Мастер-класс. Поделка "Ёжик в осеннем саду"
г. Челябинск
Пояснительная записка
Арт-терапия - эффективный инновационный метод, позволяющий раскрыть творческие и совершенствовать познавательные способности ребенка. Арт-терапия является как коллективным, так и индивидуальным творчеством, позволяющим восстанавливать когнитивные (познавательные) функции, развивать креативные способности детей, улучшать их психо-эмоциональное состояние, что самым позитивным образом сказывается на реабилитации и социализации ребенка.
Темы занятий и подбор материалов осуществляется с учетом особенностей и возможностей детей. Для создания детских работ могут использоваться различные материалы: цветная бумага, пластилин, фломастеры, крупы, природный и бросовый материал, разноцветные ленточки и лоскутки, материалы для конструирования. Легко работать с объемной аппликацией и папье-маше. Например, газеты легко мнутся, склеиваются, окрашиваются, к ним надежно приклеивается скотч, на газету хорошо ложится гуашь.
Предмет: внеклассное занятие
Вид занятия: изготовление поделки "Ёжик в осеннем саду"
Класс: 6 класс (ОВЗ)
Оборудование: клеевой пистолет, осенние листья, шишки сосны и пихты, "живые" осенние цветы, овощи, фрукты, джут, скорлупа грецкого ореха, орех макадамия, ветки осины, флористическая губка, акриловые краски, художественные кисти, инструктаж работы с клеевым пистолетом и ножницами, лист наблюдений (составляется учителем для оценки психо-эмоционального состояния детей и последующей коррекции).
Форма организации: групповая
Форма проведения: мастер-класс
Для детей с ОВЗ используются специальные методики:
поэтапное разъяснение заданий;
последовательное выполнение заданий
повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
Цели:
развитие творческих способностей обучающихся посредстовом создания творческой работы из природных материалов;
повышение адаптивных возможностей личности ребенка, приобретение и закрепление конструктивных поведенческих моделей у детей;
сохранение и поддержание ребенка в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности.
Задачи:
Образовательные:
знакомить обучающихся с приемами создания поделки из природных материалов;
развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас;
закрепить знания о цвете, форме, размере;
формирование умения слушать музыку, соотносить музыкальный материал с художественными образами;
обогащать представленя об окружающем мире, о причинно-следственных связях различных явлений и событий;
повышать уровнь речевой активности ребенка, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи;
активизировать речевые возможности ребенка в процессе общения "учитель-ученик", "ученик-ученик";
стимулировать познавательную, двигательную и речевую активности детей в процессе работы с художественными образами;
обучать использованию различных изобразительных средств, формирование практических умений;
уточнить знания детей о приметах осени, показать, что природа прекрасна в любое время года, учить выполнять дизайн с использованием джута, семян, крупы, листьев, шишек;
продолжать знакомство со средствами выразительности: цвет, материал, композици.
Коррекционно-развивающие:
развивать мелкую моторику;
корректировать эмоционально-волевую сферу учащихся;
развивать внимание, память, мышление;
развивать творческое воображение;
обогащать эмоциональную сферу и снимать психоэмоциональное напряжение;
развивать сенсорно-перцептивную (восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio) деятельность;
развивать и обогащать образную сферу, восприятие, ассоциативное мышление;
развивать способности к восприятию формы и содержания в художественных композициях;
развивать общую и мелкую моторики;
развивать внимание и произвольную регуляции движений и действий, слухо-зрительно-моторную координацию;
способствовать снижению тревожности;
повышать уверенность в своих возможностях;
развивать способности к самоуправлению;
развивать навыки рефлексии;
развивать навыки уверенного поведения.
Воспитательные:
формировать навыки работы в коллективе;
воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к труду;
формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
развитие способности к саморегуляции и сотрудничеству;
воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Лист наблюдений:
Для разработки содержания занятий сначала с ребятами проводится диагностическая беседа. Каждому обучающемуся предлагается выбрать то, что он сможет принести для занятия.
В процессе работы с детьми учитель оценивает состояние детей в начале занятия и в конце занятия:
Общение между детьми носит оскорбительный характер даже в присутствии педагога дети используют в речи неприятные слова. Одного из мальчиков М. называют «рыжим», другого мальчика Л. называют «толстым». М. и Л. на оскорбления реагируют молча. Складывается впечатления, что дети привыкли к подобному общению и воспринимают это как некую норму в общении. Н. обиделся на одноклассников отказывался работать; после того, когда узнал, что их поделка будет выставлена на конкурс, стал более спокойным, заулыбался, включился в процесс занятия. Остальные ребята с большим удовольствием и нетерпением принялись за работу. Подростки постоянно спорят, делают замечания друг другу, жалуются друг на друга; каждый пытается представить себя в лучшем свете; особенно заметно такое поведение у Л. и М., Н. более спокоен в своих высказываниях.
Примерно через 30 мин занятия дети стали рассказывать разные истории из личной жизни, все стали смеяться. В процессе работы педагог ненавязчиво корректирует высказывания ребят, рассказывая о культуре поведения. После 50 мин занятия подростки становятся заметно спокойнее, сдержаннее, стараются уступать около стола место друг другу.
Состояние детей в конце занятия: ребята довольны своими работами; у М. и Н. наметилась положительная тенденция не делать обидные замечания одноклассникам, а наоборот помогать им.
Рефлексия
Предложения, которые необходимо дополнить. Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
Варианты:
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Я научился…
- Я смог…
- Было интересно узнать, что…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- Мне было интересно то, что …
- Мне не понравилось …
- Я ощущал комфорт, когда …
Ребятам предлагается сделать фото поделки и показать своим родителям.
Мастер-класс "Ёжик в осеннем лесу"PPT / 8.66 Мб
Марина Низамова