Публикация «Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности» (5–9 класс)

2
0
Материал опубликован 12 November 2023 в группе

Л.Б.Аюпова Л.Б.,

учитель математики

МБОУ «СШ №8»,г.Нижневартовск,Россия


МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ


Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Рене Декарт


Сегодня общество и экономика предъявляют запрос на специалистов, которые хотят и могут овладеть новыми знаниями, применить их в новых обстоятельствах и решить возникающие проблемы, то есть существует спрос на функционально компетентных специалистов. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. В ФГОС обозначена необходимость создания условий, обеспечивающих возможность развития у обучающихся функциональной грамотности как способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сложившихся предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность: 1)определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений;2) способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.[1] Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А).

К компонентам функциональной грамотности относят: читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, математическую грамотность, финансовую грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции.t1699808305aa.gif

Математическая грамотность как одна из составляющих функциональной грамотности, означает способность решать проблемы, логически рассуждать и

анализировать информацию.

Приоритетными целями обучения математике так же являются: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты.

Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента: контекст, в котором представлена проблема; содержание математического образования, которое используется в заданиях; мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.

Таблица 1. Содержание и структура математической грамотности

Математическая грамотность - способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Контекст

Познавательные действия

Математическое содержание

Личный - связан с повседневной жизнью обучающихся(при общении с друзьями, занятиях спортом, покупками, отдыхом) его семьи, друзей и сверстников

Формулировать ситуации математически: распознавать и выявлять возможности использовать математику, применять имеющуюся ситуацию и трансформировать ее в форму, поддающуюся математической обработке, создавать математическую модель.

Изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом;

Профессиональный - связан со школьной жизнью или трудовой деятельностью.

Применять математику: способность применять математические понятия, факты и инструменты для получения решения и выводов; выполнение математических процедур; работа с моделью, выявление закономерностей, определение связей между величинами.

Пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;

Общественный - связан с жизнью общества (местного, национального или всего мира)

Интерпретировать математику: способность размышлять над математическими решениями и результатами, интерпретировать и оценивать в контексте реальной проблемы.

Количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики;

Научный - связан с применением математики к науке или технологии.


Неопределённость и данные – задания охватывают вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.

В развитии математической грамотности выделяют три уровня.

Первый уровень – воспроизведение. Включает знание теории и умение выполнять базовые задания школьной программы. Для проверки достижения первого уровня компетентности в основном предлагаются традиционные учебные задания, требующие знание математических фактов, воспроизведение определений математических объектов и их свойств, применение стандартных алгоритмов и методов решения, работа с формулами, выполнение вычислений.

Второй уровень – установление связей. Обучающимся предлагается самостоятельно выбрать подходящий метод решения и необходимые математические инструменты. Ситуации, рассматриваемые в задачах, должны быть нестандартными, но не требовать высокого уровня математизации.

Третий уровень – размышления. Включает проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию. Для этого используются более сложные задачи, в которых необходимо выделить и сформулировать проблему, которая решается средствами математики; разработать соответствующую математическую модель, решить задачу и его интерпретировать согласно предложенной в задании ситуации.

В своей работе каждый учитель может использовать различные приемы формирования функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности. ( Таблица 2.).

Таблица 2. Логические приемы формирования функциональной грамотности на уроках

Логические приемы

Примеры заданий

Знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.

Понимание

Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.

Использование

Применить, проиллюстрировать, решить.

Анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия.

Синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план.

Оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

Инструментами развития и проверки сформированности математической грамотности могут служить: практико-ориентированные задания; межпредметные задания; задания с экономическим содержанием; задания с историческим содержанием; и др. В данной работе я представляю разнообразные приемы и задания для развития функциональной грамотности обучающихся, которые использую в своей практике.

А) Практико-ориентированные задания на проверку умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели содержат задания ОГЭ №№1-5 (шины, теплицы, квартиры и т.п.), в которых информация может быть представлена в виде графиков, схем, диаграмм, таблиц.

С данными заданиями справляются далеко не все обучающиеся. По результатам ОГЭ по математике в 2023 году средний процент выполнения первых пяти заданий по ХМАО – Югре и по МБОУ «СШ №8» составил:

Таблица 3. Средний процент выполнения заданий 1-5 ОГЭ по математике

МБОУ «СШ №8»

ХМАО-Югра

Задание №1

84,21%

83,0%

Задание №2

46,05%

58,9%

Задание №3

63,16%

67,2%

Задание №4

37,16%

36,9%

Задание №5

39,68%

38,9%

Основные ошибки: неверное понимание условия задачи, умение работать с графиком, вычислительные ошибки, неумение работать с процентами. Таким образом, успешность выполнения учащимися экзаменационных заданий во время ОГЭ и ЕГЭ зависит во многом от уровня математической грамотности t1699808305ab.gifОсновой математической грамотности обучающихся являются базовые знания и умения. Не сможет школьник решить задачу практического содержания, если он не умеет считать, не знает действия с дробями, не умеет находить проценты от числа, не помнит формулы геометрии. Именно поэтому актуальной задачей развития математической грамотности было и остается формирование именно этих базовых умений у всех обучающихся.

Б) Система межпредметных заданий в учебном курсе «Математика» 5 класс

Одним из важных и перспективных направлений формирования математической грамотности является интеграция с другими учебными предметами и содержательными областями. Интеграция позволяет рассмотреть учебные вопросы или проблемы более многогранно, сплетая знания, умения, жизненный опыт по отдельным предметам в единое целое, поэтому это очень эффективный способ развития функциональной грамотности.

Интеграция знаний в процессе обучения — это проявление всеобщего принципа системности. Она выполняет функцию объединения разнопредметных знаний в единую научную картину мира. Установление и усвоение в процессе научного познания взаимосвязей между отдельными элементами знаний из различных дисциплин способствуют формированию у учащихся системного мышления.

Мной разработана система межпредметных заданий для обучающихся 5 класса, которая предполагает осуществление межпредметной интеграции математических вопросов с другими предметными областями. Учебные задания предполагают использование знаний и умений не менее двух и более учебных дисциплин. Предлагаемые задания способствуют формированию математической и читательской грамотности.

Представленные задания могут быть использованы при организации уроков математики для продолжения формирования и развития арифметических навыков: арифметические действия с рациональными числами, оценка и округление результата, составление и нахождение значения числового выражения, вычисление процента от числа, решение основных задач на проценты. Это актуально в связи с тем, что активно используется в жизни и входит в число умений, проверяемых в рамках государственной итоговой аттестации.

Также данные задания будут полезны учителю математики при формировании разнообразных навыков, связанных с работой с информацией: извлекать информацию, представленную на графиках, диаграммах, интерпретировать представленные данные, строить на основе информации умозаключения и прогнозы, формулировать выводы.

Таблица 4.Система межпредметных заданий по формированию функциональной грамотности

Тема

Задание

Межпредметные связи, область содержания

Основное содержание

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

Натуральные числа

Задание «Смета расходов кружка рисования.

История, ИЗО.

Изменение и зависимости.

Количество.


Действия с величинами (вычисления, переход от одних единиц к другим). Действия с многозначными числами. Интерпретация результатов вычислений. Решение текстовой задачи, составленной на основе представленной ситуации.

Извлекать информацию (из текста, таблицы), заполнять таблицу; планировать ход решения; моделировать математическую ситуацию описывать ход и результаты действий; находить несколько решений; выдвигать и обосновывать гипотезу (ответ).

Планируемые результаты: Метапредметные: извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), заполнять таблицу; планировать ход работы группы; планировать шаги решения; моделировать математическую ситуацию; описывать ход и результаты действий; находить несколько решений; выдвигать и обосновывать гипотезу (ответ). В ходе групповой работы демонстрировать умение взаимодействовать с одноклассниками, учитывать мнение других участников своей и других команд, предлагать и обсуждать способы решения; прикидывать, оценивать результат, проверять истинность утверждений, используя данные таблицы или диаграммы, строить высказывания, формулировать вывод, обосновывать свои ответы. Предметные: формулировать и решать текстовую задачу; выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными и десятичными дробями; интерпретировать результат вычислений, данные диаграммы; выполнять действия с величинами (вычислять, переходить от одних единиц к другим, находить долю); устанавливать и применять зависимость между величинами.

Натуральные числа Задание «Домашнее хозяйство»

Литература, биология, ИЗО.

Изменение и зависимости.

Количество.


Действия с величинами (вычисления, переход от одних единиц к другим). Действия с многозначными числами. Интерпретация результатов вычислений. Решение текстовой задачи, составленной на основе представленной ситуации.

Планировать ход решения задачи; извлекать и соотносить информацию в тексте и таблице; выполнять прикидку результата действия с величинами и делать вывод; находить и учитывать в ходе решения все условия учебной задачи; соотносить результаты действий с указанными условиями.

Сравнение натуральных чисел Задание «Аграрное хозяйство»

Биология

Изменение и зависимости

Количество


Действия с величинами (вычисления, переход от одних единиц к другим). Действия с многозначными числами. Интерпретация результатов вычислений. Решение текстовой задачи, составленной на основе представленной ситуации.

Планировать ход решения задачи; извлекать и соотносить информацию в тексте, таблице и диаграмме; выполнять прикидку результата действия с величинами и делать вывод; находить и учитывать в ходе решения все условия учебной задачи; соотносить результаты действий с указанными условиями.

Сравнение натуральных чисел Задание «Бытовые отходы»

География, биология, экология.

Изменение и зависимости

Количество


Действия с величинами (вычисления, переход от одних единиц к другим). Действия с многозначными числами. Интерпретация результатов вычислений. Решение текстовой задачи, составленной на основе представленной ситуации.

Действия с дробями. Задание «Аквариум»

Биология, геометрия, история.

Пространство и форма


Зависимости между величинами. Доля числа. Измерения и объём прямоугольного параллелепипеда, сравнение объемов, переход от одних единиц объёма к другим.

Использовать справочные данные, планировать ход решения задачи; выполнять прикидку результата действия с величинами и делать вывод; находить и учитывать в ходе решения все условия учебной задачи; соотносить результаты действий с указанными условиями.

Площадь. Единицы измерения площади. Задание «Квартира»


Площадь, сравнение площадей данных фигур. Перевод единиц длины и площади. Зависимости между величинами. Деление с остатком, округление результата по смыслу ситуации.

Планировать ход решения задачи; извлекать и соотносить информацию в тексте и таблице; выполнять прикидку результата действия с величинами и делать вывод; находить и учитывать в ходе решения все условия учебной задачи; соотносить результаты действий с указанными условиями.

Задание «Смета расходов кружка рисования».

1.Изучи данные, указанные в таблице.

2.Составь задачу по данным таблицы.

3.Приготовь сообщение по одной из предложенных тем: «История появления денег», «История российских монет», «Банки и банковские карты».

4. Мини-исследование «Монеты Древней Руси».

5.Придумай рекламу кружка рисования.

Таблица 5. Смета расходов кружка рисования

Наименование

Единица измерения

Количество, штук

Цена,

руб

Стоимость,

руб

1

Карандаши цветные

Коробка

12

111


2

Карандаши простые

Штук

24


144

3

Кисточки

Штук


32

768

4

Краски

Коробка

12


756


Итого


Задание «Домашнее хозяйство». Прочитай текст и выполни задания.

1)В магазине купили лук, морковь, капусту, яблоки. С помощью таблицы ответьте на вопросы: 1.Какова стоимость моркови? 2.Какова масса капусты?3.Какова цена яблок? 4.Сколько стоит вся покупка? 5.Сколько денег потратят, если купят лука на 1 кг меньше, моркови на 1 кг больше, капусты на 1 кг меньше, 3 кг яблок? 2)Приготовь сообщение «Польза ововщей и фруктов». 3) Найди загадки про овощи. 4) Нарисуй натюрморт.

Таблица 6.Домашнее хозяйство

Наименование

Цена, руб

Масса, кг

Стоимость, руб

Лук

35

3

105

Морковь

45

2


Капуста

60


240

Яблоки


2

350

Итого




Задание. «Аграрное хозяйство»

На диаграмме показано, сколько было на базе овощей в тоннах.

t1699808305ac.png

Рисунок 1.Диаграмма

1.На основании этих данных заполните таблицу.

Таблица 7.Овощи

Овощи

Наличие, т

Отгрузили, т

Осталось, т



1-й день

2-й день


Помидоры


7


3

Огурцы



14

1

Перец


-

6

4

Капуста


13

17


Итого





2.Составьте задачу по данным таблицы.

Задание «Бытовые отходы». Прочитай текст и выполни задания.

В таблице дана информация о разложении некоторых бытовых отходов.

Какие выводы можно сделать из полученной информации? Целесообразно ли представлять данные в виде диаграммы? Подготовь сообщение «Вред бытовых отходов и их утилизация»

Таблица 8.Бытовые отходы

Вид отходов

Сроки разложения

Вред природе

Батарейки

110 лет

Очень ядовитые отходы

Газета

1 месяц


Резиновые покрышки

120-140 лет

Очень ядовитые отходы

Жевательная резинка

30 лет


Алюминиевые банки

500 лет


Полиэтиленовые пакеты

100-200 лет


Задание Аквариум.

Таблица 9. Задание «Аквариум»

Аквариум

Задание 1 / 4

Прочитайте текст «Аквариум» и справочный материал, расположенные справа. Отметьте нужный вариант ответа, а затем объясните свой ответ.

Олег посмотрел на этот аквариум и высказал предположение, что в него поместится не менее 330 литров воды.

Согласны ли вы с высказыванием Олега?

Да  Нет

Объясните свой ответ.

На заказ сделан аквариум с измерениями t1699808305ad.gifм. Наибольшее из измерений - длина аквариума, наименьшее – высота.

Справочный материал

1 л = 1000 куб. см =, 1 м = 100 см.

Аквариумистика – это научная дисциплина, посвящённая изучению водных растений, животных, рыб, условий их жизни, болезней.


Задание 2 / 4

Воспользуйтесь текстом «Аквариум» и справочным материалом, расположенными справа. Запишите свой ответ на вопрос в виде числа.

Для расчета затрат на профилактику течи найдите общую длину всех швов аквариума.

Запишите свой ответ в виде числа. Выразите свой ответ в см.

Задание 3 / 4

Найдите объем грунта, необходимого для заполнения аквариума, если толщина слоя грунта 5см. Сколько кубометров воды нужно налить в аквариум, чтобы вода не доходила до края 10 см? Какие старинные меры объема, длины тебе известны?

Задание 4/4

У каждой рыбки индивидуальный характер, стиль поведения вне зависимости от того, травоядная она или хищник. Одни рыбы быстро съедают растения и креветок, другие нападают на самих рыб. Олег решил купить рыбок. Помогите ему сделать правильный выбор. Выберите правильный ответ:

1) золотые рыбки, петушки.

2)золотые рыбки, карп кои.

3)меченосцы, барбусы.

Задание «Квартира». Прочитай текст и выполни задание. Владелец планирует сделать ремонт своей квартиры. Во всей квартире планирует постелить паркет. Паркетная доска имеет размеры 40см х 5 см. В городе есть несколько магазинов, где можно приобрести строительные и отделочные материалы.

1.Рассмотри план квартиры, определи какую площадь, имеют комната, кухня, туалет и санузел и вся квартира? Заполните таблицу.

Таблица 10. Квартира

Наименование

Площадь, кв.м

Комната


Кухня


Туалет


Санузел


Квартира


t1699808305ae.png

Рисунок 2. План квартиры

2. Паркетная доска продаётся в упаковках по 25 штук. Сколько упаковок с паркетной доской нужно купить, чтобы покрыть пол в комнате?

3. Паркетную доску можно приобрести в нескольких магазинах. Стоимость паркетной доски и услуги по доставке представлены в таблице. Выберите наиболее дешевый вариант.

Таблица 11. Прайс-лист строительных материалов

Магазин

Стоимость 1 кв.м, руб

Доставка, руб

Декорадо

2 089

500

Строительный двор

1 724

1000

Мастер

3 646

Бесплатно

4.Паркетную доску можно уложить в квартире разными способами. Сделайте рисунок укладки паркетной доски.

Кроме того, эта линия продолжается формированием таких метапредметных результатов обучения, как умение использовать информацию из разных источников и в разных формах, самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей. t1699808305af.gif

Такая организация обучения на основе межпредметных связей будет способствовать усвоению деятельности по установлению межпредметных связей и формированию специального представления у учащихся о принципах и механизмах переноса знаний и умений из разных предметных сфер для решения научных и практических задач. Постановка заданий высокоэффективна на всех этапах тематического обучения: для изучения нового материала, для расширения и закрепления сведений, практического осмысления изученного материала и формирования целостных научных ориентаций.

В своей работе я показала только часть задач, используемых для формирования функциональной грамотности. Все они обеспечивают личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формируют коммуникативные навыки, умение использовать информацию, предприимчивость и креативность.

Таким образом, предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в школе, так как является основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Литература

1. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой М.: Российский учебник: Вентана-Граф. – 2018.– 288 с.

2. Дюкарева О.А. Развитие математической грамотности младших школьников // Школьная педагогика. – 2021. – № 1. – С. 7-8.

3. Иванова Т.А., Симонова О.В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник. – 2009. – № 11. – С. 125-129.

4. Кузибецкий А.Н., Розка В.Ю., Святина М.А. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях: нормативно-правовые и методические основы.Учебно-методическое пособие для руководителей и учителей. / Науч. ред. проф.С.В. Куликова. – Волгоград: РИЦ ГАУ ДПО «ВГАПО», 2022. – 144 с.

5.Мацкевич, В., Крупник, С. Функциональная грамотность [Текст] // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск, Харвест, 2001. - 312 с.

6. Методические рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания математики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на основе выявленных типичных затруднений и ошибок участников основного государственного экзамена по учебному предмету «Математика» за 2022-2023 учебный год / сост.: В. В. Жук ; под. ред. В. В. Клюсовой ; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2023.– 52 с.

7.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 7 июня 2017 года). – Текст: электронный // Федеральный портал «Российское образование» – URL: https://edu.ru/documents/view/61154/?ysclid=lkw3tavg75956145351 (дата обращения: 02.11.2023).

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18. 5.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования». (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223). - Текст: электронный // - http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040 (дата обращения: 02.11.2023).

9. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ (дата обращения 03.11.2023).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации