Мастер-класс по русскому языку «Учебное сотрудничество как способ формирования универсальных учебных действий» (2 класс)

1
0
Материал опубликован 22 April 2018

Мастер-класс

Тема: Учебное сотрудничество как способ формирования универсальных учебных действий

Автор: Козлова Елена Валентиновна

Вступительное слово

Добрый день, уважаемые коллеги!

Опыт моей педагогической деятельности с младшими школьниками невелик. В этом году я выпускаю второй свой четвёртый класс, а на следующий год беру первоклассников. Их обучение и воспитание предстоит мне организовать по стандартам второго поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход. Анализируя опыт своей педагогической работы, я пришла к выводу, что актуальной, важной остаётся задача – создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе, столкнувшись с возможными трудностями, а осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.

Основу умения учиться составляют универсальные учебные действия, в том числе и навык решения творческих задач, навык самоорганизации и саморазвитии. Особую роль играют в этом творческие работы на уроках русского языка, и в частности сочинения. Однако, в силу возрастных особенностей, написание сочинений является одним из самых сложных видов деятельности для учащихся начальных классов. Что же мне помогает решить возникающие проблемы?

Во-первых, использование способа учебного сотрудничества.

Во-вторых, приём «Матрица сочинения». Этот приём заключается в том, что слова, которые учащиеся могут использовать в сочинении, записываются в специальную таблицу - «матрицу». Перед глазами ребёнка находятся все слова, словосочетания, сравнения, которые будут использованы в сочинении. Это облегчает составление предложений.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию некоторые этапы работы над сочинением «Зимний денёк».

- Итак, мастер-класс «Учебное сотрудничество как способ формирования универсальных учебных действий»

1. Свои занятия я часто начинаю с игры. Встаньте, пожалуйста, по трое. Каждый в группе говорит, какой зимний месяц для него самый любимый и почему. Затем в общем кругу каждый участник рассказывает о любимом зимнем месяце одного из своих товарищей. Например, «Наташа любит январь, потому что…..»

Обращение к участникам мастер-класса.

- Уважаемые коллеги, на что направлено это задание?

( Игра способствует укреплению единства группы. Дети обсуждают друг с другом такие вещи, которые обладают для них особой ценностью, тем самым получают возможность развивать свои коммуникативные способности. Формирование навыков активного слушания).

- Присядьте, пожалуйста.

2. Для эмоциональной подготовки учащихся к выполнению творческой работы (написания сочинения) я использую разнообразные средства: музыку, художественное чтение, компьютерные презентации. Предлагаю посмотреть слайды.

(Учитель читает стихотворение )

Мир чудес.

На фоне неба голубого

В ажурной дымке белый лес,

И словно нет мороза злого,

А мы попали в мир чудес,

Где ярко-синими тенями

На белой скатерти снегов

Забыли люди или сани

Цепочки длинные следов.

А. Шаталов

- После просмотра слайдов я прошу учащихся поделиться своими впечатлениями, наблюдениями, чувствами, настроением, которые пробуждает в них зимняя природа.

- Как вы думаете, зачем? (мотивировать учащихся к написанию сочинения на тему «Зимний денёк»; а так же личностные действия на определение своих ощущений, впечатлений позволяют сделать учение осмысленным, значимым).

3 . Заполнение «матрицы» сочинения.

-Для написания сочинения я предлагаю детям поработать с «матрицей». Можно эту работу организовать фронтально, выдав материал каждому ребёнку. Я организую работу через учебное сотрудничество. В своей педагогической деятельности я использую такие формы организации учебного взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, как

Работа в группах

Работа в парах

Учебный диалог

Дискуссия


 

- На этапе заполнения «матрицы» я прошу ребят объединиться в группы.


 


 

Работа в группах (заполнение матрицы):

- Каждая группа заполняет матрицу по одному объекту. Задача состоит в том, чтобы подобрать точные слова (матрица лежит на столах и есть на презентации).

Лес

Какие они? «признаки предметов»

тёмный

Что они делали? «действия»

раскинулся

Как совершали действия?

бесконечно

С чем можно сравнить эти предметы? «сравнения»

как чародей в белой шапке

- На следующем этапе группы обмениваются матрицами. Каждая группа должна дополнить матрицу своими примерами.

- Далее я предлагаю каждому в группе поработать индивидуально. Задача ученика: используя подобранные слова из матрицы, составить по два предложения и записать на отдельном листке каждое. («Стоял ясный день.» «Снег легко падал.» «Земля покрылась снегом, словно белоснежным пуховым одеялом.»)

Обращение к зрителям:

- Посмотрите на слайд. Назовите, какие из представленных Универсальных учебных действий формируются при включении учащихся в подобную работу.

(Личностные: творческая атмосфера способствует готовности учащихся к саморазвитию. Регулятивные: учащиеся контролируют и корректируют свою деятельность, проявляют инициативу, самостоятельность. Познавательные: работают с таблицей-матрицей; происходит контроль процесса. Коммуникативные: формируются навыки сотрудничества. )

- На следующем этапе прошу объединиться в группы сменного состава, где вы будете работать с составленными предложениями. Пройдите за разные столы те участники, кто работал в матрице со словами «дерево», со словом «небо», «дом», «снег».

-Ваша задача расположить предложения в нужном порядке в соответствии с планом, который есть у вас на столах, чтобы получился текст на тему «Зимний денёк». (Раскладывают на парте полоски, отделяя части, приклеивают на лист).


 


 


 

Обращение к участникам групп сменного состава:

- Уважаемые педагоги, предположите, пожалуйста, с какими трудностями могут столкнуться учащиеся при выполнении работы по составлению текста. (1могут оказаться похожие предложения и надо суметь выбрать лучшее;

2) трудности в написании вступления и заключительной части в соответствии с планом, со всем материалом, который был собран до этого; 3) если у учащихся мал опыт работы в сотрудничестве, то учитель должен предусмотреть распределение обязанностей внутри групп).

- Тексты составлены.(вывешиваю на доску)

- Так в процессе групповой работы, работы в парах, работе в группе сменного состава, т.е через учебное сотрудничество учащиеся создают основу будущего сочинения.

- Уважаемые коллеги, какими, по вашему мнению, могут быть следующие этапы работы? (Зачитать полученные тексты. (зачитывают представители от группы). Отредактировать текст. Запишите сочинение в тетрадь.)

- Скажите, пожалуйста, как можно дальше вывести детей на оценку процесса и результата совместной творческой деятельности?

- Я провожу рефлексию через постановку таких вопросов:

- Какие образные выражения в описании зимней природы вам особенно понравились?

-Какое задание показалось вам наиболее интересным и почему?

-Какие трудности испытывали при написании сочинения?

-Что помогло вам при работе над сочинением?

Заключительная часть.

- В заключении мастер-класса я хочу отметить, что на данном учебном занятии с учащимися ведется работа по формированию у учащихся универсальных учебных действий по четырем основным видам: ( на слайд)

Личностные

Творческая атмосфера урока способствовала готовности учащихся к саморазвитию, самоопределению.

Регулятивные

Учащиеся контролировали и корректировали свою деятельность, проявляли инициативу, самостоятельность.

Познавательные

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- работали с таблицей-матрицей;

- выбирали наиболее удачные варианты предложений;

- происходила рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные

-на уроке осуществлялась речевая деятельность;

-формировались навыки сотрудничества.

- Последовательность работы по написанию сочинения с использованием матрицы и учебного сотрудничества я постаралась изложить в алгоритме, который вы видите на слайде, надеюсь мой опыт будет полезен и вам.

1. Эмоциональная подготовка к выполнению творческой работы.

2. Работа в группе по актуализации знаний (словарного запаса, личного опыта) при заполнении «матрицы».

3. Взаимоконтроль и корректировка результатов предыдущей деятельности (одинаковое для всех групп задание выполняется «по вертушке»).

4. Индивидуальная работа по конструированию предложений на основе заполненной «матрицы».

5. Работа в группе сменного состава по составлению текста из предложений составленных индивидуально.

6. Рефлексия совместной творческой деятельности.

7. Редактирование текста и написание сочинения.

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации