Методическая разработка урока математики для 2 класса по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
Муниципальное образовательное учреждение
средняя школа № 140
Советского района г.Волгограда
Методическая разработка
урока математики для 2 класса
по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
Выполнила
учитель начальных классов
Тюшкина Лариса Николаевна
Волгоград
2017
Тип урока: обобщение и систематизация знаний; урок-путешествие |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательные задачи: способствовать актуализации и закреплению знаний, полученных на предыдущих уроках. Развивающие задачи: развивать навык устного счета, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие мыслительных действий: анализ, сравнение, обобщение, классификация, развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке. Воспитательные задачи: привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки. Здоровьесберегающие задачи: создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к здоровому и безопасному образу жизни. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные: научатся формулировать законы здоровья; решать задачи о безопасности человека; выполнять умножение и деление натуральных чисел; простые решать уравнения; находить неизвестный делитель; составлять задачи по диаграмме; составлять числовые последовательности |
Метапредметные: |
Личностные: проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные: работают в информационной среде; владеют основными методами познания окружающего мира. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свое действие. Коммуникативные: умеют формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательные ресурсы: карточки для самостоятельной, парной и групповой работы; мультимедиа презентация со слайд-шоу; карточки для физминутки «Веселые человечки»; запись песни «Качу-лечу»; карточки с числами, буквами, изображениями дорожных знаков, которые являются сигналом безопасности ; цветные карандаши; карточки с названиями станций. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Формируемые способы деятельности учащегося |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. |
Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Создание ситуации успеха. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих. – Здравствуйте, дети! Что я вам пожелала? – Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем волшебные слова. – Я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка! Повернитесь лицом друг к другу, и подарите свою улыбку. Доброжелательная улыбка – залог хорошего настроения. |
Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока). – Вы пожелали здоровья. Школьники хором произносят слова: – Я хочу быть здоровым! – Я могу быть здоровым! – Я буду здоровым! Улыбаются друг другу, желают удачной работы. |
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. 1. Устный счет. 2. Интеллектуальная разминка. |
Звучит запись шум машин на дороге Проблема безопасности движения сложна и многогранна… Вы каждый день идете в школу, то есть являетесь участниками дорожного движения. Сегодня мы совершим путешествие, но оно будет не совсем обычное, а математическое. – Какой вид транспорта нам необходим для путешествия, вы подскажете сами. На рояль я не похож, Но педаль имею тоже. Кто не трус и не трусиха, Прокачу того я лихо. У меня мотора нет. Я зовусь… (велосипед). Велосипед изобрели в XIX веке, само название появилось вместе с ним. Это слово состоит из двух латинских корней: «вело» (быстрый) и «пед» (нога) – и означает «быстроног». Так назвали машину потому, что она предназначалась для быстрой езды при помощи силы ног человека. Мы отправимся в путешествие на велосипеде, который построите сами. У каждого на партах лежат карточки-заготовки для постройки велосипеда. Найдите значения выражений, раскрасьте части велосипеда в зависимости от результата записанного примера. – У нашего велосипеда есть название. Его надо расшифровать. Поможет вам в этом взаимопомощь и взаимовыручка, работать вы будете в парах. Найдите значения выражений. Задание для работы в парах.
– Что такое «безопасность»? – Но как часто люди забывают соблюдать её. В нашем путешествии мы проверим, как мы умеем соблюдать правила безопасности на дороге. Какие знаем правила езды на велосипеде, дорожные знаки для велосипедиста. А для чего это важно знать? – Расположите значения выражений в порядке убывания и прочитайте девиз нашего урока-путешествия. – Какие математические правила и законы помогли вам выполнить эти вычисления?
|
Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета. – Мы слышим, как шумят машины, шум на дороге. Значит, мы отправимся в велосипедное путешествие. Работают самостоятельно 1 минуту. Затем по команде учителя дети поднимают карточки со своими велосипедами, держа их над головой. Если правильно раскрашен, то верно решены примеры.
Работают в парах 1 минуту. Находят значения выражений. Фронтальная работа. Учащиеся называют значения выражений по порядку, находят на «математической» стене карточку с данным числом (на обратной стороне карточки записана буква), прикрепляют карточку на корму велосипеда. Читают слово «безопасность».
Чтобы не попасть в аварию, чтобы не было травм, чтобы езда на велосипеде была безопасной. Работают в группах 2 минуты. Находят значения выражений, записывают их в порядке убывания, составляют из слов девиз урока. Решение:
– Девизом нашего урока будут слова: «Тише едешь-дальше будешь». |
Выделять существен ную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока. |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – У кого из вас есть велосипед? Сейчас весна. Кто из вас уже выезжал на нем? Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на велосипеде «Безопасность», чтобы повторить и закрепить знания и умения по теме «Умножение и деление». Чему вы бы хотели сегодня научиться? Продолжите фразы, записанные на слайде. – Итак: Команды готовы? – готовы (хором)! Замечательно! Отправляемся в путь! |
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня мы ответим на вопрос, умеем ли мы быть внимательными и осторожными на дороге. Путешествуя на велосипеде «Безопасность» и обобщая тему «Умножение и деление», вам предстоит еще раз повторить законы безопасности на дороге. Сегодня на уроке… Я хочу узнать… Я хочу повторить … Я хочу научиться … Я хочу ответить на вопрос … |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. |
Организует работу по теме урока. – Путешественники обычно ведут дневники наблюдений. Вашим дневником наблюдений будет тетрадь, в которой вы будете вести все необходимые записи. Они должны быть чёткими и аккуратными. Перед выездом нам надо проверить техническое состояние велосипеда. На что обратить особое внимание? (На исправность тормозов, руля, седла, на состояние колес и шин, проверить звуковой сигнал, осветительные приборы) - С какого возраста можно ездить по проезжей части на велосипеде? Четыре мальчика поехали кататься на велосипеде по проезжей части проспекта. Одному из них было 13 лет, а остальным – по 15. Сколько человек поступили правильно? (3) А теперь ответьте, если ребёнку 8 лет, сколько лет ему ещё запрещено выезжать на дорогу? (6 лет) Зелёный сигнал горит на пешеходном светофоре 60 секунд, а красный – 90 секунд. На сколько секунд дольше горит красный сигнал? |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Вы сказали, что по проезжей части на велосипеде можно ездитьс14 лет. |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ну а где мы сможем покататься? - Какие правила безопасной езды на велосипеде вы знаете? Я предлагаю вам отправиться в одно безопасное место. Выполните задание-тест на карточках и прочитайте слово-подсказку. 1. Самое маленькое трехзначное число
2. Самое большое двузначное число
3. Сумма длин всех сторон
4. Самое маленькое натуральное число
5. Прибор для измерения времени
6. Фигура, у которой три стороны
Молодцы! Место для безопасного движения на велосипеде – стадион. |
(По дороге нельзя, по тротуару – тоже. Можно кататься на закрытой площадке, во дворе, парке, сквере…) Можно кататься только во дворе дома, в парках и скверах, специально отведенных для катания местах; велосипед должен быть технически исправен, нельзя кататься без использования рук, выезжать на проезжую часть, через дорогу велосипед необходимо переводить, а не переезжать на нем, нельзя ездить по двое в ряд. Работают самостоятельно индивидуально 2 минуты. Выбирают правильный ответ, обводят нужную букву, читают слово «стадион».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иногда велосипедистам приходится слазить с велосипеда и вести велосипед, а самим идти рядом. Кем из участников дорожного движения станет тогда человек? Чтобы ответить на этот вопрос, вам надо решить задачу. В соревнованиях принимали участие 120 велосипедистов. Их распределили поровну в группы по 20 человек. Сколько велосипедистов в одной группе? Итак, мы пешеходы. А теперь наша задача – перейти улицу. Отгадайте загадку: Всем знакомые полоски – Знают дети, знает взрослый, На ту сторону ведет Пешеходный… (переход). На следующем участке пути вы должны перейти проезжую часть, но на ней нет «зебры». На небольшом расстоянии друг от друга находятся два знака :
Какой знак показывает, что в этом месте можно переходить проезжую часть? Итак, мы переходим там, где второй знак. |
Фронтальная работа 4 минуты. Один записывает решение на доске, остальные в тетради. Решение: Двигающийся по проезжей части велосипедист должен уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по зебре. Как только велосипедист слезает с велосипеда, он превращается в пешехода. Только пешеходу можно пересекать дорогу по зебре. - Первый знак предупреждает водителей, что на некотором расстоянии находится пешеходный переход, надо снизить скорость и быть очень внимательным; второй знак информирует, что в этом месте пешеходный переход) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Молодцы! Перешли дорогу. А теперь перед вами два знака (слайд 10):
Объясните, что у них общего, чем они отличаются. Как называются эти знаки? Велосипед на круге красном, Значит ехать здесь опасно! («ВЕЛОСИПЕДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО»)
Велосипед на синем диске – Катайтесь, велосипедисты! («ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА») – Прочитайте задачу – Что известно в задаче? Что требуется узнать? Решают задачу: «Длина велосипедной дорожки школьного стадиона равна 300 м. Сколько метров проехал мальчик, если он проехал 3 круга?» Решение: 300х3=900 (м) – проехал мальчик. Езда на велосипеде укрепляет стенки сосудов, тренирует сердце. Тренируются мышцы ног, рук, живота. Укрепляется иммунитет. |
Решают задачу: «Длина велосипедной дорожки школьного стадиона равна 300 м. Сколько метров проехал мальчик, если он проехал 3 круга?» Решение: 300х3=900 (м) – проехал мальчик. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке, раскрасив флаги на велосипедах. – Выберите красный цвет – ничего не понял, на уроке было некомфортно; желтый цвет – больше было трудных заданий; зеленым цвет – я на уроке работал хорошо, смогу поделиться своими знаниями с другими. Молодцы! Вы настоящие велосипедисты! А это памятка всегда будет напоминать вам правила езды на велосипеде. Памятка для велосипедистов. Водители велосипедов, Ваш «вело» - транспортное средство! Двухколесный друг надежен, Только знай: где, что, как можно! Прежде, чем начнешь с ним путь, То проверить не забудь Тормоза, колес исправность, Отражатель сзади красный. Ездить ж на «друге» можно, Там. Где для него дорожка. Оседлать велосипед – Лишь с четырнадцати лет! Перевозка пассажиров, Грузов с длинным габаритом, И езда без рук обеих Запрещаются тебе здесь! Запрещают однозначно За машинами гоняться! Там, где ходят пешеходы, С «вело» нет для вас дороги! Этих правил выполнение Вам поможет без сомнения! Проводит беседу по вопросам. – Наш урок подошел к концу. Что особенно запомнилось? – Были ли трудные для вас задания? – Давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье? – Ребята, какое новое знание вы сегодня открыли для себя? – А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта. –Давайте хором пожелаем друг другу: «Будьте здоровы!». – Я всех благодарю за активную работу на уроке. – Спасибо за урок! Желаю вам всем крепкого здоровья! 5. Домашнее задание. 1) Выучить памятку наизусть |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Раскрашивают флаги велосипедов. Наклеивают свои кораблики на волны вокруг велосипеда «Безопасность». Рассказывают о своих впечатлениях от урока. – Мы рождены, чтоб жить на свете долго: грустить и петь, смеяться и любить. Но, что бы стали все мечты возможны, должны мы все здоровье сохранить. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. |
Используемая литература
1. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе// Москва, «Начальная школа», 2005, № 4.
2. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий// Москва, «Начальная школа», 2005, № 11.
3. Львова И.М. Физкультминутки // Москва, «Начальная школа», 2005, № 10.
4. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках// Москва, «Начальная школа», 2006, № 8.
5. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета// Москва, «Начальная школа», 2006, № 3.
6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра// Москва, «Начальная школа», 2006, № 6.
7. Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста// Москва, «Начальная школа», 2006, № 8.
8. Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // Москва, «Начальная школа», 2006, № 8.
9. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание, Москва, 2004, № 1.
10. Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Москва, Валеология, 2004, № 4.
11. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Москва, Педагогика, 2005, № 6.
12. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических разработок/ Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. (Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2).
13. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Москва, Школьные технологии, 2004, №2.
Электронные ресурсы
1. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
2. Радуга здоровья http://radyga-zdorovia.moy.su/
Кияйкина Наталья Федоровна