12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Урок по теме «Взаимодействие генов»

Генотип организма – это система взаимодействующих генов. Различают два вида взаимодействия генов. Первый вид – это взаимодействие аллельных генов

а) полное доминирование – при скрещивании гороха с желтыми и зелеными семенами все гибриды первого поколения имеют желтые семена. При скрещивании гибридов первого поколения между собой происходит расщепление по фенотипу 3:1, 75% потомства проявляют доминантные признаки (Второй закон Менделя)

б) неполное доминирование – при скрещивании гомозиготных по доминантному и рецессивному признакам гибриды первого поколения имеют промежуточный характер, а при скрещивании гибридов между собой происходит расщепление по фенотипу и генотипу в соотношении 1:2:1. При скрещивании земляники с красными плодами с растением с белыми плодами гибриды с розовыми цветками. Во втором поколении соотношение растений с красными, розовыми, белыми плодами 1:2:1.

в) множественный аллелизм – признак может определяться тремя аллелями одного гена – формирование 4 групп крови по системе АВ0. Три различных аллеля гена I определяет 4 группы крови , формируя 6 различных генотипов: 1 – ii? 2 – IAIA, IAIi 3 –IBIB,IBIi 4 – IAIB (i – отсутствие агглютиногена А и В)

Взаимодействие неаллельных генов

Комплементарность – явление, при котором сошедшиеся два неаллельные гена дают новый признак, непохожий на один из тех, которые формируются без взаимодействия. Во втором поколении возможно расщепление 9:7 или 9:6:1.

Задача №1

При скрещивании белоцветковых растений душистого горошка все потомство дало красные цветки. При скрещивании красноцветковых растений между собой получили 9 растений с красными и 7 с белыми цветками. Определите генотипы родителей и потомства.

Р фенотип

Генотип ААвв                       ааВВ

Гаметы Ав                              аВ

F1 генотип

Фенотип


Р фенотип

Генотип

Гаметы

   

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

         

Ав

         

аВ

         

ав

         

 

После заполнения таблицы попробуйте определить фенотипы некоторых растений, они вам известны из условий и решения первой части задачи

В условии сказано, что красных 9, а белых 7. Почему? Попробуйте ответить на этот вопрос, прочитав еще раз определение комплементарности ( это слово вам знакомо с изучения строения ДНК)

Ген А определяет выработку предшественника пигмента, а

Ген В превращает его в …………..

Эпистаз - явление, при котором гены одной аллельной пары подавляются генами другой пары. Он может быть доминантным и рецессивным

Задача №2

При скрещивании серых и вороных лошадей все потомство оказалось серым. При скрещивании гибридов между собой происходит расщепление – 12 серых, 3 вороных и 1 рыжая масть. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что ген А определяет серую масть, ген В – вороную, а ген А подавляет ген В

Р фенотип

Генотип ААвв ааВВ

Гаметы

F1 генотип

Фенотип


Р фенотип

Генотип

Гаметы

 

   

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

         

Ав

         

аВ

         

ав

         

 

Чтобы определить фенотипы лошадей, еще раз прочитайте определение эпистаза

Полимерия – явление, при котором различные доминантные неаллельные гены оказываю действие на один и тот же признак, усиливая его проявление.

Задача №3.

В брак вступает негр и белая женщина. Их дети – мулаты- вступают в брак с такими же мулатами. Среди их детей возможно следующее расщепление по цвету кожи – 1негр, 4 светлых мулата, 6 мулатов, 4 темных мулата и 1 белый. Определите генотипы родителей, детей и внуков, если известно, что гены А и В определяют черный цвет кожи, а гены а и в – белый

Р фенотип

Генотип

Гаметы

F1 генотип

Фенотип


Р фенотип

Генотип

Гаметы

 

   

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

         

Ав

         

аВ

         

ав

         

 

При определении фенотипа помните, что чем больше генов доминантных, тем темнее кожа.

Думаю, что после решения этих трех задач вы наглядно убедились в том, что ……………

Информация для учителя

Данная публикация – основа урока по взаимодействию генов. В зависимости от условий и желания можно весь материал разделить на 2 листа, которые выдаются каждому школьнику. На первом листе вся теоретическая информация, она может быть выдана в первой части урока без комментариев. На втором листе – бланки для решения задач, которые заполняются по ходу урока. На оформление задач затрачивается минимум времени урока. Весь урок идет работа над новым материалом, только в начале краткое повторение по взаимодействию аллельных генов

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (1)

Евгений Алексеевич, 07.02.17 в 02:00 0Ответить Пожаловаться
Приношу извинения коллегам. При загрузке таблицы искажаются
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.