Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Смастерим куватку малышу в кроватку»
АНО школа «Ксения»
Мастер-класс
Смастерим куватку малышу в кроватку
Разработала
Рождественская Е. В.,
воспитатель ШПД
учитель технологии
Архангельск
2017
«Смастерим куватку малышу в кроватку»
Занятие предлагается для девочек 5-7 классов. Занятие можно проводить для детей и их родителей как мастер-класс, творческую мастерскую.
Оборудование, инструменты и материалы:
-Сказка «Василиса Прекрасная» с цвет. илл.
-Готовые куклы: куватка, кукла-закрутка, пеленашка.
-Инструкционные карты по изготовлению кукол.
-Нитки.
-Ножницы.
-Лоскутки ткани
для куватки 12х12см и 25х25см
для закрутки -толстая ткань (ватин, синтепон) 20х20см
-цветная ткань 20х20см
-цветная ткань 12х30см
-белая ткань 20х20см
-цветная ткань 6х10см
для пеленашки -толстая ткань (ватин, синтепон) 20х20см
-белая ткань 20х20см
-цветная ткань 20х20см
-цветная ткань 20х35см
Цели:
1.Формирование интереса к традициям поморского края.
2.Развитие познавательной и творческой активности детей и взрослых.
3.Развитие эмоциональной отзывчивости детей и взрослых на традиционную народную игрушку.
4.Включение детей и взрослых в совместную деятельность.
Задачи:
1.Формирование представлений о традиционной северной игрушке; знакомство с технологией изготовления куватки, куклы-закрутки, пеленашки; формирование представлений о символическом значении куклы-оберега.
2.Развитие практических навыков работы с тканью; развитие мелкой моторики,
3.Воспитание аккуратности, трудолюбия, самостоятельности и культуры труда.
Каждому из нас в жизни приходится сталкиваться с трудностями и преодолевать препятствия. Свои жизненные задачи мы решаем по-разному - думаем, пробуем, спрашиваем совета, обучаемся.
В русских сказках, где герои идут за своим счастьем, своей участью, им помогают волшебные вещи, сказочные герои и божества.
Мы тоже мечтаем иметь такого могущественного помощника, друга, с которым легче и интереснее будет жить и преодолевать невзгоды. Вот с такой маленькой волшебницей - русской традиционной куклой-закруткой я и хочу вас познакомить.
Многие с детства знают сказку Афанасьева “Василиса Прекрасная”:
“В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ”Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью”…
Когда мать умерла, отец Василисы женился на злой мачехе, которая невзлюбила свою падчерицу. Она изводила ее, заставляя делать всю домашнюю работу. Однако “Василиса все переносила безропотно, и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так делалось?
Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчевает ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису… Хорошо было жить ей с куколкой”…
Вот эта кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку Василиса, и “…по конец жизни своей всегда носила в кармане”. Вот такую куколку мы можем попробовать сделать.
Во все времена и во всех государствах кукле отводили важную роль, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам –быть беде.
Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Появляясь на свет, первое, что видел в своей люльке новорожденный ребенок, - это куклу-закрутку, которую к его рождению делала мать.
Куватка
В толковом словаре Даля куватка – см кубякать.
Кубякать, кувякать, мямкать, мямлить, чавкать, говорить невнятно//визжать, плакать.
Кувяка, кувя, увя, куватка – младенец, новорожденное дитя.
Тряпичная куватка – прообраз современной погремушки.
Делается она очень просто из двух кусочков ткани, из двух лоскуточков. Каждый кусочек складывается в длинную скатку. Затем маленькая скатка укладывалась поперек большой и перекрывалась ею.. Маленькая куколка обвязывалась нитками крест-накрест.
Куватки развешивали в бане, где женщина рожала ребенка, а потом – над колыбелькой младенца. Яркие цветные куколки охраняли малыша в первый год жизни. А надежными оберегами их делала материнская любовь. Оберег можно делать только с добром. Тогда он, действительно, способен уберечь и сохранить, т. к. в нем – сильная положительная энергия мастера.
Если ребенок спал беспокойно, мать делала куклу и с приговорами: «Сонница-бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой…» клала в колыбель, считалось, что ребенок после этого будет спать хорошо.
Женщина, когда подходило время родить, уединялась и делала куклу, думая о своем будущем ребенке, желая ему светлой и легкой жизни. Бережно скручивая ткань, она как бы вкладывала в эту куклу любовь и ласку к своему ребенку, создавая своими руками тело куклы, руки, голову.
В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.
Чтобы сбить злых духов с толку, спеленутую куклу подкладывади к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения куклу убирали из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка.
Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее руки пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы.
При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.
Пеленашка
Ткань плотно скручивали в скатку и с усилием перетягивали посередине специально изготовленным пояском. Завязанный тугой узел символизировал пуп. Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как пуповину при рождении ребенка. Целостность образа концентрировалась на узле: развяжи узел – и образ распадется.
Вторая не менее существенная составляющая образа – голова. Для обозначения головы скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов, с этого момента пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца. Треть длины куклы, отделенная нитью, составляла верх –голову, другие две трети – низ куклы, а узел шнура-пояса располагали спереди. Это наиболее существенные детали, которые учитывали при пеленании куклы.
Куклу пеленали в три этапа. Сначала на голову повязывали платок. Для этого небольшой кусок ткани перегибали по диагонали. Платок накидывали концами крест-накрест, концы заводили за спину, не завязывая узла.
Затем куклу плотно пеленали куском ткани аналогично пеленанию ребенка. Для этого скатку укладывали на прямоугольный кусок ткани, чтобы часть с подвязанным платком выступала над его длинной стороной. Один из верхних углов ткани заводили наискосок за скатку. Другой угол также заводили наискосок за скатку крест-накрест первому. Свободную нижнюю часть ткани накидывали на пеленашку сверху и обтягивали за скатку.
Пеленашку закрепляли свивальником – узким длинным отрезом ткани. Из-за спины крест-накрест куклу плотно обертывали свивальником в верхней части и внизу. Оставшиеся концы подтыкали под свивальник , не завязывая узлы.
Подрастая, дети тоже начинали сами “вертеть” таких кукол. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.
Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к мастерице. Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа. И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: “Да она до сих пор в куклы играет!” и считали неумехой. Рановато им было вставать в девичий свадебный хоровод, и серьезную
работу не поручали.
Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.
Умиротворение и радость приходят, когда играешь с такой куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек.
Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.
Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…
Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.
Кукла-закрутка
Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет “тулово” нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу “скрутку” ниткой или веревочкой.
Далее делаем голову. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем “скрутку” по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.
Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой.
Вот и руки готовы.
Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В
зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.
Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были “безликими”. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!
Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.
Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка.
Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!
Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она
сделана с любовью.
А на праздник или в подарок друзьям и подругам сделайте еще одну куклу! С добрыми пожеланиями!
Литература:
Книги
-Головачева Р.М. Обрядовые куклы. Куклы-обереги.- Калуга: Классика полиграфии, 2003.
-Горичева В.С. Куклы. – Ярославль: «Академия развития», 1999.
-Котова И.Н. Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: «Паритет», 2003
-Куклы мира. Вед. ред. Ананьева Е.М.: Аванта+, 2003.
-Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами. Пер. с пол. Павлович О.- М.: Просвещение, 1983.
-Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 1990.
-Даль В.И. - Толковый словарь живого великорусского языка.
Статьи
-Греф А. Театр кукол. Я вхожу в мир искусств.-2003, №3
-Клюева Н. Русская тряпичная кукла. Юный художник.- 2000, №3
-Куклы-обереги. Юный художник.-2004, №12
-Агаева И. Куклы «День и ночь». Народное творчество. – 2003, №2
-Агаева И. «Малышок-голышок» - кукла редкая. Народное творчество. – 2001, №2
-Денисова Н.А. «Алёнушкины» куклы: Безликая кукла-оберег, сувенирная кукла-оберег. Народное творчество. – 2004, №6
-«Вести Поморья» за 26 июля 2006
Интернет
-Вести. Тряпичная кукла-закрутка. Автор статьи – Дайма
-Отдел искусств. Народное творчество. Куклы
-Группа Рукодельницы, Томск 1, Детский центр
-Roninr Славянские текстильные обрядовые куклы
Елена Гаврииловна Гончарова
Дмитриева Оксана Леонидовна