12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Франк Марина Владимировна2588
Россия, Ростовская обл., Таганрог

Всероссийский конкурс для педагогов на лучший конспект мероприятия «Образовательная викторина»

«Математический брейн - ринг».


                                                                      Разработала: М.В. Франк, учитель математики

ГБОУ РО «НШИ с ПЛП имени Четвёртой КВА».


Товарищеская встреча в рамках предметной декады команды учителей, не имеющих ничего общего с математикой, и команды учащихся 10 – 11 классов.


Цель мероприятия: организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на достижение ими следующих результатов:

Личностных:

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;

- планирование ответа и монологической речи;

- совершенствование навыков коллективной работы;

- создание ситуаций, в которых необходимо проявить умение брать инициативу на себя, принимать ответственные решения;

- умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;

- развитие познавательного интереса.

Метапредметных: освоение способов деятельности:

- познавательной:

- осуществление переноса знаний в изменённую ситуацию, умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации;

- овладение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- развитие умения анализировать ситуацию, выделять главное, сопоставлять факты, выбирать наиболее вероятные ответы;

- развитие ассоциативного мышления.

- информационно – коммуникативной:

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, признавать право на иное мнение;

- умение предвидеть возможные последствия своих действий.

- рефлексивной:

- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности.

Предметных:

- применение теоретических знаний и практических умений, полученных на уроках математики при решении реальных задач;

- применение знаний в практической деятельности.

Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска, бумага и карандаши для команд и болельщиков, бланки для жюри, раздаточный материал, шахматные часы, два кирпича и линейки.


Ход мероприятия.

Ведущий: Добрый день, уважаемые воспитанники и педагоги! Мы рады Вас видеть в этом зале на нашем мероприятии. Это интеллектуальная игра в форме викторины. Если вы заглянете в словарь, с целью узнать, что же означает слово «викторина», то например, в словаре Ожегова, увидите такое определение:

Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.

Наверное, уже догадались, объединяющая тема нашей сегодняшней викторины – Математика. Наша встреча посвящена самой древней и самой юной, вечно молодой науке – математике.

Ведущий: Давайте познакомимся с участниками игры. Слово для представления имеет капитан команды учителей…

Ведущий: Слово для представления имеет капитан команды учащихся…

Ведущий: Разрешите представить команду экспертов...

Ведущий: Правила игры.

Игра состоит из 5 раундов. Две команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос. После сигнала о готовности капитан команды называет игрока, который будет отвечать. Во время ответа команда не может давать подсказки отвечающему игроку.

Вопрос одного раунда оценивается в 1 балл. Если ни одна из команд не даёт правильного ответа, то данный вопрос переходит к болельщикам.

Уважаемые болельщики, ваша активность, а также правильные ответы могут добавить несколько баллов в копилку команды.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Все споры и претензии, возникающие по ходу игры, разрешаются экспертами. Экспертная комиссия, состоящая из учителей математики, в спорных ситуациях выносит окончательное решение: признать ответ правильным или нет. Она же определяет в конце игры самого активного болельщика.

Претензии к решениям экспертов принимаются только после завершения игры. Команда, вступающая в пререкания во время игры, получает штрафное очко. Болельщики, дающие подсказки, удаляются из зала помощниками (наблюдателями).

Помощника (наблюдатели): демонстрируют материалы командам, ведут хронометраж, принимают ответы и фиксируют на доске промежуточные результаты, следят за порядком во время игры.

Ведущий: Начинаем нашу встречу с разминки.

Первый раунд: “Гимнастики ума”. Почему так? Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека нуждается в зарядке.

Итак, вопросы:

1. Какие числа употребляются при счёте? (Натуральные).

2. 1 % метра? (сантиметр)

3. Единица измерения дуг и углов? (градус)

4. За 3 минуты бревно распилили на полуметровые брёвна, причем каждая распиловка занимала 1 минуту. Найдите длину бревна. (2 м)

5. Что больше: 1 килограмм железа или 1 килограмм ваты?

6. Несколько лет назад, в одну июльскую ночь, в Таганроге шёл дождь. Возможно ли, чтобы через 72 часа в Таганроге сияло солнце? (Нет, через 24 часа в Таганроге будет опять ночь).

7. Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? (60).

8. Пять ворохов сена и семь ворохов сена свезли вместе. Сколько получилось ворохов сена? (Один).

9. Тройка лошадей бежит со скоростью 15 км/ч. С какой скоростью бежит каждая лошадь? (15 км/ч).

10. Горело 5 свечей, две погасли. Сколько свечей осталось?

11. Самое большое двузначное число?

12. Два отца и два сына посадили по елочке. Всего посадили 3 дерева. Как это могло произойти?

13. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (5 минут).

14. Что больше: сумма чисел от 0 до 10 или их произведение? (сумма).

15. На озере росли кувшинки. Каждый день их число удваивалось. На двадцатый день заросло всё озеро. На какой день заросла половина озера? (на 19).


Ведущий: Молодцы! С вопросами справились легко. Переходим к вопросам посерьёзнее. Второй раунд: «Эрудит».

1. Кому принадлежат слова: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»? (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).

2. Какому королю служили три мушкетёра А. Дюма? (Людовику XIII).

3. Для какого инструмента предназначается произведение А. Вивальди «Четыре времени года»? (Для скрипки с оркестром).

4. Кто написал детскую сказку «Пятеро из одного стручка»? (Г. Х. Андерсен).

5. какую замечательную советскую актрису сделала популярной песенка про «Пять минут»? (Л. Гурченко).

6. У людей, какой профессии постоянно перед глазами пять параллельных линий? (Музыканты. Нотный стан имеет пять линий).

7. Как на языке геометрии будет называться правильный шестигранник? (Гексаэдр или куб).

8. Какой древний город по преданию стоял на 7 холмах? (Рим).

9. Чем печально знаменит во всём мире город Семипалатинск? (Здесь расположен один из крупнейших в мире ядерных полигонов).

10. Как называется самое известное созвездие на небе Северного полушария, состоящие из 7 видимых глазами звёзд? (Большая медведица).


Ведущий: Теперь убедимся на практике, что математика – наука универсальная и может пригодиться в любой, самой запутанной ситуации.

Третий раунд: «Практико - ориентированный».

Ведущий:

Задание 1. Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не квадратными? (квадратная крышка может провалиться в люк, так как диагональ квадрата больше расстояния между параллельными сторонами).

Задание 2. «Наибольший прямоугольник»

На столе у каждой команды лежит проволока. Её длина 16 сантиметров. Из нее нужно согнуть прямоугольник (прямоугольный контур) с максимально возможной площадью. Какими должны быть размеры сторон этого прямоугольного контура? («Наибольший прямоугольник» – стороны этого прямоугольного контура должны быть по 4 см, то есть это должен быть квадрат).

Задание 3. Вот вам по кирпичу и линейке. Попробуйте измерить линейкой диагональ кирпича. Именно измерить, а не вычислить! Вам придётся показать, как это сделать. Теорему Пифагора, прошу не применять.

(Кирпич «вписывают в угол стола, затем параллельным переносом сдвигают вдоль кромки стола на длину одного из рёбер основания. Расстояние от вершины угла стола до одной из вершин верхнего основания кирпича равно длине диагонали»).

Задание 4. «Потерянные гайки». Меняя колесо своей машины, человек уронил все че­тыре гайки его крепления в решетку канализацион­ного стока, откуда достать их было невозможно. Он уже решил, что застрял здесь, но проходивший мимо мальчик подсказал ему очень дельную мысль, которая позволила ему поехать дальше. В чем состояла его идея?

(Мальчик предложил отвернуть по одной гайке с каждого из трех ко­лес и закрепить ими четвертое колесо. Сделав это, человек смог до­ехать до ближайшего гаража на прочно закрепленных колесах).

Ведущий: кто из нас, начитавшись книг о кладоискателях, не мечтал найти своё сокровище! В таком деле очень пригодится сообразительность. Внимание на экран. Перед вами остров сокровищ.

Задание 5. Остров находится в центре глубокого круглого озера диаметром 200 м. На острове и на берегу озера растут по дереву. Кладоискатель хочет попасть на остров, но плавать он не умеет. У него есть верёвка длиной 210 м. Как попасть ему на остров с помощью этой верёвки? (Надо привязать один конец верёвки к дереву на берегу. Держа другой конец верёвки в руках, обойти вокруг озера. Вернуться к дереву и привязать к нему второй конец верёвки. Ведь расстояние между деревьями чуть более 100 м. Держась за верёвку, можно переправиться на остров).

Задание 6. «Расстановка часовых». Военный лагерь имеет в основании форму квадрата. Требовалось разместить 16 часовых в одинаковом количестве вдоль каждой из четырех сторон. Сначала сержант расставил часовых по 5 человек с каждой стороны. Далее пришел капитан и заново расставил этих же 16 часовых по 6 человек с каждой из 4 сторон. Потом пришел полковник и переставил тех же 16 часовых по 7 человек с каждой из 4 сторон. Как размещали часовых вдоль стен военного лагеря сержант, капитан и полковник?

(Сержант расставил часовых так: по одному в углах и по три в середине каждой из 4-х сторон, получится по 5 с каждой стороны лагеря. Капитан расставил часовых так: по два в углах и по два в середине каждой из 4-х сторон, получится по 6 с каждой стороны лагеря. Полковник расставил часовых так: по три в углах и по одному в середине каждой из 4-х сторон, получится по 7 с каждой стороны лагеря).

Задание 7. «Сколько деталей?»

В токарном цехе завода вытачиваются детали из свинцовых заготовок. Из одной заготовки — деталь. Стружки, получившиеся при выделке шести деталей, можно переплавить и приготовить ещё одну заготовку. Сколько деталей можно сделать, таким образом, из тридцати шести свинцовых заготовок? (43)

Задание 8. «Девяносто девять».

Сколько нужно поставить знаков «+» (плюс) между цифрами числа 987654321, чтобы в сумме получилось 99? (7 или 6, 9+8+7+65+4+3+2+1 или 9+8+7+6+5+43+21)

Задание 9. «Сколько отверстий?»

Лист бумаги прямоугольной формы перегнули пополам шесть раз. В средней части этого сложенного листа просверлили насквозь два отверстия. Сколько отверстий можно будет насчитать на листе после его разворачивания в исходное положение?

(Каждое перегибание листа будет удваивать количество отверстий. Следовательно, перегнув лист шесть раз и просверлив в нем два отверстия, получим в результате 128 отверстий на развернутом листе).

Задание 10.

Разрежьте по двум прямым линиям квадрат так, чтобы из всех полученных частей можно было сложить два новых квадрата.

Ответ: смотрите рисунок ниже.

t1636241058aa.jpg


Задание 11. «Пара носков»

В шкафу вперемешку лежат 15 носков черного цвета и 20 носков белого цвета. Какое минимальное количество носков необходимо достать (в полной темноте или просто не глядя), чтобы из них можно было получить пару одного цвета?

(Необходимо достать всего 3 носка. При этом возможны следующие варианты комбинаций. 1. Все три носка черного цвета. 2. Все носки белого цвета. 3. Один носок черного, два носка белого цвета. 4. Один носок белого, два носка черного цвета. То есть при любом варианте можно получить пару одного цвета).

Задание 12.

Историческая задача по теории вероятностей «Предупреждён, значит – вооружён!».

Юноша попал в тюрьму, его обвинили в заговоре против падишаха. Утром ему должны отрубить голову. Но, по закону страны, перед казнью, при всём народе юноше предложат взять с подноса одну из двух бумажек. В одной бумажке написано слово-жизнь, в другой - смерть. Если он выберет бумажку со словом «жизнь», то его отпустят, как невиновного. Если со словом «смерть», то казнят. Такие законы были в этой стране! Падишах хотел чтобы юношу наверняка казнили, ещё и потому, что его единственная дочь была влюблена в этого «оборванца». И падишах приказал слуге тайно положить на поднос две одинаковые бумажки, в каждой из которых будет написано слово - смерть. Друг юноши узнал о предстоящем подлоге и ночью предупредил юношу. «Завтра в двух записках будет стоять слово смерть!» На это юноша улыбнулся и ответил. «Ну, вот, теперь то я точно останусь живым!» Как ему это удалось?

(Утром многотысячная толпа народа гудела на площади перед дворцом падишаха. Все сочувствовали юноше. Принесли поднос - на нем две маленькие бумажки. Падишах довольный предстоящим успехом ласково говорит юноше, выбирай смелее свою судьбу. Юноша взял одну записку и быстро положил её в рот. Толпа людей застыла. «Он проглотил свою судьбу, закричали слуги падишаха, как мы узнаем теперь, что было в записке?» Юноша говорит, а вы посмотрите, что там осталось? Слуги бросились к записке и закричали. - В ней «смерть». Ура, заулыбался юноша, значит, я проглотил жизнь).


Четвёртый раунд. «Конкурс капитанов».

Ведущий: Вот и настала очередь капитанов. Милости просим на «капитанский мостик». Каждый из вас может заработать для своей команды баллы.

Первое испытание. Вам нужно по очереди называть фамилии великих математиков, быстро нажимая после ответа кнопку шахматных часов. У вас по две минуты. Проигрывает тот, чей флажок на часах упадёт раньше.

Второе испытание: «Пойми меня»

В отношениях капитана и команды главное – взаимопонимание. В вашем распоряжении список из 5 геометрических терминов:


учителя 

учащиеся

угол

1

плоскость

окружность

2

биссектриса

правильный многоугольник

3

параллельные прямые

вектор

4

квадрат

ромб

5

подобные многоугольники


Вы должны с помощью мимики и жестов передать все слова по порядку своей команде. Применять обозначение букв и указывать на предметы нельзя. Передача происходит в полном молчании. Кто – нибудь из команды записывает сообщения в нумерованный список. Засчитывается каждый верный термин, записанный под своим номером. Список передаётся помощнику.

Третье испытание: «Устный счёт».

На экране будут появляться слагаемые одно за другим через каждые 2 секунды. По сигналу: «Результат!» нужно быстро записать ответ на бланке и отдать ассистенту. (1000 + 40 + 1000+ 20 + 1000 + 30 + 1000 + 10 = 4100).


Пятый раунд. «Ассоциативная цепочка».

Ведущий: Капитаны выполнили свои задания. Пришло время поработать всей команде.

Внимание на экран! Перед Вами опорное слово. Каждая команда по очереди называет слово (помощники записывают на доске) так, чтобы образовалась логически ассоциативная цепочка.

Например,

Греция альфа, река Нил, Египет, «египетский треугольник», прямоугольный треугольник, Теорема Пифагора, «пифагоровы штаны», теорема невест...

Внимание! Опорное слово «Теорема»

Теорема

постулат утверждение геометрия математика  доказательство   школа    алгебра  учитель 

теория   аксиома   урок   наука   доказать   учёба   задача   физика   тетрадь   треугольник   

правило   решение    ученик   доска   гипотеза   учебник   закон   формула   теоретик   

доказывать   решать   линейка   предположение   книга   цифры   знания   пример   институт   математик      мозг   угол   катет   ручка   числа   помощь   фигуры   теоремы   карандаш   

уравнение   гипотенуза   контрольная   учёные

Если команда в течении 3 секунд не даёт ответ, то игра прекращается.

Рефлексия.

Ведущий: Наша встреча подходит к концу. Осталось экспертам подвести итоги. Спасибо за активное участие.

- Понравилась ли вас сегодняшняя игра?

- Что вам понравилось? Что запомнилось?

- Какие есть пожелания и предложения организаторам игры?


Подведение итогов.


До новых встреч!!!


Приложение.

Игра с болельщиками.


Расшифруйте слово

t1636241058ab.jpgповерхность


t1636241058ac.jpg алгебра


t1636241058ad.jpg геометрия

t1636241058ae.jpg линейка


t1636241058af.jpg уравнение


2. Составьте из данного слова хотя бы одно новое, так, чтобы оно имело отношение к математике:

ДИУСАР (радиус)

ОТКЧА     (точка)

ДРИЛАКА (радикал)

3. Исключите лишние слова:

СУММА, ДЕЛИМОЕ, МНОЖИТЕЛЬ, СЛАГАЕМОЕ (сумма)

ПЯТНАДЦАТЬ, СТО, ШЕСТЬ, ПЯТЬДЕСЯТ   (шесть – все остальные делятся на 5)

ДВЕНАДЦАТЬ, ПЯТЬ, СОРОК, ДВЕСТИ   (пять - простое)





Источники информации


https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=230

Математика. Предметная неделя в школе. / авт.- сост. Г.И. Григорьева. М.: Издательство «Глобус», 2010

Журналы математика в школе.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.