12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Власенко Ирина44

Мастер-класс

«Вселенная и человек – часть Божьего мира.

Первые дни творения»

Природа и вера суть две сестры родные,

и никогда не могут прийти в распрю

между собою. Создатель дал роду человеческому

две книги: в одной показывал свое величие,

 в другой - свою волю.

М.Ломоносов

Задача:

Понять построение и внутреннее содержание отрывка из Библии «Книга Бытия»: гл.1, стих 1-19.

Межпредметная связь: ПК, физика, астрономия, биология.

Распечатка 1-19 стиха для слушателей.

Использованная литература:

БИБЛИЯ. Международный издательский центр православной литературы. 1995 г.

БИБЛИЯ И НАУКА. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Москва, 1996 г.

ВЕРУЮ И ИСПОВЕДУЮ. Тетрадь православного ученого О.В.Тупицин. Лествица. 1998г.

Проблема:

Подводя итоги сравнению описания эволюционного процесса в Книге Бытия и в современной палеонтологии, можно отметить как ряд совпадений (растения возникли раньше животных; водные животные возникли раньше сухопутных; человек возник в последнюю очередь), так и противоречий (непонятно, как растения, сотворенные на 3-й «день», могли существовать без солнца, сотворенного только на 4-й «день»; гады земные появились заведомо раньше, чем птицы). С чем связаны эти противоречия с неверным толкованием Библии, с некачественным ее переводом или же с недостаточностью современных научных данных, - сказать трудно.

Алексей Гоманьков (палеонтолог)

- Попробуем понять построение и раскрыть содержание отрывка из Библии «Первая книга Моисеева. Бытие» гл.1, стих 1-19. Это поможет разобраться с проблемой.

1. Чтение отрывка.

2. Разбор текста.

- О чем эта часть Ветхого Завета? (о сотворении видимого и невидимого мира)

- Что интересовало и интересует человека, который смотрит вокруг себя? (как были сотворены земля и небо).

- Что перечисляет Моисей, в какой последовательности идет сотворение? Составим схему, читая каждый стих.

(стих 1 «В начале сотворил Бог небо и землю»,

Стих 3 «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»,

Стих 8 «И назвал Бог твердь небом»,

Стих 10 «И назвал Бог сушу землею».)

 

Схема 1

1-небо/8-небо

3-свет

1-2-земля/10- земля

14-17-два светила и звезды

- Что было сотворено в каждый отдельный день? Составим другую схему.

Схема 2

1-5: небо, земля, свет = 1 день

6-8: небо =2 день

9-10: земля = 3 день

14-17: два светила и звезды = 4 день (?)

-Что читателю покажется странным? Над чем ученый задумается?

(Свет сотворил Бог в первый день, а небо и землю сотворил перед светом в 1-й день. Потом информация повторяется о том, что небо сотворено во второй день, а земля в третий день).

-Какой вывод напрашивается, что же было сотворено в первый день?

( 1-й день – свет, 2-й – небо, 3-й – земля).

-Как смогут объяснить филологи физикам построение текста?

- Давайте вернемся к первым нашим вопросам:

- О чем эта часть Ветхого Завета? (о сотворении мира)

- Что интересовало человека, который жил во времена Моисея, основной род занятий у него – скотоводство?

(Как были сотворены земля и небо, то, что он видит).

- Что же мы выносим выше текста, какую надпись, чтобы пояснить основную идею своего сочинения, а автор своего произведения или ее части?

- Как называется такая надпись? (Эпиграф)

(Вынесено на экран)

Эпиграф – греч. epigraphe – надпись

в античности надпись на памятнике, здании;

цитата, изречение, которая помещалась

автором перед текстом всего произведения;

эпиграф поясняет основную идею

произведения или его части.

-Какой следующий из вышесказанного вывод?

(1-й стих - это эпиграф, это то, о чем пророк собирается повествовать, то есть о НЕБЕ и ЗЕМЛЕ, 7- стих и 10 – стих это подтверждают)

- Течение трех дней творения, или откровения, вполне согласуется и с научным представлением о последовательности происхождения Вселенной и жизни на земле. Что же касается четвертого дня творения, тут всегда возникали недоумения. Это противоречие высказал и ученый палеонтолог Алексей Гоманьков. Почему? (из-за столь позднего образования светил: стих 14-19).

- Внимательно перечитаем стих 14! ( И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;)

- В каком стихе мы уже читали о счислении времени дня и ночи? (день 1, стих 5)

- К какому выводу мы можем подойти, если вспомним так же вопрос об эпиграфе? (стих 14 относится к 1 дню творения).

Вселенная…

- В каком еще стихе информация заставит нас задуматься? Без светил не могло быть такое перечисление?

(12 и произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобие) ее, и дерево ( плодовитое), приносящее плод, в котором семя его по роду его (на земле).

(трава, дерево = это процесс эволюции)

- Как называется такой процесс?

(Вынесено на экран)

Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого-чего-нибудь, подготавливающий качественные изменения.

Словарь Ожегова

- К какому выводу о сотворении светил мы придем, если вспомним вопрос об эпиграфе?

(стих 14 относится так же к 1 дню творении, то есть свет, светила и звезды были образованы в 1 день),

- Постройте текст согласно нашим рассуждениям: эпиграф, порядок стиха.

- Прочитаем перестроенный текст.

1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста , и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. 6 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и для знамений, и времен, и дней, и годов; И был вечер, и было утро: день один.

( вынесено на экран)

Библейские изречения о днях творения

Первый день

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И был вечер ,и было утро: день один (гл. 1, ст. 3, 5)

Второй день

И сказал Бог: да будет твердь. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

(гл.1, ст. 7-8)

- Как мы должны понимать в тексте словосочетание День первый …? (символически)

Иоанн Златоуст в толковании на книгу Бытия писал «Для чего сказано, что было утро и был вечер, - чтобы ты знал, что не мгновенно все появилось, а что было начало, середина и конец этого периода» и Василий Великий в своем труде «Шестоднев» пишет:

« Если ты скажешь день или век, то выразишь одно и тоже понятие»

 

Учителя:

- К какому итогу мы пришли? ( В Библии нет ошибок и противоречий…)

- Почему Библия и Наука в настоящее время союзники? (наука информацию, заложенную в Библии, пытается доказать, что-то уже доказано, что- то будет доказано…)

- Какие науки надо изучать, чтобы продолжить «прочтение» Библии? (географию, археологию, историю…)

Вывод урока: (на экране)

Библия не противоречит науке. Наука получает из Библии информацию, которую пытается доказать, обосновать и применить на протяжении жизни человека. Отсюда следует, что каждый человек, берущий в руки эту книгу, должен стремиться познать как можно больше наук ( физика, астрономия, археология, история, география)

 

Завершается урок под музыку, на экране идёт текст стихотворения

Г.В. Державина «Бог».

О Ты, пространством бесконечный.

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трех лицах божества!

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем: Бог.

Хаоса бытность довременну

Из бездн Ты вечности воззвал,

А вечность, прежде век рожденну,

В себе самом Ты основал:

Себя собою составляя,

Собою из себя сияя,

Ты свет, откуда свет истек.

Создавый все единым словом,

В твореньи простираясь новом,

Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!..

Отрывок из Библии.

ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЯ

БЫТИЕ

Пометки к тексту

1. В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так.)

7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8. И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо). И был вечер, и было утро: день второй.

9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. (И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша).

10. И назвал Бог сушу землею, а собрания вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11. и сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и подобию ее), и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо.

13. И был вечер, и было утро: день третий

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и для знамений, и времен, и дней ,и годов;

15. и будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью и звезды;

17. и поставил Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю.

18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19. И был вечер, и было утро: день четвертый…

Примечание. Слова, поставленные в скобках, заимствованы из греческого перевода 70-ти толковников (III в . до Р.Х.); слова, напечатанные курсивом, приведены для ясности и связи речи.

 

Схема 1

1-небо/8-небо

3-свет

1-2-земля/10- земля

14-17-два светила и звезды

Схема 2

1-5: небо, земля, свет = 1 день

6-8: небо =2 день

9-10: земля = 3 день

14-17: два светила и звезды = 4 день (?)

Схема 1

1-небо/8-небо

3-свет

1-2-земля/10- земля

14-17-два светила и звезды

Схема 2

1-5: небо, земля, свет = 1 день

6-8: небо =2 день

9-10: земля = 3 день

14-17: два светила и звезды = 4 день (?)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.