12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пепеонкова Наталья Валерьевна 746
Образование высшее - учитель начальных классов, специализация - коррекционно-развивающая деятельность учителя, переподготовка по специальности "Олигофренопедагогика". Педстаж - 24 года.
Россия, Вологодская обл., Череповец

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ № 35"

города Череповца Вологодской области

Конкурсная работа по теме:

Математическая игра

«КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»

Автор: Пепеонкова Наталья Валерьевна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

 

Ноябрь, 2016 г.

 

Пояснительная записка

Хорошее здоровье, ощущение полноты,

неистощимости физических сил —

важнейший источник жизнерадостного мировосприятия,

оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.

Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям

ребенок – источник многочисленных невзгод.

                                                     В. А. Сухомлинский

 

Задача сохранения и укрепления здоровья детей в соответствии с ФГОС нового  поколения   определяется как одна из приоритетных. Школа на современном этапе развития общества должна обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания повседневно. Этому способствуют:

грамотно организованная здоровьесберегающая среда;

построение любого урока или внеклассного мероприятия в соответствии с учётом психофизических особенностей каждого конкретного ученика.

Вопрос о сохранении и укреплении здоровья обучающихся как нельзя остро стоит перед нашей школой, т.к. в МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35» города Череповца Вологодской области учатся дети с особыми образовательными потребностями (с проблемами интеллектуального развития). Из общего количества обучающихся около 20% - это дети-инвалиды; примерно 24% учащихся обучаются на дому по медицинским показаниям; 8 – 10% имеют врожденные пороки развития; отстают в физическом развитии – 7%; имеют сложную структуру дефекта – 20%; 16 % обучающихся являются воспитанниками детских домов; 25% – дети из малообеспеченных семей; около 13% учащихся из неблагополучных семей. А самое главное – 100% обучающихся нашей школы состоят на диспансерном учёте. Вот почему вопрос сохранения и укрепления здоровья обучающихся – это одна из приоритетных задач работы образовательного учреждения в целом и каждого педагога в отдельности.

Для решения данной задачи необходимо владеть знаниями о психофизических особенностях данной категории детей, обучающихся в школе и современных педагогических технологиях обучения.

Мы уже отмечали, что важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока или внеклассного мероприятия. При подготовке к уроку или какому-либо внеурочному мероприятию, я стараюсь включать в него смену различных видов деятельности, чтобы каждому обучающемуся приходилось несколько раз за урок менять динамическую позу. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию, слежу за осанкой. При организации внеклассной деятельности стараюсь «идти от детей», т. е. выбирать такую форму работы, при которой успешным был бы каждый ребёнок.

Известно, что среди различных видов деятельности, дети с проблемами интеллектуального развития выделяют игровую, как наиболее интересную. Игровая деятельность, благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения позволяет преобразовать учебный процесс в увлекательное занятие, создаётся атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора.

Математическая игра «Крестики – нолики» многофункциональна. Выбор формы проведения мероприятия не случаен, т.к. дети с проблемами интеллектуального развития очень любят играть. Основой игры является классическая игра крестики-нолики.

В игре участвуют две команды. В ходе разыгрывания 1 игрового поля, ребята составляют разрезную картинку, на которой «спрятан» знак (крестик или нолик). Таким образом определяется название команд. Каждая команда выбирает капитана, который берет на себя руководство своей командой, поддерживает дисциплину, организует работу над заданиями.

Последовательность розыгрыша игровых полей продумывает ведущий. Важно, чтобы задания чередовались в соответствии с требованиями здоровьесбережения особенных детей (командные задания, выполняемые за круглым столом, с подвижными заданиями; посильные интеллектуальные задания с творческими или развлекательными).

В нашей игре последовательность розыгрыша игровых полей была следующая: «Я + ТЫ = МЫ» «Черный ящик» «У бабушки – Загадушки» «Хочу победить» «Почемучка» «Гвоздь программы» «Золотой мускул» «В гостях у сказки» «Музыкальное поле».

Хочется отметить, что задания в игре варьируются от степени подготовленности учащихся, учитывают индивидуальные психофизические особенностей детей. В игру включены элементы музыкотерапии, что способствует снятию эмоционального напряжения. Широко используется нравственная технология, т.к. игра является командной и побеждает тот, кто не бросает слабых членов команды. Игровые поля рассматриваются в той последовательности, которая позволяет максимально использовать элементы здоровьесберегающих технологий (создание позитивного эмоционального настроя, активизация инициативы и самовыражения, использование нескольких каналов восприятия, смена динамической позы).

Цель игры: Создание условий для проверки усвоения изученного материала. Выполнение учащимися серии различного рода заданий, которые позволяют им самостоятельно определить качество усвоения изученного материала.

Задачи: 1. выявить уровень сформированности математических представлений по изучаемой теме.

2. способствовать развитию и коррекции аналитико-синтетической функции мышления (развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), развивать внимание.

3. воспитывать чувство коллективизма, гуманного отношения к окружающим.

Оборудование: замок Королевы Математики, игровое поле, раздаточный и дидактический материал, «чёрный ящик».

В заключение отмечу, что в педагогической деятельности с учащимися, имеющими проблемы интеллектуального развития, необходимо регулярно применять современные технологии обучения и воспитания. Акцент делать на те, которые позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Знание и активное использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет мне без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Содержание игры

Задания для математической игры «КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»

Игровое поле: «Чёрный ящик»

В чёрной коробке лежат два предмета для выполнения геометрического задания (циркуль, линейка), могут быть предметы, относящиеся к уроку математики (учебник, тетрадь).

Команды по очереди задают вопросы, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет». После 9 вопросов (может и раньше) команда должна отгадать, что в чёрном ящике.

Игровое поле: «Почемучка»

За этим игровым полем скрывается ВИКТОРИНА. Желательно, чтобы все вопросы викторины начинались с вопроса – ПОЧЕМУ?

Команда «Крестики»

Команда «Нолики»

Почему разные фигуры на картинке носят одно название? (треугольники, т.к. у всех по 3 угла)

Почему разные фигуры на картинке носят одно название? (квадраты, т.к. у каждой из этих фигур все 4 стороны равны)

Почему 238 меньше, чем 283? (потому что 3 десятка меньше, чем 8 десятков)

Почему 734 больше, чем 534? (потому что 7 сотен больше, чем 5 сотен)

Почему 8 × 5 = 5 × 8? (потому что от перестановки множителей произведение не меняется)

Почему 6 + 9 = 9 + 6? (потому что от перестановки слагаемых сумма не меняется)

Игровое поле: «Гвоздь программы» (6 класс)

Задания этого игрового поля являются самыми сложными, т.к. в любой программе или концерте «Гвоздём программы» обычно является самое яркое, запоминающееся…

В нашей игре – это задания на логику.

Разминка (задания для классных руководителей (родителей)):

На какой вопрос нельзя ответить: «да»? (Вы спите?)

На какой вопрос нельзя ответить: «нет»? (Вы живы?)

Надеюсь, что вы оценили сложность вопросов…

Вопросы для команд:

Команда «Крестики»

Команда «Нолики»

Какой месяц короче всех? (май)

(февраль)

Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все 12)

Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки, сюрприз или подарок)

Как может брошенное яйцо пролететь 3 м и не разбиться? (Нужно бросить яйцо на 4 м, тогда первые 3 м оно пролетит целым)

Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, массы, но можно измерить? (время)

Какое число становится больше, если его поставить вверх ногами? (6)

Игровое поле: «У бабушки - Загадушки»

Задания этого игрового поля – это математические загадки-задачки в стихах от бабушки-Загадушки (устный счёт).

Команда «Крестики»

Команда «Нолики»

Дама сдавала багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картинку, корзинку, картонку

И маленькую собачонку.

Но только раздался звонок,

Удрал из вагона щенок.

Ребята, считайте быстрей

Сколько осталось вещей? (6)

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (5)

Я в садик не хожу,

Я болен, я лежу.

Мы с дедушкой Антоном

Встречаем почтальона.

7 писем – заказные

Со станции “Лесные”.

Две скромные открытки

От Саши и Никиты.

А 9 писем “авиа”

Примчались из Молдавии.

То шлют нам к Дню Победы,

Шлют папе, маме, деду,

Я письма получаю,

Но сколько их? – не знаю.

И вот лежу и маюсь –

Ответа дожидаюсь. (18)

Мы на ёлке веселились,

Мы плясали и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

Дал большущие пакеты,

В них же – вкусные предметы.

Стала я пакет вскрывать,

Содержимое считать:

конфет в бумажках синих,

орехов рядом с ними,

Груша с яблоком,

Один золотистый мандарин,

Плитка шоколада –

Вот была я рада!

Всё лежит в одном пакете,

Сосчитай предметы эти. (14)

Два цыплёнка стоят,

Два в скорлупках сидят.

Шесть яиц под крылом

У наседки лежат.

Посчитай поточней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей? (10)

Сеть тяну, рыбу ловлю.

Попало немало:

6 окуней, 10 карасей,

1 ершок – и того в горшок.

Уху сварю, всех угощу.

Сколько рыб я сварю? (17)

Как-то раз в лесу густом,

Под берёзовым кустом,

Собрались грибы лесные,

Все красавцы удалые,

Ученик, ты не зевай

И грибы скорей считай:

5 груздей и 5 волнушек,

5 лисичек, 5 горькушек,

Кто ответить нам готов

Сколько же всего грибов? (20)

Посадила бабка в печь

Пирожки с капустой печь.

Для Наташи, Маши, Тани,

Коли, Оли, Гали, Вани

Пирожки уже готовы.

Да еще один пирог

Кот под лавку уволок.

Да в печи четыре штуки.

Пироги считают внуки.

Если можешь, помоги

Сосчитать все пироги. (12)

Бабушка Надя в деревне живёт,

Животных имеет, а счет не ведёт.

Я буду, ребята, их называть,

А вы постарайтесь быстрей сосчитать:

Корова, телёнок, два сереньких гуся,

Овца, поросёнок и кошка Катуся.

А ну, не зевайте! Ответьте скорей

Сколько у бабушки Нади зверей? (7)

Было книжек 25,

Да доставили к ним 5.

А потом 2 книжки взяли

И учащимся отдали.

Думать надо очень мало.

Отвечайте: Сколько стало? (28)

Игровое поле: «Я + Ты = Мы»

Это игровое поле всегда разыгрывается первым, т.к. задания этого игрового поля носят коллективный характер и позволяют выявить уровень сплочённости команд и членов команд, обладающих лидерскими качествами.

Обычно ребятам необходимо собрать какую-либо разрезную картинку (для обеих команд картинки должны быть одинаковы и одинаково разрезаны). На сюжетной картинке где-то должен быть указан знак «Х» или «О». Когда ребята соберут картинку, они узнают название своей команды.

Игровое поле: «Золотой мускул»

Ребятам предлагается вспомнить, у кого из людей сильные мускулы? Далее предлагается капитанам команд:

1. назвать любое число от 1 до 10. Капитаны команды приглашаются к доске для выполнения задания: «выполни столько отжиманий, какое число ты назвал».

ещё раз назвать любое число от 1 до 10. Приглашаются к доске все мальчики команды и выполняют задание: «выполните столько приседаний, какое число назвал ваш капитан».

ещё раз назвать любое число от 1 до 10. Приглашаются к доске все девочки команды и выполняют задание: « подпрыгните столько раз, какое число назвал ваш капитан».

назвать любое число от 20 до 30. «хлопните в ладоши столько раз, какое число назвал ваш капитан».

Игровое поле: «Хочу победить»

Командам предлагается задание «Пройти математический лабиринт, решив круговые примеры». Задание одинаковое. Оценивается скорость и правильность выполнения задания.

Игровое поле: «Музыкальное поле»

Задания этого игрового поля заключаются в том, чтобы в отрывке песне первыми услышать какое-либо числительное и сразу сообщить об этом ведущему. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Баллы суммируются. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов.

12 месяцев;

30 лет, 5 класс, 12 лет;

Миллион роз;

1 раз в год;

Дай 5;

2 × 2 = 4;

16 лет;

1, 2, 3;

33 коровы;

30 лет;

До 2;

16 лет;

40.

Игровое поле: «В гостях у сказки»

Задание этого игрового поля – это решение простой арифметической задачи. Ребята переносятся в сказку, где встречаются с известными персонажами Бабой-Ягой и Кащеем.

Вид задачи выбирается с целью закрепления вновь изученного вида задач. Обе команды получают одинаковые задачи, коллективно обсуждают решение и формулируют ответ. Какая команда быстрее и точнее выполнит необходимые действия, та и побеждает.

Задача (5 класс)

Баба – Яга на ступе может лететь со скоростью 45 км/ч, а Змей Горыныч – со скоростью 75 км/ч. На сколько больше скорость Змея Горыныча, чем скорость ступы Бабы Яги?

Задача (6 класс)

Баба – Яга засушила на зиму 227 кг грибов, Кощей Бессмертный – на 125 кг грибов меньше, чем Яга, а Змей Горыныч - на 75 кг больше, чем Кощей. Сколько кг грибов на зиму засушил Змей Горыныч?

Список литературы

Бабанский, Ю. К. Методические основы оптимизации учебно - воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. – М., 1982. – 480 с.

Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е. А. Менчинская. — М. : Вентана - Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии / Е. Советова. – Ростов на / Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

Соколова, О. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии / О. А. Соколова. –  http://www.shkolnymir.info/.

Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н. К. Смирнов.– М. : АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/09/03/zdorove-i-bezopasnost-nashikh-detey

Приложение 1

Игровое поле для математической игры

«Крестики – нолики»

Чёрный ящик

Почемучки

Гвоздь

программы

У бабушки-

загадушки

Золотой мускул

Хочу победить

Музыкальное поле

В гостях у сказки

Приложение 2

Замок Королевы Математики

Приложение 3

Фотоотчёт об игре

Приложение 4

Команда «КРЕСТИКИ»

Команда

«НОЛИКИ»

238

734 > 534

8 × 5 = 5 × 8

6 + 9 = 9 + 6

Май (февраль)

Все 12

Уроки

(подарок, сюрприз)

Нужно бросить яйцо

на 4 м, тогда первые 3 м оно пролетит целым.

Время

6

(если перевернуть, то 9)

1000 лет ? на 890 лет

моложе

45 км в час 75 км в час

На сколько больше?

227 кг грибов

- ? на 125 кг грибов меньше

- ? на 75 кг грибов больше

http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/09/03/zdorove-i-bezopasnost-nashikh-detey

Дата проведения: с 16 ноября по 3 февраля
Опубликовано в группе «Особенности работы в коррекционной школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.