12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44820
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Дидактический материал № 3 по теме «Синтаксический анализ»

(Подготовка к ОГЭ)



Пояснительная записка

Предлагаемое упражнение продолжит формирование навыков синтаксического анализа предложений. Может быть использовано на уроках в 9 классе на этапах повторения изученного, в качестве домашнего задания, в индивидуальной и самостоятельной работе. Материал составлен на основе рассказа Вячеслава Дегтева «Псы войны».

1

Прочитайте текст.

1) Когда выехали из Назрани, Исмаил достал из-за пазухи пистолет и положил его под правую руку, между сиденьями, накрыв какой-то замасленной тряпкой. 2) Элеонора поежилась и покорила себя за то, что согласилась ехать с этим разбойником. 3) Но делать было нечего… 4) Шофер молчал, словно на ощупь прокрадываясь по узкой дороге, кое-где заваленной осыпями. 5) Осыпи были старые, с пробитыми в них колеями, и совсем свежие, иногда с большими камнями. 6) Тогда Исмаилу приходилось вылезать из машины и, собирая аллаха и шайтана, отбрасывать валуны от дороги.


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Одна из частей предложения 1 осложнена уточняющим обстоятельством.

2) Одна из частей предложения 2 – односоставное неопределенно-личное предложение.

3) Предложение 3 односоставное безличное предложение.

4) Предложение 4 осложнено сравнительным оборотом.

5) В предложении 6 грамматическая основа Исмаилу приходилось вылезать из машины и отбрасывать валуны.


2

Прочитайте текст.

1) Последний месяц третья рота находилась в беспрерывных боях. 2) И все эти дни слились для воюющих в один серый монолит из грязи, копоти, стонов, крови, тоски отчаянного ожидания – когда же все это кончится? 3) Конца, казалось, не будет… 4) За это время мальчишки превратились в солдат и научились различать голоса войны, какие стволы стреляют, куда – на тебя или от тебя, с яростью стреляет боец или со страхом, экономит патроны или не бережет, прицельно стреляет, на поражение, или постреливает со скуки, для порядка, какое у него настроение и даже сколько – примерно – лет стреляющему.

5) После месяца боев они чуть ли не с одного погляда стали угадывать, что за человек рядом. 6) И фронтовая поговорка «я бы с ним в разведку не пошел» вновь обрела свое истинное, первоначальное значение. 7) Таких, которые не вызывали доверия, сторонились.


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 2 в одной из частей грамматическая основа все кончится.

2) Предложение 3 односоставное безличное.

3) Одна из частей предложения 4 – неполное предложение.

4) В предложении 5 есть составное глагольное сказуемое.

5) В предложении 7 две грамматические основы.


3

Прочитайте текст.

1) Особенно не любили, ненавидели Альберта Букетова из Москвы. 2) Он был как-то особенно, по-подлому труслив. 3) Судорожно хотел выжить. 4) А это очень страшно – когда любой ценой. 5) На «гражданке» – это слабость; на войне – порок. 6) На днях из-за него погиб Миха Брянский, отличный парень. 7) Вся рота до сих пор горюет. 8) Погиб по своей доверчивости и из-за подлости Альбертика. 9) Миха полез в подвал, оставив это арбатское носатое чмо охранять выход. 10) Тут показались чеченцы, и Альберт сиганул, даже не предупредив Миху. 11) Парня зверски замучили.


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 1 две грамматические основы.

2) Предложение 2 составное именное сказуемое.

3) Предложение 3 простое неполное.

4) Предложение 6 осложнено однородными членами.

5) В предложении 10 три грамматические основы.


4

Прочитайте текст.

1) С утра в роте появился корреспондент, картавящий парень с длинными, собранными на затылке в пучок волосами, серьгой в ухе и в тонких перчатках. 2) Ребята спорили, есть или нет у него под перчатками маникюр… 3) Он шастал по окопам, выспрашивал, как кормят, да как «старики», не издеваются ли? 4) Солдаты уходили от ответов и отсылали его к Рексу – он все расскажет, парень что надо, герой! 5) Но корреспондент к Рексу-герою не шел, а присел возле Альбертика, заговорил с ним, и вскоре уже вовсю записывал на пленку его причитания.


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным приложением.

2) Предложение 2 три грамматические основы.

3) Одна из частей предложения 3 – односоставное неопределенно-личное предложение.

4) В предложении 4 одна из грамматических основ СОЛДАТЫ УХОДИЛИ.

5) Предложение 5 осложнено однородными сказуемыми.


5

Прочитайте текст.

1) Лейтенанта Рекса в роте любили, уважали и даже немного побаивались. 2) Он на год-два старше солдат, в прошлом году окончил училище. 3) За месяц боев Рекс возмужал и проскочил пять или шесть служебных ступенек. 4) Он высок и поджар, как борзая-хортая, глаза светятся умом и отвагой, а голос как труба, подчиняться ему не унизительно, а приятно. 5) Он говорит, что рожден стать маршалом. 6) На худой конец – генералом. 7) И он им будет!

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 односоставное неопределенно-личное.

2) В предложении 2 две грамматические основы.

3) Предложение 4 четыре грамматические основы.

4) В предложении 5 придаточное определительное.

5) Предложение 7 неполное.

t1630094151aa.jpg

Сибирский А.В. «После задания. Ханкала. Чечня»

Ключи

1) 13

2) 2345

3) 23

4) 1235

5) 13

Использованная литература


1. В. Дегтев. Псы войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rulibs.com/ru_zar/prose_contemporary/degtev/1/j23.html (Дата обращения 27.08.2021)

2. Адрес изображения

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/168095/pub_5ab5f60f57906affaf92972b_5ab5f8a3dcaf8efe78101f06/scale_1200




Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (4)

Юлия Васильевна Воробьева, 28.08.21 в 07:31 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 28.08.21 в 15:32 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание, Юлия Васильевна!
Гагаринова Ирина Викторовна, 28.08.21 в 11:31 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Отличный материал, Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 28.08.21 в 15:33 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интерес к работам, Ирина Викторовна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.