккуратно наклеить на халат.
Рис. 2
Этап 3. Следующий этап требует внимательности и аккуратности. Работа с шаблоном дерева и животных с птицами очень тонкая и ювелирная.
Рис.4
Этап 4. На данном этапе необходимо наклеить все детали дерева на халат распологая их так, чтобы они не накладывались одна на другую. Необходимо расположить животных и птиц на древе и вокруг его.
Рис. 4
Этап 5. На заключительно этапе вырезаем по шаблонам орнаменты для халата и наклеиваем.
Рис.5
Этап 6. После наклеивания всех орнаментов работа готова.
Подведение итогов:
-просмотр и обсуждение выполненных работ;
-самоанализ педагогом-мастером проведенного занятия;
-ответы на вопросы участников мастер-класса;
-общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе изготовления халата и орнамента);
-заключительное слово педагога-мастера.
Заключение.
Мастер-класс - это эффективный способ демонстрации накопленного опыта и освоения его коллегами. В целях распространения и обобщении собственного опыта, в изготовлении «Омия Мони» Древа жизни древней нанайской культуры, участникам творческого процесса дается возможность окунуться в жизнь и быт нанайского народа. Почувствовать и услышать древние легенды на основе которых и построена жизнь этих необыкновенных людей.
Список литературы.
1. Дигурова, Т.М. Как провести мастер-класс [Текст]/Т.М. Дигурова, Н.В. Клёнова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. - № 3. – С.13-22.
2. Гаер Евдокия Александровна. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX - начале XX в. (к проблеме устойчивости и развития традиций) : ил РГБ ОД 61:85-7/922.
Интернет источники:
https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43181833587/Nanaytsyi-i-ih-kultura
Ивлиева Наталия Алексеевна
Горячева Наталья Валерьевна