12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Александровна Токарева293
Педагог ДО. Руководитель объединения "Лукошко","ЮИД".
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ГОРДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК СОЛНЕЧНЫЙ» СОЛНЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

МАСТЕР-КЛАСС

ПО ПЛЕТЕНИЮ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА(БЕРЕСТЫ)

«»кузовок»

Составила

Токарева Анастасия Александровна

Педагог дополнительного образования

р.п. Солнечный

2017 г.

Мастер – класс

для педагогов декоративно - прикладного искусства

на тему: «Кузовок» Плетение из природного материала(береста).

 

Мастер - класс – изготовление из природного материала (бересты) кузовка способом простого переплетения.

Мастер-класс по плетению из бересты - прекрасная возможность познакомиться с народными ремёслами наших предков. В результате творческой активности получится кузовок, который раньше активно применялся нашими предками в хозяйстве.

Мастер – класс для педагогов  - одна из важнейших форм повышения их квалификации. В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения  новейших технологических разработок в различных направлениях ДПИ.

Немного из истории берестяного промысла:

Слово «береза» появилось не сегодня, и не сейчас. За этим словом стоят сотни веков человеческой истории. Что значит слово «береза»? Сегодня хорошо известно, что в индоевропейских языках слово «береза» было прилагательным и означало «светлый», «белый». И действительно, кора березы светлая и белая. Продемонстрировать неочищенный пласт бересты. Сама природа как бы дала название – береза.

На земном шаре в настоящее время произрастает более 120 видов берез, из них около 40 в России. Каждый вид березы имеет свое название.

Многие названия видов берез говорят о месте ее произрастания - алтайская береза, туркестанская береза, даурская береза, байкальская, памирская, иркутская береза, киргизская, карельская, маньчжурская …

Другие названия видов берез рассказывают нам об ее природных особенностях, внешнем виде: тощая, низкорослая, карликовая, кустарниковая, ребристая, изогнутая, мелколистная, широколистная, большелистная, извилистая, крупнолистная, низкая, овальнолистная, плосколистная...

Есть и еще одна очень интересная группа видов берез. Условно эту группу можно назвать «Именная».

Многим видам берез присвоены имена ученых, путешественников, ботаников, естествоиспытателей, географов, этнографов и флористов, в этой группе находится 35 видов берез: береза Шмидта, береза Прохорова, береза Сапожникова, береза Медведева, береза Эрмана, береза Гмелина, береза Келлера, береза Миддендорфа, береза Максимовича, береза Жакмона, береза Фаржэ, береза Радде, Коржинского, Литвинова и т. д. Именно эти люди были первооткрывателями новых видов берез, сделав их научное описание.

Береста - это верхний слой коры берёзы. Как природный материал береста обладает рядом свойств, которые не всегда встретишь у коры другого дерева и которые позволили использовать бересту в крестьянском хозяйстве, русском быту очень широко.

Береста - легкий материал, т. е. обладает малым удельным весом, и поэтому не тонет в воде. Пластичный и гибкий, крепкий на разрыв, практически не поддается гниению, т. к. содержит в себе большое количество берестяной смолы - дёгтя, поэтому и очень долговечен. Береста совершенно не пропускает влагу, обладает хорошими термоизоляционными свойствами и бактерицидными, а также гигроскопичностью. Этот материал обладает низкой электропроводностью и поэтому может служить как изоляционный материал.

Береста имеет ещё одно интересное качество - она хорошо слоится, т. е. правильно и вовремя заготовленную бересту можно разделить на несколько слоев, отделив один слой от другого. Толщина слоя получается разной - один слой толще, другой тоньше. Молодой слой бересты нарастает в конце осени каждый год. И поэтому на взрослой, «спелой» березе береста более толстая, чем у тонкоствольной и молоденькой. И ещё - такая белоснежная кора есть только у берёзы, и нет ни у одного другого дерева в мире.

Бересту не спутаешь с корой другого дерева и потому, что на ее коре есть чёрные и белые черточки - так называемые «чечевички». Они расположены горизонтально по всей коре дерева. Именно через эти чечевички береста как бы «дышит», т. е. происходит газообмен с окружающей средой. Летом чечевички открываются, а зимой плотно закрываются, сохраняя тепло дерева внутри, а сама кора - береста — защищает дерево от холодов зимой, от ожогов солнца летом. Крупные и мелкие, короткие и длинные чечевички образуют на бересте характерный рисунок, благодаря которому мы отличаем бересту от других природных материалов. Эти чёрточки придают бересте и особую декоративность и выразительность.

В работе с берестой можно определить два главных направления - Работа с пластовой берестой и – Плетение бересты

Подготовка мастер – класса для педагогов ДПИ.

Цели и задачи мастер – класса.

Научить участников мастер-класса конкретной технологии изготовления кузовка.

Воспитание бережного отношения к народным традициям, и, в частности, к берестяному промыслу России.

Развитие внимания, терпения и усидчивости в работе и развитие мелкой моторики.

Участники мастер-класс: педагоги и дети.

Материал и оборудование: учебный класс, парты, стулья, береста, ножницы, проволока, линейки, прищепки. Шаблоны из бумаги, карандаши, предметы из бересты «старого» времени, фотографии изделий из бересты, современные изделия из бересты. Минивыставка изделий из бересты современного образца.

Цель: мастер – класса, показать особенности плетения из природных материалов, их применение в быту, красоту природного мира.

Развитие творческих способностей посредством работы с природным материалом, изучение его свойств. Научиться выполнять объемное изделие.

Общие задачи мастер-класса для педагогов:

создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;

распространение передового педагогического опыта;

внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Конкретные задачи.

Научиться видеть в трехмерном пространстве.

Применение силы и способы загиба бересты.

 

Тема мастер – класса.

В декоративно-прикладном искусстве это, как правило, демонстрация и отработка определенных технологических приемов и создание с их помощью различных изделий. «Изготовление кузовка из бересты» (направления – плетение из природных материалов).

Серия «Плетение из природных материалов» включает в себя несколько отдельных мастер – классов по технологии изготовления корзинки из бересты с помощью пробной технологии бумагопластики, плетение из природных материалов и т.д. в зависимости от возможностей и опыта педагога, проводящего мастер – классы.

 

План мастер – класса.

 

1.Организационный момент

2.Вступление. Постановка целей и задач занятия.

1. Что такое береста

2. Свойства бересты

4. Береста и современность

4.Основная часть – работа по изготовлению кузовка.

5.Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

 

Методическая часть


 

Ленточное плетево представляет собой ритмичное чередование квадратов. Их стороны, образованные переплетением берестяных лент, могут быть расположены параллельно основанию или же под углом 45°. В первом случае плетение называется прямым, а во втором — косым. По технике исполнения прямое плетение проще косого. Поэтому осваивать приемы ленточного плетения надо именно с него. Чтобы освоить прямое плетение необходимо опробовать на бумаге. Бумага это мягкий и более тонкий материал. Береста грубее и толще.


 

Практическая часть.

Несмотря на кажущуюся простоту многих изделий из бересты в технике их плетения немало секретов. Для самого простого изделия - лукошка берем четное число полосок вертикальных и переплетаем их с таким же числом горизонтальных полосок. Ширина полосок и их количество зависят от художественного вкуса мастера и конечной цели - получаемого изделия. Длина полосок равна двум диагоналям дна лукошка плюс четыре высоты его края. Для нашего лукошка берем 12 полосок шириной не меньше 20 мм и плетем коврик. В угловых линиях пересечения полосок устанавливаем 4 зажима, а наименьшее количество зажимов потребуется 8 штук.


 

Затем формируем углы, устанавливая еще 4 зажима на образующихся боковых стенках напротив угла. Дно уплотняем и плетем боковые стороны на желаемую высоту, например, на две диагонали, считая по углу от дна лукошка.

В результате плетения верхний край лукошка имеет уголками. По окружности вплетаем один ряд лент в одну сторону, а затем второй ряд в другую сторону. После этого желательно выровнять все изгибы диагоналей по краю лукошка, чтобы они были в одной плоскости

Концы полосок вплетаем (выковыриваем) в дно в два слоя. Лишнюю длину обрежем или сделаем повороты и вплетем в поверхность дна и стенок.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Информационная справка.

Мастер - класс «Плетение кузовка из бересты (бумаги)»

Провела педагог дополнительного образования Токарева Анастасия Александровна.

Время проведения: 28 октября 2017 г. в 10.00

Место проведения: МБУДО ЦДЮТ п. Солнечный.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Панагушина Елена Аркадьевна, 24.02.19 в 09:01 0Ответить Пожаловаться
В материале понятен стиль и ясность изложения. Спасибо передам своим педагогам декоративно-прикладного творчества.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.