Мастер-класс «Формирование предпосылок универсальных учебных действий на занятии открытия нового знания»

1
0
Материал опубликован 22 April 2018

Учитель первой квалификационной категории
Козлова Елена Валентиновна
МОУ СШ №7 г. Фурманов , Ивановская обл.

МАСТЕР - КЛАСС

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЗАНЯТИИ ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ»

- Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня вашему вниманию предлагается мастер-класс по «Формированию предпосылок универсальных учебных действий на занятии открытия нового знания». (слайд).

- В технологии деятельностного метода на занятии открытия нового знания выделяется несколько этапов. (слайд этапы, требования к этапам).

- Первый этап Введение в игровую ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

- Второй этап Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

- Следующий этап Открытие нового знания. На этих двух этапах мы с вами остановимся поподробнее чуть позже.

- Четвертый этап это Включение нового знания в систему знаний. На данном этапе выполняются задания на новый способ действия с проговариванием вслух алгоритма, самостоятельная проверка по эталону, индивидуальные затруднения в играх, задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным.

- Последний этап ИТОГ. Здесь фиксируется достижение детьми цели, проговаривание учителем или детьми условий, которые позволили достигнуть цели.

- И на каждом этапе обязательно создание ситуации успеха.

- Обязательно на каждом этапе создаются предпосылки для формирования определенных универсальных учебных действий. (слайд предпосылки )

- На данном слайде они представлены.

- Сегодня на нашем мастер-классе мы предлагаем вам побывать в роли учащихся 2-х классов и проиграть отдельные этапы занятия.

- Прошу быть внимательными и четко следовать предлагаемым установкам.

- Итак, начнем.

Русский язык.

УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Тема: «Правописание Ь на конце существительных после шипящих»

Разминка.

На доске транскрипцией записаны слова : грач, плащ, нож, ночь, печь, рожь.

Учитель: - Прочитайте транскрипцию слов.

- Что объединяет эти слова?

Ученики: - Это существительные с шипящим на конце.

Учитель: - Как вы считаете, что будет объектом исследования?

Ученики: - Существительные с шипящим на конце.

Учитель: - А точнее правописание существительных с шипящим на конце.

Сказка.

Мягкий знак ищет слова. (Читает учитель)

Как – то в волшебной стране АзБукоВедение произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда все утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать.

Учитель: - Герои, которые часто приходят к нам на уроки стали ему помогать. (картинки героев Маша и Миша)

- Миша собрал такие слова (открываются на доске под листком) и сказал: «Мне мягкий знак не нужен.»

- Маша собрала такие слова (открываются на доске под листком) и сказал: «Мне мягкий знак нужен.»

Миша Маша

грач ночь

плащ печь

нож рожь

- Давайте разберемся, почему же Миша не ставит Ь в словах, а Маша ставит.

- Для этого мы с вами разделимся на две исследовательские лаборатории.

(раздаются карточки с буквами – звонкие и глухие согласные).

- Первая лаборатория – глухие согласные, а вторая – звонкие. (сели по группам).

- А теперь прошу, назовите, кто у нас собрался в первой группе? (называют по кругу),

- А кто во второй? (называют).

Исследовательская работа.

(Работа по группам. На столе листочки со словами, инструкция.)

Учитель: - У вас на столах лежит инструкция, которой вы четко следуете. На работу вам дается 5 минут.

Инструкция:

Выберите существительные с шипящим на конце.

Сгруппируйте слова по родам.

Дайте характеристику словам каждой группы.

Сделайте вывод и попробуйте смоделировать правило.

На доску вывешиваются результаты работы каждой группы. Один представитель от группы защищает работу.

Учитель: - Слушайте внимательно, исправляйте, дополняйте.

(ученик проговаривает правило).

Учитель: - Оцените работу этой группы.

(высказывания детей второй группы).

Учитель: - Так почему же Миша написал слова без Ь?

- Ответы детей.

Учитель: - А почему Маша с Ь?

-Ответы детей.

Учитель: - А почему в мужском роде не пишем Ь, а в женском пишем?

(выслушиваются 1-2 детских ответа)

- Вот как объясняет это сказка.

Пошел Ь к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело - смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха.

Опечалился Мягкий Знак. Побрел он к словам женского рода. Идет и думает: «Женщины добрые. Они меня не прогонят». Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.

Мягкий Знак был им так благодарен, что с тех пор всегда стал писаться в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящий.

Учитель: - Кто попробует сформулировать правило?

(1-2 ученика дают ответы).

Учитель: - А теперь прочитайте правило в учебнике на странице …(учебник)

- Проговорите про себя.

- Проговорите в парах. Пара, которая выполнит работу, поднимает руки вверх.

- А теперь все вместе хором.

- Кто желает повторить индивидуально?

(заслушиваются ответы 1-2 учащихся).

- Следующий этап урока это включение нового знания в систему знаний или закрепление.

- А сейчас я прошу вас поработать, уже как учителей, и подумать какие последующие формы по отработке данного правила возможны на уроке. Обоснуйте это. На это вам дается 2 минуты.

(ватманы, на доску результаты работы групп)

- Вы совершенно правы, а вот посмотрите какие формы используют учителя начальных классов.

(на слайде)

Комментированное письмо, где каждый отвечающий проговаривает правило.

Работа в парах постоянного и сменного состава. ( игра «Учитель - ученик», «Иду в гости»)

Самостоятельная работа (на парте лежит инструкция для самоконтроля)

Задание с ловушками.

Игра «Вставь слово». В тексте пропущены слова с шипящей на конце.

Учащиеся – консультанты.

Взаимопроверка. Придумать и записать в тетрадь по 5 слов мужского и женского рода с шипящим на конце.

Эстафета в группе «Продолжи ряд».

Письмо под диктовку. Самопроверка.(открыть текст с подчеркнутыми словами).

Работа с учебником.

- А вы заметили, в чем состоит отличие подхода вашего и подхода, который используют учителя начального звена? (если есть отличие)

- Каким же должен быть подход, чтобы дети успешно прошли этот этап занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

- Спасибо всем за работу, в заключении хотелось бы узнать ваше мнение о мастер – классе. Прошу письменно ответить на несколько вопросов.

Меня заинтересовало ……

Я узнал ……

Осталось непонятным…….

- Наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо всем за внимание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации