Мастер-класс «Вестники весны» (2–4 класс)

20
10
Материал опубликован 8 May 2018 в группе

Конспект мастер-класса по теме:

«Вестники весны»

                                                                   Преподаватель художественных дисциплин

                                                                   высшей квалификационной категории

                                                                   МБУ ДО «Уинская детская школа искусств»

                                                                     Максимова Валентина Ивановна

Пояснительная записка.

Возраст детей – 8-9 лет, соответствующий второму году обучения художественного отделения ДШИ по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 8(9) лет).

Также урок может быть использован для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы по предмету «Изобразительное искусство».

Предмет: «Основы изобразительной грамоты и рисование».

Время: 45 минут.

Аннотация. Для проведения мастер класса необходимо:

приготовить веточки вербы: за две недели до урока сорвать несколько веточек и поставить их в воду, к уроку верба проснется, распушится;

продумать размещение художественных материалов таким образом, чтобы работать было удобно;

прикрепить лист бумаги по периметру бумажным скотчем (т.к. при работе в технике «по-сырому» лист начнет сворачиваться и деформироваться);

при выборе восковых карандашей лучше отдать предпочтение «Каляке-маляке». Они яркие, их цветовая палитра более разнообразна (выпускаются наборы от 6 до 24 цветов), хорошо ложатся на бумагу, легко накладываются цвет на цвет, в руках не скользят, не пачкают руки.

Конспект мастер-класса

Тема: «Вестники весны»

Цель мастер-класса:

показать возможности сочетания графических и живописных материалов в работе.

Задачи:

познакомить со смешанной техникой – восковые мелки и акварель; с выразительными возможностями данных материалов;

формировать у учащихся умение чувствовать и определять красоту линий и пятен, форму, пространственное положение изображаемых объектов;

развивать умение грамотно и последовательно вести работу; умение работать без предварительного рисунка;

развивать способности к творческому самовыражению; фантазию, зрительно-образную память.

воспитывать любовь к природе.

Оборудование для преподавателя:

Оборудование

Мультимедийное оборудование, презентация. Веточки вербы.

Высокий мольберт, бумага ф А3, бумажный скотч, восковые карандаши, акварель, кисти, палитра, баночка для воды.

Муз.ряд

музыка для фона

Оборудование для участников мастер-класса:

мольберт, бумага ф А4, бумажный скотч, восковые карандаши, акварель, кисти, палитра, баночка для воды.

Ход мастер-класса:

Организационный момент (1 мин.)

(Приветствие, знакомство с аудиторией, проверка рабочих мест)

- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в удивительный и прекрасный мир творчества. В этот солнечный весенний день так и хочется поделиться со всеми хорошим настроением. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.

Беседа по теме мастер-класса (5 мин.)

- Ребята, какое время года за окном? (весна)

- Какие изменения произошли в природе? (солнце начинает нагревать землю, тает снег, появляются проталинки; набухают почки; появляются первоцветы, насекомые и т.д.).

- Весна - это время преображения природы от зимнего сна. Все живое тянется к теплу, к солнечному свету.

- Сегодня мы поговорим об очень удивительном, неприхотливом, выносливом дереве, у которого сначала появляются цветы, а затем листья. Вы догадались, о каком дереве идет речь? (ответы детей)

- Если дети затрудняются, можно предложить отгадать загадку:

Белые овечки бегают по свечке (Верба в сережках).

Верба, верба, верба,

Верба зацвела.

Это значит, — верно,

Что весна пришла.

Это значит — верно,

Что зиме конец.

Самый, самый первый

Прилетел скворец! (А. Барто).

 

Сиянье, плеск и щебет во дворе...

А верба вся в пушистом серебре:

Вот-вот сорвутся да и улетят

Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь — как нежны

Доверчивые первенцы весны! (Е. Благинина)

Ребята рассматривают ветки вербы.

- Название этого дерева выходит из древнего слова «вива» - значит плести, вить.

- В народе живет много поверий и преданий о вербе.

- В дни, когда распускалась верба, люди праздновали торжество весеннего солнца и просыпающейся от зимней спячки природы.

- Еще один праздник, связанный с вербой - Вербное воскресение. Это православный праздник. К празднику люди украшают вербой дома, ставят в букеты, крепят к иконам в «красном углу» дома. Эта традиция сохранилась до наших дней, и мы часто можем увидеть вербу в домах наших бабушек.

- Вербе приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю, охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. На Руси было принято хранить освященную вербу дома. Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник - верили, что это спасет дом от попадания молнии.

          Рассматривание работ художников. (3 мин.)

- Не оставили без внимания красоту и нежность первых вестников весны художники.

- Каким образом художники изобразили пушистые комочки?

- Чтобы сохранить эту красоту в нашей памяти, сегодня на мастер-классе мы напишем этюд вербы и научимся сочетать графические и живописные материалы в работе.

Практическая часть (32 мин.)

- Для работы нам понадобятся восковые карандаши и акварель. Что вы можете о них сказать? (ответы детей)

- Акварель – уникальный, можно сказать, волшебный художественный материал, который отличается от гуашевых красок своей прозрачностью и легкостью. 

- Восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре композиции. А сочетание акварели и восковых мелков может дать совершенно неожиданный эффект, но какой - мы увидим позже! Это сюрприз!

- Проверяем рабочие места.

1 этап: Компоновка вербы в листе.

(Рассматривается букет вербы, обращается внимание на форму и цвет).

2 этап: Прорисовка вербы.

3 этап: Работа с фоном.

Готовая работа

Рефлексия «Продолжи предложение». (2 мин.)

- Ребята, посмотрите на экран, здесь вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно из них.

Предложения:

Сегодня на уроке я узнал(ла)…

Оказывается, акварельные краски…

С помощью восковых мелков…

Я научился(лась)…

Мне особенно понравилось…

Итог мастер-класса “Картинная галерея”. (2 мин.)

Сейчас мы увидим, как на наших глазах появится картинная галерея. Я прошу выйти и закрепить работы на доске.

- Ваши рисунки преобразили наш класс: он стал нарядным, свежим, весенним, пестрым! Спасибо за работу!

Используемая литература и интернет-источники

при подготовке конспекта мастер-класса:

Стихи А.Барто - http://barto.su/aprel/

Стихи Е. Благинина - https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/elena-blaginina-verba

Поверия о вербе - http://larisa-petrushkevich.ru/zhizn-s-bogom/a-vy-znaete-zachem-pravoslavny-e-hristiane-osvyashhayut-vetochki-verby

Работы художников - https://pustunchik.ua/treasure/draw/iak-namaliuvaty-verbu

Работы художников - https://yandex.ru/images/search?p=1&text=синички% 20на%20вербе%20картина&lr=20237

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень красиво! Возьму себе на заметку! Спасибо!

8 May 2018

Рада, что Вам понравилось! Спасибо! Успехов в творчестве!

9 May 2018

Валентина Ивановна, поздравляю с победой!!!!

18 June 2018

Валентина Ивановна, спасибо за прекрасный мастер-класс! Ну и, конечно, с победой!

18 June 2018

Очень хороший мастер-класс!

19 June 2018

От всей души поздравляю Вас с ПОБЕДОЙ, Валентина Ивановна!!! Прекрасная работа!!!!!!!!

19 June 2018

Замечательный МК! Поздравляю с победой!!!

23 December 2018

Возьму себе на заметку! Спасибо!

29 February 2020