12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дурнева Светлана1030
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
Материал размещён в группе «КРОССВОРД как элемент урока»

Учим учащихся начальных классов

составлять кроссворды.


    Кроссворд в переводе «Перекресток слов». Работа с кроссвордами достаточно интересна. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели.

    Решение кроссвордов - это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит, воспитания ребёнка-интеллектуала, умственное развитие ребёнка - необходимая часть воспитания разносторонней личности.

Зачем уметь составлять кроссворды, если существуют бесплатные генераторы кроссвордов онлайн? С разгадыванием, пожалуй, понятно: это форма интеллектуального досуга и неплохая разминка для мозга. Зачем же их нужно уметь составлять? Вот шесть причин, почему стоит научить детей составлять кроссворды:

1.Созданный самостоятельно продукт деятельности приносит удовлетворение

и чувство радости - " Я могу!"

2. Это неплохо развивает эрудицию;

3. Тренирует внимательность;

4. Совершенствует аккуратность;

5. Оттачивает навыки составления вопросов;

6. Формирует умение давать определения понятиям.

    Как же научить детей самостоятельно составлять кроссворды?

Из опыта работы.

       На первом этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления. Кроссворды должны быть небольшими и легко разгадываться. Например:

Кроссворд «Школьный»

Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.


1











2











3











4











5












1.Когда вы поступили в школу, вас стали так называть.

2. Вы в него заходите каждое утро.

3. Решив задачу, вы пишите….

4. В первом классе вы читаете АЗБУКУ, а во втором классе этот учебный предмет будет называться…

5. В нём все буквы стоят по порядку, вы учите его наизусть.

Ответы:


1

ш

к

о

л

ь

н

и

к



2

к

а

б

и

н

е

т




3

о

т

в

е

т






4

л

и

т

е

р

а

т

у

р

а

5

а

л

ф

а

в

и

т





Главное слово: ШКОЛА.

Кроссворд «Зимний»

Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.

1












2














3









4










1. Щиплет уши, щиплет нос, весёлый дедушка…

2. Прилетает к нас зимой..

3. В году их двенадцать, а один…

4. Бывают у школьников – осенние, зимние, весенние и летние.

Ответы:

1

М

О

Р

О

З







2

С

Н

Е

Г

И

Р

Ь







3

М

Е

С

Я

Ц




4

К

А

Н

И

К

У

Л

Ы


Главное слово: ЗИМА.


Переходим к усложнению кроссворда. В данном- уже использованы задания, расположенные по вертикали и по горизонтали.


Кроссворд «Весенний»









4




























3











1


2





5













1








2






































3







































По горизонтали:

1. Растёт на земле, зелёная.

2. Они маленькие и их легко раздавить

3. Второй месяц весны

По вертикали:

1. Это вода, которая стекает с сосулек.

2. Время года, наступающее после зимы

3. Мы собираем это в лесу, они бывают разного цвета.

4. Они растут на поляне.

5. Есть озеро и есть …


Ответы:









4















Ц













3


В









1


2


Я


Е

5








К


В


Г

1

Т

Р

А

В

А



2

Н

А

С

Е

К

О

М

Ы

Е








П


С


Д



К








Е


Н


Ы


3

А

П

Р

Е

Л

Ь



Л


А













Ь















На втором этапе дети учатся самостоятельно или при помощи взрослого составлять элементарные кроссворды. Ребятам предлагают:

1. Разделиться на команды.

2. Выбрать тему для кроссворда.

3. Подобрать слова по выбранной теме. (На данном этапе важно проверить орфографические ошибки! Иначе кроссворд будет составлен неправильно и интерес может угаснуть).

4. Записать пояснения к каждому слову. (На начальном этапе – дети сами поясняют значение выбранных слов, далее можно использовать словари)

5. Выбрать самое длинное слово.

6. Разместить остальные слова используя буквы уже выбранного слова.

7. Записывать значения слов, размещая их в разделы «по вертикали», «по горизонтали».

8. На лист А4(А3) нанести масштабную сетку (т.е. разделить лист на клетки) и разместить слова.

9. Красочно оформить кроссворд.


Памятка для детей по составлению кроссворда.

" Учимся составлять кроссворды!"

1. Подберите 5 - 9 (можно больше!) на любую выбранную вами тему, например: " Домашние животные", " Природа" и т.д.

2. Для выбранных слов надо найти пояснения, не используя однокоренных слов (найти можно в словаре, или придумать самому).Например:

Будка собаки - ответ КОНУРА (выбранное слово)

3. Выберете слово, которое является самым длинным (по количеству букв!)

4.Именно с него вы и начнёте построение своего кроссворда.

4. Разместите его на клетчатой бумаге (лучше клеточки нарисовать самим, размер 1см2)

5. Оставшиеся слова, разместите так, чтобы они совпадали с ГЛАВНЫМ

(самым длинным) по одной букве.(Слова лучше писать простым карандашом!)

ВЫ СОСТАВИЛИ КРОССВОРД! ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Когда ваш кроссворд будет полностью готов, его нужно оформить! Обвести клеточки фломастером, ответы удалить.

Важно! Слова - ответы должны быть существительными в единственном числе.

 Работы ребят.

f1647171852.JPG
Кроссворд " Профессии"
k1647171824.JPG
j1647171807.JPG
q1647171774.JPG


 Ребёнок, составляя кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять.

Если ваши ученики заинтересовались составлением кроссвордов, но не любят их оформлять на листе - предложите им составить их на сайте:

"Фабрика кроссвордов"

http://puzzlecup.com/crossword-ru/


























 
Опубликовано в группе «КРОССВОРД как элемент урока»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.