Адаптация учащихся начальных классов общеобразовательной школы Презентацию подготовила педагог – психолог: Рецлаф Ю.Е. Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической и социальной помощи Багратионовского городского округа» г. Багратионовск, Калининградская обл. 2018
Адаптация (биол) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям. Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.
Активная и пассивная. Активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить). Пассивной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
Выделяют три вида адаптированности человека к измененным условиям: психо-физиологическая, социально-психологическая и учебная. 1. Психо-физиологическая адаптация. Процесс освоения совокупности всех условий, необходимых в процессе обучения. Объективный показатель: степень утомляемости. Субъективный показатель: оценка самочувствия, условий обучения. При рассмотрении данного вида адаптации нужно четко ограничивать самочувствие его ухудшение от врожденных или приобретенных хронических заболеваний.
2 Социально-психологическая адаптация Включение ученика в систему взаимоотношений коллектива школы и класса с их традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации ученик постоянно получает разностороннюю информацию о своем коллективе, его нормах, ценностях, о системе деловых и личностных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах. Объективный показатель: участие в жизни коллектива, социально-психологическая позиция в нем. Субъективный показатель: оценка отношений с классным коллективом, учителями.
3. Учебная адаптация – выражается в определенном уровне овладения обще учебными умениями и навыками, в формировании некоторых необходимых качеств личности в развитии устойчивого положительного отношения к учению. Объективный показатель: соответствие личности требованиям к учащемуся. Субъективный показатель: отношение к учебе, к будущей профессии, оценка перспектив обучения.
Учащийся не адаптировался если: Нет интереса к внеучебной жизни класса, ребенок не имеет поручений, не участвует в праздниках, его с трудом можно дозваться на внеклассные и внешкольные мероприятия. Нет друзей в классе, в школе. После уроков идет домой один даже если по дороге с одноклассниками. Родители не знают имен одноклассников, учителей-предметников. Часто имен учителей предметников не знает и сам ребенок. О жизни школы родители узнают из разговоров с классным руководителем. Ребенок часто переспрашивает на уроке и во время классного часа. Самостоятельно не выполняет домашнее задание, какие-то внеурочные поручения. Не проявляет инициативу. Похудел, жалуется на головную боль.
Цели и задачи на адаптационный период для детей: принятия правил поведения и режима новой школы; принятие новичков в коллектив; поиск личностного смысла и мотивации учения; узнавание специфики мира юноши и девушки; организация процесса самопознания и доброжелательной конструктивной обратной связи.
Условно адаптационный период можно разделить на три этапа подготовительный, когда происходит и своевременное назначение классных руководителей, и проведение семинаров, продумывание открытых мероприятий, итоговых выступлений кружков, проведение экскурсий по школе. Январь-март предыдущего учебного года. собственно адаптационный период. В зависимости от возраста адаптация может продолжаться: 1 класс от 6 до 8 месяцев, 5 класс 2-4 месяца, более старшие классы от 2 недель до 2 месяцев. постадаптационный период, когда происходит анализ результатов адаптационного периода, это и обсуждение, и оформление выставок, работ, стендов, а также аналитико-проектирование, где администрация определяет пути решения проблем и вопросов, возникших в процессе работы.
Нарушения адаптации выражаются в виде: Реакции активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева. Реакции пассивного протеста. Ребенок редко отвечает на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным делам. У него преобладает подавленное настроение, страхи.
Причины трудностей в адаптационный период. Несформированность “внутренней позиции школьника”. Слабое развитие произвольности. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации. Подчиняться новым для него правилам школьной жизни. Общение с учителями. Принятие учебной задачи. Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми. Отношение к себе. Завышенные требования со стороны родителей. Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных). Леворукие. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Степени адаптации Высокая степень адаптации. Дети адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Средняя степень адаптации. Эти дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Низкая степень адаптации. Социально-психологическая адаптация этих детей связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников
Факторы, способствующие адаптации учащихся: 1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда результатов личностного роста. 2. Скоординированная деятельность педагогического коллектива: по формированию знаний и надпредметных умений. по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей. 3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе. 4. Система групповой и индивидуальной работы классных руководителей, психолога, родителей компенсации факторов, препятствующих адаптации.
Признаки успешной адаптации: Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение. Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. У него появились друзья-одноклассники. Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.
Рекомендации по адаптации детей в начальной школе Специфика игр позволяет использовать в работе с учащимися младшего школьного возраста любую игру в отдельности для решения конкретных задач. Специально организованные занятия с элементами отдельных игр, позволяют существенно улучшить общую адаптацию к школе. Классный руководитель реализует программу адаптации первоклассников к школьному обучению, учитывая результаты диагностики в процессе воспитания и обучения.
Для того, чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть а каждом своем новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события; начать сразу же формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми; дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться; обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации; использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
Ключевые моменты успешности работы на начальном этапе обучения : оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников; приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Рекомендации педагога-психолога учителям 1-х классов по развитию тонкой моторики руки первоклассников: 1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности). 2. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру). 3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно — вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги). 4. Раскрашивание и штриховка (наиболее известный прием совершенствования моторных навыков обычно не вызывает интереса у детей младшего школьного возраста и поэтому используется преимущественно на уроках только как учебное задание. Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время). 5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). 6. Конструирование и работа с мозаикой. 7. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, работа с бисером)
Учителям начальных классов необходимо придерживаться следующих рекомендаций: — сочетать игровую, продуктивную, учебную и другие виды деятельности; — для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формировать положительное, эмоциональное отношения к занятиям; — руководство деятельностью детей шестилетнего возраста осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным и дозированным применением школьных методов; — необходимо соблюдать преемственность не только в методах, но и в стилях педагогического общения; — использовать большие воспитательные возможности совместной (групповой) деятельности учащихся; — формировать способности к ролевому и личностному общению — важному условию в подготовке смены ведущей деятельности; — в процессе адаптации к школе учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, которые проявляются в уровне их обучаемости, темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции поведения.