Методическая разработка урока математики в 4 классе «Проверка умножения и деления»
Пояснительная записка к презентации
Разработка развернутого конспекта урока математики в 4 классе
по теме "Проверка умножения и деления" для мастер-класса
Авторы:
- Бувайлова Ирина Павловна – учитель-экспериментатор; учитель высшей категории,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 г. Азова;
- Зевина Любовь Васильевна - научный руководитель областных пилотных площадок по освоению УМК нового поколения по математике в школах Ростовской области, Master of education, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и естественных дисциплин ГБУ ДПО РО и ППРО.
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №14 города Азова.
Дата: 14.03.2017г.
Предмет: математика.
Класс: 4"Б".
УМК: "Математика.4 класс".
Авторы УМК:
- Георгий Константинович Муравин – кандидат педагогических наук, профессор, почетный работник образования, заведующий кафедрой математического образования института развития образовательных технологий (ИРОТ);
- Ольга Викторовна Муравина – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования ИРОТ.
Тема урока: "Проверка умножения и деления".
Тип урока: урок "открытия" нового знания.
Оборудование: УМК "Математика.4 класс" авторы Г.К. Муравин, О.В. Муравина, сигнальные карточки, компьютер, проектор.
Цели урока: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:
личностные результаты:
-приобрести способность иметь собственное мнение;
-умение уверенно и легко выполнять математические действия;
- умение хорошо говорить и свободно выражать свои мысли;
- освоение приемов самостоятельного «открытия» новых знаний;
- умение учиться самостоятельно
-получить хорошую отметку.
метапредметные результаты:
-освоение способов деятельности:
познавательной:
- сравнение, сопоставление;
- исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки;
-приобретение умения (или развитие способности) "открывать" новое математическое знание;
информационно-коммуникативной:
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа);
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- элементарное обоснование высказанного суждения;
-понимание сути математических средств наглядности для иллюстрации собственных рассуждений и действий;
-умение работать с информацией;
-находить верные высказывания;
рефлексивной:
умения
- самостоятельно ставить личностные цели, цели учебной и исследовательской деятельности и оценивать степень их достижения;
-учиться работать по образцу;
- фиксировать возникающие затруднения, определять причины и пути их устранения;
- работать в большой группе и индивидуально;
предметные результаты:
предлагаю поработать над предметными результатами…
- формирование умения самостоятельно «открывать» новые знания - способы проверки умножения и деления, используя имеющиеся знания и опыт математической деятельности;
-проверять умножение и деление разными способами
- умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
- умение использовать таблицу умножения для нахождения части от числа, для увеличения-уменьшения числа в несколько раз, а все эти знания и умения - для «открытия» способов проверки умножения и деления;
-умение считать в пределах 1 000 000.
Ход урока:
Организационный этап (Слайд1)
Учитель:
-Добрый день, уважаемые гости и ребята!
-Сегодня на урок к нам пришли гости. Разрешите вам их представить.
-Это учителя математики школ Ростовской области и города Азова, директор и педагоги нашей школы, а также сотрудник областного института, в котором проходят обучение учителя и директора всех школ области.
Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя «открытие», получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи!
Ребята, 2017 год объявлен в России годом экологии. Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Человек, который понимает природу, не сделает дурного поступка. Он чище и благороднее остальных. (Слайд 2)
Вот у меня в руках книга. Это не простая книга. Она называется "Красная книга" России. А есть и Красная книга Ростовской области.
Красная книга – это одна из форм охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Из неё мы узнаём, какие виды животных и растений в опасности. Красная книга советует, как сохранить редкие виды растений и животных.
Сегодня на уроке математики вы встретитесь с разнообразными сведениями о природе.
И девизом нашего урока будут слова Д.И. Писарева: (Слайд3)
"Математика есть лучшее, и даже единственное, введение в изучение природы".
Учитель:
-На доске табло общих достижений. У вас на парте наклейки и маленькое табло индивидуальных достижений. На протяжении урока, если вы что-то поняли, уточнили, переосмыслили, встаете и наклеиваете одну наклейку на коллективное табло достижений. А лично для себя наклеиваете на свое табло достижений. В конце урока подведем итог.
Учитель
-Ребята, предлагаю вам выполнить несколько заданий, а ответы на них я запишу на доску.
Работают карточки обратной связи.
1.Сосна достигает высоты 36 метров, а липа- 35 метров. На сколько метров сосна выше липы?
Дети: На 1 метр.
2. На один цветок села 1 бабочка, а на другой в 4 раза больше. Сколько бабочек село на другой цветок?
Дети: На другой цветок село 4 бабочки.
Учитель пишет на доске цифру 4.
3. - Сколько цветов зацветает на папоротнике летом?
Дети: 0. Папоротник никогда не цветет.
Учитель пишет на доске цифру 0. (Слайд 4)
4. Термометр показывает +3°. Какую температуру покажут два термометра?
Дети: +3°.
Учитель пишет на доске цифру 3.
5. Ребята, загадайте любое двузначное число, прибавьте к нему 9, отнимите 2, умножьте на 0, прибавьте 17. У вас получилось 17? Покажите сигналами.
Дети: верно,17
Учитель пишет на доске: 17
-Сегодня 14.03 17 года
-Откройте тетради, запишите число: 14.03.17
Учитель:
-Вам понравились задания?
-Что нового вы узнали?
Дети:
-Узнали, какой высоты могут достигать сосна и липа.
- Узнали, что, папоротник никогда не цветет.
- Узнали, как можно всегда угадать, какое число задумали.
- Мне было легко считать, потому что было интересно.
Учитель:
- Ребята, если вы что-то поняли, уяснили или если вам легко было справиться с заданиями, то вы можете пополнить копилку достижений.
(Ученики наклеивают наклейки на индивидуальные табло достижений и на табло коллективных достижений).
Примечание для учителей
Оригинальный прием получения даты урока.
Здесь можно дать несколько простых вопросов на устный счет (в данном случае занимательного характера), чтобы быстро и легко из верных ответов получилось несколько чисел, например, 1 и 4; 0; 3 и 17, чтобы из них получилась дата, которую дети смогут сами распознать – 14.03. 17
2. Этап постановки личностных целей (или мотивационный этап)
-Ребята, каждый урок вы начинаете с постановки личностных целей. На экране вы видите список личностных целей, и у вас на партах - такой же список. Выберите для себя цели, которые вы хотели бы достичь сегодня на уроке. Отметьте их.
Дети читают цели про себя, выбирают одну (или две) и отмечают ее (их) номер (а) в своем списке.
Личностные цели: ( Слайд5)
1) приобрести способность иметь собственное мнение;
2) умение уверенно и легко выполнять математические действия;
3) умение хорошо говорить и свободно выражать свои мысли;
4) умение учиться самостоятельно;
5) освоение приемов самостоятельного «открытия» новых знаний;
6) получить хорошую отметку.
Примечание для учителей
В списке личностных целей, который дублирует перечень личностных результатов, прописанных в цели урока, есть смысл из урока в урок менять количественное соотношение между целями, связанными с предметными результатами (например, под номером 2) и общечеловеческими (например, 1). Целесообразно дополнить список личностных целей самой прагматичной (6). Все это следует делать для того, чтобы пронаблюдать, какие цели чаще всего выбирают дети и почему. Тогда можно будет поразмышлять над проблемой мотивации и о ценностных ориентирах детей и их родителей (вместе с родителями на родительском собрании, с детьми на следующих уроках, а с коллегами на педсовете), чтобы оказывать влияние на формирование ценностных установок и мотивов школьников.
3. Этап актуализация субъектного опыта
Учитель:
- Ребята, очень важно, чтобы вы научились слушать другого человека и слышать не слова, а суть; высказывать свое мнение и оценивать свою деятельность. Это можно сделать с помощью сигнальных карточек двух цветов: красного и зеленого. Приготовьте свои сигнальные карточки. Напоминаю, что на каждый прозвучавший ответ вы поднимаете сигнальные карточки. Если с зелёным цветом - у вас такое же мнение. Если красную карточку, то у Вас иное мнение. Тогда высказываются те, у кого иное мнение. Идёт обсуждение, выявляется причина разногласия.
3.1. Работа с учебником
Учитель: Ребята, откройте учебники.
Работают карточки обратной связи:
звучит ответ одного ребенка – показ карточек. В случае разногласия одни из учащихся дает аргументацию своего ответа. И опять работают карточки обратной связи.
1.Учебник стр.57 №1 (Слайд 6)
Как называется каждая часть?
1) Сотая часть гектара? (1ар, потому что гектар=10000 квадратных метров, а 10000:100=100 квадратных метров, а 100 квадратных метров =1ар)
2) Десятая часть тонны? (1центнер, потому что 1тонна=1000килограммов, а 1000:10=100килограммов, а 100=1 центнеру)
3) Тысячная часть километра? (1метр, потому что в 1 километре 1000 метров, 1000:1000=1метр)
4) Шестидесятая часть минуты? (1секунда, потому что в 1минуте 60 секунд, а 60:60=1секунда)
5) Двадцать четвертая часть суток? (1час, потому что в 1сутках 24 часа, а 24:24=1час )
Учитель:
Следующее задание:
2.Учебник стр.57 №4 Слайд 7)
Найди значения выражений устно.
1) 43 сотни уменьшить на 9 (4291, потому что «уменьшить на…» значит вычесть; 43 сотни=4300 , 4300-9=4291)
2) 17 тысяч увеличить в 5 раз (85 тысяч, потому что "увеличить в..." - это значит умножить; 17*5=85)
3) 56 миллионов уменьшить в 8 раз (7 миллионов, потому что"уменьшить..." - это значит разделить; 56:8=7)
4) 14 тысяч увеличить на 6 тысяч (20 тысяч, потому что "увеличить на..." - это значит прибавить; 14+6=20)
5) 42 миллиона уменьшить в 3 раза (14 миллионов, потому что "уменьшить в..." - это значит разделить; 42:3=14)
Учитель:
- Ребята, если вы что-то поняли, уяснили или если вам легко было справиться с заданиями, можете пополнить копилку достижений.
(Ученики наклеивают наклейки на индивидуальные табло и на коллективное табло достижений)
4. Этап постановки темы и цели урока (Слайд 8)
На столах у учеников лежат конверты.
Учитель:
-Ребята, достаньте содержимое из конверта №1.
-Кто изображен?
-Дети
-Пчелы
Учитель:
А что вы знаете о пчелах?
Дети:
- Пчелы перелетают с цветка на цветок и собирают нектар.
- Пчелы живут в ульях.
- Пчелы жалят и умирают.
- Пчелы делают мед.
После ответов детей учитель дополняет информацию.
- Пчелы — лучшие друзья цветов. Это может показаться странным, ведь пчелы выпивают нектар цветов и уносят большую часть их пыльцы. Однако эти действия являются именно той частью совместной жизни флоры и фауны, от которой зависит выживание цветковых растений на Земле. Пчела-главный опылитель растений.
Учитель:
- Подумайте и опишите разными способами картинку с помощью языка математики устно и письменно.
Попробуем? Кто начнет?
Первый ученик говорит:
- В верхнем ряду 4 пчелы, а в нижнем на 4 пчелы больше, потому что к 4 прибавить 4 получится 8.
Работают карточки обратной связи, идет обсуждение в случае разногласия.
Учитель:
Запишем это символами.
Дети в тетради, а учитель на доске делает запись: 4 + 4 = 8.
Далее работа строится по такому же алгоритму.
Так, постепенно на доске и в тетрадях у детей появляются следующие записи:
4+4=8 |
8- 4 = 4 |
8 + 4= 12 |
4+8=12 |
12 – 8 = 4 |
12 – 4 = 8 |
8 : 4 = 2 |
2 ∙ 4 = 8 |
4∙ 2= 8 |
Возможные варианты описания картинки или ответы детей
- В нижнем ряду 8 пчел, а в верхнем на 4 меньше, потому что из 8 вычесть 4 получится 4 (8 – 4 = 4)
- На картинке всего 12 пчел, потому что к 4 прибавить 8 получится 12 (4 + 8 = 12)
- В верхнем ряду пчел в 2 раза меньше, чем в нижнем, потому что 8 разделить на 4 получится 2 (8 : 4 = 2)
- В нижнем ряду в 2 раза больше пчел, чем в верхнем, потому что 8 разделить на 2 получится 4 (8 : 2 = 4)
Учитель:
А вы знаете, как проверить математически, что пчел 12?
Дети:
Да:
- к 8 прибавить 4 тоже получится 12, потому что вверху 8 пчел, а внизу 4 (8 +4 =12)
-сложение можно проверить вычитанием:
- из 12 вычесть 8 получится 4 (если из значения суммы вычесть одно из слагаемых и получим второе слагаемое, то 12 – венный ответ)
- из 12 вычесть 4 получится 8 (если из значения суммы вычесть одно из слагаемых и получим второе слагаемое, то 12 – верный ответ)
Появляются записи 12 – 8 = 4 и 12 – 4 = 8.
Учитель:
А вычитание вы тоже умеете проверять?
Дети:
Да!
Учитель:
А какие равенства мы с вами еще не проверили?
Ребята, вы догадались, какая сегодня тема урока?
Дети:
-Проверка умножения и деления.
Учитель:
Верно, тема урока "Проверка умножения и деления" (Слайд 9)
Учитель записывает тему на доске, а дети в своих тетрадях.
Учитель: Цель урока, как вы думаете, ребята, какая?
Дети:
- узнать способы проверки умножения и деления;
- «открыть» способы проверки умножения и деления.
Учитель: А я сегодня не буду Вам рассказывать, как это сделать.
Значит, какая цель сегодняшнего урока: узнать или самостоятельно «открыть» новое знание?
Дети:
-«открыть» новое знание!
5. Этап «открытия» нового знания
5.1. Опыт с шариком
Учитель: Итак, ребята, вы уже знаете, как проверить сложение и вычитание.
- Попробуйте применить все знания, которые у Вас есть, для «открытия» способов проверки умножения и деления.
- А что такое умножение?
Дети
-Сложение одинаковых слагаемых
-Увеличение в разы.
Учитель:
- Помните, мы с вами во 2 классе, когда учились увеличивать число в несколько раз, надували шарики?
Давайте еще раз попробуем. Берем шарик, надуваем его (надувает вызванный ученик),
-Как увеличился объем шарика?
Дети
-Намного
-Примерно в 3 раза
-Примерно вполовину
Учитель:
-А как это проверить? Мы что, шарик сдувать будем?
Ну, давайте сдуем (сдуть шарик)
Проверка сделана?
Вы увидели, во сколько раз уменьшился, увеличился шарик?
Дети
-Нет, это не проверка...
Учитель:
-Может с какими-то другими предметами получится?
5.2 Работа с предметами на картинке (Слайд 10 )
-Откройте конверт № 4. Выньте содержимое (картинки с рисунками яблок)
В Ростовской области яблоня является главной плодовой культурой. По урожайности она превосходит все другие породы. Сорта яблок сегодня поражают воображение. Их действительно очень много: и старинных, давно известных, и новых, выведенных или привезенных в нашу страну совсем недавно.
Какие сорта яблок вы знаете?
Дети
Антоновка, Ранет, Белый налив, Райские яблочки...
Учитель: Я думаю, что вы, как и я, очень любите яблоки Белый налив, Антоновка, Делишес, Джонатан, да и другие.
Учитель:
Перед вами в конвертах на рисунках яблоки Антоновка.
Выполните задание, работая в парах: выясните, как можно проверять умножение и деление.
Учитель дает совет:
Смело работайте с предметами и при этом делайте записи с помощью математических символов. Даю вам 3 минуты.
(Дети работают с картинками)
Учитель:
- Как мне интересно узнать, что же у вас получилось?!
Предлагаю вам, ребята, свои словесные выводы записывать с помощью математических символов.
Дети (отвечают по группам, остальные показывают сигналами, если их мнение совпадает или наоборот отличается)
- Было 2 яблока, увеличим их количество в 3 раз, получится 6 яблок, потому что 2 ∙ 3 = 6 (записать выражение на доске и в тетрадях - на доске пишет вызванный ученик)
Учитель: Увеличиваются не яблоки, а их количество!
- Если 6 яблок разделить поровну на 2 кучки, то получится 2 кучки по 3 яблока.
6 : 2 = 3 (записать выражение на доске и в тетрадях - на доске пишет вызванный ученик)
- Если 6 яблок разделить поровну на 3 кучки, то получится 3 кучки по 2 яблока.6 : 3 = 2 (записать выражение на доске и в тетрадях - на доске пишет вызванный ученик)
-Количество яблок не изменялось, а мы их делили и умножали, значит, умножение можно проверять делением, а деление умножением. Ведь деление и умножение взаимно связаны между собой!
На доске и в тетрадях постепенно появляются следующие математические записи:
2 ∙ 3 = 6 6 : 2 = 3
3 ∙ 2 = 6 6 : 3 = 2
6 : 2 = 3 2 ∙ 3 = 6
6 : 3 = 2 3 ∙ 2 = 6
5.3 Физкультурная минутка "Так - этак"
Учитель:
- Давайте немного отдохнем пред важным моментом урока. Разминку проведет с вами необычный гость. Встречайте (входит ученица в костюме кенгуру).
Учитель: Кто это?
Дети: Кенгуру.
Учитель: Что вы знаете о кенгуру?
Дети:
-Кенгуру живут в Австралии
- Кенгуру быстро прыгают
- Детенышей носят в сумках
- У кенгуру передние лапки короткие
Учитель: Еще немного информации.
Обитает кенгуру лишь в одном месте земного шара, на материке загадок и неожиданностей, в Австралии. Самая интересная особенность этого животного – сумка, в которой мама носит малышей.
Ученица в костюме кенгуру показывает движения и если говорит "так" - дети повторяют движения, если говорит "этак" - дети не повторяют.
5.4. Формулирование «открытия»
Учитель:
- Дети, предлагаю сделать анализ выполненных действий с предметами и их математических записей и сформулировать способы проверки умножения и деления.
Дети:
-Умножение можно проверить умножением: поменять местами множители и если результат произведения не изменится, значит, решили верно.
-Умножение можно проверить делением: произведение разделить на один из множителей и если получится другой множитель, значит, решили верно.
-Деление можно проверить умножением: если частное умножить на делитель и получится делимое, значит, решили верно.
-Деление можно проверить делением: если делимое разделить на частное и получится делитель, значит, решили верно.
Учитель:
А давайте посмотрим, сколько способов и как в учебнике сформулированы способы проверки умножения и деления. Сравните с тем, что вы «открыли».
Для этого откройте страницу 58 учебника «Математика. 4 класс» и прочитайте внимательно текст (про себя).
Затем один ученик (по желанию) читает вслух.
Учитель:
Совпадает ваше «открытии» с авторским текстом?
Дети:
Да, совпадает!
Учитель:
- Тогда заполните табло своих достижений.
(Ученики наклеивают наклейки на индивидуальные табло и на коллективное табло достижений)
5.5 Этап первичного опыта применения «открытия»
Учитель
- Поработайте в группах над заданием (принцип формирования групп - дети, сидящие соответственно на первых и вторых партах, третьих и четвертых в каждом ряду объединяются вместе, совещаются и выполняют работу).
Задание.
Придумайте любой пример на умножение и выполните его проверку.
Даю вам 3 минуты.
-Покажите сигналом, кто затрудняется (если есть затруднения, открываю поочередно памятки №1, №2, №3.)
-Проверяем 1группа, 2 группа и т.д. (Дети работают с сигналами)
-Ребята, вы отлично справились с заданием (если не было затруднений), а я когда готовилась к уроку, то волновалась и заготовила для вас памятки способов проверки умножения и деления, но они не пригодились. Вы - молодцы! (Слайд 11)
- А если были у некоторых ребят затруднения, так это естественно – «открывать» новое всегда трудно! Главное, чтобы вы поняли смысл нового математического факта!
На следующем уроке мы продолжим работу, начатую на этом уроке.
6. Домашнее задание (Слайд 12)
- Дети, дома проделайте несколько опытов с предметами, как на сегодняшнем уроке, и запишите свои выводы на математическом языке (обязательная часть); поработайте с Красной книгой Ростовской области и составьте 1-2 задачи на умножение и деление.
7. Итоги урока. Рефлексия Слайд 11 - 12
7.1.Преметные и метапредметные результаты
(в помощь детям открываются слайды с предметными и метапредметными результатами)
- Учитель:
-Ребята, что новое вы «открыли» сегодня на уроке?
- Какие «старые» знания и умения вам пригодилось в процессе «открытия»?
- Что вы научились делать?
- Какие были затруднения?
-Что не получалось и почему?
- Что понравилось больше всего на уроке?
- Что вас удивило сегодня?
7.2. Личностные цели. (Слайд 13)
( на доске высвечивается слайд с личностными целями)
Учитель:
- Посмотрите в свою тетрадь: вы на полях отметили номер личностной цели
- Ребята, достигли ли вы поставленную перед собой в начале урока цель и почему?
Дети поднимают сигнальные карточки (зеленый цвет – «достиг»; «иное» мнение – красный цвет)
Учитель предлагает детям по желанию поделиться вслух сделанным выводом.
7.3. Оценка и самооценка деятельности на уроке
Учитель предлагает выполнить оценку деятельности всего класса и самооценку -3 мин.
На доске табло «Достижения класса», на которое дети в течение всего урока приклеивали смайлики - «достижения». А лично для себя каждый ребенок такой же смайлик - «достижение» прикреплял на свое индивидуальное табло
Подводится общий итог по количеству достижений всего класса (считает один ученик – по желанию) и каждый считает свой вклад в общий результат.
Выставляются отметки тем, кто внес больший вклад в общий результат.
Учитель:
Сегодня я поставлю только хорошие отметки 5 и 4, ведь вы были исследователями, самостоятельно «открыли» способы проверки умножения и деления.
Учитель после подведения итога
-Все вы сегодня работали со старанием, показали своё трудолюбие. И я надеюсь, что вы всегда будете любить свою Землю и делать все, чтобы Земля была еще прекраснее.
Соня прочитает вам стихотворение "Наша планета" русского детского поэта Якова Акима rustih.ru›yakov-akim-nasha-planeta/
(Читает стих Соня) (Слайды14 - 21)
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету-
Ведь другой похожей нету!
Учитель
- Я говорю вам всем сегодня: «Молодцы! Спасибо за урок, дети!» Слайд 22.
Математика 4 класс
PPTX / 8.43 Мб