Мастер-класс по русскому языку «Учебное сотрудничество как способ формирования универсальных учебных действий» (2 класс)
Мастер-класс
Тема: Учебное сотрудничество как способ формирования универсальных учебных действий
Автор: Козлова Елена Валентиновна
Вступительное слово
Добрый день, уважаемые коллеги!
Опыт моей педагогической деятельности с младшими школьниками невелик. В этом году я выпускаю второй свой четвёртый класс, а на следующий год беру первоклассников. Их обучение и воспитание предстоит мне организовать по стандартам второго поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход. Анализируя опыт своей педагогической работы, я пришла к выводу, что актуальной, важной остаётся задача – создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе, столкнувшись с возможными трудностями, а осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.
Основу умения учиться составляют универсальные учебные действия, в том числе и навык решения творческих задач, навык самоорганизации и саморазвитии. Особую роль играют в этом творческие работы на уроках русского языка, и в частности сочинения. Однако, в силу возрастных особенностей, написание сочинений является одним из самых сложных видов деятельности для учащихся начальных классов. Что же мне помогает решить возникающие проблемы?
Во-первых, использование способа учебного сотрудничества.
Во-вторых, приём «Матрица сочинения». Этот приём заключается в том, что слова, которые учащиеся могут использовать в сочинении, записываются в специальную таблицу - «матрицу». Перед глазами ребёнка находятся все слова, словосочетания, сравнения, которые будут использованы в сочинении. Это облегчает составление предложений.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию некоторые этапы работы над сочинением «Зимний денёк».
- Итак, мастер-класс «Учебное сотрудничество как способ формирования универсальных учебных действий»
1. Свои занятия я часто начинаю с игры. Встаньте, пожалуйста, по трое. Каждый в группе говорит, какой зимний месяц для него самый любимый и почему. Затем в общем кругу каждый участник рассказывает о любимом зимнем месяце одного из своих товарищей. Например, «Наташа любит январь, потому что…..»
Обращение к участникам мастер-класса.
- Уважаемые коллеги, на что направлено это задание?
( Игра способствует укреплению единства группы. Дети обсуждают друг с другом такие вещи, которые обладают для них особой ценностью, тем самым получают возможность развивать свои коммуникативные способности. Формирование навыков активного слушания).
- Присядьте, пожалуйста.
2. Для эмоциональной подготовки учащихся к выполнению творческой работы (написания сочинения) я использую разнообразные средства: музыку, художественное чтение, компьютерные презентации. Предлагаю посмотреть слайды.
(Учитель читает стихотворение )
Мир чудес.
На фоне неба голубого
В ажурной дымке белый лес,
И словно нет мороза злого,
А мы попали в мир чудес,
Где ярко-синими тенями
На белой скатерти снегов
Забыли люди или сани
Цепочки длинные следов.
А. Шаталов
- После просмотра слайдов я прошу учащихся поделиться своими впечатлениями, наблюдениями, чувствами, настроением, которые пробуждает в них зимняя природа.
- Как вы думаете, зачем? (мотивировать учащихся к написанию сочинения на тему «Зимний денёк»; а так же личностные действия на определение своих ощущений, впечатлений позволяют сделать учение осмысленным, значимым).
3 . Заполнение «матрицы» сочинения.
-Для написания сочинения я предлагаю детям поработать с «матрицей». Можно эту работу организовать фронтально, выдав материал каждому ребёнку. Я организую работу через учебное сотрудничество. В своей педагогической деятельности я использую такие формы организации учебного взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, как
Работа в группах
Работа в парах
Учебный диалог
Дискуссия
- На этапе заполнения «матрицы» я прошу ребят объединиться в группы.
Работа в группах (заполнение матрицы):
- Каждая группа заполняет матрицу по одному объекту. Задача состоит в том, чтобы подобрать точные слова (матрица лежит на столах и есть на презентации).
Лес |
|
Какие они? «признаки предметов» |
тёмный |
Что они делали? «действия» |
раскинулся |
Как совершали действия? |
бесконечно |
С чем можно сравнить эти предметы? «сравнения» |
как чародей в белой шапке |
- На следующем этапе группы обмениваются матрицами. Каждая группа должна дополнить матрицу своими примерами.
- Далее я предлагаю каждому в группе поработать индивидуально. Задача ученика: используя подобранные слова из матрицы, составить по два предложения и записать на отдельном листке каждое. («Стоял ясный день.» «Снег легко падал.» «Земля покрылась снегом, словно белоснежным пуховым одеялом.»)
Обращение к зрителям:
- Посмотрите на слайд. Назовите, какие из представленных Универсальных учебных действий формируются при включении учащихся в подобную работу.
(Личностные: творческая атмосфера способствует готовности учащихся к саморазвитию. Регулятивные: учащиеся контролируют и корректируют свою деятельность, проявляют инициативу, самостоятельность. Познавательные: работают с таблицей-матрицей; происходит контроль процесса. Коммуникативные: формируются навыки сотрудничества. )
- На следующем этапе прошу объединиться в группы сменного состава, где вы будете работать с составленными предложениями. Пройдите за разные столы те участники, кто работал в матрице со словами «дерево», со словом «небо», «дом», «снег».
-Ваша задача расположить предложения в нужном порядке в соответствии с планом, который есть у вас на столах, чтобы получился текст на тему «Зимний денёк». (Раскладывают на парте полоски, отделяя части, приклеивают на лист).
Обращение к участникам групп сменного состава:
- Уважаемые педагоги, предположите, пожалуйста, с какими трудностями могут столкнуться учащиеся при выполнении работы по составлению текста. (1могут оказаться похожие предложения и надо суметь выбрать лучшее;
2) трудности в написании вступления и заключительной части в соответствии с планом, со всем материалом, который был собран до этого; 3) если у учащихся мал опыт работы в сотрудничестве, то учитель должен предусмотреть распределение обязанностей внутри групп).
- Тексты составлены.(вывешиваю на доску)
- Так в процессе групповой работы, работы в парах, работе в группе сменного состава, т.е через учебное сотрудничество учащиеся создают основу будущего сочинения.
- Уважаемые коллеги, какими, по вашему мнению, могут быть следующие этапы работы? (Зачитать полученные тексты. (зачитывают представители от группы). Отредактировать текст. Запишите сочинение в тетрадь.)
- Скажите, пожалуйста, как можно дальше вывести детей на оценку процесса и результата совместной творческой деятельности?
- Я провожу рефлексию через постановку таких вопросов:
- Какие образные выражения в описании зимней природы вам особенно понравились?
-Какое задание показалось вам наиболее интересным и почему?
-Какие трудности испытывали при написании сочинения?
-Что помогло вам при работе над сочинением?
Заключительная часть.
- В заключении мастер-класса я хочу отметить, что на данном учебном занятии с учащимися ведется работа по формированию у учащихся универсальных учебных действий по четырем основным видам: ( на слайд)
Личностные
Творческая атмосфера урока способствовала готовности учащихся к саморазвитию, самоопределению.
Регулятивные
Учащиеся контролировали и корректировали свою деятельность, проявляли инициативу, самостоятельность.
Познавательные
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- работали с таблицей-матрицей;
- выбирали наиболее удачные варианты предложений;
- происходила рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные
-на уроке осуществлялась речевая деятельность;
-формировались навыки сотрудничества.
- Последовательность работы по написанию сочинения с использованием матрицы и учебного сотрудничества я постаралась изложить в алгоритме, который вы видите на слайде, надеюсь мой опыт будет полезен и вам.
1. Эмоциональная подготовка к выполнению творческой работы.
2. Работа в группе по актуализации знаний (словарного запаса, личного опыта) при заполнении «матрицы».
3. Взаимоконтроль и корректировка результатов предыдущей деятельности (одинаковое для всех групп задание выполняется «по вертушке»).
4. Индивидуальная работа по конструированию предложений на основе заполненной «матрицы».
5. Работа в группе сменного состава по составлению текста из предложений составленных индивидуально.
6. Рефлексия совместной творческой деятельности.
7. Редактирование текста и написание сочинения.
Спасибо за внимание!