Статья «Учебное сотрудничество – среда формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - СРЕДА
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Самошкина Е. Ю., учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Бородино
В ФГОС определены основные виды универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования. Коммуникативные универсальные учебные действия включены в их состав. [1]
Уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий влияет на учебную успешность, процесс адаптации ребёнка к школе. От навыков конструктивного общения, приобретённого в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка. [3]
Готовность и способность к коммуникации рассматривается как предпосылка введения новых открытых способов обучения. [4]
В Программе проектирования универсальных учебных действий отмечается, что на сегодняшний день уровень развития реальной коммуникативной компетентности младших школьников различен, но в целом он далёк от желаемого.
В начальной школе существует безусловное доминирование индивидуальной формы организации учебной деятельности (учитель-ученик). Но на начальном этапе обучения невозможно совершенствовать речь учащихся вне связи с её исходной коммуникативной функцией – функцией сообщения, адресованного реальному партнёру, заинтересованному в общем результате деятельности. Необходима организация совместной учебной деятельности учащихся - учебного сотрудничества. [3]
Продуктивная коммуникация, которая рассматривается как аспект общения и социального взаимодействия, не складываются стихийно. Она формируется в атмосфере детского учебного сотрудничества.
В Программе развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования определены виды коммуникативных действий:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи;
- формирование умения отвечать на вопрос, аргументировать. [2]
Обучение детей навыкам учебного сотрудничества, а значит и продуктивной коммуникации, необходимо начинать с первых школьных дней. Для психолого-педагогической поддержки первоклассников разработан курс Г. А. Цукерман, К. Н.Поливановой «Введение в школьную жизнь». [5]
Для введения новых – учебных способов взаимодействия, первые занятия строятся на дошкольном материале. Почувствовав радость или огорчение от совместной деятельности, дети отвечают на вопросы: Понравилось ли работать вместе? Почему? Не понравилось? Почему? Что мешало дружной работе? Что помогало? Постепенно дети приходят к выводу о необходимости введения правил совместной работы, о распределении ролей. В результате рефлексии дети сами определяют способы взаимодействия в группе и функции её участников. Список ролей с их функциями должен быть в каждой группе. Правила работы в группе помещаются на видном месте в классе для напоминания и обращения к ним в ходе совместной работы, дополняются и корректируются только после того, как в новом правиле у детей возникла реальная необходимость.
Для того чтобы дети в группе привыкали говорить тихо и спокойно, в каждую группу вводится роль шумометра и специальный условный знак (палец к губам) «Говорим тише».
Каждый ребёнок в любой момент обсуждения может показать личное отношение к высказыванию других детей с помощью жестов «согласен», «не согласен», «у меня вопрос».
В начале совместной работы дети учатся принимать цель, поставленную учителем. Но в дальнейшем, в результате приёмов создания проблемных ситуаций, дети сами определяют цель учебного сотрудничества. Как детям определить цель? Для этого, после выполнения специального «проблемного» задания, обучающимся предлагаются вопросы: Какое задание выполняли? Почему получилось? А где возникла проблема? Почему она возникла? Какую цель ставите?
В ходе совместного решения проблемы у детей продолжает формироваться умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Возникает инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации - дети начинают задавать вопросы друг другу и учителю.
По мнению психологов, в сотрудничестве со взрослым (доброжелательным, подбадривающим) у всех младших школьников существенно снижается уровень инициативности. «Вот почему средой зарождения и вынашивания инициативного поведения в познавательной сфере является группа равных, сверстников, совместно решающих задачу» (Г. А. Цукерман др.)
Чтобы у детей появились друг к другу вопросы: Почему ты так думаешь? Можешь доказать? и др., детям предлагается подумать, о чём они хотят спросить отвечающего и задать ему вопрос.
Идёт работа по формированию умения отвечать на вопрос, аргументировать. Происходит овладение монологической и диалогической формами речи.
Необходимо учитывать возрастные особенностей детей. Для ребёнка младшего школьного возраста при общении со сверстниками наиболее важно его собственное высказывание. Поэтому бывает невозможно продолжить и развить диалог из-за отсутствия ответной реакции партнёра.
Для того чтобы ребёнок в ходе обсуждения захотел высказаться, он должен быть уверен, что его выслушают, услышат и уважительно отнесутся к его позиции. Поэтому в классе создаётся атмосфера принятия любой точки зрения. Для этого используется следующий приём. Если на заданный проблемный вопрос ученик дал ответ, неверность которого выясняется в конце обсуждения, то этого ученика благодарят за то, что он помог одноклассникам обсудить и разобраться с проблемой. Иногда детям можно предложить придумать такой вопрос, для которого «неверный» ответ будет подходящим.
В ходе взаимодействия ребёнок делает для себя открытие о существовании другой, отличной от его собственной, точки зрения, учится учитывать позицию собеседника (партнёра), мирно разрешать конфликты. Для этого в начале детского сотрудничества с помощью игрушек уместно разыгрывать ситуации детского взаимодействия, которые наблюдаются на уроках. [6] Этот приём помогает детям увидеть свою совместную работу со стороны, учит разрешать конфликт, побуждает высказаться о «правильных» и «неправильных» способах договора, о необходимости действовать с учётом позиции другого.
Для начального этапа обучения учёт позиции собеседника, умение договариваться являются одним из главных достижений в коммуникации, в силу возрастного эгоцентризма младших школьников. [3]
Одно из решающих условий успешного формирования коммуникативных действий школьников – овладение учителем методики организации учебного сотрудничества: учитель-ученик, ученик-ученик.
Учитель должен постоянно демонстрировать образцы решения коммуникативных задач и создавать ученикам пространство для их решения. [4]
Умение сотрудничать и развитие коммуникативных универсальных учебных действий взаимозависимы и взаимообусловлены.
Г.А. Цукерман в качестве главного источника эмоционального неблагополучия детей называет сферу общения. Она полагает, что педагоги не научат детей учиться, пока не научат их общению и сотрудничеству.
Для отслеживания развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, внесения корректировки в работу по формированию результативной детской коммуникации необходимо проводить диагностические исследования по специальным методикам.
Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман)
Цель методики: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5 – 7 лет.
Уровни сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) в 1 и 2 классе
Уровни оценивания сформированности действий по согласованию усилий в процессе осуществления сотрудничества |
1 класс (сентябрь 2017-2018 уч. год) |
2 класс (ноябрь 2018-2019 уч. год) |
Высокий |
4 чел. (16,7%) |
14 чел. (58,3%) |
Средний |
2 чел. (8,3%) |
4 чел. (16,7%) |
Низкий |
18 чел (75%) |
6 чел. (25%) |
Можно сделать вывод, что во 2 классе в процессе сотрудничества совместные действия детей стали более согласованы.
Методика «Кто прав?» (Г. А. Цукерман и др.)
Цель методики: выявление сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнёра)
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 8 – 10 лет.
Уровни сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнёра) во 2 - 4 классе
Уровни оценивания |
2 класс Кол-во учащихся - 24 (3-я четверть 2010-2011 уч. год) |
3 класс Кол-во учащихся - 23 (3-я четверть 2011-2012 уч. год) |
4 класс Кол-во учащихся - 23 (3-я четверть 2012-2013 уч. год) |
Высокий |
6 чел. (25%) |
8 чел. (34,8%) |
11 чел. (47,8%) |
Средний |
10 чел. (41,7%) |
10 чел. (43,5%) |
8 чел. (34,8%) |
Низкий |
8 чел. (33, 3%) |
5 чел. (21,7%) |
4 чел. (17,4%) |
Полученные результаты показывают положительную динамику развития умения учитывать позицию партнёра при взаимодействии во 2 - 4 классе.
Продуктивная коммуникация, которая рассматривается как аспект общения и социального взаимодействия, не складываются стихийно. Она формируется в атмосфере детского учебного сотрудничества.
Если использовать описанные методы и приёмы, то будут созданы условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Умение сотрудничать и коммуникативные универсальные учебные действия взаимозависимы и взаимообусловлены.
Библиографический список:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
2. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования https://docs0.google.com/document/edit?id=1qBwiyH8DmHJ6eNzncU9CwwOw0yND2UG9kpezi793IsM&hl=ru&authkey=CPKhpY8B&pli=1#
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008.
4. Материалы для опытно-экспериментальной работы
в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002
5. Цукурман Г.А., Елизарова Н. В., Фрумина М. И., Е. В. Чудинова Е. В. Обучение учебному сотрудничеству http://www.hr-portal.ru/article/obuchenie-uchebnomu-sotrudnichestvu
6. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Самошкина Елена Юрьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна