Сценарий урока литературы в 11 классе «Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина»
Урок – интернет Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина.
Пояснительная записка
Предмет: Литература
Класс: 11
Название курса: Литература
Название раздела: Творчество С.А. Есенина.
Роль и место данной темы в курсе:
Тема изучается в 11 классе в течение двух уроков в разделе « Творчество С.А. Есенина» и призвана познакомить с основными этапами жизни и творчества С.А. Есенина, сформировать у учащихся общее представление об основных темах и мотивах лирики С.А. Есенина.
Перечень уроков по данной теме:
Тема урока 1: Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина.
Тема урока 2: Тема любви в творчестве С.А. Есенина.
Краткий обзор изученного на предыдущих уроках:
На предыдущих уроках изучались:
Этапы биографии и творчества А. Блока.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:
Цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации об основных этапах жизни и творчества А.А. Фета, для подготовки выступлений учащихся на уроке. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для подготовки выступлений.
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку:
Учитель использует Интернет, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для помощи ученикам в процессе их самостоятельной работы.
Средства обучения:
Компьютеры, принтеры, проекционная аппаратура.
Межпредметные связи на уроке:
Музыка: Песня на стихи С.А. Есенина « Клен, ты мой опавший»
Изобразительное искусство: Портрет С.А. Есенина.
Отличительные особенности данного урока:
Постановка учебных задач.
Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера.
Консультирование учащихся в процессе самостоятельной работы.
Подведение итогов и оценка работы.
Описание деятельности учащихся:
Учащиеся распределяются по группам:
1 группа изучает основные этапы жизни и творчества С.А. Есенина.
2 группа - изучает основные темы и мотивы лирики С.А. Есенина.
Каждая группа готовит выступление и компьютерную презентацию по своей теме, пользуясь ресурсами Интернет и программами Microsoft Word и Microsoft Power Point. Отчет о проделанной работе.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы учащиеся:
Познакомятся с биографией поэта;
Получат представление об основных темах и мотивах лирики:
Умеют находить, отбирать и систематизировать информацию.
Умеют формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию.
Умеют готовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Урок 1
Тема урока. Тема родины и природы в творчестве С.А. Есенина.
Цели урока по содержанию:
Образовательная: Познакомить с основными этапами жизни и творчества С.А. Есенина. Раскрыть основные темы и мотивы лирики С.А. Есенина.
Развивающая: совершенствовать навыки работы с компьютером, умение находить, отбирать и систематизировать информацию, формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, готовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point
Воспитательная: формировать в детях чувство патриотизма, любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.
Технология: информационно-коммуникативные.
Ход урока
Эпиграф урока: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моем творчестве».
С. Есенин.
Звучит песня на стихи С.Есенина “Клен ты мой, опавший…” исполняет группа ребят.
1. Вступительная беседа по вопросам.
- Что вы знаете об С.А. Есенине?
- Какие стихи читали, учили?
-О чем пишет поэт?
2. Сообщение учителя о С.А. Есенине.
– С. Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего тридцать лет! Более половины из них он провел на родине, в рязанском крае. Здесь – глубинные корни народности и реализма поэзии Есенина. Это имя у всех связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине. В самом звучании его фамилии есть, как оказывается, что-то природное, лесное, весеннее.
С. Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Крестьянская изба. Свет лампады. Странницы-богомолки поют духовные стихи. Но было и другое – свет зари в полнеба, зеленый берег над рекой, плач Иволги.
Чтобы лучше узнать поэта, нужно обратиться к истокам.
3. Работа в группах
Группа 1.
Задание: Составить презентацию на тему « Жизнь и творчество С. Есенина»
Группа 2
Задание:
Сравнительный анализ стихотворений по плану:
Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?
Найти изобразительно-выразительные средства, определить их роль в создании этих образов.
Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?
Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?
Анализируют стихотворения учащиеся по схеме:
sbornik-stihov.ru›sergeyesenin139.html
fesenin.niv.ru›esenin/text/moj-put.htmeb-web.ru
feb/esenin/texts/e74/e74-154-.htm
bibliotekar.ru›esenin/4.htm
sbornik-stihov.ru›sergeyesenin151.html
http://www.sbornik-stihov.ru/sergeyesenin151.html
detishka.ru›current.php?id=14972
feb-web.ru›feb/esenin/texts/es1/es1-179-.htm
feb-web.ru›feb/esenin/texts/e74/e74-021-.htm
Группа 3
Задание: Проанализировать, каковы же истоки народности поэзии С. Есенина?
«Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто “чувством родины”. Как писал сам поэт: “Чувство родины – основное в моем творчестве”. Заметим, “не тема”, а “чувство”.
Стихотворение “Гой ты, Русь моя родная”
feb-web.ru›feb/esenin/texts/es1/es1-050-.htm
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся»
rupoem.ru›Есенин›kraj-lyubimyj-serdcu.aspx
Группа 4
Задание: Проанализировать, есть ли что-то, объединяющее стихотворения о Родине Есенина и Блока?
Поэтическая Русь Есенина – родная сестра России Блока. У обоих поэтов рядом с "Россией-тайной", "светлой женой" существует другая – "гугнивая матушка Русь", гулящая, нищая и бесприютная:
Стихотворение А. Блока «ОСЕННЯЯ ВОЛЯ»
rupoem.ru›Блок›vyxozhu-ya-v.aspx
Стихотворение С.Есенина «Гой, ты Русь моя родная»
feb-web.ru›feb/esenin/texts/es1/es1-050-.htm
Группа 5
задание: Доказать, что поэзия Есенина имеет фольклорное начало.
Стихотворение С.Есенина «Поет зима – аукает»
kidportal.ru›detskie…stihi…poet-zima-aukaet.html
Стихотворение С.Есенина «В прозрачном холоде заголубели долы»
rupoem.ru›
Стихотворение С.Есенина «Осенним холодом расцвечены надежды»
rupoem.ru›
Стихотворение С.Есенина «Сыпучей ржавчиной краснеют дороги»
rupoem.ru›
Стихотворение С.Есенина “Сыпь ты, черемуха, снегом»
rupoem.ru›
Группа 6
Задание: Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина?
gulistan77777.ucoz.ru›…cvet_v…esenina/2012-10-20…
sbornik-stihov.ru›sergeyesenin139.html
fesenin.niv.ru›esenin/text/moj-put.htmeb-web.ru
feb/esenin/texts/e74/e74-154-.htm
bibliotekar.ru›esenin/4.htm
sbornik-stihov.ru›sergeyesenin151.html
http://www.sbornik-stihov.ru/sergeyesenin151.html
detishka.ru›current.php?id=14972
feb-web.ru›feb/esenin/texts/es1/es1-179-.htm
feb-web.ru›feb/esenin/texts/e74/e74-021-.htm
Исполняется песня “Отговорила роща золотая”.
gl5.ru›!k/kadisheva…otgovorila-rosha-zolotaya.html
4. Индивидуальная работа. Сочинение – эссе на тему «Сергей Есенин - национальный поэт»
5 . Отчет о проделанной работе по группам.
Учащиеся распределяются по группам. Каждая группа делает сообщение по своей теме, опираясь на компьютерную презентацию.
Итоги урока: Учащиеся углубили и систематизировали знания об основных этапах жизни и творчества С.А. Есенина , проанализировали темы и мотивы лирики С.А. Есенина умеют формулировать и аргументировать, связно излагать информацию в соответствии с поставленной задачей, формулировать вопросы и отвечать на них, использовать компьютерную презентацию в процессе выступления.
Домашнее задание: дифференцируется:
1-й группе: сопоставить стихотворения Тютчева “Чародейкою Зимою” со стихотворением Есенина “Пороша”.
2-й группе: сопоставить стихотворение “Фета “Печальная береза” и Есенина “Береза”.
3-й группе: подготовить сообщение о любовной лирике С. Есенина.
4-й группе: подготовит чтение наизусть стихотворений о любви ( на выбор).
Задание для всех: прочитать статью учебника о С.А. Есенине.
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет.
Предмет, класс |
Литература 11класс |
||
Тема урока, номер урока по теме |
Тема изучается в 11 классе в течение двух уроков в разделе « Творчество С.А. Есенина» и призвана познакомить с основными этапами жизни и творчестваС.А. Есенина , сформировать у учащихся общее представление об основных темах и мотивах лирики С.А. Есенина. Перечень уроков по данной теме: Тема урока 1: Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина. Тема урока 2: Тема любви в творчестве С.А. Есенина.
|
||
Ф.И.О. преподавателя |
Крыс Ольга Анатольевна |
||
Актуальность использования средств ИКТ |
Использование ИКТ позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся над темой; умению систематизировать информацию в сфере литературных исследований, связно излагать информацию в соответствии с поставленной задачей, формулировать вопросы, отвечать на них, использовать компьютерную презентацию в процессе выступления |
||
Цель урока |
Познакомить с основными этапами жизни и творчества С.А. Есенина. Раскрыть основные темы и мотивы лирики С.А. Есенина. |
||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
Совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения. |
Развивать способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и литературное чутье, аналитическое и творческое мышление; совершенствовать навыки работы с компьютером,умение находить, отбирать и систематизировать информацию, формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, готовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point |
формировать в детях чувство патриотизма, любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой. |
|
Вид используемых на уроке ИКТ (ресурсы сети Интернет) |
Ресурсы сети Интернет |
||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в интернет, компьютер) |
Локальная сеть, выход в интернет, компьютер, проектор, экран |
||
Образовательные ресурсы Интернет |
|||
Методическое описание использования ЦОР на уроке |
Презентация темы. |
||
Организационная структура урока |
|||
Этап 1 |
|||
Цель |
Заинтересовать учащихся творческой биографией поэта. |
||
Длительность этапа |
6 минут |
||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Звучит песни на стихи С. Есенина « Клен, ты мой опавший», «Отговорила роща золотая» |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Фронтальная работа |
||
Функции преподавателя на данном этапе |
Создает эмоциональный настрой через приглашение к изучению биографии и творчества С.А. Есенина. Постановка учебных задач. |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Беседа преподавателя с детьми. |
||
Этап 2 |
Введение материала по теме урока |
||
Цель |
Познакомить с основными этапами жизни и творчества С.А. Есенина . Раскрыть основные темы и мотивы лирики С.А. Есенина |
||
Длительность этапа |
20 минут |
||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Презентация Распечатка теоретического материала и плана анализа поэтического текста |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Групповая работа |
||
Функции преподавателя на данном этапе |
Организатор, консультант |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Наблюдение за работой учащихся, консультирование, обеспечение самостоятельности выполнения |
||
Промежуточный контроль |
Контроль выполнения работы слабыми учащимися |
||
ЭТАП 3 |
Заключительный этап |
||
Цель |
Проверка выполнения работы в группах |
||
Длительность этапа |
14 минут |
||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Отчет о проделанной работе |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Индивидуальные выступления |
||
Функции преподавателя на данном этапе |
Отслеживание результатов, замечания, предложения |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Объяснение, дополнения |
||
Итоговый контроль |
Проверка, оценивание, подведение итогов |
Список использованной литературы:
Интернет ресурсы:
sbornik-stihov.ru›sergeyesenin139.html
fesenin.niv.ru›esenin/text/moj-put.htmeb-web.ru
feb/esenin/texts/e74/e74-154-.htm
bibliotekar.ru›esenin/4.htm
sbornik-stihov.ru›sergeyesenin151.html
http://www.sbornik-stihov.ru/sergeyesenin151.html
detishka.ru›current.php?id=14972
feb-web.ru›feb/esenin/texts/es1/es1-179-.htm
feb-web.ru›feb/esenin/texts/e74/e74-021-.htm
Екатерина