Мастер-класс «Вестники весны» (2–4 класс)
Конспект мастер-класса по теме:
«Вестники весны»
Преподаватель художественных дисциплин
высшей квалификационной категории
МБУ ДО «Уинская детская школа искусств»
Максимова Валентина Ивановна
Пояснительная записка.
Возраст детей – 8-9 лет, соответствующий второму году обучения художественного отделения ДШИ по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 8(9) лет).
Также урок может быть использован для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы по предмету «Изобразительное искусство».
Предмет: «Основы изобразительной грамоты и рисование».
Время: 45 минут.
Аннотация. Для проведения мастер класса необходимо:
приготовить веточки вербы: за две недели до урока сорвать несколько веточек и поставить их в воду, к уроку верба проснется, распушится;
продумать размещение художественных материалов таким образом, чтобы работать было удобно;
прикрепить лист бумаги по периметру бумажным скотчем (т.к. при работе в технике «по-сырому» лист начнет сворачиваться и деформироваться);
при выборе восковых карандашей лучше отдать предпочтение «Каляке-маляке». Они яркие, их цветовая палитра более разнообразна (выпускаются наборы от 6 до 24 цветов), хорошо ложатся на бумагу, легко накладываются цвет на цвет, в руках не скользят, не пачкают руки.
Конспект мастер-класса
Тема: «Вестники весны»
Цель мастер-класса:
показать возможности сочетания графических и живописных материалов в работе.
Задачи:
познакомить со смешанной техникой – восковые мелки и акварель; с выразительными возможностями данных материалов;
формировать у учащихся умение чувствовать и определять красоту линий и пятен, форму, пространственное положение изображаемых объектов;
развивать умение грамотно и последовательно вести работу; умение работать без предварительного рисунка;
развивать способности к творческому самовыражению; фантазию, зрительно-образную память.
воспитывать любовь к природе.
Оборудование для преподавателя:
Оборудование |
Мультимедийное оборудование, презентация. Веточки вербы. Высокий мольберт, бумага ф А3, бумажный скотч, восковые карандаши, акварель, кисти, палитра, баночка для воды. |
Муз.ряд |
музыка для фона |
Оборудование для участников мастер-класса:
мольберт, бумага ф А4, бумажный скотч, восковые карандаши, акварель, кисти, палитра, баночка для воды. |
Ход мастер-класса:
Организационный момент (1 мин.)
(Приветствие, знакомство с аудиторией, проверка рабочих мест)
- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в удивительный и прекрасный мир творчества. В этот солнечный весенний день так и хочется поделиться со всеми хорошим настроением. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.
Беседа по теме мастер-класса (5 мин.)
- Ребята, какое время года за окном? (весна)
- Какие изменения произошли в природе? (солнце начинает нагревать землю, тает снег, появляются проталинки; набухают почки; появляются первоцветы, насекомые и т.д.).
- Весна - это время преображения природы от зимнего сна. Все живое тянется к теплу, к солнечному свету.
- Сегодня мы поговорим об очень удивительном, неприхотливом, выносливом дереве, у которого сначала появляются цветы, а затем листья. Вы догадались, о каком дереве идет речь? (ответы детей)
- Если дети затрудняются, можно предложить отгадать загадку:
Белые овечки бегают по свечке (Верба в сережках).
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, — верно,
Что весна пришла.
Это значит — верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Прилетел скворец! (А. Барто).
Сиянье, плеск и щебет во дворе...
А верба вся в пушистом серебре:
Вот-вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.
Притронешься, погладишь — как нежны
Доверчивые первенцы весны! (Е. Благинина)
Ребята рассматривают ветки вербы.
- Название этого дерева выходит из древнего слова «вива» - значит плести, вить.
- В народе живет много поверий и преданий о вербе.
- В дни, когда распускалась верба, люди праздновали торжество весеннего солнца и просыпающейся от зимней спячки природы.
- Еще один праздник, связанный с вербой - Вербное воскресение. Это православный праздник. К празднику люди украшают вербой дома, ставят в букеты, крепят к иконам в «красном углу» дома. Эта традиция сохранилась до наших дней, и мы часто можем увидеть вербу в домах наших бабушек.
- Вербе приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю, охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. На Руси было принято хранить освященную вербу дома. Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник - верили, что это спасет дом от попадания молнии.
Рассматривание работ художников. (3 мин.)
- Не оставили без внимания красоту и нежность первых вестников весны художники.
- Каким образом художники изобразили пушистые комочки?
- Чтобы сохранить эту красоту в нашей памяти, сегодня на мастер-классе мы напишем этюд вербы и научимся сочетать графические и живописные материалы в работе.
Практическая часть (32 мин.)
- Для работы нам понадобятся восковые карандаши и акварель. Что вы можете о них сказать? (ответы детей)
- Акварель – уникальный, можно сказать, волшебный художественный материал, который отличается от гуашевых красок своей прозрачностью и легкостью.
- Восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре композиции. А сочетание акварели и восковых мелков может дать совершенно неожиданный эффект, но какой - мы увидим позже! Это сюрприз!
- Проверяем рабочие места.
1 этап: Компоновка вербы в листе.
(Рассматривается букет вербы, обращается внимание на форму и цвет).
2 этап: Прорисовка вербы.
3 этап: Работа с фоном.
Готовая работа
Рефлексия «Продолжи предложение». (2 мин.)
- Ребята, посмотрите на экран, здесь вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно из них.
Предложения:
Сегодня на уроке я узнал(ла)…
Оказывается, акварельные краски…
С помощью восковых мелков…
Я научился(лась)…
Мне особенно понравилось…
Итог мастер-класса “Картинная галерея”. (2 мин.)
Сейчас мы увидим, как на наших глазах появится картинная галерея. Я прошу выйти и закрепить работы на доске.
- Ваши рисунки преобразили наш класс: он стал нарядным, свежим, весенним, пестрым! Спасибо за работу!
Используемая литература и интернет-источники
при подготовке конспекта мастер-класса:
Стихи А.Барто - http://barto.su/aprel/
Стихи Е. Благинина - https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/elena-blaginina-verba
Поверия о вербе - http://larisa-petrushkevich.ru/zhizn-s-bogom/a-vy-znaete-zachem-pravoslavny-e-hristiane-osvyashhayut-vetochki-verby
Работы художников - https://pustunchik.ua/treasure/draw/iak-namaliuvaty-verbu
Работы художников - https://yandex.ru/images/search?p=1&text=синички% 20на%20вербе%20картина&lr=20237
Осина Светлана Николаевна
Максимова Валентина Ивановна
Дементьева Ирина Михайловна
Янакова Ольга Александровна
Максимова Валентина Ивановна
Чернышева Наталья Александровна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Максимова Валентина Ивановна
Бойко Светлана Владимировна
Татьяна