12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Самошкина Елена Юрьевна41 Россия, Красноярский край, г. Бородино Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Статья «Учебное сотрудничество – среда формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - СРЕДА
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Самошкина Е. Ю., учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Бородино
В ФГОС определены основные виды универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования. Коммуникативные универсальные учебные действия включены в их состав. [1]
Уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий влияет на учебную успешность, процесс адаптации ребёнка к школе. От навыков конструктивного общения, приобретённого в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка. [3]
Готовность и способность к коммуникации рассматривается как предпосылка введения новых открытых способов обучения. [4]
В Программе проектирования универсальных учебных действий отмечается, что на сегодняшний день уровень развития реальной коммуникативной компетентности младших школьников различен, но в целом он далёк от желаемого.
В начальной школе существует безусловное доминирование индивидуальной формы организации учебной деятельности (учитель-ученик). Но на начальном этапе обучения невозможно совершенствовать речь учащихся вне связи с её исходной коммуникативной функцией – функцией сообщения, адресованного реальному партнёру, заинтересованному в общем результате деятельности. Необходима организация совместной учебной деятельности учащихся - учебного сотрудничества. [3]
Продуктивная коммуникация, которая рассматривается как аспект общения и социального взаимодействия, не складываются стихийно. Она формируется в атмосфере детского учебного сотрудничества.
В Программе развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования определены виды коммуникативных действий:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи;
- формирование умения отвечать на вопрос, аргументировать. [2]
Обучение детей навыкам учебного сотрудничества, а значит и продуктивной коммуникации, необходимо начинать с первых школьных дней. Для психолого-педагогической поддержки первоклассников разработан курс Г. А. Цукерман, К. Н.Поливановой «Введение в школьную жизнь». [5]
Для введения новых – учебных способов взаимодействия, первые занятия строятся на дошкольном материале. Почувствовав радость или огорчение от совместной деятельности, дети отвечают на вопросы: Понравилось ли работать вместе? Почему? Не понравилось? Почему? Что мешало дружной работе? Что помогало? Постепенно дети приходят к выводу о необходимости введения правил совместной работы, о распределении ролей. В результате рефлексии дети сами определяют способы взаимодействия в группе и функции её участников. Список ролей с их функциями должен быть в каждой группе. Правила работы в группе помещаются на видном месте в классе для напоминания и обращения к ним в ходе совместной работы, дополняются и корректируются только после того, как в новом правиле у детей возникла реальная необходимость.
Для того чтобы дети в группе привыкали говорить тихо и спокойно, в каждую группу вводится роль шумометра и специальный условный знак (палец к губам) «Говорим тише».
Каждый ребёнок в любой момент обсуждения может показать личное отношение к высказыванию других детей с помощью жестов «согласен», «не согласен», «у меня вопрос».
В начале совместной работы дети учатся принимать цель, поставленную учителем. Но в дальнейшем, в результате приёмов создания проблемных ситуаций, дети сами определяют цель учебного сотрудничества. Как детям определить цель? Для этого, после выполнения специального «проблемного» задания, обучающимся предлагаются вопросы: Какое задание выполняли? Почему получилось? А где возникла проблема? Почему она возникла? Какую цель ставите?
В ходе совместного решения проблемы у детей продолжает формироваться умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Возникает инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации - дети начинают задавать вопросы друг другу и учителю.
По мнению психологов, в сотрудничестве со взрослым (доброжелательным, подбадривающим) у всех младших школьников существенно снижается уровень инициативности. «Вот почему средой зарождения и вынашивания инициативного поведения в познавательной сфере является группа равных, сверстников, совместно решающих задачу» (Г. А. Цукерман др.)
Чтобы у детей появились друг к другу вопросы: Почему ты так думаешь? Можешь доказать? и др., детям предлагается подумать, о чём они хотят спросить отвечающего и задать ему вопрос.
Идёт работа по формированию умения отвечать на вопрос, аргументировать. Происходит овладение монологической и диалогической формами речи.
Необходимо учитывать возрастные особенностей детей. Для ребёнка младшего школьного возраста при общении со сверстниками наиболее важно его собственное высказывание. Поэтому бывает невозможно продолжить и развить диалог из-за отсутствия ответной реакции партнёра.
Для того чтобы ребёнок в ходе обсуждения захотел высказаться, он должен быть уверен, что его выслушают, услышат и уважительно отнесутся к его позиции. Поэтому в классе создаётся атмосфера принятия любой точки зрения. Для этого используется следующий приём. Если на заданный проблемный вопрос ученик дал ответ, неверность которого выясняется в конце обсуждения, то этого ученика благодарят за то, что он помог одноклассникам обсудить и разобраться с проблемой. Иногда детям можно предложить придумать такой вопрос, для которого «неверный» ответ будет подходящим.
В ходе взаимодействия ребёнок делает для себя открытие о существовании другой, отличной от его собственной, точки зрения, учится учитывать позицию собеседника (партнёра), мирно разрешать конфликты. Для этого в начале детского сотрудничества с помощью игрушек уместно разыгрывать ситуации детского взаимодействия, которые наблюдаются на уроках. [6] Этот приём помогает детям увидеть свою совместную работу со стороны, учит разрешать конфликт, побуждает высказаться о «правильных» и «неправильных» способах договора, о необходимости действовать с учётом позиции другого.
Для начального этапа обучения учёт позиции собеседника, умение договариваться являются одним из главных достижений в коммуникации, в силу возрастного эгоцентризма младших школьников. [3]
Одно из решающих условий успешного формирования коммуникативных действий школьников – овладение учителем методики организации учебного сотрудничества: учитель-ученик, ученик-ученик.
Учитель должен постоянно демонстрировать образцы решения коммуникативных задач и создавать ученикам пространство для их решения. [4]
Умение сотрудничать и развитие коммуникативных универсальных учебных действий взаимозависимы и взаимообусловлены.
Г.А. Цукерман в качестве главного источника эмоционального неблагополучия детей называет сферу общения. Она полагает, что педагоги не научат детей учиться, пока не научат их общению и сотрудничеству.
Для отслеживания развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, внесения корректировки в работу по формированию результативной детской коммуникации необходимо проводить диагностические исследования по специальным методикам.
Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман)
Цель методики: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5 – 7 лет.
Уровни сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) в 1 и 2 классе
Уровни оценивания сформированности действий по согласованию усилий в процессе осуществления сотрудничества | 1 класс (сентябрь 2017-2018 уч. год) | 2 класс (ноябрь 2018-2019 уч. год) |
Высокий | 4 чел. (16,7%) | 14 чел. (58,3%) |
Средний | 2 чел. (8,3%) | 4 чел. (16,7%) |
Низкий | 18 чел (75%) | 6 чел. (25%) |
Можно сделать вывод, что во 2 классе в процессе сотрудничества совместные действия детей стали более согласованы.
Методика «Кто прав?» (Г. А. Цукерман и др.)
Цель методики: выявление сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнёра)
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 8 – 10 лет.
Уровни сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнёра) во 2 - 4 классе
Уровни оценивания | 2 класс Кол-во учащихся - 24 (3-я четверть 2010-2011 уч. год) | 3 класс Кол-во учащихся - 23 (3-я четверть 2011-2012 уч. год) | 4 класс Кол-во учащихся - 23 (3-я четверть 2012-2013 уч. год) |
Высокий | 6 чел. (25%) | 8 чел. (34,8%) | 11 чел. (47,8%) |
Средний | 10 чел. (41,7%) | 10 чел. (43,5%) | 8 чел. (34,8%) |
Низкий | 8 чел. (33, 3%) | 5 чел. (21,7%) | 4 чел. (17,4%) |
Полученные результаты показывают положительную динамику развития умения учитывать позицию партнёра при взаимодействии во 2 - 4 классе.
Продуктивная коммуникация, которая рассматривается как аспект общения и социального взаимодействия, не складываются стихийно. Она формируется в атмосфере детского учебного сотрудничества.
Если использовать описанные методы и приёмы, то будут созданы условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Умение сотрудничать и коммуникативные универсальные учебные действия взаимозависимы и взаимообусловлены.
Библиографический список:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008.
4. Материалы для опытно-экспериментальной работы
в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002
5. Цукурман Г.А., Елизарова Н. В., Фрумина М. И., Е. В. Чудинова Е. В. Обучение учебному сотрудничеству
6. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.