12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костив Людмила Васильевна1470
Учитель русского языка, литературы и начальных классов. Являюсь руководителем ШМО учителей гуманитарного цикла. Педагогический стаж- 41 год.
Россия, Удмуртская респ., с. Кременчуг г. Тирасполь Молдова (ПМР)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кременчугская средняя школа»

Конспект обобщающего урока по литературе в 7 классе «Крестики-нолики»

Составила учитель русского языка и литературы

Костив Людмила Васильевна

 
Урок-игра "Крестики-нолики"

Цели: в игровой форме проверить знания обучающихся произведений литературы и литературоведческих терминов.

 

Задачи:

1. проверить качество полученных знаний и кругозор обучающихся по предмету;

2. способствовать развитию интереса к получению новых знаний;

3. помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности обучающихся; способствовать сплочению коллектива, научить ребят работать в команде, нести ответственность перед всеми членами коллектива.

    

Технологии: игровая технология и информационно-коммуникационная технология.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма работы: урок – игра «Крестики – нолики».

Оборудование:  интерактивная доска, карточки с заданиями.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.


 

На свете есть чудесная страна,

Где книги добрые живут.

Известна всем читателям она,

И там всегда нас в гости ждут.

В любой стране ты сможешь побывать,

Не выходя из комнаты своей,

Лишь стоит книгу в руки взять,

Наедине оставшись с ней.

- Ребята, а какое значение имеет книга для вас? (из книг можно узнать много интересного и полезного, с ней интересно коротать время, поездки становятся увлекательней с книгой, по-настоящему грамотным можно стать только благодаря книге)

- Урок литературы мы сегодня посвятим обобщению знаний по произведениям, которые прочитали в этом учебном году. Проверим, кто же внимательнее всех читал произведения, кто лучше знает материал и что вы запомнили.

-Сегодня я предлагаю вам вспомнить игру, в которую играли ещё много лет назад наши бабушки и дедушки. Она называется «крестики- нолики», и условия её известны каждому. Вот на доске нарисована решётка для этой игры – девять ячеек. Задача игроков: поочерёдно вписывая в ячейки свои значки – крестики или нолики, - составить три из них в один ряд. Ряд может быть любым - по горизонтали, вертикали или диагонали. Просто, верно?

Но наша игра будет посложней. Для того, чтобы игрок имел возможность вписать свой значок в клеточку, ему нужно правильно ответить на вопрос сегодняшней литературной викторины. Игра «крестики-нолики» пройдёт в три тура. Для сегодняшнего состязания класс я разделила на четыре команды по три игрока в каждой. Для удобства обозначим их названия порядковыми числительными - первая команда, вторая, третья и четвёртая.

В первом туре будет играть первая команда и вторая. Во втором - третья и четвёртая. А в третьем туре встретятся победители двух первых туров, будет определён общий победитель всей игры.

-Начинаем первый тур! Прошу выйти игроков команд первой и второй. Давайте бросим жребий, какой значок какой команде будет принадлежать. Нам в этом поможет жетон для жребия- видите, на одной его стороне нарисован крестик, а на другой- нолик. Каким значком вверх ляжет жетон, то наименование получит команда справа от меня. Ну а оставшаяся команда получит и оставшееся имя.

( Идёт жеребьёвка. Игроки прикалывают к своей одежде эмблемы.)

- Прошу зрителей вести себя корректно и не подсказывать участникам игры.

Игроки, вы готовы вступить в игру? Итак, мы начинаем заполнение нашей игровой решётки значками крестиков и ноликов.

(вопросы проецируются на экране)

 

Вопросы первого тура

1. Жанр произведения «Нищий» И.С. Тургенева

1) рассказ;     2) стихотворение;      3) стихотворение в прозе;    4) басня.

 

2. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»,  «Вчерашний день, часу в шестом…»

1) Л.Н. Толстой;     2) И.С. Тургенев;     3) М.Ю. Лермонтов;    4) Н.А.Некрасов.

 

3. Автор известных строк:

«. .. Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить – и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой -

и солнца!»

(В. Маяковский)

 

4. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву»  звучит основная авторская идея:  

1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман...»;

2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы...»;

3) «Любви, надежды, тихой славы /     Недолго нежил нас обман…»;

4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.

 

5. Соотнесите произведения и героев:

1) Левша                                                  а) «Железная дорога»

2) Купец Калашников                           б) «Левша»  

3) Ваня                                                      в) «Смерть чиновника»

4) Алеша                                                   г) «Песня про царя Ивана Васильевича…»

5) Червяков                                             д) «Детство»

 

6. Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.

Вся она – тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная. а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…

(Акулина Ивановна, М.Горький «Детство»)

 

7. Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.

(Хрюкин, А.Чехов «Хамелеон»)

 

8.   Соотнесите иллюстрацию и название произведения:

1) И.С. Лесков «Левша»

) А.  Т.Твардовский

«Василий Тёркин»

3)М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича»

4) А,П.Чехов «Хамелеон»

 


 

9. Кто подписывал свои рассказы псевдонимом «Человек без селезёнки»:

1) В. П.Распутин; 2) А. П. Чехов; 3) И.А. Бунин; 4) М. Зощенко.

-Первый тур завершён, и мы определили первого победителя игры. Пусть игроки пока отдохнут- им ещё предстоит сразиться в финале конкурса. А теперь приглашаю проверить свою эрудицию участников команд третьей и четвёртой.

(Игроки занимают свои места. Проводится церемония жеребьёвки названий команд.

 

Вопросы второго тура

1. К какому жанру мы отнесем произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина?

1) повесть; 2) стихотворение; 3) сказки; 4) рассказы.

 

2. Автор «Песни о купце Калашникове…»:

1) А. С. Пушкин; 3) М. Ю. Лермонтов;

2) Н. В.Гоголь; 4) Л.Н. Толстой.

 

3. О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»:

1) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи;

2) о двуличном чиновнике (полицейском);

3) о собаке, которая была виновницей конфликта;

4) о чудесной бабочке, занесённой в «Красную книгу».

 

4. А.С.Пушкин написал «… победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда…» о …

1) князе Олеге     2) Дмитрии Донском    3) Петре Первом    4) царе Салтане

 

5. Соотнесите авторов и их произведения:

1) Д.И.Фонвизин                                              а) «Песнь о вещем Олеге»

2) Н.В.Гоголь                                                     б) «Недоросль»  

3) А.П.Чехов                                                       в) «Шинель»

4) А.С.Пушкин                                                    г) «Легенда о Данко»

5) М.Горький                                                     д) «Хамелеон»

 

6. Узнайте по характеристике имя героя, запишите фамилию автора  и название произведение:  

Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Он, как и мать, невежествен, груб, жесток по отношению к окружающим. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Признаёт только право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт

(Митрофан, Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

 

7. Назовите имя, фамилию персонажа по его описаниюназвание произведения:

«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низкого роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным…

(Акакий Акакиевич Башмачкин, Гоголь «Шинель»

 

8. Соотнесите иллюстрацию и произведение:

1) Д.Фонвизин «Недоросль»

2) М.Горький «Легенда о Данко»

3) М.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича»

4) А.Чехов «Хамелеон

 

 

9. Стихотворный трехсложный размер с ударением на втором слоге:

1) Ямб; 2) Анапест; 3)Амфибрахий; 4) Дактиль.

-Мы нашли второго участника финальной игры. Наступает решительный момент – итоговая встреча. Сейчас я вызываю победителей первых двух туров.

(Идёт традиционная церемония розыгрыша названий, жеребьёвка первого хода)

 

Вопросы третьего тура

Кому из героев принадлежат слова «Не хочу учиться, хочу жениться»- Алёше из повести М. Горького «Детство», Митрофану из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», Акакию Акакьевичу из повести Н.В.гоголя «Шинель»?

Какой поэт и по какому поводу сказал о себе:

«Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил» ?- Лермонтов, Некрасов, Пушкин?

(Пушкин. Державин посетил выпускной экзамен в лицее, который оканчивал Пушкин, и услышал, как юный поэт читал там свои стихи).

 

В  центре внимания С.А. Есенина  в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» оказывается:

1) описание русской природы;

2)описание внешности человека;

3) образ русской женщины;

4) образ Родины

 

В каком выражении стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче»звучит основная мысль стихотворения:

1.Я крикнул солнцу: «Дармоед!

занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет,/сиди,  рисуй плакаты!»

2.»Слеза из глаз у самого – /жара с ума сводила.»

3. «Светить всегда,/светить везде, /до дней последних донца.»

4. «А вот идёшь-/взялось идти,/идёшь и светишь в оба.»

 

А.С.Пушкин написал «… победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда…» о …

1) князе Олеге     2) Дмитрии Донском    3) Петре Первом    4) царе Салтане

 

Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

1) антитеза

а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении

2) былина

б) расположение, построение художественного произведения

3) гипербола

в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении

4) композиция

г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах

5) кульминация

д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления

 

7. Определите стихотворный размер отрывка. Назовите автора стихотворения

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты.

(Дактиль, Н.А.Некрасов)

 

8. Повесть «Шинель» входит в цикл повестей (выберите правильный ответ):

1-«Миргород»

2 –«Петербургские повести»

3. -«Арабески»

 

9. Почитайте приведенный ниже отрывок. Укажите фамилию  автора и название произведения.

Он был приёмыш, за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерёг скотину в качестве подпаска, в юности – в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека». Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в работники – отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила.

-Шатается, как волк, говорили про него мужики, - непутёвый малый!  

И вот в том, что почти все отзывались о нём таким образом, и заключалась одна из причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («неудельный», «лодырь», с «дурью») была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму? Он был не «серьёзный» не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на «неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким.

(И.А. Бунин «Кукушка)

 

4. Подведение итогов.

Слово жюри. Оценивание.

Ребята, вам понравился наш урок? Что именно понравилось и не понравилось в уроке?

Всем большое спасибо за внимание!

 

Список использованной литературы:

  1. Г.С. Меркин. Литература: 7 класс. Учебник в 2-х частях.- М.: «Русское слово», 2015
  2. Ф.Е. Соловьёва. Литература : 7 класс. Методическое пособие к учебнику Меркина Г.С.-
  3. М. «Русское слово», 2015
  4. И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс.- 3-е изд. перераб. и доп. -М.: «Вако», 2012
  5. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс/ Сост. Е.Н. Зубова. –М. : «Вако», 2010
Опубликовано


Комментарии (2)

Лихина Елена Викторовна, 07.06.16 в 18:56 1Ответить Пожаловаться
Здорово! Обязательно проведу у своих ребятишек!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.