Мастер-класс для педагогов различных предметов по теме «Активные методы обучения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 46»
мастер-класс
для педагогов различных предметов
по теме:
Активные методы обучения:
АМО или МАО
Автор:
Ильина Виктория Сергеевна,
учитель информатики и ИКТ
МОУ «Средняя школа №46»
г. Петрозаводск
2018
Оглавление
Актуальность: Мастер-класс по теме «Активные методы обучения: АМО или МАО» предназначен для педагогов – предметников, учителей начальных классов, классных руководителей, работников ДОУ. Мастер-класс нацелен на отработку практических навыков применения активных методов обучения на уроках с целью повышения мотивации обучающихся и повышения уровня знаний.
Во время проведения мастер-класса ведущий рассказывает о понятии «АМО» в игровой форме с применением активных методов обучения, тем самым показывает методику внедрения, применения их практически на уроках, занятиях.
Проблема: В настоящее время очень часто можно услышать от педагогов о том, что ученикам не интересно на уроках, они не хотят выполнять задания учителя, не хотят стремиться к новым знаниям. Эту проблему могут помочь частично устранить активные методы обучения в работе педагога. Они позволят в первую очередь развивать мотивацию к обучению, развивать интерес к предмету.
Цель:
Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации мастер-класса для профессионального общения по обмену опытом использования активных методов обучения в своей педагогической деятельности.
Задачи:
-обобщение педагогического опыта работы по использованию активных методов обучения;
-передача своего педагогического опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов педагогической деятельности;
-совместная отработка применения активных методов обучения на практически со всеми участниками мастер-класса;
-рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
-оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной траектории самосовершенствования.
Время: 40 минут
Участники: учителя-предметники, учителя начальных классов, работники ДОУ
Минимальное количество участников: 9 человек
Максимальное количество: 30 человек
Ключевые слова: АМО, Активные, обучение, метод
Вид занятия: тренинг в группах
Методы обучения: беседа, активные, частично-поисковые, проблемные
Учебно-методическое обеспечение: листы А4 на столах у каждой группы, проектор
Ожидаемые результаты мастер-класса: рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; способствование формированию индивидуальной траектории самосовершенствования каждого участника мастер-класса.
Источники информации:
Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие/сост. Е.Г.Мухина – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина, М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
№ п/п | Этапы, время, | Время (мин.) | Задачи, решаемые на этапе | Содержание этапа | Методы | Средства обучения | Предполагаемый результат |
I. | Организационный момент | 1 | Создание позитивной атмосферы для деятельности | Приветствие. Представление. Проверка готовности к мастер-классу. | Слово ведущего | Готовность к работе всех участников мастер-класса | |
II. | Актуализация | 3 | Мотивация слушателей к участию в мастер-классе | Актуальность темы. Постановка цели мастер-класса | Проблемный (поиск ответа), Беседа, исследовательский | Презентация. Слайд 1-3 | Сформированы представления о понятии «АМО», передача педагогического опыта на практике. |
III. | Практическая часть | 14 | Сопоставление теоретических знаний участников мастер-класса с опытом ведущих педагогов | Демонстрация и отработка активного метода сравнения | Практическая работа работы с текстом | Презентация 4-14 | Познавательный интерес к теме мастер-класса, осознание каждым участником эффективности использования активных методов |
IV. | Рефлексия | 2 | Подведение итогов мастер-класса. | Самооценка деятельности участников мастер-класса. Заполнение листа рефлексии «Рука» | Работа в группах; Частично-поисковый метод | Презентация. Слайд 15-18 | Высказывание собственного мнения участниками мастер-класса по результатам совместной деятельности Удовлетворенность участников от проделанной работы |
№ слайда | Деятельность ведущего | Деятельность участников мастер-класса |
Слайд 1: | - Что записано на слайде? - Какое понятие скрыто в этой аббревиатуре? Озвучивает, что слово «АМО» - это аббревиатура понятия «Активные методы обучения» | Все участники разбиты на 3 группы. Слова АМО и МАО Участники групп говорят свои ответы |
Предлагает вспомнить как можно больше Записывает на доске, используя прием «Корзина идей» | Предлагают слова ассоциации по теме «АМО» | |
-Выделите из списка наиболее существенные и необходимые признаки, то есть такие, без которых не может существовать понятие. Ведущий подчеркивает слова, называемые участниками групп. В конце стирает с доски те слова, которые оказались не подчеркнутыми. | Участники групп по очереди предлагают свои варианты, при этом комментируют и доказывают свой выбор | |
-Синтезируйте существенные и необходимые признаки в определение понятия «АМО» | Участники групп обсуждают и предлагают свои определение понятия «Активные методы обучения», записывают свое определение на листе бумаги. | |
№ слайда | Деятельность ведущего мастер-класса | Деятельность участников мастер-класса |
На слайде вы видите определения понятию «Активные методы обучения», которые сформулировали педагоги, внедряющие активные методы обучения, авторы книг. Теперь давайте сравним определения, полученные каждой группой с теми определениями, которые вы видите на слайде. | Участники по группам называют свои определения, идет сравнение с определениями на слайде. Определяем, кто был близок к определению – оригиналу авторов, внедряющих активные методы обучения. | |
На слайде вы видите классификацию методов обучения по группам. По характеру деятельности учащихся методы бывают пассивные, активные и творческие. Сегодня речь идет об активных методах обучения. | Внимательно изучают классификацию со слайда и с раздаточного материала | |
- С какой целью применяют активные методы обучения? Ведущий записывает ответы на доске. | Дается время для обсуждения в командах. Участник высказывают свои ответы. | |
На слайде вы видите цели, которые сформулировали педагоги, внедряющие активные методы обучения, авторы книг. Теперь давайте сравним с целями, которые выделила каждая группа. | Участники по группам называют свои определения, идет сравнение с определениями на слайде. Определяем, кто был близок к постановке цели – оригиналу авторов, внедряющих активные методы обучения. | |
№ слайда | Деятельность ведущего мастер-класса | Деятельность участников мастер-класса |
Однако в школе активные методы внедряются довольно тяжело, как правило, это проявление инициативы, профессионального мастерства отдельно взятого педагога. -Кто ежедневно использует в своей практике активные методы обучения? Поделитесь своим опытом. | Обмен педагогическим опытом, обобщение педагогического опыта работы по использованию активных методов обучения; | |
По центру запишите свое имя На голове человечка запишите, что вам пришло в голову после занятия? На левой руке человечка запишите, чтобы вы взяли в свою метод. копилку? На правой руке человечка запишите, чтобы вы хотели изменить в занятие? На левой руке человечка запишите, какие методы вы бы смогли продемонстрировать учителям города на своих уроках? На правой руке человечка запишите, какие методы вы бы хотели изучить подробнее? | Вырезают человечка и записывают ответы на частях человечка, затем обмениваются своими мыслями, записями | |
В раздаточном материале вы увидите сравнительную таблицу. Постарайтесь в группе ответить на все вопросы и подготовиться к ответам | Обмен педагогическим опытом по группам | |
№ слайда | Деятельность ведущего мастер-класса | Деятельность участников мастер-класса |
Существует много классификаций деления активных методов обучение. Но сегодня я бы хотела обратить ваше внимание на классификацию Леонтьева А.Н. | Внимательно изучают классификацию со слайда и с раздаточного материала | |
Приведу примеры использования некоторых активных методов в своей практике. Метод работы с проектами заложен в стандарте ФГОС. Свою работу я начинаю с определения темы работы, поиску информации, нахождению интересной информации, которую или надо доказать экспериментальным путем или опровергнуть. После начинается выстраиваться цель работы, ставятся задачи, определяется гипотеза работы. Вот примеры работ, с которыми ребята имели возможность выступать на различных площадках города Петрозаводска. | Внимательно слушают, педагоги проявляют познавательный интерес к теме мастер-класса, осознание каждым участником эффективности использования активных методов | |
Сегодня на мастер - классе в вашей работе был продемонстрирован метод группового обсуждения. | Внимательно слушают, педагоги проявляют познавательный интерес к теме мастер-класса, осознание каждым участником эффективности использования активных методов | |
№ слайда | Деятельность ведущего мастер-класса | Деятельность участников мастер-класса |
Сегодня во время нашего мастер – класса мы использовали метод «Мозговой штурм», когда работали над поиском понятий, определений, целей активных методов обучения | Внимательно слушают, педагоги проявляют познавательный интерес к теме мастер-класса, осознание каждым участником эффективности использования активных методов | |
Сегодня во время нашего мастер – класса мы использовали метод «Круглый стол», когда работали с человечком и делились своими мыслями. | Внимательно слушают, педагоги проявляют познавательный интерес к теме мастер-класса, осознание каждым участником эффективности использования активных методов | |
В завершение нашей встречи хочется всем вам пожелать постоянно искать новые методы, приемы, привносящие элементы новизны, занимательности, пробуждающие интерес к знаниям. А воспитывая стремления к знаниям, мы, учителя, формируем личность, умеющую мыслить, сопереживать, творить и созидать. | Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; способствование формированию индивидуальной траектории самосовершенствования каждого участника мастер-класса. |
Виктория