Мастер-класс для педагогов различных предметов по теме «Активные методы обучения»

9
1
Материал опубликован 2 August 2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 46»







мастер-класс

для педагогов различных предметов

по теме:



Активные методы обучения:

АМО или МАО









Автор:

Ильина Виктория Сергеевна,

учитель информатики и ИКТ

МОУ «Средняя школа №46»







г. Петрозаводск

2018





Пояснительная записка

Актуальность: Мастер-класс по теме «Активные методы обучения: АМО или МАО» предназначен для педагогов – предметников, учителей начальных классов, классных руководителей, работников ДОУ. Мастер-класс нацелен на отработку практических навыков применения активных методов обучения на уроках с целью повышения мотивации обучающихся и повышения уровня знаний.

Во время проведения мастер-класса ведущий рассказывает о понятии «АМО» в игровой форме с применением активных методов обучения, тем самым показывает методику внедрения, применения их практически на уроках, занятиях.



Проблема: В настоящее время очень часто можно услышать от педагогов о том, что ученикам не интересно на уроках, они не хотят выполнять задания учителя, не хотят стремиться к новым знаниям.  Эту проблему могут помочь частично устранить активные методы обучения в работе педагога. Они позволят в первую очередь развивать мотивацию к обучению, развивать интерес к предмету.

Цель:

Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации мастер-класса для профессионального общения по обмену опытом использования активных методов обучения в своей педагогической деятельности.

Задачи:

-обобщение педагогического опыта работы по использованию активных методов обучения;

-передача своего педагогического опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов педагогической деятельности;

-совместная отработка применения активных методов обучения на практически со всеми участниками мастер-класса;

-рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

-оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной траектории самосовершенствования.


Время: 40 минут

Участники: учителя-предметники, учителя начальных классов, работники ДОУ

Минимальное количество участников: 9 человек

Максимальное количество: 30 человек

Ключевые слова: АМО, Активные, обучение, метод

Вид занятия: тренинг в группах

Методы обучения: беседа, активные, частично-поисковые, проблемные

Учебно-методическое обеспечение: листы А4 на столах у каждой группы, проектор

Ожидаемые результаты мастер-класса: рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; способствование формированию индивидуальной траектории самосовершенствования каждого участника мастер-класса.

Источники информации:

Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие/сост. Е.Г.Мухина – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина, М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.







Технологическая карта мастер-класса

п/п

Этапы,

время,

Время

(мин.)

Задачи, решаемые на этапе

Содержание этапа

Методы

Средства обучения

Предполагаемый результат

I.

Организационный момент

1

Создание позитивной атмосферы для деятельности

Приветствие. Представление. Проверка готовности к мастер-классу.

Слово ведущего


Готовность к работе всех участников мастер-класса

II.

Актуализация

3

Мотивация слушателей к участию в мастер-классе

Актуальность темы. Постановка цели мастер-класса

Проблемный (поиск ответа),

Беседа,

исследовательский


Презентация. Слайд 1-3

Сформированы представления о понятии «АМО»,

передача педагогического опыта на практике.


III.

Практическая часть

14

Сопоставление теоретических знаний участников мастер-класса с опытом ведущих педагогов

Демонстрация и отработка активного метода сравнения

Практическая работа

работы с текстом

Презентация 4-14

Познавательный интерес к теме мастер-класса,

осознание каждым участником эффективности использования активных методов

IV.

Рефлексия


2

Подведение итогов мастер-класса.


Самооценка деятельности участников мастер-класса. Заполнение листа рефлексии «Рука»

Работа в группах;

Частично-поисковый метод

Презентация. Слайд 15-18

Высказывание собственного мнения участниками мастер-класса по результатам совместной деятельности

Удовлетворенность участников от проделанной работы


Ход мастер-класса

слайда

Деятельность ведущего

Деятельность участников мастер-класса

Слайд 1:

t1656272616aa.png

- Что записано на слайде?

- Какое понятие скрыто в этой аббревиатуре?


Озвучивает, что слово «АМО» - это аббревиатура понятия «Активные методы обучения»

Все участники разбиты на 3 группы.

Слова АМО и МАО

Участники групп говорят свои ответы

t1656272616ab.png

Предлагает вспомнить как можно больше
слов-ассоциаций по озвученной теме.

Записывает на доске, используя прием «Корзина идей»

Предлагают слова ассоциации по теме «АМО»

t1656272616ac.png

-Выделите из списка наиболее существенные и необходимые признаки, то есть такие, без которых не может существовать понятие.

Ведущий подчеркивает слова, называемые участниками групп.

В конце стирает с доски те слова, которые оказались не подчеркнутыми.

Участники групп по очереди предлагают свои варианты, при этом комментируют и доказывают свой выбор

t1656272616ad.png

-Синтезируйте существенные и необходимые признаки в определение понятия «АМО»


Участники групп обсуждают и предлагают свои определение понятия «Активные методы обучения», записывают свое определение на листе бумаги.





слайда

Деятельность ведущего мастер-класса

Деятельность участников мастер-класса

t1656272616ae.png

На слайде вы видите определения понятию «Активные методы обучения», которые сформулировали педагоги, внедряющие активные методы обучения, авторы книг.

Теперь давайте сравним определения, полученные каждой группой с теми определениями, которые вы видите на слайде.

Участники по группам называют свои определения, идет сравнение с определениями на слайде.

Определяем, кто был близок к определению – оригиналу авторов, внедряющих активные методы обучения.

t1656272616af.png

На слайде вы видите классификацию методов обучения по группам.

По характеру деятельности учащихся методы бывают пассивные, активные и творческие.

Сегодня речь идет об активных методах обучения.

Внимательно изучают классификацию со слайда и с раздаточного материала

t1656272616ag.png

- С какой целью применяют активные методы обучения?

Ведущий записывает ответы на доске.

Дается время для обсуждения в командах.

Участник высказывают свои ответы.

t1656272616ah.png

На слайде вы видите цели, которые сформулировали педагоги, внедряющие активные методы обучения, авторы книг.

Теперь давайте сравним с целями, которые выделила каждая группа.

Участники по группам называют свои определения, идет сравнение с определениями на слайде.

Определяем, кто был близок к постановке цели – оригиналу авторов, внедряющих активные методы обучения.


слайда

Деятельность ведущего мастер-класса

Деятельность участников мастер-класса

t1656272616ai.png

Однако в школе активные методы внедряются довольно тяжело, как правило, это проявление инициативы, профессионального мастерства отдельно взятого педагога.


-Кто ежедневно использует в своей практике активные методы обучения? Поделитесь своим опытом.

Обмен педагогическим опытом,

обобщение педагогического опыта работы по использованию активных методов обучения;


t1656272616aj.png

По центру запишите свое имя

На голове человечка запишите, что вам пришло в голову после занятия?

На левой руке человечка запишите, чтобы вы взяли в свою метод. копилку?

На правой руке человечка запишите, чтобы вы хотели изменить в занятие?

На левой руке человечка запишите, какие методы вы бы смогли продемонстрировать учителям города на своих уроках?

На правой руке человечка запишите, какие методы вы бы хотели изучить подробнее?

Вырезают человечка и записывают ответы на частях человечка, затем обмениваются своими мыслями, записями

t1656272616ak.png

В раздаточном материале вы увидите сравнительную таблицу. Постарайтесь в группе ответить на все вопросы и подготовиться к ответам







Обмен педагогическим опытом по группам

слайда

Деятельность ведущего мастер-класса

Деятельность участников мастер-класса

t1656272616al.png

Существует много классификаций деления активных методов обучение. Но сегодня я бы хотела обратить ваше внимание на классификацию Леонтьева А.Н.

Внимательно изучают классификацию со слайда и с раздаточного материала

t1656272616am.png

Приведу примеры использования некоторых активных методов в своей практике.

Метод работы с проектами заложен в стандарте ФГОС. Свою работу я начинаю с определения темы работы, поиску информации, нахождению интересной информации, которую или надо доказать экспериментальным путем или опровергнуть. После начинается выстраиваться цель работы, ставятся задачи, определяется гипотеза работы.

Вот примеры работ, с которыми ребята имели возможность выступать на различных площадках города Петрозаводска.

Внимательно слушают, педагоги проявляют познавательный интерес к теме мастер-класса,

осознание каждым участником эффективности использования активных методов

t1656272616an.png

Сегодня на мастер - классе в вашей работе был продемонстрирован метод группового обсуждения.







Внимательно слушают, педагоги проявляют познавательный интерес к теме мастер-класса,

осознание каждым участником эффективности использования активных методов

слайда

Деятельность ведущего мастер-класса

Деятельность участников мастер-класса

t1656272616ao.png

Сегодня во время нашего мастер – класса мы использовали метод «Мозговой штурм», когда работали над поиском понятий, определений, целей активных методов обучения

Внимательно слушают, педагоги проявляют познавательный интерес к теме мастер-класса,

осознание каждым участником эффективности использования активных методов

t1656272616ap.png

Сегодня во время нашего мастер – класса мы использовали метод «Круглый стол», когда работали с человечком и делились своими мыслями.

Внимательно слушают, педагоги проявляют познавательный интерес к теме мастер-класса,

осознание каждым участником эффективности использования активных методов

t1656272616aq.png

В завершение нашей встречи хочется всем вам пожелать постоянно искать новые методы, приемы, привносящие элементы новизны, занимательности, пробуждающие интерес к знаниям. А воспитывая стремления к знаниям, мы, учителя, формируем личность, умеющую мыслить, сопереживать, творить и созидать.

Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; способствование формированию индивидуальной траектории самосовершенствования каждого участника мастер-класса.





Приложение 1

слайда

Вид слайда

слайда

Вид слайда

1


t1656272616aa.png

7

t1656272616ah.png

2

t1656272616ab.png

8

t1656272616ai.png

3

t1656272616ac.png

9

t1656272616aj.png

4

t1656272616ae.png

10

t1656272616ak.png

5

t1656272616af.png

11

t1656272616al.png

6

t1656272616ag.png

12

t1656272616am.png

слайда

Вид слайда

слайда

Вид слайда

13

t1656272616an.png

15

t1656272616ap.png

14

t1656272616ao.png

16

t1656272616aq.png



Приложение 2

Рефлексия



t1656272616ar.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Мастер-класс

2 August 2022