12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна41854
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
27

Мастерская ценностных ориентаций «Наслаждаться общением – главный признак дружбы»



Мастерская ценностных ориентаций

«Наслаждаться общением – главный признак дружбы»

 

Цель:

- формировать собственную позицию по отношению к дружбе и ее проявлениям.

Задачи:

-развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;

-содействовать выявлению учащимися эффективных способов укрепления дружбы.


 

Оборудование:

Столы расставлены для работы в 4 группах, на столе каждой группы лежат чистые листы А4 и листы Приложение 1, фломастеры, толковый словарь под ред. С.И.Ожегова, философский словарь под ред. Мирошниченко В.Н. и др., словарь «Пословицы и поговорки русского народа» В.И.Даля.

Компьютер, мультимедиапроектор (приложение 2)

Музыкальное оформление: приложение 3-песня «О дружбе» из телевизионного фильма «Гардемарины, вперед!», приложение 4-песня «О дружбе» из мультфильма «Маша и Медведь».

Мастерская может быть организована для учащихся 6-8 классов.


 

ХОД МАСТЕРСКОЙ

1. Целеполагание

Звучит песня из кинофильма «Гардемарины, вперед!»

Мастерская начинается с приветствия. Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места, разделившись на 4 группы по просьбе учителя.

Учитель. Ребята, вы услышали песню из популярного в прошлом веке кинофильма. О чем эта песня? На какие размышления она вас натолкнула? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня в нашей мастерской?

Учащиеся. Среди всего доброго, что имеет человек, дружба ценится наиболее высоко. Такой вывод можно сделать, поразмышляв над услышанным. Вероятно, мы будем говорить сегодня о дружбе.

2. Обмен мнениями

Учитель. У мудреца спросили: - Сколько видов дружбы существует? - Четыре ответил он. Есть друзья, как еда - каждый день ты нуждаешься в них. Есть друзья, как лекарство, ищешь их, когда тебе плохо. Есть друзья, как болезнь, они сами ищут тебя. Но есть такие друзья, как воздух - их не видно, но они всегда с тобой.

Ребята, выразите ваше отношение к такому мнению. Какую дружбу цените вы более всего? Нужна ли дружба каждому из вас? Можно ли обойтись без дружбы?

Обмен мнениями.

Учитель. О том, насколько важно иметь друзей, свидетельствуют примеры дружбы известных людей. Расскажите о них.

Учащиеся. (Опережающее индивидуальное задание). К мысли о том, что дружба имеет большое значение в жизни людей, нас подталкивают рассказы о дружбе знаменитых людей.

Императрица Екатерина Великая и Екатерина Дашкова

Дружба между этими известными женщинами тезками внесла свой вклад в историю России. Императрица Екатерина, при которой Российская империя достигла экономического и культурного расцвета, родилась в Пруссии и в юности была выдана за наследника российского престола Петра III. К власти Екатерина пришла после дворцового переворота в 1762 году. Сподвижницей императрицы была ее подруга — тоже Екатерина, княгиня Дашкова, которая с юных лет увлекалась политикой и смогла убедить российскую аристократию, что прусская принцесса достойна престола больше, чем наследник престола.

Подруги были великолепно образованы и имели схожие литературные вкусы. Однако отношения между Екатеринами не всегда были безоблачными. Например, княгиня Дашкова была недовольна кадровыми решениями царицы и ее фаворитами. Более того — имела смелость это показать. При этом княгиня Дашкова была очень предана императрице. Прожив годы в Европе, где учился ее сын, Дашкова вернулась в Россию. Императрица не забыла давнюю подругу и назначила Дашкову директором Петербургской Академии наук (при президентстве графа К. Г. Разумовского). Так Екатерина Дашкова стала первой в мире женщиной, которая управляла Академией наук.

Дружба И.И. Левитана с А.П. Чеховым

Левитан и Чехов были ровесниками и познакомились еще в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Как-то зимою Левитан заболел, и его друг - Михаил Чехов - привел своего брата Антона проведать больного. После этого они постоянно встречались в Москве ив Звенигороде. Особенно душевной стала дружба писателя и живописца с 1885 года, когда Левитан вместе с семьей Чеховых провел лето в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино близ Нового Иерусалима (туда же он приезжал на отдых и в два последующих года). Только что переживший тяжелый душевный кризис, доведший его до попытки самоубийства (к счастью, неудачной), Левитан нашел в семье Чеховых теплое, родственное отношение и искреннюю дружескую помощь. Сохранилось немало воспоминаний о царившей в Бабкино целительной атмосфере любви к природе, живому слову и искусству, о совместных чтениях стихов Пушкина и сатиры Салтыкова-Щедрина, музыкальных вечерах, прогулках на природе, о веселых играх, организатором которых был неистощимый в своем остроумии Антон Павлович. Брат писателя, Михаил, описал одну из таких игр в своих воспоминаниях "Вокруг Чехова": "Бывало, в летние вечера он надевал с Левитаном бухарские халаты, мазал себе лицо сажей и в чалме, с ружьем выходил в поле по ту сторону реки. Левитан выезжал туда же на осле, слезал на землю, расстилал ковер и, как мусульманин, начинал молиться на восток. Вдруг из-за кустов к нему подкрадывался бедуин Антон и палил в него из ружья холостым зарядом. Левитан падал навзничь. Получалась совсем восточная картина". Время, проведенное с семейством Чеховых в Бабкино, Левитан считал лучшим в своей жизни. 

Константин Хабенский и Михаил Пореченков не только коллеги, но и большие друзья. Причем их дружба завязалась еще со студенческих лет. Они вместе переехали из Петербурга в Москву и перешли во МХТ им. Чехова. И всегда, в особенности в трудную минуту, поддерживают друг друга.

3. Дискуссия (задача учителя - построить обсуждение таким образом, чтобы завязалась дискуссия).

Учитель. Как узнать настоящего друга? Попробуем составить его портрет. Какие нравственные качества лежат в основе такой личности? Какие действия, на ваш взгляд, характеризуют такого героя? Можете обратиться к Приложению и словарям. Прежде чем начать обсуждение, посотрите подборку репродукций «Тема дружбы в русской живописи». Рассматривая картины, подумайте, почему так счастливы все дети, изображенные художниками. (Приложение 2).

Учащиеся. Работают в группах, затем по очереди представитель каждой из групп записывает на доске определения. Во время работы пользуются Приложение 1, словарями и справочниками.

Настоящий друг:

-надежный и верный;

-всегда приветливый;

-склонен к сентиментальности;

-с ним не скучно даже когда и невесело;

-он верит в людей;

-у него развито чувство юмора;

-открытый;

-общительный;

-душа компании;

-добрый.

Учитель. Дружба в вашем возрасте завязывается на основе увлечений, схожих интересов, способов проведения досуга. Ваш круг общения с возрастом становится шире, потому что появляется возможность самостоятельно знакомиться. Как вы выбираете друзей? Почему объединяетесь в компании, кружки, примыкаете к бытующим в нашем городе модным культурным направлениям?

Учащиеся. (Продолжают обсуждение предложенных учителем вопросов сначала в группах, затем в классе. Звучит песня из мультфильма «Маша и Медведь». Приложение 4).

4. «Поможем найти друга»

Учитель. У психологов-практиков есть такая методика: проговаривай вслух и про себя определенные фразы, и ты скоро поверишь в то, что произносишь. В группе придумайте и запишите утверждения (не менее двух), которые, на ваш взгляд, должен сам себе проговаривать тот, кто решил найти себе лучшего друга.

Учащиеся.

-У меня есть все необходимое, чтобы подружиться и дарить радость другу.

-Я хочу заботиться о друге.

-Чем больше я отдаю, тем больше получаю сам.

-Я искренне наслаждаюсь общением с другом.

-Я верю в свои силы и не боюсь встречи с трудностями, потому что у меня есть друг.

5. «Пословица недаром молвится»

Учитель. Народная мудрость всегда была сосредоточена прежде всего в пословицах и поговорках. В них народ выражал свое отношение ко всему, что его волновало, в том числе и к дружбе. Какие из них вам известны? О каком отношении народа к дружбе свидетельствуют указанные вами пословицы и поговорки?

Учащиеся. (Работают в группах со словарями и справочниками). Во время работы звучит песня «О дружбе» из мультфильма «Маша и медведь». Приложение 4. По окончании работы представители групп называют пословицы и объясняют их значение.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Большая заслуга – выручить в беде друга.

Дружба, как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Друг спорит, недруг поддакивает.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Дружный табун волков не боится.

Старый друг лучше новых двух.

6. Рефлексия.

- Поделитесь своими впечатлениями (письменно или устно), закончив следующие предложения:

Сегодня в мастерской

я узнал…

понял…

почувствовал…

Ответы учащихся:

 

Приложение 1.

АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ ПРО ДРУЖБУ

Самая глубокая дружба порождает самую ожесточенную вражду.

Мишель де Монтень

Друг – это одна душа, живущая в двух телах.

Аристотель

Друг мне тот, кому все могу говорить.

Виссарион Белинский

Брат может не быть другом, но друг – всегда брат.

Бенджамин Франклин

Совет друга – лучшая опора против врага.

Уильям Шекспир

Друзья должны в согласье полном жить. Насилье может дружбу задушить.

Джефри Чосер

Для преданного друга нельзя никогда сделать слишком много.

Генрик Ибсен

«Скажи мне, кто твои друзья – и я скажу тебе, кто ты».

Эврипид

Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей.

Николо Макиавелли

Господь даровал нам родных, но друзей мы, слава Богу, вольны выбирать сами.

Этель Мамфорд

Дружба подобна сокровищнице: из нее невозможно почерпнуть больше, чем ты в нее вложил.

Осип Мандельштам

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Пифагор

Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.

Платон

Кто хочет иметь друга без недостатков, тот остается без друзей.

Биант Приенский

Ищущий себе идеального друга останется без друзей.

Елена Блаватская

 

Использованная литература

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1990

Интернет-ресурсы

Афоризмы, цитаты и крылатые слова.

http://aphorism-list.com/t.php?page=vysokomerie

Пословицы и поговорки народов мира.

http://www.foxdesign.ru/aphorism/proverb/p_pride.html

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка (онлайн версия). http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-4990.htm

Стихи и поэмы.

http://stihidl.ru/poem/42740/

 


Приложение 2
PPTX / 4.01 Мб

Приложение 3
MP3 / 2.08 Мб

Приложение 4
MP3 / 4.45 Мб

Опубликовано


Комментарии (16)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 18.11.18 в 06:24 6Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и полезный материал!
Перминова Елена Федоровна, 18.11.18 в 11:14 6Ответить Пожаловаться
Очень понравилось, спасибо!!!
Легоцкая Вера Сергеевна, 18.11.18 в 22:24 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, коллеги, за высокую оценку моей скромной работы.
Порошина Ольга Анатольевна, 19.11.18 в 15:31 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал!
Легоцкая Вера Сергеевна, 19.11.18 в 22:20 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Анатольевна!
Никитина Людмила Анатолиевна, 19.11.18 в 22:10 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна! Интересный и содержательный классный час!
Легоцкая Вера Сергеевна, 19.11.18 в 22:20 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Анатолиевна!
Ватолина Светлана Анатольевна, 18.12.18 в 11:24 4Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна поздравляю с Победой в конкурсе!!! Отличная разработка!!!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 18.12.18 в 13:00 3Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!!! Замечательная работа!!!
Садварий Жанна Владиславовна, 18.12.18 в 13:51 2Ответить Пожаловаться
Очень интересный и глубокий материал! С заслуженной победой!

Отредактировано 18-12-2018 13:51

показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.