МАСТЕР – КЛАСС
по скульптуре «Северный олень» (керамика)
Инчина Елена Михайловна
Преподаватель художественных дисциплин
Нижневартовский район, ХМАО-Югра
Цель: развития художественно-пластических способностей детей (12-15 лет) на примере выполнения объёмной скульптуры Оленя методом отливки в гипсовой форме.
Задачи:
Обучающая:
Отливка пластилиновой модели из гипса
Освоение приема лепки из пластов в гипсовые формы
Развивающая:
Развитие навыков и умений в работе со стеками и глиной
развитие творческое воображение, пространственного мышления, познавательный интерес
развитие мелкой моторики рук
Воспитывающая:
воспитание усердия, трудолюбия
привить интерес к декоративному прикладному искусству
МАТЕРИАЛ И ИНСТРУМЕНТЫ:
Скульптурный пластилин
Гипс – 10 кг (для отливки гипсовой модели)
Металлические шпатели (для каркаса)
Машинное масло или жирный крем (для обмазки макета)
Глина белая
Шликер (жидкая глина)
Скалка
Ножик и стеки
Тряпочка (х/б)
Баночка с водой
Губка
Клей «Момент»
ХОД РАБОТЫ
1 этап работы – Лепка макета оленя
и последующая отлива в гипсовой форме
Из скульптурного пластилина лепим модель северного оленя (без рогов и ушей – их сделаем отдельно, на заключительном этапе)
Когда скульптурная модель готова подготавливаем ее для отливки из гипса. Разбиваем модель на несколько крупных кусков, чтобы слепок можно было снять без «замков» (щели и углубления, которые препятствуют снятию формы). При помощи металлических шпателей делаем опалубку (ограждения) за которую не должен выйти разведенный гипс. В данном случае это – две боковины спины, голова, поделенная на две части, живот и задняя часть хвоста.
Для того чтобы гипсовая форма хорошо снялась, предварительно нужно все части отливаемого участка, смазать мыльным растворам, машинным маслом или жирным кремом. Место стыков, где есть щели и дырки, для надежности, замазываем и укрепляем пластилином. Толщина гипсовой формы должна быть примерно 3-4 см.
Разводим гипс с водой пропорции гипса 2:1 (две части гипсового порошка на одну часть воды). Пока гипс не высох обмазываем нашу форму, периодически следим чтобы не было пузырьков в гипсе.
Даем время готовой форме просохнуть, убираем опалубку со шпателями.
Проделываем предыдущие действия со всем частями нашей формы
(голова, живот и хвост)
Между гипсовыми слепками нужно предварительно сделать дырки для того, чтобы готовые гипсовые модели потом состыковались и хорошо отошли друг от друга
Готовые отлитые части макета оленя
2 этап работы – «Отминка» (заполнение) глины в гипсовые формы
Раскатываем пласт глины, предварительно хорошо перемяв и раскатав его. Толщина готового пласта 1 см. Пласт должен получиться большой. Для этого кусок глины формируем в форме прямоугольника, нарезаем его ножом толщиной 1 см и получившиеся куски глины пристукиваем друг к другу в нахлест, состыковывая вместе. Раскатываем получившийся пласт скалкой.
Получившийся пласт глины «отминаем» в гипсовую форму по контуру
Так делаем со всеми гипсовыми частями нашей работы.
Получившиеся глиняные формы при помощи шликера (жидкой глины) соединяем вместе – формируя каркас.
Когда все части работы соединены, отдельно долепливаем уши из куска глины. Для будущих рогов нужно сделать в голове небольшие отверстия. Рога в дальнейшем будут выполнять из проволоки и джута.
«Зачищаем» готовую работу, смоченной в воде гибкой, чтобы работа была без шероховатостей.
3 этап работы – Сушка и декорирование готового изделия
Готовую работу нужно просушить при комнатной температуре сначала под пакетами, далее под тряпкой, постепенно убирая ее. Чтобы не появилось трещин при быстром высыхании.
Просохшее изделие можно декорировать – нанести черным или цветным ангобом на голову, туловище рисунок или орнамент, показать шерсть.
4 этап работы – Обжиг в муфельной печи
Готовую работу нужно обжечь в муфельной печи при температуре 960 градусов, чтобы работа приобрела прочность.
После обжига заключительный этап – делаем рога из проволоки, обматывая ее джутом. Вставляем рога в отверстия на голове оленя, для надежности приклеиваем на клей «Момент».
Готовая работа
Творческий успехов!