Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по математике
Цель: способствовать развитию активного познавательного интереса к предмету, формированию различных видов деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ, разработка рекомендаций к системе подготовки по решению задач типа №7, №11.
Задачи:
- обучающая:
- формирование навыков решения задач с применением графика функции и её производной;
- расширение видов деятельности по подготовке к ЕГЭ;
развивающая:
- способствовать развитию логического мышления, внимания, математической интуиции, умению анализировать, систематизировать, интерпретировать полученные результаты; применять знания в нестандартных ситуациях,
- способствовать развитию и пониманию у учащихся межпредметных связей алгебры, как науки;
- воспитательная:
- побудить у учащихся осознание системной подготовки к ЕГЭ.
Оборудование и материалы для урока: проектор, экран, презентация для сопровождения; оценочные листы, графики на листах для разбора заданий.
Структура урока, время этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мультимедиа и методическое обоснование |
1. Орг. момент, актуализация знаний, необходимых для практической части материалов ЕГЭ 3 мин. |
Беседа с присутствующими |
Обучающиеся дают ответ о свойствах функции, используя производную. |
Слайд № 1 Актуализация темы. |
2. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности. 7 мин. |
Актуальность выбранной темы: с помощью производной можно аналитически установить много важных свойств функции, с другой стороны использовать всю информацию в практических заданиях. Сегодня на уроке перед нами стоит задача уметь использовать теоретические знания в практическом применении. Сегодня мы должны четко сформулировать, о чем может «говорить» производная функции, и тем самым рассмотреть этот вопрос с общих позиций. Необходимо знать, какие свойства функций исследуются с помощью производной. Вспомнить определение возрастающей и убывающей на промежутках функций. По графику функции должны взять промежутки возрастания и убывания функции. |
Учащееся четко формулируют: - понятие производной; - определение вида экстремума; - достаточные условия возрастания и убывания функции; - необходимые и достаточные условия экстремума функции; - умение находить точек экстремума функции. |
Слайды № 2,3,4 Работа с опорными для памяти определениями, свойствами, условиями, смысловая их группировка. Формирование навыков для безошибочного выполнения действий, доведенных в силу многократного повторения. |
3. Практическая часть. 30 мин. |
С помощью слайдов проводит: - фронтальный опрос (учитываются индивидуальные особенности учащихся); - выясняется информационная формулировка главных понятий, свойств, определений; - алгоритм решения заданий. |
Учащиеся должны отвечать по слайдам. |
Слайды № 5-24 включают в себя: - организацию усвоения способов практической деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении; - творческое применение при решении заданий; - систематизирующее повторение через короткие, затем через более длительные промежутки времени, в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе дифференцированных заданий; - частые включения опорного материала для запоминания в контроль знаний, оценка результатов запоминания и применения; - обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Рефлексия, составление программы ликвидации пробелов по данной теме на основе оценочного листа.5 мин. |
Задание на применение производной в материалах ЕГЭ Домашнее задание: составить презентацию на основе банка заданий ЕГЭ. |
Делают выводы, анализируют оценочные листы |
Слайд 25 |
Организационный момент
Вступительное слово учителя:
Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня и для вас, и для меня не совсем обычный урок. Данный мастер - класс - это ещё одна форма подготовки к ЕГЭ. Сегодня мы с вами повторим тему «Производная». Хочу отметить, что предложенная мною тема обусловлена несколькими причинами. Одной из них явился невысокий процент решивших задания с производной на диагностических работах для 11 класса. И, конечно же, интересным аспектом для повторения этой темы стали проблемы с интерпретацией учащимися графиков самой функции и её производной. В этом году заранее определён проходной балл – 27, что соответствует 7-ми заданиям. Среди них есть и задание на использование производной функции. Скажите, в каких заданиях ЕГЭ применяется производная функции?
Чтобы решить задания 7 и 12 нужно хорошо знать теорию производной функции.
Сейчас вы получите диагностические карточки, где будете сами отмечать ваши пробелы по данной теме.
Начнём с самого необходимого: с формул и правил дифференцирования. (Слайд 2,3)
Сегодня нам предстоит отработать задания № 7. Будем работать презентацией, которая нам позволяет более наглядно разбирать задания. Один ученик решает у доски. Проверяем. Каждый отмечает в оценочном листе свой уровень знаний и умений.
В данной подборке заданий рассматривается типы задач:
1) Нахождение точек максимума и минимума по графику производной функции.
2) Нахождение длины промежутков возрастания или убывания функции, точек максимума и минимума по графику функции. Отрабатываем данные задания с детьми. (Слайды 5-12)
3) Нахождение значения производной в заданной точке, если задан график функции и касательная к нему (слайды 13-17).
4) Определение количества целых точек, в которых производная функции отрицательна, положительна (слайды 18-21).
5) Нахождение количества точек, в которых производная функции y = f (x) равна 0. (слайд- 22).
6) Нахождение количества точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой у = а (слайд 23)
3. Работа с открытым банком заданий по математике ЕГЭ -2016
Рефлексия.