Мастер-класс «Тебе одной плету венок» (тема Родины в творчестве С.А. Есенина)
Мастер-класс «Тебе одной плету венок…»
Доброе утро!
Сегодня замечательный осенний день. В воздухе пахнет прелым листом. Еще зеленая трава покрыта серебристой росой. Безумно хочется в лес, за грибами. Вот-вот и зашуршит под ногами опавшая листва.
-А какие ассоциации у вас вызывает слово осень?
-Спасибо, очень интересно.
-Да…Осень этого года, 2020-го, мы будем долго помнить по тому томящему ожиданию, когда готовились начать новый учебный год в новых условиях. А какие ассоциации у вас возникают, когда мы говорим 2020 год?
-Спасибо! Действительно долгие годы мы будем вспоминать пандемию или как уходили на дистант.
Ваши ассоциации обращают нас к эмоциональной сфере личности. Это очень важно при формировании творческого мышления. Роль в нашей жизни творческого мышления сложно переоценить. Ведь в сочетании с креативным мышлением оно позволяет достигать максимальных результатов в любой деятельности.
Ассоциации-это образы, которые возникают в результате неожиданного сочетания далеких понятий.
Английский исследователь творчества Тони Бьюзен сравнивал ассоциации с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.
А какие ассоциации у вас вызывает, например, венок?
(красота, цветы, свадьба, похороны, жизнь, оберег, образ мученичества) ВЕНОК-от старославянского «дар»
На Руси у венка было много функций: его надевали на сватовство, свадебный засушивали и хранили всю жизнь, его делали как оберег.
У Сергея Есенина есть такие строки ««Тебе одной плету венок…»
Мы с вами наш венок сегодня наденем …ПАУЗА вы будете очень удивлены - КОРОВЕ.
В 1915 году Сергей Есенин написал стихотворение «Корова».
Корова Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях. Сердце не ласково к шуму, Мыши скребут в уголке. Думает грустную думу О белоногом телке. Не дали матери сына, Первая радость не впрок. И на колу под осиной Шкуру трепал ветерок. | Скоро на гречневом свее, С той же сыновней судьбой, Свяжут ей петлю на шее И поведут на убой. Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога... Снится ей белая роща И травяные луга. |
Вот такой необычный образ создает поэт в этом стихотворении.
Чтобы понять идею стихотворения, обратимся к ПРИЕМУ ассоциаций.
Предлагаю всем вместе заполнить вот такую таблицу:
В первый столбец выпишем по одному-двум ключевым существительным из каждой строфы.
Ключевые образы | Ассоциации | Ассоциации |
свиток годов(метаф.) | опыт | прошлое |
выгонщик (каким его изображает поэт?) грубый, бил. Может ли пастух быть жестоким? | жестокость | война |
сердце | душа | духовность |
Думы (грустные) | заботы | переживания |
Мать, сын | семья | народ |
судьба | безысходность | мученичество |
убой | смерть | Потери солдат |
Белая роща | мечта | Светлое будущее |
Травяные луга | достаток | |
Спасибо.
Теперь подберем ассоциации к каждому образу.
Итак, пожалуйста. НЕ думайте слишком долго. Настоящие ассоциации – это первое, что рождает образ.
Посмотрите на второй столбец. Если бы вы не знали названия, как бы вы сказали, о чем стихотворение? О человеке, о потерях, о милосердии.
Поэт говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве» Мариенгоф даже упрекал поэта:
«У тебя куда ни посмотришь-все родина, родина и родина»
И это правда.
А если посмотреть на наши образы и ассоциации в контексте темы Родины, какие новые ассоциации у нас получатся?
Это история не только о судьбе коровы.
Постарайтесь с использованием своих ассоциаций рассказать, о чем это стихотворение.
Это история о судьбе многострадальной России. Страны, имеющей славное и одновременно трагичное прошлое. Страны, которая теряла своих сыновей на полях сражений. Обратите внимание на дату написания стихотворения. Идет война. Но все же последняя мысль стихотворения не о смерти, а о мечте и надежде. О торжестве жизни! Поэт не может не верить в лучшую участь своей родины. (не любить тебя, не верить я научиться не могу)
Это философское размышление о судьбе народа, без которого родина немыслима. Это и есть идея стихотворения.
Итак, мы с вами думали, что надели венок корове, а на самом деле?(Родине)
В разговоре с Грузиновым поэт размышляет: «Кто о чем, а я о корове. Знаешь ли, я оседлал корову. Я еду на корове. Я решил, что Россию следует показать через корову. Лошадь для нас не так характерна. Взгляни на карту- каждая странапредставлена по-своему: там осел, там верблюд, там слон… А у нас что? Корова! Без коровы нет России». (в сборнике Сергей Александрович Есенин, 1926.)
Стихотворение «Корова» -это объемная метафора, которая позволяет нам увидеть образ многострадальной Родины.
Как вы только что увидели, при помощи ассоциаций мы смогли проникнуть в самые глубины поэтического текста.
Алгоритм работы с ассоциациями довольно прост:
Определяются ключевые слова, к ним подбираются ассоциации. А дальше могут быть варианты работы: можно рассмотреть ассоциации в контексте творчества поэта или писателя, можно сопоставить отдельные образы и ассоциации к ним в зависимости от тех эмоций, которые они вызывают, чаще контрастных.
Ассоциации помогают понять скрытые смыслы в предметах, явлениях, литературных произведениях. Увидеть то, что видят все, но подумать о том, о чем не думает никто.