Мастер-класс для учащихся 2 класса «Составление букета из цветов и фруктов»
Мастер-класс
Творческая мастерская «Территория радости»
(Территория творчества для детей и взрослых)
Место проведения: МКОУ Павловская СОШ №3, 2В класс, кааб. №21
Учитель: Степкина Н. М.
Родитель: Шмакова Олеся Николаевна
Время занятия: 45 мин.
Тема занятия: Составление букета из цветов и фруктов.
Цель занятия: научить детей работать с природным материалом в
технике составления фруктово-цветочного букета.
Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, практическая работа
Методы: информационный (словесный); наглядный; иллюстративный, поисковый, репродуктивный.
Педагогические технологии: информационные; интерактивные; сотрудничества; личностно – ориентированные; проектные.
Принципы: Наглядности, доступности, посильности
Основные задачи:
1. Образовательные: познакомиться с понятием «флористика», с её разновидностями, с историей её возникновения и основными приемами изготовления флористического букета.
2. Развивающие: развивать образное мышление, художественно-эстетический вкус, фантазию, воображение, речь, творческий подход к выполняемой работе. Способствовать развитию сенсорной сферы (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета), развитию познавательного интереса к данной теме, развитию умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки.
3. Личностные: изготавливать флористические композиции, которые позволяют учащимся ближе понять мир растений, развивают чувство прекрасного; формируют такие качества характера как обязательность, усидчивость, сосредоточенность, целеустремлённость.
4. Метапредметные: формировать умение взаимодействовать с людьми;
5. Воспитательные: воспитывать интерес к нетрадиционным видам творчества, эстетический вкус, умение видеть и понимать красоту окружающего мира, бережное отношение к природе, чувство ответственности за порученное дело.
Методическое оснащение занятия.
1. Материальное обеспечение:
Предварительно подготовленные цветы, листья, колоски, фрукты и овощи.
Бумага для оформления букетов, скотч, секатор, шпажки, ножницы, булавочки, скатерти - 4.
2. Дидактическое обеспечение:
конспект занятия
3. Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
4. Программное обеспечение: Microsoft Power Point презентация.
Ожидаемые результаты: после занятия ученики смогут:
- дать определение понятию «Флористика»,
- знать технологическую последовательность составления фруктово-цветочного букета;
- уметь создавать различные по композиции флористические букеты.
Ход проведения мастер-класса:
Организационный момент.
Вхожу я в класс, наполненный цветами
Дыханью-плен, а вот душе-свобода,
Присутствует всех ароматов гамма.
Сегодня в классе летняя погода.
Добрый день, ребята и уважаемые взрослые!
Сегодня судьба подарила нам эту замечательную встречу и очень хочется, чтобы для каждого из нас она была интересной, яркой, радостной и полезной.
Прогнозирование .Постановка цели и задач урока. Мотивация деятельности учащихся.
Но для начала мне хочется спросить:
-Ребята, что случилось в нашем классе? На что он стал похож? Что он вам напоминает? (Ответы детей)
-На самом деле, наш класс сегодня - это творческая мастерская. В ней будут работать Мастера.( Открывается название «Творческая мастерская»)
В нашей мастерской вы сможете: прежде всего( ГУСЕНИЧКА)
-получить положительные эмоции,
-сделать красивую вещь своими руками,
-познакомиться с техникой составления букетов,
-творить и фантазировать вместе со взрослыми,
-и получить прекрасные подарки.
В одном из словарей написано, что Мастер – это человек, с удовольствием делающий то, что не получается у других.
(Словарь парадоксальных определений.)
А я уверена, что у всех, кто находится в нашей мастерской, сегодня всё получится!
А теперь задание - пофантазируйте и догадайтесь, как называется наша мастерская? А поможет вам в этом маленькая притча.
Когда Бог слепил человека из глины, у него остался маленький неиспользованный кусок.
— Скажи, что ещё слепить тебе из него? — спросил Бог человека.
— Слепи мне радость, — попросил человек.
Ничего не ответил на это Бог и только вложил оставшийся кусочек глины в ладонь человеку.
_Ребята, почему Бог так поступил? Почему он не выполнил просьбу человека? Почему он не стал лепить радость?
(Ответы детей) Так вот и мы сегодня хотим, чтобы вы своими руками слепили себе свою маленькую радость.
Так, как по-вашему мы назвали нашу мастерскую? (Ответы детей) Я вам подскажу. Сегодня мы открываем «Территорию радости» . Это территория творчества для детей и взрослых. (Открывается название «Территория радости»)
И девизом мы взяли прекрасные слова: «Творчество-это один из источников радости. Творите Радость и Добро!»
3. Актуализация знаний.
-Ребята, а вам знакомо это чувство?
Но я знаю одну историю про детскую радость. Хотите мы с ребятами её покажем? Сценка.
Ребята сидели на лавочке и разговаривали:
– У меня радость, – сказала Алёнка, – у меня новое платье, смотрите какое красивое!
– У меня тоже радость, – сказала Таня, – мне цветные карандаши купили. Целую коробку.
– Подумаешь, радости! – сказал Петя. – У меня вот удочка есть. Сколько хочешь рыбы наловлю. А что там карандаши какие-то? Испишутся, и всё.
Только Ваня слушал и ничего не говорил.
– А у Ванюшки даже никакой, хотя бы маленькой, радостинки нет, – сказала Алёнка, – сидит и молчит.
– Нет, есть, – сказал Ваня, – я цветы видел.
Все сразу стали спрашивать:
– Какие цветы?
– Где?
– В лесу видел, на полянке, когда я заблудился. Уже вечер, кругом темно. А цветы стоят белые и как будто светятся.
Ребята засмеялись.
– Мало ли в лесу цветов! Тоже радость нашёл!
– А ещё я один раз зимой крыши видел, – сказал Ваня.
Ребята засмеялись ещё громче.
– Значит летом ты крыши не видишь?
– Вижу. Только зимой на крышах был снег, и солнце светило. С одной стороны крыша синяя, а с другой – розовая. И вся блестит.
– Вот ещё, – сказала Алёнка. – Как будто мы снег на крышах не видели. А что он был синий да розовый, это ты выдумал.
– Да он просто так, – сказал Петя, – он нарочно!
– Может у тебя ещё какие радости есть? – спросила Таня.
– Есть, – сказал Ваня, – ещё я видел серебряных рыбок.
– Где? – встрепенулся Дёмушка.
– Настоящих? Серебряных? – Петя даже вскочил. – В пруду? В речке?
– В луже, – сказал Ваня.
Тут все так и повалились со смеху. А Петя проворчал:
– Я так и знал. Он же всё нарочно!
– Нет, не нарочно, – сказал Ваня, – после дождя под яблоней была лужа. Голубая. А в неё солнце светило. И ветер был. Вода дрожала, и в ней серебряные рыбки играли.
– Вот болтун, – сказала Алёнка, – никакой у него радости нет, так он и придумывает.
Алёнка смеялась. А Таня сказала задумчиво:
– А может, у него этих радостинок побольше, чем у нас. Ведь он их где хочешь найдёт...
(Л. Воронкова)
Вот такая история. –Чему радовались дети?
-А чем отличаются радости Вани?
-Только ли подарки могут приносить радость?
Вокруг нас радости очень много, только надо уметь её видеть!
Я предлагаю вам поделиться с нами своими радостными моментами. Игра называется «Я радуюсь, когда….» Продолжите это предложение. (Ответы детей)
Замечательно! Как много у вас в жизни радостных моментов и как здорово, что вы о них рассказали! А я знаю, что вас ещё может порадовать!
Это то, что наша мастерская необычная . Не знаете, почему? (Ответы детей)
А потому что 1) у нас много гостей, 2)но самые главные гости - это ваши мамы. Они пришли сегодня к нам, чтобы поделиться своим мастерством, своими творческими секретами и чтобы научить вас творить чудеса. А вот и наши мастера . Им слово.
4. Включение в систему знаний
Олеся Николаевна
- Что такое флористика?
Цветы – самые прекрасные создания природы. Собранные в великолепные букеты, дополненные листьями, полевыми травами и плодами, они украшают собой интерьер и придают особенный характер праздничным мероприятиям. Цветы способны дарить много радости, вносить в нашу жизнь теплоту и спокойствие. Флористика – это искусство составления красивых композиций из различных природных материалов.
Основными видами флористических работ являются:
Композиция в сосуде.
2.Букет-композиция из цветов, собранная в руках.
3.Флористический венок
4. Коллажи и панно
5.Гирлянда.
6.Гламелия-цветы из лепестков других цветов.
7. Флористический объект — фигуры, предметы, скульптуры из растительного материала.
Сахно Елена
История флористики.
Родиной этого цветочного искусства является Древний Египет. Еще за пять тысячелетий до нашей эры у египтян было традицией украшать дворцы знатных людей композициями из цветущих растений. Древние греки полагали, что растения обладают разумом, и поэтому цветы и зеленые ветки считались самым дорогим подарком. Они очень любили венки. Венки из ароматных цветов использовались как украшения на свадьбах и празднествах, а лавровыми венками награждали людей, отличившихся в области искусства и науки. Отсюда и слово «лауреат» – от латинского «увенчанный лавром».
В средние века впервые свое внимание на красоту цветов обратила христианская церковь, которая и по ныне каждый религиозный праздник торжественно украшает свои храмы цветущими растениями.
В XVII веке цветами начинают украшать жилые интерьеры царских особ. Роскошные композиции создавались преимущественно из душистых растений и благоухающих цветов.
На Руси флористика зародилась очень давно. Ведь с незапамятных времен цветы были для наших предков символом красоты, жизни, любви и добра. Славяне не знали тех роскошных, экзотических цветов, которые родились на Востоке, зато скромные ромашки, васильки, одуванчики, ландыши и прочие жители русских лесов и полей были почитаемы и любимы простым русским народом и несли в себе древнее сакральное значение, поскольку их использовали в обрядах и гаданиях. Так, например, в древние времена плетение венков из полевых цветов было не просто развлечением, а таинством. А обычай пускать венки вниз по реке на Ивана Купала и предсказывать будущее сохранился до сих пор. Хотя сейчас это скорее дань традиции, а в те далекие времена люди верили, что цветы действительно способны предсказать судьбу. Поэтому девушки, гадавшие несколько столетий назад, отрывали каждый лепесток ромашки с замиранием сердца.
Ребята все вы знаете русского писателя А.С. Пушкина. А какие его сказки вы можете назвать? Ответы детей (Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», Сказка о попе и его работнике Балде» и др.) Так вот оказывается, его жена Наталья Николаевна Пушкина с детьми, собирала цветы и травы и на листах альбома делала художественные композиции из них. Этот альбом сохранился до наших дней.
Олеся Николаевна
Букеты бывают из цветов, конфет, мягких игрушек, воздушных шаров… А как насчет букета из перцев, чеснока, моркови, яблок или гранатов с виноградом? Если лето – пора цветов, то осень – пора плодов.
Услышав слово «флористика» - многие сразу представляют цветы, растения и листья. Но флористические композиции составляются не только из перечисленных природных материалов. В работах используются и фрукты, и овощи, а также различные плоды. В начале нашего века появилось новое направление – овощная и фруктовая флористика.
Овощи и фрукты во флористике использовались и ранее, как правило, это были настольные композиции (например, осенний интерьерный декор с тыквами и яблоками), которые не предназначены для транспортировки. Овощные и фруктовые букеты, во-первых, хороши тем, что их можно есть! Полюбовался букетом, а потом взял и сделал борщ или овощное рагу! Ну, здорово же и очень рационально. В качестве элементов плодовой композиции могут быть использованы самые различные материалы, как съедобные так и не очень: цветы, колоски, грибы, фрукты, овощи, корнеплоды, ягоды, орехи, листья, волокна, ветви еловые, лавровые, шишки, мох, искусственные материалы.
Букеты из овощей, фруктов, пряных трав и ягод — интересная альтернатива цветочным композициям, во-первых, потому что это оригинально и необычно, а во-вторых — вкусно! Овощные и фруктовые букеты можно дарить детям вместо сладкого, тем, кто соблюдает пост, девушкам, которые заботятся о своей фигуре, мужчинам, которые ведут здоровый образ жизни. И всем тем, кто оценит такой необычный и ироничный взгляд на букеты. В общем, они подходят абсолютно всем. Флористические композиции с фруктами хороши для оформления кухни, столовой, гостиной. Они красноречиво говорят о достатке в доме и гостеприимстве хозяев, а природный материал смотрится ярко и красочно.
Научиться составлять флористические композиции может каждый из вас. Флористика – это не ремесло, а скорее искусство, в котором важен художественный вкус и готовность постоянно совершенствовать свои навыки. И мы сегодня этому научимся!
5.Практическая работа в группах.
А теперь примемся за дело! Но нам, как и всем творческим людям, нужна МУЗА ,которая вдохновит и поможет вам настроиться на работу.
Велигданова И. Стихотворение
Осенний воздух свеж и сладок,
Деревья - золото, огонь.
Хочу собрать букет- подарок
И листья положить в альбом.
Притронусь ласково к берёзке,
Одну косичку попрошу.
Рябины кисть воткну в причёску
И кружевную ветвь возьму.
Осинка задрожит от страха,
Монисты круглые швырнёт.
А клён раскрашенною лапой
Мне руку дружески пожмёт.
Подарит лодочки мне ива,
И тополь веточки пригнёт,
Сосна манжету торопливо
На память с треском оторвёт.
Собрал букет. Иду домой.
Лесной наполнен тишиной,
Несу в руках пожар лесной.
Всю зиму будет он со мной.
Работа в группах по составлению фруктово-цветочных букетов. под руководством родителей.
(Дети работают, звучит музыка.
-Пришло время представить нам сои творения. Хотелось бы узнать название и назначение вашей работы. Кому и по какому поводу её можно подарить?
6.Презентация и защита своих работ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТ.
7.Рефлексия деятельности. Итог.
Как вы думаете, у вас всё получилось? Вы настоящие Творцы! Вы сотворили добро и радость! А закончить нашу встречу хочется притчей о счастье. (ВИДЕОРОЛИК)
Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания, что ему и следует делать, как я полагаю. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали свои желания, а Счастье, естественно, выполняло их.
К яме подошёл молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил: "Тебе-то, Счастье, чего хочется?". "Выбраться отсюда", - ответило Счастье. Парень помог ему выбраться и пошёл своей дорогой. А Счастье... побежало за ним.
Я желаю вам, чтобы и на вашем жизненном пути счастье всегда было с вами.
ВРУЧЕНИЕ БУКЕТОВ И УДОСТОВЕРЕНИЙ по курсу флористики всем гостям мастер-класса.
Каторжина Лариса Николаевна