Публикация «Учим учащихся начальных классов составлять кроссворды»
Учим учащихся начальных классов
составлять кроссворды.
Кроссворд в переводе «Перекресток слов». Работа с кроссвордами достаточно интересна. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели.
Решение кроссвордов - это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит, воспитания ребёнка-интеллектуала, умственное развитие ребёнка - необходимая часть воспитания разносторонней личности.
Зачем уметь составлять кроссворды, если существуют бесплатные генераторы кроссвордов онлайн? С разгадыванием, пожалуй, понятно: это форма интеллектуального досуга и неплохая разминка для мозга. Зачем же их нужно уметь составлять? Вот шесть причин, почему стоит научить детей составлять кроссворды:
1.Созданный самостоятельно продукт деятельности приносит удовлетворение
и чувство радости - " Я могу!"
2. Это неплохо развивает эрудицию;
3. Тренирует внимательность;
4. Совершенствует аккуратность;
5. Оттачивает навыки составления вопросов;
6. Формирует умение давать определения понятиям.
Как же научить детей самостоятельно составлять кроссворды?
Из опыта работы.
На первом этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления. Кроссворды должны быть небольшими и легко разгадываться. Например:
Кроссворд «Школьный»
Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.
1 | | | | | | | | | ||
2 | | | | | | | | |||
3 | | | | | | |||||
4 | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
1.Когда вы поступили в школу, вас стали так называть.
2. Вы в него заходите каждое утро.
3. Решив задачу, вы пишите….
4. В первом классе вы читаете АЗБУКУ, а во втором классе этот учебный предмет будет называться…
5. В нём все буквы стоят по порядку, вы учите его наизусть.
Ответы:
1 | ш | к | о | л | ь | н | и | к | ||
2 | к | а | б | и | н | е | т | |||
3 | о | т | в | е | т | |||||
4 | л | и | т | е | р | а | т | у | р | а |
5 | а | л | ф | а | в | и | т |
Главное слово: ШКОЛА.
Кроссворд «Зимний»
Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.
1 | | | | | | ||||||||
2 | | | | | | | | ||||||
| | 3 | | | | | | ||||||
| 4 | | | | | | | | |
1. Щиплет уши, щиплет нос, весёлый дедушка…
2. Прилетает к нас зимой..
3. В году их двенадцать, а один…
4. Бывают у школьников – осенние, зимние, весенние и летние.
Ответы:
1 | М | О | Р | О | З | ||||||||||
2 | С | Н | Е | Г | И | Р | Ь | ||||||||
| | 3 | М | Е | С | Я | Ц | ||||||||
| 4 | К | А | Н | И | К | У | Л | Ы |
Главное слово: ЗИМА.
Переходим к усложнению кроссворда. В данном- уже использованы задания, расположенные по вертикали и по горизонтали.
Кроссворд «Весенний»
4 | ||||||||||||||
| | | ||||||||||||
3 | | | | |||||||||||
1 | 2 | | | | | 5 | | | | |||||
| | | | | | 1 | | | | | | | ||
2 | | | | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 3 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |||
| | | |
По горизонтали:
1. Растёт на земле, зелёная.
2. Они маленькие и их легко раздавить
3. Второй месяц весны
По вертикали:
1. Это вода, которая стекает с сосулек.
2. Время года, наступающее после зимы
3. Мы собираем это в лесу, они бывают разного цвета.
4. Они растут на поляне.
5. Есть озеро и есть …
Ответы:
4 | ||||||||||||||
| Ц | | ||||||||||||
3 | | В | | |||||||||||
1 | 2 | | Я | | Е | 5 | | | | |||||
| К | | В | | Г | 1 | Т | Р | А | В | А | | ||
2 | Н | А | С | Е | К | О | М | Ы | Е | | | | ||
| П | | С | | Д | | | К | | | | | | |
| Е | | Н | | Ы | | 3 | А | П | Р | Е | Л | Ь | |
| Л | | А | | | | | | | | | |||
| Ь | | |
На втором этапе дети учатся самостоятельно или при помощи взрослого составлять элементарные кроссворды. Ребятам предлагают:
1. Разделиться на команды.
2. Выбрать тему для кроссворда.
3. Подобрать слова по выбранной теме. (На данном этапе важно проверить орфографические ошибки! Иначе кроссворд будет составлен неправильно и интерес может угаснуть).
4. Записать пояснения к каждому слову. (На начальном этапе – дети сами поясняют значение выбранных слов, далее можно использовать словари)
5. Выбрать самое длинное слово.
6. Разместить остальные слова используя буквы уже выбранного слова.
7. Записывать значения слов, размещая их в разделы «по вертикали», «по горизонтали».
8. На лист А4(А3) нанести масштабную сетку (т.е. разделить лист на клетки) и разместить слова.
9. Красочно оформить кроссворд.
Памятка для детей по составлению кроссворда.
Работы ребят.
Ребёнок, составляя кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять.
Если ваши ученики заинтересовались составлением кроссвордов, но не любят их оформлять на листе - предложите им составить их на сайте:
"Фабрика кроссвордов"
http://puzzlecup.com/crossword-ru/