12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евстропова Татьяна Константиновна52
Учитель начальных классов ГБОУ школы-интернат № 17
Россия, Самарская обл., Самара

Математика в стихах

Математика - как наука

Матема́тика  (от др.-греч. μάθημα — изучение, наука) — наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Математика — фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы.

Математика как учебная дисциплина подразделяется в Российской Федерации на элементарную математику, изучаемую в средней школе и образованную дисциплинами:

арифметика,

элементарная алгебра

элементарная геометрия: планиметрия и стереометрия


 

В математике встречаются понятия, правила, запоминание которых даже осознанное происходит тяжело. А между тем известно, что одна удачно подобранная фраза, различные мнемонические приёмы позволяют легко запомнить то, что требует усиленной работы памяти. Школьники быстро и легко запоминают рифмованные строчки правил и определений.

 

Тактика изучения математики

  В каждом конкретном случае решайте, какую тактику применить. Части или строфы стихов нужно учить целиком, тем более, что это несложно благодаря тому, что стихи имеют ритм и рифму. А вот связывать между собой ассоциативно последнее слово предыдущей строфы или куплета с первым словом последующей позволит не путаться и плавно переходить от строфы к строфе. Этот же метод хорош при изучении частей монолога, роли и т.п.

Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией, то вам стоит попробовать зарифмовать ее.

 

Ритм и запоминание

(«Территория Культуры» №3 / 2004
приложение к журналу Music Box)

Как мы слушаем музыку?

Ха. Ответ, думаю, прост, но… Наверняка, тут есть какой-то подвох.

Возможно. Итак?

Честно говоря, никогда об этом не задумывался. Слушаю и слушаю. Ушами слушаю. А что — музыку можно слушать как-то ещё?

Тогда давайте начнём с самого простого. Если проанализировать структуры речи — то нетрудно будет заметить, что мы говорим стихами. Не рифмованными, конечно, белыми…

Неужели?

Наша речь строго ритмически организована. Конституция тела, физиологические особенности задают нашей интонации законы построения фраз, законы звучания речи, законы её ритмической организации. Вот сейчас Вы будете говорить, проследите: вдох, выдох, подъём, спуск… Чувствуете определённый внутренний ритм?

Сейчас попробую. Вот я говорю, говорю… Ну, в каком-то, смысле, да. Я же не могу произносить фразы, так сказать, на одном дыхании!

То-то и оно. Дыхание: работа лёгких, сердца — строго ритмические процессы. Мы живем ритмом, мы им ходим, дышим, говорим. Пульсирует кровь в жилах с определенным ритмом, барабанные перепонки улавливают волны определенной частоты, мы моргаем, ходим, едим...

Эдакие биологические драм-машины!..

Да, что-то вроде того. Ведь и голос, и зрение — все функции человеческого организма находятся в определенной ритмической зависимости как друг от друга, так и от внешних факторов. Более того: сложная система ритмов тела обеспечивают нам нужную жизнеспособность, вступая в контакт с иными ритмическими системами других людей или... произведений искусства.

То, что называется, пульсируем в такт или сердца бьются в едином ритме…

Между прочим, очень верное определение процесса. А вот представьте себе, если все «колебания» нашего тела записать — а потом вывести некое среднее арифметическое, своеобразный «ритмический модуль».

Смысл?

Возможно этот «модуль» будет ключом к разгадке таких понятий, как симпатия или любовь… Вы никогда не задумывались, почему один человек — легче всего запоминает произведения, написанные четырехстопным ямбом, а у другого этот ямб пролетает мимо ушей? Или — почему есть страстные поклонники музыки хэви-металл, которые ну никак не понимают фри-джаз и смеются над показной простотой «попсы»?

Сейчас Вы скажете, что всё дело в этом Вашем «модуле»!

Обязательно скажу. Возможно, наша внутреняя ритмика сама своеобразно выбирает нам пристрастия — на какой-то особой подсознательной «интуиции тела»… Но — давайте углубимся в историию. Как начиналась музыка?

Ну как? Наши далёкие предки стучали, мычали, выли…

Всё-таки, видимо, сперва именно стучали.

Песня начиналась с ритма?

Думаю, что — да. Допустим, мне надо донести до «аудитории» какую-то очень важную историю, мысль или чувство. И здесь — форма сказа, баллады заклинания, мантры, — поможет мне проще и яснее выразиться, а аудитории -понять и запомнить спетое или сказанное. Не случайно — многие древние эпосы именно пелись, передаваясь при этом из уст в уста. Заклятия, камлания, славословия, молитвы — в сущности, все они — разновидности песни. Прозаический текст нас утомляет — мы его запоминаем с трудом. А если к необходимой краткости изложения я прибавлю ещё ритмический фактор (попросту говоря, буду стучать, укладывая произносимые фразы в определённый ритм) — вот тогда — пусть даже самый отвлечённый или бредовый текст — Вы запомните.

Вот это правильно. Отвлечённый или бредовый… Вернее, это чёрт знает что! Когда захожу в магазин — а там звучит какая-нибудь голимая попса, ведь я потом целый день не могу её из башки выбить. Я и слов-то, может, не знаю — а эта песня всё вертится и вертится…

Конечно, элементарные ритмические конструкции да ещё и с простыми и правильно фонетически расставленными словами — страшное дело! Интересно, почему, чем примитивней та или иная песня, тем больше у неё возможностей стать «хитом».

Ну так…

Погодите. Сейчас Вы скажете, мол, лохов-то больше, чем интеллигентной публики. Они и обеспечивают популярность. Но даже к Вам, любителю арт-рока и прогрессива, привяжется какой-нибудь «Шоколадный заяц» — и всё, его потом из Вашей головы и не вынешь, так?

Увы, привязываются…

Значит, есть что-то такое, что независимо от нашего желания, заставляет нас запоминать самые настоящие глупости — а всё почему?

Наследственность, да? В нас просыпается тот древний дикарь, который стучал по дереву палкой и выкрикивал фразы о том, что, мол, на охоте он убьёт самого жирного мамонта…»

 

Математика в рифме стихотворения

Для детей смешные стихи о математике - это своего рода стимул к действию, также как и зарядка в стихах для дошкольников.

Математику люблю я:

Равенства, задачки.

Буду я решать примеры,

Складывать в заначку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Математика опять!

Научились мы считать

Точно с калькулятором.

Чтоб голов нам не ломать,

Дайте операторов!

 

Лучики солнца

Для лучшего запоминания состава числа я предлагаю стихотворение о составе числа, под названием «Лучики солнца»

Солнце зимнее светит в небе.

Ветка берёзы смотрит в окно.

Выучить таблицу сложения мне бы…

Может, мне поможет оно!
 

Солнце в небе подмигнуло,

Лучиков улыбки распахнуло.

Один да один - два,

Три - это один и два.
 

Четыре - это один и три.

Лучиков много! Смотри!

Два и два – четыре.

Доброе солнце в мире

И лучики в нашей квартире.

Пять – один и четыре.

 

Хочется плясать и петь.

Один и пять будет шесть.

Два и три будет пять,

Хочу посчитать их опять.
 

Шесть - это два и четыре.

Для меня мир стал шире.

Три и три – это шесть.

Может повыше мне сесть?
 

Два да пять – это семь.

Пойду и яблоко съем.

Взять и яблоки посчитать!

Восемь - это три и пять.
 

Восемь - это четыре и четыре.

Что ещё посчитать в квартире?

Восемь - это два и шесть,

Машинки маленькие есть!
 

Одна и семь – это восемь.

Давай у солнышка спросим:

«Просим, Солнышко, просим!

Девять – это один и восемь?»

 

Девять – это два и семь.

Вдруг, в окно пробралась тень….

Вместе с тенью мчится лень.

Только я прикрикнул всем.
 

Девять – это три и шесть!

Снова в небе солнце есть!

Девять – это пять и четыре!

Солнечно стало в квартире.

 

На ветку прилетели воробьи.

Их ровно десять. Посмотри!

И начну опять считать:

Десять- это пять и пять.

 

Моё мнение о «Лучиках солнца»

Я считаю, что такую детскую книгу можно читать родителям дома ребёнку перед сном. Или в младшем школьном возрасте, когда он сам научился читать. И тогда - сложение и вычитание в пределах 10 станет проще. Сложению и вычитанию с переходом через десяток это стихотворение тоже поможет. Читайте и запоминайте.

Дополнительно можно использовать:

Счёт с подручными материалами.

Игры с едой.

Игры с деталями Lego.

Игры с пластилином.

Счёт с прищепками.

Примеры с домино.

Бродилки с игральными кубиками.

«Гномики в домике» от Сергея Полякова

Методика Глена Домана.

Методика Николая Зайцева.

 

Информационный материал:

https://dic.academic.ru

https://detstrana.ru

http://открытыйурок.рф

https://biology100.ru

http://www.braintools.ru

http://rockisland.ru

http://vseanekdotu.ru

Опубликовано


Комментарии (1)

Панкова Татьяна Владимировна, 20.08.19 в 13:49 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересно описан опыт работы! Успехов!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.