Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школ№51
Мастер-класс
«Теплая осень»
Филимонова Г.В.,
Педагог-библиотекарь.
Г. Комсомольск-на-Амуре
2024 г.
Пояснительная записка
Актуальность. Осень на Дальнем Востоке особенно красива. Тихий океан, накопивший тепло за лето не дает остыть континенту почти до конца октября. Погода, как правило, тихая, спокойная. Редко когда налетит ветер и начнет срывать листву с деревьев. В парках в это время красота: тепло, тихо, шуршит разноцветная листва под ногами, не беспокоят насекомые, коих весной и летом несметное количество. Просто сказка! Так и хочется эту сказку проиллюстрировать. Природа постаралась на славу, а мы постараемся взять у нее урок. Урок цветотерапии, урок композиции, урок умиротворения!
Проблема. Нам предстоит выполнить интересное задание: побывать в роли художников и с помощью непряденой шерсти передать разноцветную осень.
Цель: создать пейзаж осенней природы.
Задачи урока:
образовательные:
совершенствовать навыки и умение работать с непряденой шерстью в технике «Шерстяная акварель»;
развивающие:
развитие мелкой моторики;
развитие глазомера, восприятие оттенков цвета;
развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы;
воспитывающие:
развитие художественного вкуса и эстетического чувства;
воспитание интереса к технике «Шерстяная акварель»;
учить видеть красоту осенней природы;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Время проведения - 2 занятия по 40 мин.
Участники: учащиеся 8-11 лет.
Количество участников: 6 чел.
Вид занятия: мастер-класс
Методы обучения: наглядный метод, объяснительно - иллюстративный метод, частично – поисковый метод.
Учебно-методическое обеспечение:
Для учителя:
Непряденая шерсть, ножницы, ткань желтого цвета, картон черного цвета.
Для учащихся:
Рамка со стеклом формата А4, непряденая шерсть, ножницы, ткань желтого цвета, картон черного цвета.
Место проведения: классная комната.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
Предметные:
Учащиеся понимают и воспринимают правила построения композиции, способы смешивания цветов шерсти, методы и приёмы работы с непряденой шерстью.
Метапредметные:
Развитие умения работать с информацией, анализировать её, применять практически. Развитие умения высказывать собственное мнение, выражать свое художественное видение в творческой работе. Развитие применения правил построения композиции при изготовлении творческой работы.
Личностные:
Развитие познавательных интересов;
Осознание красоты в искусстве.
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные этапы работы;
планировать свои действия;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
анализировать объекты, выделять главное;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
Ожидаемый результат: создание осеннего пейзажа в технике «Шерстяная акварель».
Технологическая карта мастер-класса
№ п/п | Этапы | Задачи, решаемые на этапе | Содержание этапа | Методы | Предполагаемый результат |
I. | Организационный момент | Создание позитивной атмосферы для деятельности | Приветствие. Проверка готовности к мастер-классу. | Слово преподавателя | |
II. | Постановка учебных задач | Мотивация слушателей к участию в мастер-классе | Актуальность темы. Постановка цели мастер-класса | | |
III. | Практическая часть | Объяснение алгоритма создания пейзажа | Демонстрация и объяснение | Беседа Практическая работа (деятельность по алгоритму) | |
IV. | Рефлексия | Подведение итогов мастер-класса. | Самооценка деятельности участников мастер-класса. | Беседа | Высказывание собственного мнения участниками мастер-класса по результатам индивидуальной работы. Удовлетворенность участников от проделанной работы |
Для примера мы используем красивый пейзаж, написанный акрилом.
https://dzen.ru/a/X2yxUUSdB2hWWuBE
Ход мастер-класса
Приготовить шерсть походящих цветов, открыть рамку, положить перед собой картон и белый листок из комплекта рамки. Рамку и стекло отложить в сторону.
Выкладываем тонким слоем методом вытягивания шерсть основы сурового цвета.
Начинаем поверх суровой выкладывать шерсть бирюзового цвета.
Голубой шерстью методом вытягивания тонким слоем закрываем нижнюю часть картины.
Берем тонкую прядку синей шести и растягиваем ее в ширину на столе.
Кладем эту растянутую синюю прядку шерсти приблизительно в середине картины. Немного заходим на голубую шерсть.
Так же поступаем с темно-синей шерстью. Облачками темно-синей шерсти закладываем всю картину до верхней границы.
Из черного картона вырезаем детали фонаря.
Оторвем от пасмы темно- коричневого цвета длинную прядку, немого скрутим ее. Это будет ветка дерева.
Расположим ветви с правой стороны картины.
Из маленькой прядки желтого цвета полупрозрачно положим свет от фонаря.
Вырежем лампу фонаря из желтой ткани.
Кладем на полупрозрачный желтый саму желтую лампу и части фонаря из картона.
Отрываем от пасмы разных осенних цветов тонкие прядки, влажными руками немного скручиваем их и складываем рядом друг с другом.
Держа в руке, разрезаем пополам этот разноцветный пучок шерсти и начинаем настригать импровизированные листья. Пучок поворачиваем в разные стороны, чтобы цвета перемешивались хаотично.
Настригать листья можно сразу на картину.
Скручиваем несколько жгутиков белого цвета и настригаем мелко на левую верхнюю часть картины. Видимо, они представляют собой снежинки - намек на неумолимо приближающуюся зиму.
И вот такой результат мы получаем.
Накрываем работу стеклом, вставляем в рамку. Аккуратно обрезаем торчащую шерсть с обратной стороны рамки.
Любуемся полученным результатом.
Подведение итогов урока и рефлексия деятельности.
Работы детей.
Куликова Ирина Геннадьевна
Елена Алексеевна