Мастер-класс по скульптуре «Скопинский лев»
План-конспект урока
по скульптуре «Скопинский лев»
(керамика)
Инчина Елена Михайловна
Преподаватель художественных дисциплин
Нижневартовский район, ХМАО-Югра
Цель: познакомить детей (9-12 лет) с конструктивным способом лепки и традициями скопинской керамики через создание образа «Скопинского льва».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с народным промыслом — скопинской керамикой.
Научить лепить фигуру льва конструктивным способом из глины.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику, пространственное мышление, художественный вкус.
Стимулировать творческое воображение и интерес к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательные:
воспитание усердия, трудолюбия
привить интерес к декоративно-прикладному искусству
МАТЕРИАЛ И ИНСТРУМЕНТЫ:
Глина (красная или белая)
Стеки
Х/б тряпки
Емкости с водой
Губка
Шликер (жидкая глина)
ХОД РАБОТЫ
I. Организационный момент (2–3 мин)
Приветствие.
Проверка готовности рабочего места.
Озвучивание темы и целей занятия.
II. Мотивация и вводная часть (10–15 мин)
Беседа учителя:
— Ребята, сегодня мы прикоснёмся к одному из старейших народных промыслов нашей страны — скопинской керамике. Это искусство появилось более 300 лет назад в городе Скопин, что в Рязанской области.
В этом районе находились большие запасы качественной глины, которую местные мастера использовали для лепки посуды и игрушек. Сначала мастера делали простые вещи: горшки, крынки, кувшины — всё для кухни. Потом начали украшать изделия — добавлять ручки в виде зверей, цветочные узоры, фигурки. Так появился особый стиль — скопинская декоративная керамика.
Самыми узнаваемыми изделиями промысла стали светильники, подсвечники и сказочные фигурки. Сегодня мастера продолжают традиции и создают авторские работы, участвуют в выставках и фестивалях народного творчества.
Главные герои скопинской керамики — это лев, единорог, олень, жар-птица, а также фантастические звери.
— Один из главных героев скопинской керамики — Скопинский лев. Это не просто лев, а декоративный образ — он может быть смешной, добрый, грозный или сказочный. У него пышная грива, узоры на теле, часто — элементы фантазии.
— Сегодня мы сами слепим такого льва. Но не цельным куском, а конструктивным способом — это значит, что каждую часть (туловище, голову, лапы, хвост) мы будем лепить отдельно, а потом аккуратно соединять. Это помогает лучше проработать детали и сделать фигурку устойчивой.
(Демонстрация изображения скопинского льва, примеров скопинской керамики на экране или плакате.)
III. Инструктаж по технике безопасности (2–3 мин)
Аккуратно работаем со стеком.
Не бросаем глину, не пачкаем друг друга.
Убираем рабочее место по завершении урока.
IV. Практическая работа (45–55 мин)
Этап 1: Лепка туловища (10 мин)
Берём кусок глины, формируем овальное тело. При помощи стека с одного края глины делаем углубление во внутрь и расширяем стенки. Должен получиться конус.
В верхней части конуса стекой делаем небольшое отверстие
Этап 2: Лепка головы зверя (10 мин)
Отдельно лепим голову.
Из отдельного куска глины формируем овал, делаем отверстие внутри, расширяем стенки.
Получившийся конус склеиваем при помощи «шликер» (размоченной глины, как клей) с туловищем под углом, в форме буквы «Г»
Место стыка сглаживаем пальцем или чуть влажной губкой.
Нижний край туловища закрываем куском глины, приклеиваем и сглаживаем губкой.
Из кусочков глины лепим морду льва - глаза, нос, рот, щеки и уши.
Глаза, уши в форме сплющенного шара, нос – прямоугольник, брови – два жгута.
Хвост — тонкий жгутик, загибаем в спираль, придаем форму кисточки.
Гриву делаем из капелек или полосок, расплюснутых через сито – получается фактура шерсти. Прикрепляем гриву вокруг головы.
Этап 3: Лапы (10 мин)
Из четырёх кусочков глины формируем лапы — цилиндры в форме «валенка». Используем стек для обозначения пальцев.
Прикрепляем лапы к туловищу. Снизу туловища стекой делаем отверстия для выхода воздуха во время обжига, чтобы изделие не взорвалось.
Этап 5: Декорирование изделия (10–15 мин)
При помощи стоков оживляем взгляд льва – делаем зрачки, ноздри, брови, дырочки (для обозначения усов).
V. Рефлексия. Подведение итогов урока (10 мин)
— Ребята, вы сегодня большие молодцы! Каждый из вас создал своего уникального Скопинского льва — сильного, сказочного, фантастического. Посмотрите, какие они разные: у кого-то лев грозный, у кого-то добрый и весёлый, но в каждом — часть вашей фантазии и старания.
— Мы с вами не просто лепили фигурку. Мы познакомились с народным промыслом, которому больше 300 лет, прикоснулись к настоящей культуре и народному наследию.
— Надеюсь, вам было интересно лепить конструктивным способом. Такой подход помогает делать работу аккуратной и выразительной. В следующий раз мы сможем обжечь этих львов и, возможно, даже раскрасим их.
Мини-выставка готовых работ. Обсуждение ошибок и нюансов работы.
Вопросы учителя:
— Что нового вы сегодня узнали о скопинской керамике?
— Почему, Скопинского льва считают символом промысла?
— Чем скопинский лев отличается от настоящего?
— Что было сложно, а что легко лепить?
VI. Формы оценки результата
Устный комментарий учителя
Демонстрация работ
Фотофиксация лучших изделий
VII. Перспективы
Обжиг и роспись готового изделия
Участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества