Статья «Математика в стихах»
Математика в стихах
Математика - как наука
Матема́тика (от др.-греч. μάθημα — изучение, наука) — наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Математика — фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы.
Математика как учебная дисциплина подразделяется в Российской Федерации на элементарную математику, изучаемую в средней школе и образованную дисциплинами:
элементарная геометрия: планиметрия и стереометрия
В математике встречаются понятия, правила, запоминание которых даже осознанное происходит тяжело. А между тем известно, что одна удачно подобранная фраза, различные мнемонические приёмы позволяют легко запомнить то, что требует усиленной работы памяти. Школьники быстро и легко запоминают рифмованные строчки правил и определений.
Тактика изучения математики
В каждом конкретном случае решайте, какую тактику применить. Части или строфы стихов нужно учить целиком, тем более, что это несложно благодаря тому, что стихи имеют ритм и рифму. А вот связывать между собой ассоциативно последнее слово предыдущей строфы или куплета с первым словом последующей позволит не путаться и плавно переходить от строфы к строфе. Этот же метод хорош при изучении частей монолога, роли и т.п.
Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией, то вам стоит попробовать зарифмовать ее.
Ритм и запоминание
(«Территория Культуры» №3 / 2004
приложение к журналу Music Box)
— Как мы слушаем музыку?
— Ха. Ответ, думаю, прост, но… Наверняка, тут есть какой-то подвох.
— Возможно. Итак?
— Честно говоря, никогда об этом не задумывался. Слушаю и слушаю. Ушами слушаю. А что — музыку можно слушать как-то ещё?
— Тогда давайте начнём с самого простого. Если проанализировать структуры речи — то нетрудно будет заметить, что мы говорим стихами. Не рифмованными, конечно, белыми…
— Неужели?
— Наша речь строго ритмически организована. Конституция тела, физиологические особенности задают нашей интонации законы построения фраз, законы звучания речи, законы её ритмической организации. Вот сейчас Вы будете говорить, проследите: вдох, выдох, подъём, спуск… Чувствуете определённый внутренний ритм?
— Сейчас попробую. Вот я говорю, говорю… Ну, в каком-то, смысле, да. Я же не могу произносить фразы, так сказать, на одном дыхании!
— То-то и оно. Дыхание: работа лёгких, сердца — строго ритмические процессы. Мы живем ритмом, мы им ходим, дышим, говорим. Пульсирует кровь в жилах с определенным ритмом, барабанные перепонки улавливают волны определенной частоты, мы моргаем, ходим, едим...
— Эдакие биологические драм-машины!..
— Да, что-то вроде того. Ведь и голос, и зрение — все функции человеческого организма находятся в определенной ритмической зависимости как друг от друга, так и от внешних факторов. Более того: сложная система ритмов тела обеспечивают нам нужную жизнеспособность, вступая в контакт с иными ритмическими системами других людей или... произведений искусства.
— То, что называется, пульсируем в такт или сердца бьются в едином ритме…
— Между прочим, очень верное определение процесса. А вот представьте себе, если все «колебания» нашего тела записать — а потом вывести некое среднее арифметическое, своеобразный «ритмический модуль».
— Смысл?
— Возможно этот «модуль» будет ключом к разгадке таких понятий, как симпатия или любовь… Вы никогда не задумывались, почему один человек — легче всего запоминает произведения, написанные четырехстопным ямбом, а у другого этот ямб пролетает мимо ушей? Или — почему есть страстные поклонники музыки хэви-металл, которые ну никак не понимают фри-джаз и смеются над показной простотой «попсы»?
— Сейчас Вы скажете, что всё дело в этом Вашем «модуле»!
— Обязательно скажу. Возможно, наша внутреняя ритмика сама своеобразно выбирает нам пристрастия — на какой-то особой подсознательной «интуиции тела»… Но — давайте углубимся в историию. Как начиналась музыка?
— Ну как? Наши далёкие предки стучали, мычали, выли…
— Всё-таки, видимо, сперва именно стучали.
— Песня начиналась с ритма?
— Думаю, что — да. Допустим, мне надо донести до «аудитории» какую-то очень важную историю, мысль или чувство. И здесь — форма сказа, баллады заклинания, мантры, — поможет мне проще и яснее выразиться, а аудитории -понять и запомнить спетое или сказанное. Не случайно — многие древние эпосы именно пелись, передаваясь при этом из уст в уста. Заклятия, камлания, славословия, молитвы — в сущности, все они — разновидности песни. Прозаический текст нас утомляет — мы его запоминаем с трудом. А если к необходимой краткости изложения я прибавлю ещё ритмический фактор (попросту говоря, буду стучать, укладывая произносимые фразы в определённый ритм) — вот тогда — пусть даже самый отвлечённый или бредовый текст — Вы запомните.
— Вот это правильно. Отвлечённый или бредовый… Вернее, это чёрт знает что! Когда захожу в магазин — а там звучит какая-нибудь голимая попса, ведь я потом целый день не могу её из башки выбить. Я и слов-то, может, не знаю — а эта песня всё вертится и вертится…
— Конечно, элементарные ритмические конструкции да ещё и с простыми и правильно фонетически расставленными словами — страшное дело! Интересно, почему, чем примитивней та или иная песня, тем больше у неё возможностей стать «хитом».
— Ну так…
— Погодите. Сейчас Вы скажете, мол, лохов-то больше, чем интеллигентной публики. Они и обеспечивают популярность. Но даже к Вам, любителю арт-рока и прогрессива, привяжется какой-нибудь «Шоколадный заяц» — и всё, его потом из Вашей головы и не вынешь, так?
— Увы, привязываются…
— Значит, есть что-то такое, что независимо от нашего желания, заставляет нас запоминать самые настоящие глупости — а всё почему?
— Наследственность, да? В нас просыпается тот древний дикарь, который стучал по дереву палкой и выкрикивал фразы о том, что, мол, на охоте он убьёт самого жирного мамонта…»
Математика в рифме стихотворения
Для детей смешные стихи о математике - это своего рода стимул к действию, также как и зарядка в стихах для дошкольников.
Математику люблю я:
Равенства, задачки.
Буду я решать примеры,
Складывать в заначку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Математика опять!
Научились мы считать
Точно с калькулятором.
Чтоб голов нам не ломать,
Дайте операторов!
Лучики солнца
Для лучшего запоминания состава числа я предлагаю стихотворение о составе числа, под названием «Лучики солнца»
Солнце зимнее светит в небе.
Ветка берёзы смотрит в окно.
Выучить таблицу сложения мне бы…
Может, мне поможет оно!
Солнце в небе подмигнуло,
Лучиков улыбки распахнуло.
Один да один - два,
Три - это один и два.
Четыре - это один и три.
Лучиков много! Смотри!
Два и два – четыре.
Доброе солнце в мире
И лучики в нашей квартире.
Пять – один и четыре.
Хочется плясать и петь.
Один и пять будет шесть.
Два и три будет пять,
Хочу посчитать их опять.
Шесть - это два и четыре.
Для меня мир стал шире.
Три и три – это шесть.
Может повыше мне сесть?
Два да пять – это семь.
Пойду и яблоко съем.
Взять и яблоки посчитать!
Восемь - это три и пять.
Восемь - это четыре и четыре.
Что ещё посчитать в квартире?
Восемь - это два и шесть,
Машинки маленькие есть!
Одна и семь – это восемь.
Давай у солнышка спросим:
«Просим, Солнышко, просим!
Девять – это один и восемь?»
Девять – это два и семь.
Вдруг, в окно пробралась тень….
Вместе с тенью мчится лень.
Только я прикрикнул всем.
Девять – это три и шесть!
Снова в небе солнце есть!
Девять – это пять и четыре!
Солнечно стало в квартире.
На ветку прилетели воробьи.
Их ровно десять. Посмотри!
И начну опять считать:
Десять- это пять и пять.
Моё мнение о «Лучиках солнца»
Я считаю, что такую детскую книгу можно читать родителям дома ребёнку перед сном. Или в младшем школьном возрасте, когда он сам научился читать. И тогда - сложение и вычитание в пределах 10 станет проще. Сложению и вычитанию с переходом через десяток это стихотворение тоже поможет. Читайте и запоминайте.
Дополнительно можно использовать:
Счёт с подручными материалами.
Игры с едой.
Игры с деталями Lego.
Игры с пластилином.
Счёт с прищепками.
Примеры с домино.
Бродилки с игральными кубиками.
«Гномики в домике» от Сергея Полякова
Методика Глена Домана.
Методика Николая Зайцева.
Информационный материал:
http://vseanekdotu.ru
Панкова Татьяна Владимировна