Мастер-класс «Формирование предпосылок универсальных учебных действий на занятии открытия нового знания»
Учитель первой квалификационной категории
Козлова Елена Валентиновна
МОУ СШ №7 г. Фурманов , Ивановская обл.
МАСТЕР - КЛАСС
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЗАНЯТИИ ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ»
- Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня вашему вниманию предлагается мастер-класс по «Формированию предпосылок универсальных учебных действий на занятии открытия нового знания». (слайд).
- В технологии деятельностного метода на занятии открытия нового знания выделяется несколько этапов. (слайд этапы, требования к этапам).
- Первый этап Введение в игровую ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
- Второй этап Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
- Следующий этап Открытие нового знания. На этих двух этапах мы с вами остановимся поподробнее чуть позже.
- Четвертый этап это Включение нового знания в систему знаний. На данном этапе выполняются задания на новый способ действия с проговариванием вслух алгоритма, самостоятельная проверка по эталону, индивидуальные затруднения в играх, задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным.
- Последний этап ИТОГ. Здесь фиксируется достижение детьми цели, проговаривание учителем или детьми условий, которые позволили достигнуть цели.
- И на каждом этапе обязательно создание ситуации успеха.
- Обязательно на каждом этапе создаются предпосылки для формирования определенных универсальных учебных действий. (слайд предпосылки )
- На данном слайде они представлены.
- Сегодня на нашем мастер-классе мы предлагаем вам побывать в роли учащихся 2-х классов и проиграть отдельные этапы занятия.
- Прошу быть внимательными и четко следовать предлагаемым установкам.
- Итак, начнем.
Русский язык.
УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Тема: «Правописание Ь на конце существительных после шипящих»
Разминка.
На доске транскрипцией записаны слова : грач, плащ, нож, ночь, печь, рожь.
Учитель: - Прочитайте транскрипцию слов.
- Что объединяет эти слова?
Ученики: - Это существительные с шипящим на конце.
Учитель: - Как вы считаете, что будет объектом исследования?
Ученики: - Существительные с шипящим на конце.
Учитель: - А точнее правописание существительных с шипящим на конце.
Сказка.
Мягкий знак ищет слова. (Читает учитель)
Как – то в волшебной стране АзБукоВедение произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда все утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать.
Учитель: - Герои, которые часто приходят к нам на уроки стали ему помогать. (картинки героев Маша и Миша)
- Миша собрал такие слова (открываются на доске под листком) и сказал: «Мне мягкий знак не нужен.»
- Маша собрала такие слова (открываются на доске под листком) и сказал: «Мне мягкий знак нужен.»
Миша Маша
грач ночь
плащ печь
нож рожь
- Давайте разберемся, почему же Миша не ставит Ь в словах, а Маша ставит.
- Для этого мы с вами разделимся на две исследовательские лаборатории.
(раздаются карточки с буквами – звонкие и глухие согласные).
- Первая лаборатория – глухие согласные, а вторая – звонкие. (сели по группам).
- А теперь прошу, назовите, кто у нас собрался в первой группе? (называют по кругу),
- А кто во второй? (называют).
Исследовательская работа.
(Работа по группам. На столе листочки со словами, инструкция.)
Учитель: - У вас на столах лежит инструкция, которой вы четко следуете. На работу вам дается 5 минут.
Инструкция:
Выберите существительные с шипящим на конце.
Сгруппируйте слова по родам.
Дайте характеристику словам каждой группы.
Сделайте вывод и попробуйте смоделировать правило.
На доску вывешиваются результаты работы каждой группы. Один представитель от группы защищает работу.
Учитель: - Слушайте внимательно, исправляйте, дополняйте.
(ученик проговаривает правило).
Учитель: - Оцените работу этой группы.
(высказывания детей второй группы).
Учитель: - Так почему же Миша написал слова без Ь?
- Ответы детей.
Учитель: - А почему Маша с Ь?
-Ответы детей.
Учитель: - А почему в мужском роде не пишем Ь, а в женском пишем?
(выслушиваются 1-2 детских ответа)
- Вот как объясняет это сказка.
Пошел Ь к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело - смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха.
Опечалился Мягкий Знак. Побрел он к словам женского рода. Идет и думает: «Женщины добрые. Они меня не прогонят». Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.
Мягкий Знак был им так благодарен, что с тех пор всегда стал писаться в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящий.
Учитель: - Кто попробует сформулировать правило?
(1-2 ученика дают ответы).
Учитель: - А теперь прочитайте правило в учебнике на странице …(учебник)
- Проговорите про себя.
- Проговорите в парах. Пара, которая выполнит работу, поднимает руки вверх.
- А теперь все вместе хором.
- Кто желает повторить индивидуально?
(заслушиваются ответы 1-2 учащихся).
- Следующий этап урока это включение нового знания в систему знаний или закрепление.
- А сейчас я прошу вас поработать, уже как учителей, и подумать какие последующие формы по отработке данного правила возможны на уроке. Обоснуйте это. На это вам дается 2 минуты.
(ватманы, на доску результаты работы групп)
- Вы совершенно правы, а вот посмотрите какие формы используют учителя начальных классов.
(на слайде)
Комментированное письмо, где каждый отвечающий проговаривает правило.
Работа в парах постоянного и сменного состава. ( игра «Учитель - ученик», «Иду в гости»)
Самостоятельная работа (на парте лежит инструкция для самоконтроля)
Задание с ловушками.
Игра «Вставь слово». В тексте пропущены слова с шипящей на конце.
Учащиеся – консультанты.
Взаимопроверка. Придумать и записать в тетрадь по 5 слов мужского и женского рода с шипящим на конце.
Эстафета в группе «Продолжи ряд».
Письмо под диктовку. Самопроверка.(открыть текст с подчеркнутыми словами).
Работа с учебником.
- А вы заметили, в чем состоит отличие подхода вашего и подхода, который используют учителя начального звена? (если есть отличие)
- Каким же должен быть подход, чтобы дети успешно прошли этот этап занятия.
РЕФЛЕКСИЯ
- Спасибо всем за работу, в заключении хотелось бы узнать ваше мнение о мастер – классе. Прошу письменно ответить на несколько вопросов.
Меня заинтересовало ……
Я узнал ……
Осталось непонятным…….
- Наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо всем за внимание.