12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Васильевна Воробьева3644
Россия, Вологодская обл., Череповец
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
18

Материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку (синтаксический и лексический анализ) - 1

Материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку

(синтаксический и лексический анализ)

При составлении работы использован отрывок из повести Анатолия Алексина «Раздел имущества»

t1644164900aa.jpg


Прочитайте текст и выполните задания.


(1) Мама не знала о смерти тети Мани и немного поторопилась. (2) Она имела возможность выглядеть красиво. (3) И лишилась этой возможности. (4) А ведь желание выглядеть красиво во всех случаях жизни - одна из главных человеческих слабостей. (5) Так мне казалось...

(6) На том решающем консилиуме врачи говорили, что в деревне по моей болезни будет нанесён последний удар. (7) Мама нанесла удар... (8) Не по болезни: её ведь практически уже не было. (9) А по моей вере в то, что люди за добро платят добром. (10) По крайней мере, близкие мне люди, которых я хотела не только любить (я их очень любила!), но и уважать тоже.

(11) Удар этот не был последним... (12) Я бы даже сказала, что он был первым.

(13) Когда человек ощущает свою вину, это кое-что искупает. (14) Но вести себя естественно он не в силах.

(15) Мама встретила нас с бабушкой слишком помпезно: цветы были во всех углах комнаты и у мамы в руках. (16) Даже папа протянул каждой из нас по цветку.

(17) Вспомнив про смерть тети Мани, которую она ни разу в жизни не видела, мама принялась чересчур бурно восхвалять её человеческие достоинства.



Синтаксический анализ

1. Замените словосочетание «человеческих слабостей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


2. Найдите в тексте предложение, которое осложнено обособленным обстоятельством. Укажите номер этого предложения.


3. Определите, сколько грамматических основ в предложении № 12. Ответ запишите цифрой.


4. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Первая часть сложного предложения № 6 представлена неопределённо-личным предложением.

2) В предложении № 5 грамматическая основа Мне казалось.

3) Придаточная часть сложноподчинённого предложения № 10 осложнена однородными сказуемыми.

4) Предложение № 13 является сложноподчинённым предложением.

5) Предложение № 15 является бессоюзным сложным предложением.

6) В предложении № 17 три грамматические основы.


Лексический анализ.

1. Найдите в предложениях № 1 – 10 слово, которое употреблено в значении «всё положительное, хорошее». Выпишите это слово.


2. Найдите в предложениях № 13 – 17 слово, синонимами к которому являются слова «эффектно, пышно, шикарно, торжественно». Выпишите этот слово.


3. Найдите в предложениях № 1 – 10 слово, которое употреблено в значении «несчастье, неожиданная неприятность, жизненная невзгода, вызывающие сильное душевное потрясение или ведущие к очень дурным последствиям». Выпишите этот слово.


4. Найдите в предложениях № 6 – 14 слово, которое употреблено в значении «сильное тягостное ощущение, которое порой очень мешает жить полноценно». Выпишите этот слово.


5. В предложениях № 1 – 10 найдите антоним к словам «безобразно, уродливо». Выпишите этот антоним.


6. Найдите в предложениях № 2 – 9 слово, синонимами к которому являются слова «потеряла, утратила, упустила». Выпишите это слово.


7. В предложениях № 11 – 16 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.


8. Найдите в предложениях № 13 – 16 контекстный синоним к словам «просто, непринужденно, обычно». Выпишите этот синоним.


9. Найдите в предложениях № 6 – 12 словосочетание, синонимами к которому будут слова: «друзья, родные, родственные души». Выпишите это словосочетание.


10. Найдите в предложениях № 13 – 17 антоним к слову «забыв». Выпишите этот антоним.


Ключ:

Синтаксический анализ

1. Слабостей человека

2. 17

3. 2

4. 3, 4, 5


Лексический анализ.


1. Добро

2. Помпезно

3. Удар

4. Вину

5. Красиво

6. Лишилась

7. Последним/первым

8. Естественно

9. Близкие люди

10. Вспомнив


Использованные ресурсы:

1. https://azbyka.ru/fiction/razdel-imushhestva-anatolij-aleksin/

2. https://pbs.twimg.com/media/DT2FRMlU8AE60cn.jpg

3. https://kartaslov.ru/

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (14)

сменить сортировку
Кузнецова Галина Ивановна, 06.02.22 в 19:40 5Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Спасибо, Юлия Васильевна, за очередную хорошую разработку!
Юлия Васильевна Воробьева, 06.02.22 в 21:17 4Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Галина Ивановна, за Ваши добрые слова!
Волкова Надежда Павловна, 06.02.22 в 21:40 4Ответить Пожаловаться
Творческий, интересный материал! И очень нужный! СПАСИБО, Юлия Васильевна!
Юлия Васильевна Воробьева, 06.02.22 в 22:13 3Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Надежда Павловна! Ценю Ваше внимание!
Трефилова Раиса Поликарповна, 06.02.22 в 21:48 4Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, как всегда, обстоятельная и творческая работа! Спасибо!
Юлия Васильевна Воробьева, 06.02.22 в 22:14 3Ответить Пожаловаться
Ах, как приятно!) Спасибо большое Вам, Раиса Поликарповна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 07.02.22 в 05:15 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за помощь,Юлия Васильевна!
Юлия Васильевна Воробьева, 07.02.22 в 06:53 2Ответить Пожаловаться
В ответ Горбачёва Марина Юрьевна
Спасибо Вам за внимание, Марина Юрьевна!
Юлия Васильевна Воробьева, 07.02.22 в 08:30 1Ответить Пожаловаться
Кирилл Александрович, благодарю за положительный отзыв!))
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.