Программа дополнительного образования «Плетение из бересты» (1–4 класс)

12
0
Материал опубликован 7 October 2017 в группе

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МР «КНЯЖПОГОСТСКИЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» КНЯЖПОГОСТСКОГО РАЙОНА

Принята педагогическим УТВЕРЖДАЮ

советом Директор ДДТ

Протокол №1 ______Л. Н. Волкова

29 августа 2016 г. 29 августа 2016 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Плетение из бересты»

Возраст учащихся: 8-11лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Медведникова Инга Николаевна,

педагог дополнительного

образования

г. Емва, 2016

 

 

Пояснительная записка

Концепция программы

Плетение – один из самых древних видов декоративно-прикладного творчества. Работа с берестой позволяет знакомить детей с народными традициями художественной обработки природных материалов, с использованием их в хозяйстве и в быту, местным этнографическим материалом и взаимоотношением культур народов Севера. Педагог вводит детей в увлекательный мир декоративно-прикладного искусства, учит чувствовать красоту природы родного края, пробуждает живой интерес к творчеству народных мастеров, воспитывает бережное отношение к природе.

Общеразвивающая программа «Плетение из бересты» носит художественную направленность, так как ориентирована на раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.

Актуальность программы: актуальность программы заключается в обеспечении процесса изучения родного края, духовной культуры и традиций малой родины, воспитания и проявления бережного отношения к окружающей среде, создания жизненной установки самостоятельной заботы о собственном здоровье, формирования положительных привычек, в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания граждан России.

Отличительной особенностью программы заключается в том, что она разбита на уровни обучения и предусматривает последовательность усложнения заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только технологических навыков ремесла, но и творческого начала. Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми способами плетения и основными видами обработки бересты.

На первом уровне обучения дети знакомятся с историей развития ремесла и осваивают простейшие способы плетения, используя технологические карты.

Второй уровень предусматривает закрепление техники плетения из бересты, а также освоение более сложных технологий при выполнении изделий.

На третьем уровне учащиеся совершенствуют навыки плетения из бересты, используя различные технологические приемы.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" и на основании Концепции развития дополнительного образования РК.

Основой программы являются:

Сборник авторских программ дополнительного образования детей. Москва. «Народное образование», 2002 г.

М. С. Кочев «Учимся мастерить из бересты», г. Сыктывкар, 2000 г.

Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей (Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей). Письмо от 11 декабря 2006г. № 0601844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Цель и задачи программы

Цель программы:

формирование творческих способностей учащихся посредством приобщения к народному творчеству через плетение из бересты.

Задачи программы:

Обучающие:

приобретение знаний о культурном и творческом наследии родного края;

получение представлений о технике безопасности и понятиях при плетении из бересты;

получение представлений о технологиях прямого и косого плетения;

получение знаний о технологии работы с берестой;

преобретение первичного личного опыта работы с берестой;

приобретение личного опыта работы с берестой;

формирование познавательной компетентности;

получение представления о здоровом образе жизни и оздоровительном влиянии природы на человека;

приобретение знаний о ценности здоровья в жизни человека.

Развивающие:

развитие познавательного интереса к изучению родного края, его традиций и обычаев;

развитие познавательного интереса к плетению из бересты;

развитие умений выполнять изделия в различных технологиях;

развитие чувства цветовых и линейных ритмов, гармонии, материала;

развитие творческих способностей: мышления, воображения, фантазии;

развитие внимания, памяти;

формирование уважения и любви к ручному труду, развития взаимодействия, взаимовыручки, сотрудничества;

развитие коммуникативных навыков: умение сотрудничать с педагогом, со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы, слушать, выражать, отстаивать свою и принимать другие точки зрения, оценивать происходящее;

развитие мотивации ведения здорового образа жизни.

Воспитательные:

формирование уважения к национальной культуре, её ценностям и своеобразию;

вырабатывание позитивного отношения к ручному труду;

развитие личностных качеств: целеустремленности, инициативности, трудолюбия, организованности, самостоятельности, доброжелательности;

приобретение представлений об эстетических нормах и требованиях к выполнению работы;

формирование культуры поведения на занятиях и перерывах;

воспитание культуры общения;

воспитание бережного отношения к родной природе;

вырабатывание позитивного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

формирование позитивного отношения к жизни в социуме.

Характеристика программы

тип – дополнительная общеразвивающая программа;

направленность – художественная;

вид – модифицированная;

классификация:

по характеру деятельности – развивающая художественную одаренность, познавательная;

по возрастному принципу – разновозрастная;

по масштабу действия – учрежденческая;

по времени – 3 года.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа рассчитана на обучение, воспитание детей и подростков от 8 до 11 лет. Курс обучения по программе проходит по трем уровням. Развивать познавательную и творческую активность следует с раннего возраста, поэтому набор ведется с младшего школьного возраста, когда дети, активно и непосредственно выражают свое восприятие мира.

Набор в группы проводится по желанию и интересам детей. Группы формируются по возрасту, годам обучения, степени усвоения материала. Исходя из заинтересованности и технических возможностей, время и темы занятий могут варьироваться.

Исходя из санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4. 1251-03, количество детей в первого года обучения – не менее 15 человек, второго – не менее 12 человек, третьего - не менее 10 человек. В объединение второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся первого года обучения, успешно прошедшие собеседование, тестирование и по уровню подготовки соответствующие году обучения.

Занятия проводятся с группой, со всем объединением, по звеньям. Данная программа включает в себя аудиторные и внеаудиторные занятия (внеаудиторные - самостоятельное изучение тем, не более 10 часов в прохождении программы). Занятия объединения фиксируются в журналах работы объединения в системе дополнительного образования детей.

Занятия проводятся в специально оборудованных помещениях согласно расписанию. Расписание составляется в начале учебного года, утверждается руководителем УДОД и заверяется печатью.

Перенос занятий или временное изменение расписания производится только с согласия администрации и оформляется документально.

В период школьных каникул объединение может работать по специальному расписанию с переменным составом.

5.Ожидаемые результаты и способы их проверки

Согласно положению об итоговой аттестации обучающихся, контроль за усвоением материала происходит в течение всего периода обучения по общеразвивающей программе.

Входной контроль

Проводится с 10 по 20 сентября с помощью собеседования и практической работы с обучающимися с целью выявления уровня их знаний.

Цель входного контроля - формирование учебных групп с учётом принципов индивидуализации и дифференциации.

Тематический контроль

Проводится в течение учебного года по окончании изучения тем программы.

Промежуточный контроль

Проводится с 15 по 30 декабря, с 15 апреля по 15 мая с целью проверки знаний и сформированности умений и навыков.

Итоговый контроль

Проводится в конце курса обучения общеобразовательной программы с 16 по 25 мая в виде итогового занятия с целью выявления уровня сформированности творческих способностей учащихся.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название разделов

1 уровень

«Подмастерье»

2 уровень

«Умельцы»

3 уровень

«Очумельцы»

Количество занятий

В неделю

В год

В неделю

В год

В неделю

В год

2

72

3

108

3

108

Количество часов

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

-

3

-

3

-

2.

Плетение из бумаги

3

39

       

3.

Основы рисунка и композиции

3

6

       

4.

Бижутерия из бересты

3

39

       

5.

Прямое плетение

3

39

       

6.

Плетение с двумя углами

3

39

       

7.

Музыкальные инструменты

3

30

       

8.

Берестяная утварь

   

3

104

   

9.

Термическая обработка бересты

   

2

40

   

10.

Цветы

   

3

24

   

11.

Изделия с крышкой

   

3

104

   

12.

Плетение обуви

       

3

42

13.

Объемный верх

       

3

36

14.

Элементы коми орнамента

       

3

81

15.

Приемы прибавления и убавления полосок при плетении:

       

3

138

16.

Заготовка и хранение бересты

       

3

6

17.

Входной, промежуточный и итоговый контроль

3

-

2

-

3

-

Всего:

24

192

16

272

21

303

216

288

324

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 уровень «Подмастерье»

I год обучения

Задачи:

Обучающие:

приобретение первичных знаний о культуре родного края;

получение знаний о технике безопасности;

получение знаний о подготовке бересты к работе;

получение знаний о понятии «технологическая карта»;

получение знаний о технике работы с берестой косого и прямого плетения, оформление верхнего края при прямом и косом плетении работы с технологической картой;

получение знаний об элементах украшения изделий: уголок, зигзаг, дорожка, цветок;

получение знаний о технике работы с берестой косого и прямого плетения, работы с технологической картой;

приобретение первичного личного опыта работы с берестой косого и прямого плетения, работы с технологической картой;

получение первичных представлений о здоровом образе жизни.

Развивающие:

развитие познавательного интереса к изучению родного края, его традиций и обычаев;

развитие познавательного интереса к плетению из бересты;

развитие умений выполнять изделия косого и прямого плетения;

развитие творческих способностей: мышления, воображения, фантазии;

развитие внимания, памяти;

формирование любви и уважения к ручному труду, развития взаимодействия, сотрудничества;

развитие коммуникативных навыков: готовность сотрудничать с педагогом и со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы;

развитие интереса к ведению здорового образа жизни.

Воспитательные:

воспитание уважения к родному краю;

развитие личностных качеств: усердия, терпения;

воспитание культуры поведения на занятиях и перерывах;

воспитание бережного отношения к родной природе;

воспитание положительного отношения к здоровью.

Тема

Теория

Практика

Всего часов

1.

Вводное занятие

3

-

3

2.

Плетение из бумаги

3

39

42

3.

Основы рисунка и композиции

3

6

9

4.

Бижутерия из бересты

3

39

42

5.

Прямое плетение

3

39

42

6.

Плетение с двумя углами

3

39

42

7.

Музыкальные инструменты

3

30

33

8.

Входной, промежуточный итоговый контроль

3

-

3

 

Итого

24

192

216


Содержание программы.

Вводное занятие.

Теория:

Введение в курс образовательной программы. История развития промысла, его назначение в жизни человека. Демонстрация готовых изделий. Материалы и инструменты, используемые в работе. Знакомство с детьми и родителями, планы на учебный год, расписание.

Практика:

Игра «Давайте познакомимся».

Плетение из бумаги.

Теория:

Плетение шахматной клетки.

Практика:

Закладка на основе 20 см x 4 см; полоски (3 шт); ш. п. - 1 см.

Салфетка на основе 30 см x 30 см; полоски (15 шт); ш.п. -1 см

Салфетка двухцветная, коврик 10х10; ш. п.- 1 см

Основы рисунка и композиции.

Теория:

Элементы украшения (треугольник, цветок, зигзаг, косичка).

Практика:

Составление орнамента.

Бижутерия из бересты.

Теория:

Рассказ о целебных свойствах бересты.

Практика:

Бусы (плоские); ш. п. - 1см (35 шт.); ш. п. - 0.5 см (35 шт.)

Браслет (шахматная клетка); ш. п. - 3 см.

Ободок (шахматная клетка); ш. п. - 4 см.

Прямое плетение.

Теория:

Техника прямого плетения.

Практика:

Солонка - кубик 3х3; ш. п. - 2 см.

Корзинка- 5х5; ш. п. - 1см.

Конфетница – 7x5; ш.п. -2 см

Плетение с двумя углами.

Теория:

Техника косого плетения.

Практика:

Корзинка 8x8; ш.п. -1,2 см

Кораблик 10x10; ш.п.- 1,2 см

Музыкальные инструменты.

Теория:

Рассказ о традиционных коми музыкальных инструментах.

Практика:

Рожок, погремушка

Итоговое занятие (промежуточный контроль)

В форме опроса и практической работы.

Обучающиеся к концу первого уровня обучения:

Должны знать:

общие сведения о культуре родного края: история развития промысла, его назначения в жизни человека, традиционные коми инструменты;

качества и свойства бересты;

понятие «технологическая карта»;

правила техники безопасности с инструментами;

технику косого и прямого плетения;

основные элементы украшения изделий: уголок, зигзаг, дорожка, цветок;

понятие «здоровый образ жизни».

Должны уметь:

готовить бересту к работе (очистка пласта, смазывание маслом, разметка и нарезание лент);

планировать свою деятельность при изготовлении изделия;

плести коврики, заплетать углы;

выполнять работу с использованием технологической карты;

украшать свое изделие;

проявлять творческие способности (мышление, воображение, фантазию);

сотрудничать с педагогом и со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы;

соблюдать элементарные санитарно-гигиенические правила.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 уровень «УМЕЛЬЦЫ»

2 год обучения

Задачи:

Обучающие:

приобретение знаний о культурном и творческом наследии родного края;

получение знаний о понятиях «термическая обработка бересты», «шаблон», «утварь»;

получение знаний о технологии работы с берестой при термической обработке, о работе с шаблоном, изделий с крышкой;

получение знаний о технике работы с берестой при термической обработке, о работе с шаблоном, изделий с крышкой;

приобретение личного опыта работы с берестой;

формирование познавательной компетентности;

получение представления о здоровом образе жизни.

Развивающие:

развитие познавательного интереса к изучению родного края, его традиций и обычаев;

развитие познавательного интереса к плетению из бересты;

развитие умений выполнять изделия в различных техниках и технологиях;

развитие чувства цветовых и линейных ритмов;

развитие творческих способностей: мышления, воображения, фантазии;

развитие внимания, памяти;

формирование уважения, взаимодействия, сотрудничества;

развитие коммуникативных навыков: умение сотрудничать с педагогом, со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы, слушать, выражать, отстаивать свою и принимать другие точки зрения;

развитие мотивации ведения здорового образа жизни.

Воспитательные:

формирование уважения к национальной культуре;

вырабатывание позитивного отношения к ручному труду;

развитие личностных качеств: целеустремленности, воли, усердия, терпения, организованности;

воспитание представления об эстетических нормах и требованиях к выполнению работы;

формирование культуры поведения на занятиях и переменах;

воспитание культуры общения;

вырабатывание позитивного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

формирование позитивного отношения к жизни в социуме.

Тема

Теория

Практика

Всего часов

1.

Вводное занятие

3

-

3

2.

Берестяная утварь

3

104

108

3.

Термическая обработка бересты

2

40

42

4.

Цветы

3

24

27

5.

Изделия с крышкой

3

104

105

6.

Входной, промежуточный, итоговый контроль

2

-

3

 

Итого:

16

272

288

 

 

 

Содержание программы.

 

 

 

  1. Вводное занятие.

Теория:

Знакомство с программой объединения. Повторение правил техники безопасности, организации рабочего места. Повторение материала первого уровня обучения. Знакомство с работами мастеров и умельцев.

Практика:

Игра на сплочение коллектива «Снежный ком».

Берестяная утварь.

Теория:

Беседа «Традиционное использование бересты народом коми».

Практика:

Салфетка под горячее 13x13; ш.п 1,2 см

Солонка 6x6; ш.п. -1,2 см, высота 3,5 кл

Конфетница 10х10; ш. п. - 1,3 см; высота - 3 кл.

Сухарница 16x16; ш.п. -1,2 см; высота- 3 кл

Термическая обработка бересты.

Теория:

Рассказ о свойстве бересты при термической обработке.

Практика:

Шаркунок 2,5x 1,5 (36 пластин,3 полоски ш.п.2,5 см )

Собачка 2,5x1,5 (96 пластин,9 полосок ш.п. 2,5 см).

Цветы.

Теория:

Правильное и экономичное применение бересты при изготовлении цветов. Изготовление цветов из отходов.

Практика:

Ромашка.

Розы.

Изделия с крышкой.

Теория:

Изготовление крышки.

Практика:

Пенал 4х4; ш. п. - 1 см; выс. - 10 кл.; высота крышки - 4 кл.

Шкатулка 10х10; ш.п.1,2 см; выс – 8кл.; высота крышки - 3 кл.

Сахарница 8x8; ш.п 1,2 см.высота 5 кл.

Итоговое занятие (промежуточный контроль).

В форме устного опроса и практической работы.

Обучающиеся к концу второго уровня обучения

Должны знать:

правила техники безопасности с инструментами

понятия «термическая обработка бересты», «шаблон», «утварь»;

свойства бересты при термической обработке;

способы поддержания и улучшения своего здоровья.

Должны уметь:

выполнять изделие по шаблону;

выполнять изделие с крышкой;

работать с широкими полосками;

термически обрабатывать бересту;

проявлять творческие способности (мышление, воображение, фантазию);

сотрудничать с педагогом, со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы, слушать, выражать, отстаивать свою и принимать другие точки зрения;

выполнять элементарные правила здоровьесбережения.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 уровень «ОЧУМЕЛЬЦЫ»

3 год обучения

Задачи:

Обучающие:

приобретение знаний о культурном и творческом наследии родного края;

применение знаний о понятиях «орнамент», «свойство», «декорация»;

приобретение личного опыта и навыков работы в технике плетения коми орнамента, плетения при помощи убавления и прибавления полосок, различных способах плетения обуви и объемного верха;

умение выполнения изделий в различных техниках и технологиях;

приобретение знаний заготовки и хранения бересты;

получение представления о здоровом образе жизни и оздоровительном влиянии природы на человека;

приобретение знаний о ценности здоровья в жизни человека.

Развивающие:

развитие познавательного интереса к изучению родного края, его традиций и обычаев;

формирование познавательной компетентности;

развитие познавательного интереса к плетению из бересты;

развитие чувства цветовых и линейных ритмов, гармонии, материала;

развитие творческих способностей: мышления, воображения, фантазии;

развитие внимания, памяти;

развитие коммуникативных навыков: умение сотрудничать с педагогом, со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы, слушать, выражать, отстаивать свою и принимать другие точки зрения, оценивать происходящее;

развитие мотивации ведения здорового образа жизни.

Воспитательные:

формирование уважения к национальной культуре, её ценностям и своеобразию, выработанным в течение многих веков;

вырабатывание позитивного отношения к ручному труду;

формирование уважения, взаимодействия, взаимовыручки, сотрудничества;

развитие личностных качеств: целеустремленности, воли, усердия, терпения, организованности, самостоятельности;

формирование представления об эстетических нормах и требованиях к выполнению работы;

формирование культуры поведения на занятиях и переменах;

воспитание культуры общения;

воспитание бережного отношения к родной природе;

вырабатывание позитивного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

формирование позитивного отношения к жизни в социуме.

Тема

Теория

Практика

Всего часов

1.

Вводное занятие

3

-

3

2.

Плетение обуви

3

42

45

3

Объёмный верх

3

36

39

4.

Элементы коми орнамента

3

81

84

5.

Приём прибавления и убавления лент при плетении

3

138

141

6.

Входной, промежуточный, итоговый контроль

3

-

3

7.

Заготовка и хранение бересты

3

6

9

 

Итого:

21

303

324

Содержание программы.

Вводное занятие.

Теория:

Знакомство с программой объединения. Повторение материала второго уровня. Рассказ о способах декорирования бересты. Правила по технике безопасности, организация рабочего места. План на учебный год. Расписание.

Практика:

Игра «Час весёлых затей».

Плетение обуви.

Теория:

Техника плетения лаптей

Практика:

Лапти (сувенирные), коврик 3x 4; ш. п. - 1 см.

Поршни (кармашек для расчёсок): ш. п. - 2,5 см.

Сапоги, коврик 5x5; ш. п. - 2,5 см.

Объёмный верх.

Теория:

Техника оформления объёмного верха изделия.

Практика:

Конфетница, коврик 12x12; ш. п. - 1 см; выс. - 3 кл.

Элементы коми орнамента.

Теория:

Беседа «Традиционное использование коми орнамента». Игра «Утро в тундре».

Практика:

Чайка, компас, корова, баран, олень, лось, солнце, женщина, оленевод. Составление картины из элементов.

Приём прибавления и убавления лент при плетении.

Теория:

Техника приёма убавления и прибавления лент при плетении.

Практика:

Солонка походная,самовар ,ваза для цветов.

Итоговое занятие (итоговый контроль).

В форме письменного опроса и выставки.

Заготовка и хранение бересты.

Теория:

Беседа «Береги природу!». Основные правила заготовки и хранения бересты.

Практика:

Выезд на заготовку сырья.

Обучающиеся по окончании трех уровней обучения.

Должны знать:

понятия: «технологическая карта», «термическая обработка бересты», «шаблон», «утварь», «орнамент», «свойство», «декорация»;

технологии изготовления и способы работ из бересты: косое и прямое плетение, способ плетения коми орнамента, плетение при помощи убавления и прибавления полосок, способы плетения обуви и объемного верха;

техническое обрабатывание бересты;

правила заготовки и хранения бересты;

способы поддержания и улучшения своего здоровья, влияние природы на человека (режим дня, личная гигиена, профилактика зрения).

ценности здоровья в жизни человека.

правила техники безопасности с инструментами.

Должны уметь:

применять технологии изготовления и способы работ из бересты: косое и прямое плетение, способ плетения коми орнамента, плетение при помощи убавления и прибавления полосок, способы плетения обуви и объемного верха;

выполнять изделие по шаблону и при помощи технологической карты;

термически обрабатывать бересту;

проявлять взаимодействие, взаимовыручку, сотрудничество;

сотрудничать с педагогом, со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы, слушать, выражать, отстаивать свою и принимать другие точки зрения, оценивать происходящее;

проявлять творческие способности (мышление, воображение, фантазию);

поддерживать здоровый образ жизни.

Требования к результатам освоения общеразвивающих программ

С целью подведения итогов реализации программы «Плетение из бересты» используются разнообразные методы: наблюдение, фронтальный опрос, тестирование, входной, промежуточный, тематический и итоговый контроль, участие в выставках и конкурсах различного уровня.

Комплексную оценку составляет совокупность результатов, характеристика способностей, приобретенных учащимся. Личностные, метапредметные и предметные результаты необходимы для индивидуальной педагогической помощи и поддержки учащихся.

1 уровень – «Подмастерье»

Ожидаемые личностные результаты:

- готовность к обучению и познавательной деятельности в сфере декоративно-прикладного творчества;

Ожидаемые метапредметные результаты:

- регулятивные – умение концентрировать внимание;

- познавательные – стремление активизировать свою фантазию;

- коммуникативные – умение вести диалог со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые предметные результаты:

- умение выполнять элементарные изделия в простых техниках плетения;

- умение работать по технологической карте.

2 уровень – «Умельцы»

Ожидаемые личностные результаты:

- стремление к реализации своих творческих замыслов;

Ожидаемые метапредметные результаты:

- регулятивные – понимание цели выполняемых действий, умение оценивать результаты своей деятельности;

- познавательные – умение использовать различные источники информации в процессе обучения;

- коммуникативные – общение и взаимодействие со сверстниками и педагогом на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Ожидаемые предметные результаты:

- применение знаний о свойствах бересты при её термической обработке;

- владение техниками и технологиями плетения из бересты и умение применять их в работе, применение навыков работы по шаблону.

3 уровень – «Очумельцы»

Ожидаемые личностные результаты:

- умение применять навыки творческого подхода к решению любых задач, к работе на результат;

Ожидаемые метапредметные результаты:

- регулятивные – умение управлять своей познавательной и творческой деятельностью, стремление к применению своего творческого потенциала в школьной и повседневной жизни;

- познавательные – осуществление поиска необходимой информации для реализации своего творческого замысла;

- коммуникативные – стремление оказывать помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении творческих заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.

Ожидаемые предметные результаты:

- владение терминами в рамках программы «Плетение из бересты»;

- умение использовать в работе различные техники плетения при помощи убавления и прибавления полосок, учитывая природные свойства бересты.

Организация педагогического контроля

С целью проверки освоения учащимися программного материала проводится входящий (сентябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый (май) контроль в следующих формах:

- индивидуальное практическое задание;

- тестирование;

- опрос;

- открытое занятие;

- выставка.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Результатом обучения является определенный объем знаний, умений и навыков. Ожидаемый результат должен предполагать развитие творческих способностей и наглядное их проявление – деятельность в открытых занятиях, концертах, фестивалях, конкурсах. Все это способствует доказательству значимости и необходимости внедрения подобной программы.

Комплекс организационно-педагогических условий

С целью успешного развития творческой личности педагогический процесс в процессе обучения строится в соответствии с принципами:

- принцип сознательности и активности (важным фактором обучаемости является познавательная активность и сознательное отношение учащихся к творческой деятельности, что оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом);

- принцип наглядности обучения (используется не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций; опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия, активизирует чувственный опыт учащихся);

- принцип систематичности и последовательности (процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; систематическое выполнение заданий в определенной последовательности способствует совершенствованию навыков);

- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся);

- принцип связи теории с практикой (применение теоретических знаний на практике, так как отношение к окружающей действительности формируется на основе полученных знаний);

- принцип культуросообразности (предполагает, что художественное творчество основывается на специфических особенностях культуры Коми края);

- принцип коллективности (художественное воспитание и образование в коллективах различного типа дает опыт взаимодействия с окружающими и способствует самореализации в общественной жизни);

- принцип диалогичности (творческое развитие детей осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен эстетическими ценностями);

- принцип воспитывающего обучения (в ходе учебного процесса педагог должен давать учащемуся не только знания, но и способствовать формированию его личности).

Процесс обучения включает в себя вводные, практические, теоретические и итоговые занятия в течение учебного года.

При проведении занятий применяются следующие формы обучения:

учебные, развивающие игры;

беседы;

коллективные творческие дела;

конкурсы, выставки;

экскурсии.

Большое значение придается проблемным методам.

Педагог создает все условия для успешной творческой деятельности ребят. Он оборудует кабинет по художественной обработке бересты, в которой выставляет образцы старинных изделий из бересты, лучшие работы педагога и детей; оформляет стенды, схемы, альбомы по технике плетения и технике безопасности. Педагогом подобрана специальная литература о происхождении и развитии декоративно-прикладного творчества. Для приобретения практических навыков работы используются различные материалы и инструменты: цветная бумага, растительное масло, линейка, карандаш, ножницы, шило.

Большое внимание в работе с детьми уделяется приобщению к национально-региональным особенностям, к знанию родного края. Немаловажным аспектом является работа по формированию позитивного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.


 

Методическое сопровождение программы

Тема

Форма занятий

Дидактические материалы и техническое обеспечение

Формы и методы проведения итогов

Вводное занятие

Беседа

Музейные экспонаты, изделия из бересты

Наблюдение

Плетение из бумаги

Беседы, практические и самостоятельные работы.

Технологические карты.

Практическая работа, опрос.

Основы рисунка и композиции

Беседы, практические и самостоятельные работы.

Наглядный материал.

Практическая работа, опрос.

Бижутерия из бересты

Рассказ, практические и самостоятельные работы.

Наглядный материал.

Практическая работа, опрос, выставка.

Прямое плетение

Беседы, практические и самостоятельные работы.

Наглядный материал.

Практическая работа, опрос, выставка.

Плетение с двумя углами

Беседы, практические и самостоятельные работы.

Наглядный материал.

Практическая работа, опрос, выставка.

Музыкальные инструменты

Рассказ, презентация, практические и самостоятельные работы.

Наглядный материал, компьютер, иллюстрации.

Практическая работа, опрос, выставка.

Берестянная утварь

Беседа, презентация, викторина, практические и самостоятельные работы

Наглядный материал, компьютер, музейные экспонаты, иллюстрации, загадки.

Практическая работа, опрос, выставка.

Термическая обработка бересты

Рассказ, практические и самостоятельные работы.

Наглядный материал.

Практическая работа, опрос. выставка.

Цветы

Беседы, практические и самостоятельные работы.

Шаблоны, наглядный материал, технологические карты.

Практическая работа, опрос, выставка.

Изделия с крышкой

Беседы, практические и самостоятельные работы.

Наглядный материал.

Практическая работа, опрос, выставка.

Плетение обуви

Беседа, презентация, практические и самостоятельные работы.

Наглядный материал, компьютер.

Практическая работа, опрос, выставка.

Объемный верх

Беседы, практические и самостоятельные работы.

Наглядный материал.

Практическая работа, опрос.

Элементы коми орнамента

Беседа, рассказ, презентация, развивающая игра, работа по карточкам, конкурс рисунков, практические и самостоятельные работы.

Стенд «Коми орнамент», компьютер, рабочие карточки.

Практическая работа, опрос, выставка.

Прием прибавления и убавления полосок при плетении

Беседы, практические и самостоятельные работы.

Наглядный материал.

Практическая работа, опрос, выставка.

Заготовка и хранение бересты

Беседы, экскурсия, практические и самостоятельные работы.

Наглядный материал.

Практическая работа, опрос.

Программный материал выстроен таким образом, что 1/3 часть учебного времени отводится на изучение теоретического материла, 2/3 части - на выполнение практических заданий.

Особое внимание уделяется психологическому климату на занятиях: обращается внимание на характер взаимодействия между детьми, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Необходимым условием является соблюдение техники безопасности на занятиях, а также применение здоровьесберегающих технологий (физминутки, проветривание, смена деятельности).

Структура занятий

Организационный момент 

Приветствие, мотивация на работу, концентрация внимания. Определение и разъяснение цели занятия

Проверочный этап

Проверка ранее изученного материала.

Подготовительный этап

Объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса.

Этап работы по новому материалу.

Процесс усвоения обучающимися новых знаний и способов действий.

Этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков

Знакомство с новым материалом завершается этапом его первичного усвоения.

Этап повторения изученного материала

Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения материала, пройденного на прошлом занятии. Проводится краткий обзор предыдущего занятия, детям предлагается вспомнить тему и основную мысль предыдущего занятия.

Этап обобщения пройденного материала

На обобщающем этапе детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале.

Этап закрепления новых знаний, умений и навыков

Теоретический материал закрепляется в ходе выполнения практической творческой работы или проведения игровых моментов. В процессе закрепления (повторения, запоминания) обучающиеся действуют по образцу, алгоритму.

Физкультминутка или этап релаксации

С целью сохранения здоровья детей необходимо проводить комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.

Контрольный этап

Контрольные вопросы задаются по ходу всего занятия, но на контрольном этапе педагог может выявить уровень усвоения обучающимися темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач.

Итоговый этап

Проводится анализ деятельности детей, педагог направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается общая работа группы.

Этап рефлексии

На рефлексивном этапе педагог мобилизует обучающихся на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, определить наиболее перспективные пути на будущее.

Информационный этап

На информационном этапе детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.

Этапы педагогического контроля

Целью педагогического контроля является выявление уровня полученных знаний, умений, первичного опыта социальной деятельности учащихся на различных ступенях освоения программы.

1-ый уровень «Подмастерье»

Вид контроля

Цели, задачи

Тема

Форма,

Содержание

Критерии

Входной

Определить начальный уровень подготовленности учащихся

Вводное занятие

Индивидуальное практическое задание

Практическая часть. Развитие мелкой моторики.

Уровни:

«высокий» - хорошее владение ножницами, умение чертить ровные линии с помощью линейки

«средний» - неуверенное владение ножницами, недостаточно навыков работы с линейкой

«низкий» - отсутствие навыков работы с ножницами и линейкой

Промежуточный

Определить уровень теоретических и практических знаний за полугодие

«Плетение из бумаги»;

«Основы рисунка и композиции»;

«Бижутерия из бересты»;

«Прямое плетение».

Теоретическая часть.

Опрос по теме.

- знание терминов.

Практическая часть.

Изготовление изделий по темам и оценка по критериям:

-салфетка;

-бусы;

-браслет;

-ободок.

Теоретическая часть.

Уровни:

«высокий» - знает правила по ТБ, самостоятельно и в полном объеме ответил на вопросы по темам.

«средний»- знает правила по ТБ, ответил на вопросы по темам с недочетами.

«низкий»- знает правила по ТБ, ответил на вопросы при помощи педагога.

Практическая часть

Уровни:

«высокий» -соблюдает правила ТБ, качественно выполнено изделие. Самостоятельно работает по технологической карте.

«средний» - соблюдает правила ТБ, изделие выполнено с небольшими недочетами. Иногда возникают вопросы при работе по технологической карте.

«низкий» - не всегда соблюдает правила ТБ, изделие выполнено не качественно. Не умеет самостоятельно работать по технологической карте.

Тематический

Определить уровень теоретических и практических знаний по темам

«Плетение из бумаги»;

«Основы рисунка и композиции»;

«Бижутерия из бересты»;

«Прямое плетение»;

«Плетение с двумя углами»;

«Музыкальные инструменты».

Теоретическая часть.

Опрос по теме.

- знание терминов;

-знание музыкальных инструментов коми;

- описание этапов работы;

- технология изготовления изделия.

Практическая часть.

Изготовление изделий по темам и оценка по критериям:

-салфетка;

-бусы;

-браслет;

-ободок;

-солонка;

-корзинка;

-конфетница;

-корзинка;

-кораблик;

-рожок;

-погремушка.

Теоретическая часть.

Уровни:

«высокий» - соблюдает правила по ТБ, самостоятельно и в полном объеме ответил на вопросы по теме.

«средний»- знает правила по ТБ, ответил не на все вопросы по теме.

«низкий»- знает правила по ТБ, ответил на вопросы при помощи педагога.

Практическая часть

Уровни:

высокий» -соблюдает правила ТБ, качественно выполнено изделие. Самостоятельно работает по технологической карте.

«средний» - соблюдает правила ТБ, изделие выполнено с небольшими недочетами. Иногда возникают вопросы при работе по технологической карте.

«низкий» - не всегда соблюдает правила ТБ, изделие выполнено не качественно. Не умеет самостоятельно работать по технологической карте.

Итоговый

Проверить усвоение материала по итогам 1 уровня обучения.

«Плетение из бумаги»;

«Основы рисунка и композиции»;

«Бижутерия из бересты»;

«Прямое плетение»;

«Плетение с двумя углами»;

«Музыкальные инструменты».

Теоретическая часть: тест

по программе

1 уровня обучения.

Практическая часть: изготовление изделий по темам и оценка по критериям

-салфетка;

-бусы;

-браслет;

-ободок;

-солонка;

-корзинка;

-конфетница;

-корзинка;

-кораблик;

-рожок;

-погремушка.

Теоретическая часть.

Уровни:

«высокий» - самостоятельно и в полном объеме ответил на вопросы теста по программе 1 года обучения.

«средний»- ответил более чем на 50% вопросов.

«низкий»- ответил менее чем на 30% вопросов теста.

Практическая часть

Уровни:

«высокий» -соблюдает правила ТБ, качественно выполненное изделие. Самостоятельно работает по технологической карте.

«средний» - соблюдает правила ТБ, изделие выполнено с небольшими недочетами. Иногда возникают вопросы при работе по технологической карте.

«низкий» - не всегда соблюдает правила ТБ, изделие выполнено не качественно. Не умеет самостоятельно работать по технологической карте.

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

2-ой уровень «Умельцы»

Вид контроля

Цели, задачи

Тема

Форма,

Содержание

Критерии

Входной

Выявить знания и понятия по содержанию программы 1 уровня обучения, готовность к работе по программе.

Вводное занятие

Опрос. Программа 1 уровня обучения

Теоретическая часть.

Уровни:

«высокий» -знает правила ТБ, самостоятельно и в полном объеме ответил на вопросы по программе 1 уровня обучения..

«средний»- знает ТБ, ответил не на все вопросы программы 1 уровня обучения.

«низкий»- знает ТБ, ответил только при помощи педагога.

Промежуточный контроль

Определить уровень усвоения программы за 1 полугодие

«Берестяная утварь»;

«Термическая обработка».

Теоретическая часть: опрос по теме.

- знание терминов;

-знание свойств бересты,

- описание этапов работы;

- технология изготовления изделия.

Практическая часть: изготовление изделий по темам и оценка по критериям.

-салфетка;

-солонка;

-конфетница;

-сухарница;

-шаркунок;

Теоретическая часть.

Уровни:

«высокий» -знает правила ТБ, самостоятельно и в полном объеме ответил на вопросы по теме.

«средний»- знает правила ТБ, ответил не на все вопросы по теме.

«низкий»- знает правила ТБ, ответил на вопросы только при помощи педагога.

Практическая часть.

Уровни:

«высокий» -соблюдает правила ТБ, качественно выполнено изделие. Самостоятельно работает по технологической карте и по шаблону.

«средний» - соблюдает правила по ТБ, изделие выполнено с небольшими недочетами. Иногда возникают вопросы при работе по технологической карте и по шаблону.

«низкий» - не всегда соблюдает правила ТБ, изделие выполнено не качественно. Не умеет самостоятельно работать по технологической карте и по шаблону.

Тематический

Определить уровень усвоения программы по темам

«Берестяная утварь»;

«Термическая обработка»;

«Цветы»;

«Изделия с крышкой»

Теоретическая часть: опрос по теме.

- знание терминов;

-знание свойств бересты,

- описание этапов работы;

- технология изготовления изделия.

Практическая часть: изготовление изделий по темам и оценка по критериям.

-салфетка;

-солонка;

-конфетница;

-сухарница;

-шаркунок;

-собачка;

-ромашка;

-роза;

-пенал;

-шкатулка;

-сахарница

Теоретическая часть.

Уровни:

«высокий» -знает правила ТБ, самостоятельно и в полном объеме ответил на вопросы по теме.

«средний»- знает правила ТБ, ответил на вопросы по теме с небольшими недочетами.

«низкий»- знает правила ТБ, ответил на вопросы только при помощи педагога.

Практическая часть.

Уровни:

«высокий» -соблюдает правила ТБ, качественно выполнено изделие. Усвоил технологии изготовления изделий. Самостоятельно работает по технологической карте и по шаблону.

«средний» - соблюдает правила по ТБ, изделие выполнено с небольшими недочетами. Иногда возникают вопросы при изготовлении изделия и при работе по технологической карте и по шаблону.

«низкий» - не всегда соблюдает правила ТБ, изделие выполнено не качественно. Не умеет самостоятельно работать по технологической карте и по шаблону.

Итоговый

Проверить усвоение материала по итогам учебного года

«Берестяная утварь»;

«Термическая обработка»;

«Цветы»;

«Изделия с крышкой»

Теоретическая часть.

Опрос по темам 2 уровня обучения:

- знание терминов;

-знание свойств бересты,

- описание этапов работы;

- технология изготовления изделия.

Практическая часть: изготовление изделий по темам и оценка по критериям.

-салфетка;

-солонка;

-конфетница;

-сухарница;

-шаркунок;

-собачка;

-ромашка;

-роза;

-пенал;

-шкатулка;

-сахарница.

Теоретическая часть.

Уровни:

«высокий» - знает правила по ТБ, свойства бересты, самостоятельно и в полном объеме ответил на вопросы по теме.

«средний» -знает правила по ТБ, ответил на вопросы по теме с небольшими недочетами.

«низкий»- знает правила по ТБ, ответил на вопрос при помощи педагога

Практическая часть.

Уровни:

«высокий» - соблюдает правила по ТБ, качественно выполнено изделие. Владеет технологией изготовления изделия. Самостоятельно работает по технологической карте и по шаблону.

«средний» - соблюдает правила по ТБ, изделие выполнено с небольшими недочетами. Иногда возникают вопросы по технологии. Работает по технологической карте и по шаблону самостоятельно.

«низкий» - не всегда соблюдает правила по ТБ. Изделие выполнено при помощи педагога Не умеет самостоятельно работать по технологической карте и по шаблону.

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

3-ий уровень «Очумельцы»

Вид контроля

Цели, задачи

Тема

Форма

Содержание

Критерии

Входной

Определить уровень знаний и навыков обучающегося

Вводное занятие

Беседа

Программа 1 и 2 уровня.

Теоретическая часть: опрос по темам 1 и 2 уровня обучения:

- знание терминов;

-знание свойств бересты-знание коми музыкальных инструментов;

- описание этапов работы;

- технология изготовления изделия.

Теоретическая часть.

Уровни:

«высокий» -знает правила ТБ, самостоятельно и в полном объеме ответил на вопросы по программе 2 уровня.

«средний»- знает ТБ, ответил на вопросы программы 2 уровня с небольшими недочетами.

«низкий»- знает ТБ, ответил на вопросы только при помощи педагога.

Тематический

Определить уровень усвоения программы по темам

«Плетение обуви»;

«Объемный верх»;

«Прием прибавления и убавления лент при плетении»;

«Элементы коми орнамента»

Теоретическая часть. Опрос по теме:

- знание терминов;

- описание этапов работы;

- технология изготовления изделия.

Практическая часть: изготовление изделий по темам и оценка по критериям.

-лапти;

-сапоги;

-поршни;

-конфетница;

-солнце;

-лось;

-чайка;

-женщина;

-оленевод;

-олень;

-солонка;

-самовар;

-ваза для цветов.

Теоретическая часть.

Уровни:

«высокий» -знает правила ТБ, усвоил технологии , самостоятельно и в полном объеме ответил на вопросы по теме.

«средний»- знает правила ТБ, усвоил технологииответил на вопросы по теме с небольшими недочетами.

«низкий»- знает правила ТБ, ответил на вопросы при помощи педагога.

Практическая часть.

Уровни:

«высокий» -соблюдает правила ТБ, качественно и самостоятельно выполняет изделие. Умеет работать по технологической карте и по шаблону.

«средний» - соблюдает правила по ТБ, при выполнении изделия иногда обращается за помощью к педагогу. Самостоятельно работает по технологической карте и по шаблону.

«низкий» - не всегда соблюдает правила ТБ, изделие выполняет с помощью педагога. Не умеет самостоятельно работать по технологической карте и по шаблону.

Промежуточный

Проверить усвоение материала по итогам полугодия

«Плетение обуви»;

«Объемный верх»;

«Прием прибавления и убавления лент при плетении»;

«Элементы коми орнамента»

Теоретическая часть.

Опрос по темам:

- знание терминов;

-знание свойств бересты,

-знание элементов коми орнамента;

- описание этапов работы;

- технология изготовления изделия.

Практическая часть: изготовление изделий по темам и оценка по критериям.

-лапти;

-сапоги;

-поршни;

-конфетница;

-солнце;

-лось;

-чайка;

-женщина;

-оленевод;

-олень;

-солонка;

-самовар;

-ваза для цветов.

Теоретическая часть.

Уровни:

«высокий» -знает правила ТБ, самостоятельно и в полном объеме ответил на вопросы по теме.

«средний»- знает правила ТБ, ответил на вопросы по теме с небольшими недочетами.

«низкий»- знает правила ТБ, ответил на вопросы при помощи педагога

Практическая часть.

Уровни:

«высокий» -соблюдает правила ТБ, качественно и самостоятельно выполнено изделие. Владеет технологиями. Самостоятельно работает по технологической карте и по шаблону.

«средний» - соблюдает правила по ТБ, иногда возникают вопросы по технологиям. Умеет работать по технологической карте и по шаблону.

«низкий» - не всегда соблюдает правила ТБ, изделие выполнено с помощью педагога. Не умеет самостоятельно работать по технологической карте и по шаблону.

Итоговый (по окончанию курса обучения, включая три уровня обучения)

Выявить уровень сформированности творческих способностей обучающихся и уровень обученности

Проверка усвоения материала по программе

Теоретическая часть:

фронтальный опрос по программе (включая три уровня обучения).

Практическая часть:

-выставка

Теоретическая часть.

Уровни:

«высокий»-обучающийся ответил более, чем на 90% вопросов

«средний» -обучающийся ответил более чем на 50% вопросов.

«низкий» -обучающийся ответил мене чем на 50% вопросов.

Практическая часть:

Уровни:

«высокий» -представлены качественные работы по всем темам обучения.

«средний» - представлены работы не по всем темам.

«низкий»-представлены работы выборочно.

 

Элементы образовательных технологий,

1. Элементы здоровьесберегающих технологий:

- соблюдение правил техники безопасности;

- использование нескольких видов деятельности во время проведения занятия;

- физминутки;

- беседы о здоровом образе жизни, памятки.

2. Игровые технологии:

- игры на знакомство;

- практико-ориентированные игры;

- подвижные игры.

3.Информационно-коммуникативные:

- информационные стенды для детей и родителей;

- наглядный материал (иллюстрации, схемы, технологические карты);

- интернет-ресурсы;

- видеоролики, презентации.

4. Проблемно-поисковые:

- проблемное обучение;

- исследовательская деятельность.

Работа с родителями

Основным направлением работы педагога являются сотрудничество и сотворчество с родителями. Родительские собрания проводятся в 2 – 4 раза в год по мере необходимости и согласно плану работы с родителями (Приложение 3). Родители регулярно оказывают помощь в организации совместных мероприятий в объединении и ДДТ, оказывают посильную материальную помощь в приобретении дополнительных рабочих материалов, участвуют совместно с педагогом в решении воспитательных задач.

Формы и методы работы с родителями:

- тематические родительские собрания;

- совместные мероприятия;

- посещение выставок;

- мастер-классы.

Информационное обеспечение для педагога

Плетение из соломки, бересты и лозы /Сост. Л. В. Загребаева. – Мн.: Миринда, 2000.

Иванова Л. Г. Работа с берестой с детьми дошкольного возраста. Авторская программа и методические рекомендации для воспитателей. - Сыктывкар, 1997.

Канев В. Ф. Береста в руках юного умельца и учителя. - Сыктывкар, 1994.

В. И. Клевцов. «Плетение из бересты. 50 полезных советов». Лениздат, 1996.

Финягин В. В. Изделия из бересты /В.В. Филягин. - М.: ООО «Издательство Астретрель», 2003.

Методические рекомендации «Детям о культуре народа Коми», часть 1 (творческое развитие школьников в процессе ознакомления с традиционным декоративно-прикладным искусством коми), Сыктывкар,1994.

Методические рекомендации «Детям о культуре народа Коми», часть 2 (творческое развитие школьников в процессе ознакомления с фольклором народа), Сыктывкар, 1994.

Методические рекомендации «Детям о культуре народа Коми», часть 3 (творческое развитие школьников в процессе ознакомления с современной культурой народа коми), Сыктывкар,1995.

Методические рекомендации «Детям о культуре народа Коми», часть 4 (занимательные формы закреплений знаний школьников о культуре коми), Сыктывкар,1995.

Миринаускас К. К. Изготовление плетеных изделий. – М.: Россельхозиздат, 1986.

Работы с ивой, лозой, берестой. – М.: Вече, 2004.

Рудецкая М. В. Учебно – методическое издание «Коми орнамент»- Сыктывкар: ООО «Анбур», 2013.

Информационное обеспечение для учащихся

Кочев М. С. Учимся мастерить из бересты. – Сыктывкар, КРИРОиПК, 2000.

М. С. Кочев. «Секреты бересты». - Сыктывкар, 2000.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации