Дидактический материал № 3 по теме «Синтаксический анализ» (Подготовка к ОГЭ по русскому языку)
Дидактический материал № 3 по теме «Синтаксический анализ»
(Подготовка к ОГЭ)
Пояснительная записка
Предлагаемое упражнение продолжит формирование навыков синтаксического анализа предложений. Может быть использовано на уроках в 9 классе на этапах повторения изученного, в качестве домашнего задания, в индивидуальной и самостоятельной работе. Материал составлен на основе рассказа Вячеслава Дегтева «Псы войны».
1
Прочитайте текст.
1) Когда выехали из Назрани, Исмаил достал из-за пазухи пистолет и положил его под правую руку, между сиденьями, накрыв какой-то замасленной тряпкой. 2) Элеонора поежилась и покорила себя за то, что согласилась ехать с этим разбойником. 3) Но делать было нечего… 4) Шофер молчал, словно на ощупь прокрадываясь по узкой дороге, кое-где заваленной осыпями. 5) Осыпи были старые, с пробитыми в них колеями, и совсем свежие, иногда с большими камнями. 6) Тогда Исмаилу приходилось вылезать из машины и, собирая аллаха и шайтана, отбрасывать валуны от дороги.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Одна из частей предложения 1 осложнена уточняющим обстоятельством.
2) Одна из частей предложения 2 – односоставное неопределенно-личное предложение.
3) Предложение 3 односоставное безличное предложение.
4) Предложение 4 осложнено сравнительным оборотом.
5) В предложении 6 грамматическая основа Исмаилу приходилось вылезать из машины и отбрасывать валуны.
2
Прочитайте текст.
1) Последний месяц третья рота находилась в беспрерывных боях. 2) И все эти дни слились для воюющих в один серый монолит из грязи, копоти, стонов, крови, тоски отчаянного ожидания – когда же все это кончится? 3) Конца, казалось, не будет… 4) За это время мальчишки превратились в солдат и научились различать голоса войны, какие стволы стреляют, куда – на тебя или от тебя, с яростью стреляет боец или со страхом, экономит патроны или не бережет, прицельно стреляет, на поражение, или постреливает со скуки, для порядка, какое у него настроение и даже сколько – примерно – лет стреляющему.
5) После месяца боев они чуть ли не с одного погляда стали угадывать, что за человек рядом. 6) И фронтовая поговорка «я бы с ним в разведку не пошел» вновь обрела свое истинное, первоначальное значение. 7) Таких, которые не вызывали доверия, сторонились.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 2 в одной из частей грамматическая основа все кончится.
2) Предложение 3 односоставное безличное.
3) Одна из частей предложения 4 – неполное предложение.
4) В предложении 5 есть составное глагольное сказуемое.
5) В предложении 7 две грамматические основы.
3
Прочитайте текст.
1) Особенно не любили, ненавидели Альберта Букетова из Москвы. 2) Он был как-то особенно, по-подлому труслив. 3) Судорожно хотел выжить. 4) А это очень страшно – когда любой ценой. 5) На «гражданке» – это слабость; на войне – порок. 6) На днях из-за него погиб Миха Брянский, отличный парень. 7) Вся рота до сих пор горюет. 8) Погиб по своей доверчивости и из-за подлости Альбертика. 9) Миха полез в подвал, оставив это арбатское носатое чмо охранять выход. 10) Тут показались чеченцы, и Альберт сиганул, даже не предупредив Миху. 11) Парня зверски замучили.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 две грамматические основы.
2) Предложение 2 составное именное сказуемое.
3) Предложение 3 простое неполное.
4) Предложение 6 осложнено однородными членами.
5) В предложении 10 три грамматические основы.
4
Прочитайте текст.
1) С утра в роте появился корреспондент, картавящий парень с длинными, собранными на затылке в пучок волосами, серьгой в ухе и в тонких перчатках. 2) Ребята спорили, есть или нет у него под перчатками маникюр… 3) Он шастал по окопам, выспрашивал, как кормят, да как «старики», не издеваются ли? 4) Солдаты уходили от ответов и отсылали его к Рексу – он все расскажет, парень что надо, герой! 5) Но корреспондент к Рексу-герою не шел, а присел возле Альбертика, заговорил с ним, и вскоре уже вовсю записывал на пленку его причитания.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным приложением.
2) Предложение 2 три грамматические основы.
3) Одна из частей предложения 3 – односоставное неопределенно-личное предложение.
4) В предложении 4 одна из грамматических основ СОЛДАТЫ УХОДИЛИ.
5) Предложение 5 осложнено однородными сказуемыми.
5
Прочитайте текст.
1) Лейтенанта Рекса в роте любили, уважали и даже немного побаивались. 2) Он на год-два старше солдат, в прошлом году окончил училище. 3) За месяц боев Рекс возмужал и проскочил пять или шесть служебных ступенек. 4) Он высок и поджар, как борзая-хортая, глаза светятся умом и отвагой, а голос как труба, подчиняться ему не унизительно, а приятно. 5) Он говорит, что рожден стать маршалом. 6) На худой конец – генералом. 7) И он им будет!
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 односоставное неопределенно-личное.
2) В предложении 2 две грамматические основы.
3) Предложение 4 четыре грамматические основы.
4) В предложении 5 придаточное определительное.
5) Предложение 7 неполное.
Сибирский А.В. «После задания. Ханкала. Чечня»
Ключи
1) 13
2) 2345
3) 23
4) 1235
5) 13
Использованная литература
1. В. Дегтев. Псы войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rulibs.com/ru_zar/prose_contemporary/degtev/1/j23.html (Дата обращения 27.08.2021)
2. Адрес изображения
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Гагаринова Ирина Викторовна
Легоцкая Вера Сергеевна