Мастер-класс «Вселенная и человек – часть Божьего мира. Первые дни творения»
Мастер-класс
«Вселенная и человек – часть Божьего мира.
Первые дни творения»
Природа и вера суть две сестры родные,
и никогда не могут прийти в распрю
между собою. Создатель дал роду человеческому
две книги: в одной показывал свое величие,
в другой - свою волю.
М.Ломоносов
Задача:
Понять построение и внутреннее содержание отрывка из Библии «Книга Бытия»: гл.1, стих 1-19.
Межпредметная связь: ПК, физика, астрономия, биология.
Распечатка 1-19 стиха для слушателей.
Использованная литература:
БИБЛИЯ. Международный издательский центр православной литературы. 1995 г.
БИБЛИЯ И НАУКА. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Москва, 1996 г.
ВЕРУЮ И ИСПОВЕДУЮ. Тетрадь православного ученого О.В.Тупицин. Лествица. 1998г.
Проблема:
Подводя итоги сравнению описания эволюционного процесса в Книге Бытия и в современной палеонтологии, можно отметить как ряд совпадений (растения возникли раньше животных; водные животные возникли раньше сухопутных; человек возник в последнюю очередь), так и противоречий (непонятно, как растения, сотворенные на 3-й «день», могли существовать без солнца, сотворенного только на 4-й «день»; гады земные появились заведомо раньше, чем птицы). С чем связаны эти противоречия с неверным толкованием Библии, с некачественным ее переводом или же с недостаточностью современных научных данных, - сказать трудно.
Алексей Гоманьков (палеонтолог)
- Попробуем понять построение и раскрыть содержание отрывка из Библии «Первая книга Моисеева. Бытие» гл.1, стих 1-19. Это поможет разобраться с проблемой.
1. Чтение отрывка.
2. Разбор текста.
- О чем эта часть Ветхого Завета? (о сотворении видимого и невидимого мира)
- Что интересовало и интересует человека, который смотрит вокруг себя? (как были сотворены земля и небо).
- Что перечисляет Моисей, в какой последовательности идет сотворение? Составим схему, читая каждый стих.
(стих 1 «В начале сотворил Бог небо и землю»,
Стих 3 «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»,
Стих 8 «И назвал Бог твердь небом»,
Стих 10 «И назвал Бог сушу землею».)
Схема 1
1-небо/8-небо
3-свет
1-2-земля/10- земля
14-17-два светила и звезды
- Что было сотворено в каждый отдельный день? Составим другую схему.
Схема 2
1-5: небо, земля, свет = 1 день
6-8: небо =2 день
9-10: земля = 3 день
14-17: два светила и звезды = 4 день (?)
-Что читателю покажется странным? Над чем ученый задумается?
(Свет сотворил Бог в первый день, а небо и землю сотворил перед светом в 1-й день. Потом информация повторяется о том, что небо сотворено во второй день, а земля в третий день).
-Какой вывод напрашивается, что же было сотворено в первый день?
( 1-й день – свет, 2-й – небо, 3-й – земля).
-Как смогут объяснить филологи физикам построение текста?
- Давайте вернемся к первым нашим вопросам:
- О чем эта часть Ветхого Завета? (о сотворении мира)
- Что интересовало человека, который жил во времена Моисея, основной род занятий у него – скотоводство?
(Как были сотворены земля и небо, то, что он видит).
- Что же мы выносим выше текста, какую надпись, чтобы пояснить основную идею своего сочинения, а автор своего произведения или ее части?
- Как называется такая надпись? (Эпиграф)
(Вынесено на экран)
Эпиграф – греч. epigraphe – надпись
в античности надпись на памятнике, здании;
цитата, изречение, которая помещалась
автором перед текстом всего произведения;
эпиграф поясняет основную идею
произведения или его части.
-Какой следующий из вышесказанного вывод?
(1-й стих - это эпиграф, это то, о чем пророк собирается повествовать, то есть о НЕБЕ и ЗЕМЛЕ, 7- стих и 10 – стих это подтверждают)
- Течение трех дней творения, или откровения, вполне согласуется и с научным представлением о последовательности происхождения Вселенной и жизни на земле. Что же касается четвертого дня творения, тут всегда возникали недоумения. Это противоречие высказал и ученый палеонтолог Алексей Гоманьков. Почему? (из-за столь позднего образования светил: стих 14-19).
- Внимательно перечитаем стих 14! ( И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;)
- В каком стихе мы уже читали о счислении времени дня и ночи? (день 1, стих 5)
- К какому выводу мы можем подойти, если вспомним так же вопрос об эпиграфе? (стих 14 относится к 1 дню творения).
Вселенная…
- В каком еще стихе информация заставит нас задуматься? Без светил не могло быть такое перечисление?
(12 и произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобие) ее, и дерево ( плодовитое), приносящее плод, в котором семя его по роду его (на земле).
(трава, дерево = это процесс эволюции)
- Как называется такой процесс?
(Вынесено на экран)
Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого-чего-нибудь, подготавливающий качественные изменения.
Словарь Ожегова
- К какому выводу о сотворении светил мы придем, если вспомним вопрос об эпиграфе?
(стих 14 относится так же к 1 дню творении, то есть свет, светила и звезды были образованы в 1 день),
- Постройте текст согласно нашим рассуждениям: эпиграф, порядок стиха.
- Прочитаем перестроенный текст.
1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста , и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. 6 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и для знамений, и времен, и дней, и годов; И был вечер, и было утро: день один.
( вынесено на экран)
Библейские изречения о днях творения
Первый день
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И был вечер ,и было утро: день один (гл. 1, ст. 3, 5)
Второй день
И сказал Бог: да будет твердь. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
(гл.1, ст. 7-8)
- Как мы должны понимать в тексте словосочетание День первый …? (символически)
Иоанн Златоуст в толковании на книгу Бытия писал «Для чего сказано, что было утро и был вечер, - чтобы ты знал, что не мгновенно все появилось, а что было начало, середина и конец этого периода» и Василий Великий в своем труде «Шестоднев» пишет:
« Если ты скажешь день или век, то выразишь одно и тоже понятие»
Учителя:
- К какому итогу мы пришли? ( В Библии нет ошибок и противоречий…)
- Почему Библия и Наука в настоящее время союзники? (наука информацию, заложенную в Библии, пытается доказать, что-то уже доказано, что- то будет доказано…)
- Какие науки надо изучать, чтобы продолжить «прочтение» Библии? (географию, археологию, историю…)
Вывод урока: (на экране)
Библия не противоречит науке. Наука получает из Библии информацию, которую пытается доказать, обосновать и применить на протяжении жизни человека. Отсюда следует, что каждый человек, берущий в руки эту книгу, должен стремиться познать как можно больше наук ( физика, астрономия, археология, история, география)
Завершается урок под музыку, на экране идёт текст стихотворения
Г.В. Державина «Бог».
О Ты, пространством бесконечный.
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог.
Хаоса бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В себе самом Ты основал:
Себя собою составляя,
Собою из себя сияя,
Ты свет, откуда свет истек.
Создавый все единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!..
Отрывок из Библии. ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЯ БЫТИЕ |
Пометки к тексту |
1. В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так.) 7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8. И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо). И был вечер, и было утро: день второй. 9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. (И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша). 10. И назвал Бог сушу землею, а собрания вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. 11. и сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и подобию ее), и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. 13. И был вечер, и было утро: день третий 14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и для знамений, и времен, и дней ,и годов; 15. и будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью и звезды; 17. и поставил Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю. 18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. 19. И был вечер, и было утро: день четвертый… Примечание. Слова, поставленные в скобках, заимствованы из греческого перевода 70-ти толковников (III в . до Р.Х.); слова, напечатанные курсивом, приведены для ясности и связи речи. |
Схема 1
1-небо/8-небо
3-свет
1-2-земля/10- земля
14-17-два светила и звезды
Схема 2
1-5: небо, земля, свет = 1 день
6-8: небо =2 день
9-10: земля = 3 день
14-17: два светила и звезды = 4 день (?)
Схема 1
1-небо/8-небо
3-свет
1-2-земля/10- земля
14-17-два светила и звезды
Схема 2
1-5: небо, земля, свет = 1 день
6-8: небо =2 день
9-10: земля = 3 день
14-17: два светила и звезды = 4 день (?)