Мастер-класс «Осень — прекрасная пора»

7
0
Материал опубликован 20 November 2019

Университетский колледж







Всероссийский конкурс педагогического мастерства

на лучший мастер-класс для школьников

«Осенние посиделки»

Педагогическое сообщество
«УРОК.РФ»





«Осень – прекрасная пора»





Автор-составитель:

Вишняк О.В.,

воспитатель УК

















г.Новокузнецк, 2019

Цель: проведение мероприятия (мастер-класса) про осень для студентов первого курса Университетского колледжа

Задачи:

Систематизировать знания студентов (обучающихся 10-ых классов) о золотой поре разными средствами.

Развивать умения декламировать стихотворные произведения, логическое мышление, творческие способности.

Воспитывать любовь к прекрасному, к литературе, к природе.


УУД:

Личностные:

потребность сотрудничества со сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

положительное отношение к колледжу и учебной деятельности;

эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

Регулятивные:

планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

сохранять задачу внеклассного мероприятия;

Познавательные:

находить и выделять самостоятельно или в команде необходимую информацию из текстов, высказываний, произведений искусства и т.д.;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме внеклассного мероприятия в соответствии с возрастными нормами;

Коммуникативные:

формулировать ответы на вопросы;

договариваться и приходить к общему решению;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

Предметные:

проводить наблюдения в природе, анализ и синтез содержания текста;

использовать литературный, живописный и аудиоматериалы для расширения кругозора и закрепления изученного материала;


Оборудование:

выставка книг поэтов и писателей о природе;

аудиозаписи об осени;

репродукции художников об осенней поре



Формы деятельности:

декламация стихов;

прослушивание аудиозаписей;

участие в конкурсах;

анализ цитат и афоризмов


Новизна методической разработки состоит в том, что наряду с простыми конкурсными заданиями ребята систематизируют материал школьной программы по литературе, выражают свои отношения к осеннему периоду через разные средства: музыку, живопись, настроение и т.д., а также учатся различать характер авторского произведения. Из числа зрителей и педагогов выбирается жюри (в количестве пяти человек), которое оценивает каждый конкурс по десятибальной шкале.

Уникальностью проведения осеннего мастер-класса является то, что ведущая мероприятия, Королева Осень, проводит конкурсы-задания для первокурсников колледжа (наличие двух команд-участников и зрителей-болельщиков), используя свое обаяние, красоту и литературные знания. Ведущая использует логические переходы (связки) от одного конкурса к другому, задает вопросы по содержанию текста, обращается к зрителям.

Методическую разработку можно менять по содержанию, дополнять другими конкурсными заданиями, вносить изменения.



Ход мероприятия

Королева Осень (вступление, под музыку П.Чайковского «Времена года»).

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.





1 конкурс «Поэтический»

(декламация стихов об осенней поре)

«Сентябрь»
Н. Заболоцкий
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.



***

И. Бунин

Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показались всюду просветы,
И красив он в уборе своем,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука...
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!
Поброди же в последние дни
По аллее, давно молчаливой,
И с любовью и с грустью взгляни
На знакомые нивы.
В тишине деревенских ночей
И в молчанье осенней полночи
Вспомни песни, что пел соловей,
Вспомни летние ночи
И подумай, что годы идут,
Что с весной, как минует ненастье,
Нам они не вернут
Обманувшего счастья...

2 конкурс «Афоризмы»

(проанализировать высказывания)

Осень — последняя, самая восхитительная улыбка года.
Осень – репетиция последнего прощания.

Марафон опавших листьев…сезон дождей…коктейль из дыма и мыслей!

Уходить нужно приятно и еле слышно, как шуршание листвы в октябре.

Весной сердце ошибается, а осенью подводит итоги.

Осень разбивает мечты, перемешивая их с кроваво-красными листьями, тонущими в грязи.

3 конкурс «Художественный»

(изобразить осеннюю природу в красках под музыку)

На данный конкурс отводится 20-30 минут. Участник слушает музыкальное произведение в наушниках, использует гуашь, акварельные краски, мелки. После окончания работы участник рассказывает о своем произведении под музыку об осени.


4 конкурс «А ну-ка посчитайте!»

(прослушать отрывок из произведения и ответить,

сколько и какие приметы осени встретились в тексте)


«Дни стояли туманные, странные: проходил мерзлой поступью ядовитый октябрь; замороженная пыль носилась по городу бурыми вихрями; и покорно лег на дорожках Летнего сада золотой шепот лиственный, и покорно ложился у ног шелестящий багрец, чтобы виться и гнаться у ног прохожего пешехода, и шушукать, сплетая из листьев желто-красные россыпи слов; та синичья сладкая пискотня, что купалась весь август в волне лиственной, в волне лиственной не купалась давно: и сама синичка Летнего сада теперь сиротливо скакала в черной сети из сучьев, по бронзовой загородке да по крыше Петровского домика».

А. Белый «Петербург»


5 конкурс «Выберите и назовите!»

(из предложенного набора живописных произведений за пять минут необходимо выбрать осенние пейзажи и назвать автора)


Зрительный ряд каждый ведущий составляет на свой взгляд, с учетом уровня подготовленности команд.


6 конкурс «Отгадай-ка»

(как можно больше назвать правильных ответов)

Чем заканчиваются сентябрь, октябрь и ноябрь (мягким знаком).

Какой сезон длится примерно с 14 по 20 сентября (или середина октября) (Бабье лето).

С чего начинается осень (с буквы «о»).

Самая сказочная осень (Болдинская).

Какие птицы могут спать на лету (стрижи).

Какой день считается днем осеннего равноденствия (23 сентября).

Композиция из обезвоженных растений (гербарий).

Что о погоде поют герои фильма «Служебный роман» («У природы нет плохой погоды, …»).



7 конкурс «Собирай-ка»

(один представитель команды как можно быстрее и оригинальнее собирает гирлянду из гроздьев рябины, осенних листьев и грибов)



Королева Осень (заключение, под музыку П.Чайковского «Времена года»).)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...



После каждого конкурса жюри подводит итоги , комментируя выступления участников, в конце подсчитывается количество набранных баллов, объявляется команда-победитель.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.