12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дунаева Наталья Сергеевна176
Россия, Самарская обл., Сызрань
Материал размещён в группе «Лаборатория инноваций и творчества»

Мастер-класс «Тебе одной плету венок…»

Доброе утро!

Сегодня замечательный осенний день. В воздухе пахнет прелым листом. Еще зеленая трава покрыта серебристой росой. Безумно хочется в лес, за грибами. Вот-вот и зашуршит под ногами опавшая листва.

-А какие ассоциации у вас вызывает слово осень?

-Спасибо, очень интересно.

-Да…Осень этого года, 2020-го, мы будем долго помнить по тому томящему ожиданию, когда готовились начать новый учебный год в новых условиях. А какие ассоциации у вас возникают, когда мы говорим 2020 год?

-Спасибо! Действительно долгие годы мы будем вспоминать пандемию или как уходили на дистант.

Ваши ассоциации обращают нас к эмоциональной сфере личности. Это очень важно при формировании творческого мышления. Роль в нашей жизни творческого мышления сложно переоценить. Ведь в сочетании с креативным мышлением оно позволяет достигать максимальных результатов в любой деятельности.

Ассоциации-это образы, которые возникают в результате неожиданного сочетания далеких понятий.

Английский исследователь творчества Тони Бьюзен сравнивал ассоциации с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.

А какие ассоциации у вас вызывает, например, венок?

(красота, цветы, свадьба, похороны, жизнь, оберег, образ мученичества) ВЕНОК-от старославянского «дар»

На Руси у венка было много функций: его надевали на сватовство, свадебный засушивали и хранили всю жизнь, его делали как оберег.

У Сергея Есенина есть такие строки ««Тебе одной плету венок…»

Мы с вами наш венок сегодня наденем …ПАУЗА вы будете очень удивлены - КОРОВЕ.

В 1915 году Сергей Есенин написал стихотворение «Корова».

Корова

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах.

Бил ее выгонщик грубый

На перегонных полях.


Сердце не ласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом телке.


Не дали матери сына,

Первая радость не впрок.

И на колу под осиной

Шкуру трепал ветерок.


Скоро на гречневом свее,

С той же сыновней судьбой,

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.


Жалобно, грустно и тоще

В землю вопьются рога...

Снится ей белая роща

И травяные луга.


Вот такой необычный образ создает поэт в этом стихотворении.

Чтобы понять идею стихотворения, обратимся к ПРИЕМУ ассоциаций.

Предлагаю всем вместе заполнить вот такую таблицу:

В первый столбец выпишем по одному-двум ключевым существительным из каждой строфы.

Ключевые образы

Ассоциации

Ассоциации

свиток годов(метаф.)


опыт

прошлое

выгонщик (каким его изображает поэт?) грубый, бил. Может ли пастух быть жестоким?

жестокость

война

сердце

душа

духовность

Думы (грустные)

заботы

переживания

Мать, сын

семья

народ

судьба

безысходность

мученичество

убой

смерть

Потери солдат

Белая роща

мечта

Светлое будущее

Травяные луга

достаток



Спасибо.

Теперь подберем ассоциации к каждому образу.

Итак, пожалуйста. НЕ думайте слишком долго. Настоящие ассоциации – это первое, что рождает образ.

Посмотрите на второй столбец. Если бы вы не знали названия, как бы вы сказали, о чем стихотворение? О человеке, о потерях, о милосердии.

Поэт говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве» Мариенгоф даже упрекал поэта:

«У тебя куда ни посмотришь-все родина, родина и родина»

И это правда.

А если посмотреть на наши образы и ассоциации в контексте темы Родины, какие новые ассоциации у нас получатся?

Это история не только о судьбе коровы.

Постарайтесь с использованием своих ассоциаций рассказать, о чем это стихотворение.

Это история о судьбе многострадальной России. Страны, имеющей славное и одновременно трагичное прошлое. Страны, которая теряла своих сыновей на полях сражений. Обратите внимание на дату написания стихотворения. Идет война. Но все же последняя мысль стихотворения не о смерти, а о мечте и надежде. О торжестве жизни! Поэт не может не верить в лучшую участь своей родины. (не любить тебя, не верить я научиться не могу)

Это философское размышление о судьбе народа, без которого родина немыслима. Это и есть идея стихотворения.

Итак, мы с вами думали, что надели венок корове, а на самом деле?(Родине)

В разговоре с Грузиновым поэт размышляет: «Кто о чем, а я о корове. Знаешь ли, я оседлал корову. Я еду на корове. Я решил, что Россию следует показать через корову. Лошадь для нас не так характерна. Взгляни на карту- каждая странапредставлена по-своему: там осел, там верблюд, там слон… А у нас что? Корова! Без коровы нет России». (в сборнике Сергей Александрович Есенин, 1926.)

Стихотворение «Корова» -это объемная метафора, которая позволяет нам увидеть образ многострадальной Родины.

Как вы только что увидели, при помощи ассоциаций мы смогли проникнуть в самые глубины поэтического текста.

Алгоритм работы с ассоциациями довольно прост:

Определяются ключевые слова, к ним подбираются ассоциации. А дальше могут быть варианты работы: можно рассмотреть ассоциации в контексте творчества поэта или писателя, можно сопоставить отдельные образы и ассоциации к ним в зависимости от тех эмоций, которые они вызывают, чаще контрастных.

Ассоциации помогают понять скрытые смыслы в предметах, явлениях, литературных произведениях. Увидеть то, что видят все, но подумать о том, о чем не думает никто.








Опубликовано в группе «Лаборатория инноваций и творчества»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.