Урок керамики «Плетенка. Жгутовая техника. Керамика. Гончарное дело»
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ "СОЗВЕЗДИЕ"
Открытый урок по керамике
Тема: «Плетенка». Жгутовая техника.
«Керамика. Гончарное дело»
Составила педагог ДО
Лазарева Дарья Анатольевна
Переяславка 2017-2018 учебный год
Тема занятия: ваза «Плетенка», керамика.
Цель занятия: научить изготавливать вазу «Плетенку» из глины с различными узорами.
Задачи
обучить технике лепки из глины;
показать способы создания жгутов;
отработать навыки работы с инструментами и материалами для керамики;
развить фантазию, пространственное воображение, творческие способности, изобретательность;
способствовать раскрытию индивидуальных способностей ребенка.
Оборудование и материалы
Глина (фаянс), глазурь.
Стеки, скалка, трафареты, шильци, штампы, , льняная тряпка, стакан с водой, кисти, губка.
Ожидаемые результаты
Дети должны знать:
Различные формы слепленные из жгутов
Правила работы с глиной
Правила работы с инструментами
Дети должны уметь:
Раскатывать глиняные жгутики
Скручивать различные узоры из жгутиков
Разглаживать глину руками
Работать стеками и штампами
Лепить руками заданную форму
Доводить работу до конца
Ход занятия Лепка вазы «Плетенка».
Этапы и виды работы
Деятельность педагога
Деятельность учеников
Какие задачи решались в ходе выполнения задания
Организационный момент
Педагог следит за правильной посадкой за рабочим столом, организует рабочие места, раскладывает инструменты и материалы для лепки. Кладет на стол картинки-образцы форм, слепленные из жгутов. На доске висят рисунки ваз.
Обучающиеся рассаживаются по местам. Осматривают инструменты и рисунки в кабинете. Педагог способствует правильной организации рабочего места.
Введение в тему
- Сегодня тема нашего занятия «Ваза из жгутиков «Плетенка». Мы будем лепить разные узоры в жгутовой технике.
- Скажите, что можно слепить из жгутиков? Какие фигурки можно скрутить с помощью жгута?
- Каким образом это можно сделать?
В диалоге с педагогом ребята делают предположения, пытаются руками показать возможные варианты, называют формы, лепки из жгутов и т.д. Педагог дополняет ответы детей о способе лепки жгут, формах спиралей изготовления жгута. Показывает картинки со способами, и методами лепки формы из жгутов.
Задача - расширить кругозор, пробудить интерес к керамике и способам лепки. Создать определенный, эмоциональный настрой в группе. Создать художественно-эстетическую среду.
3. Физминутка
- Перед работой необходимо размять руки:
1. Сожмем руки в кулачки и разожмем несколько раз.
2. Потрем ладошки друг об друга.
3. Разомнем пальцы.
4. Повращаем кистями рук.
Обучающиеся делают упражнения.
Знакомство с готовыми изделиями
Педагог показывает готовые вазы
-посмотрите как аккуратно сделаны вазочки.
Обучающиеся рассматривают изделия
Задача - пробудить мотивацию к созидательной, творческой деятельности.
Техника безопасности
- Ребята, с режущими и колющими инструментами для лепки надо обращаться аккуратно. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе данное время.
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя. Ножницы направлять острием от себя.
Работайте плавно, стараясь не делать резких движений. Глину нельзя брать в рот и пробовать ее на вкус.
Обучающиеся слушают инструктаж по технике безопасности при работе в кабинете керамики. Задача - обратить внимание на аккуратность в работе с инструментами и материалами.
Содержание занятия
Педагог показывает рисунки узоров из жгутов
- Выбирайте узоры, которые вы будете лепить. Педагог раздает наглядные пособия и спрашивает какие схемы закручивания здесь подойдут.
Обучающиеся рассматривают картинки и иллюстрации, выбирают себе свой.
Задача - научить выбирать и любоваться красотой керамики.
Практическая работа
Разминание глины
Раскатывание жгутов
Вырезание по шаблону дна вазы
Лепка плетения вазы
Физминутка № 2
Лепка декора
Педагог раздает глину.
- Перед началом лепки из глины, ее нужно хорошо отмять. Скатать из нее комок, чтобы избежать быстрого высыхания.
- Теперь раскатываем жгутики. Важно определить толщину глиняного жгута, она должна быть примерно 1,5-2 см.
Педагог показывает детям толщину жгута.
Педагог раздает образцы - жгуты
- Раскатайте жгуты из глины. Закрутите формочки из жгутиков. Лишнюю глину отложите в отдельную стопку. Донышко вазы готово.
Педагог оказывает дозированную помощь каждому обучающему. Проверяет выполнение задания.
Педагог показывает, как лепить вазу.
- Давайте на столе раскатаем длинные жгутики. Теперь надо красиво их скрутить. Сложенные формы из жгутиков, собираются в стенки вазочки, приладить к донышку вазы, предварительно смочить поверхность дна. Далее повторяем это еще несколько раз пока ваза не будет готова. Все слои должны быть хорошо соединены между собой.
Педагог помогает детям.
- Давайте немного разомнемся, сделаем несколько упражнений.
1. Встанем, выпрямим спину и потянемся.
2. Повернем шею вправо – влево, наклоним голову вверх – вниз.
3. Повернем туловище вправо – влево.
4. Поднимем руки вверх и опустим.
- Ребята, мы с вами сделали основную часть работы, нам осталось только украсить вазу штампами.
Педагог показывает разные приемы работы стеками и штампами, помогает детям довести работу до конца.
Продолжаем развивать моторику рук, умелость, трудолюбие, смекалку, сообразительность, способность работать простыми инструментами. Закрепить ремесленные навыки. Продолжаем обучение коллективной работе, последовательности в сложной работе. Развиваем творческое воображение и стремление к гармонии.
Развиваем способность доводить дело до конца, усидчивость и аккуратность. Пробуждаем стремление к красоте. Учим выполнять индивидуальную работу. учим доводить работу до конца. А самое главное - сохраняем здоровье детей.
8. Подведение итогов работы
- Ребята, вы сегодня выполнили творческую работу, изготовили керамическую вазу «Плетенка» в жгутовой технике. Вы все молодцы, хорошо потрудились, не просто освоили сложную технику, а каждый выполнил уникальную авторскую работу, непохожую не другие. Теперь вашу вазу мы положим в сушку, а через несколько дней будем ее красить разноцветными глазурями, и положим в печку для обжига.
Дети слушают и оценивают свою работу.
Задача - развивать способность к самоанализу, мотивировать к продолжению работы с глиной и занятию художественным творчеством.
9. Окончание занятия
- Не забудьте, что после занятия необходимо убрать свои рабочие места: уберем инструменты на место, выльем воду по очереди, и помоем руки. До свидания, дети, до следующего занятия!
Дети убирают рабочее место и дружно выходят из класса.