Материалы к уроку по биологии на тему «Взаимодействие генов»
Урок по теме «Взаимодействие генов»
Генотип организма – это система взаимодействующих генов. Различают два вида взаимодействия генов. Первый вид – это взаимодействие аллельных генов
а) полное доминирование – при скрещивании гороха с желтыми и зелеными семенами все гибриды первого поколения имеют желтые семена. При скрещивании гибридов первого поколения между собой происходит расщепление по фенотипу 3:1, 75% потомства проявляют доминантные признаки (Второй закон Менделя)
б) неполное доминирование – при скрещивании гомозиготных по доминантному и рецессивному признакам гибриды первого поколения имеют промежуточный характер, а при скрещивании гибридов между собой происходит расщепление по фенотипу и генотипу в соотношении 1:2:1. При скрещивании земляники с красными плодами с растением с белыми плодами гибриды с розовыми цветками. Во втором поколении соотношение растений с красными, розовыми, белыми плодами 1:2:1.
в) множественный аллелизм – признак может определяться тремя аллелями одного гена – формирование 4 групп крови по системе АВ0. Три различных аллеля гена I определяет 4 группы крови , формируя 6 различных генотипов: 1 – ii? 2 – IAIA, IAIi 3 –IBIB,IBIi 4 – IAIB (i – отсутствие агглютиногена А и В)
Взаимодействие неаллельных генов
Комплементарность – явление, при котором сошедшиеся два неаллельные гена дают новый признак, непохожий на один из тех, которые формируются без взаимодействия. Во втором поколении возможно расщепление 9:7 или 9:6:1.
Задача №1
При скрещивании белоцветковых растений душистого горошка все потомство дало красные цветки. При скрещивании красноцветковых растений между собой получили 9 растений с красными и 7 с белыми цветками. Определите генотипы родителей и потомства.
Р фенотип
Генотип ААвв ааВВ
Гаметы Ав аВ
F1 генотип
Фенотип
Р фенотип
Генотип
Гаметы
АВ |
Ав |
аВ |
ав |
|||
АВ |
||||||
Ав |
||||||
аВ |
||||||
ав |
После заполнения таблицы попробуйте определить фенотипы некоторых растений, они вам известны из условий и решения первой части задачи
В условии сказано, что красных 9, а белых 7. Почему? Попробуйте ответить на этот вопрос, прочитав еще раз определение комплементарности ( это слово вам знакомо с изучения строения ДНК)
Ген А определяет выработку предшественника пигмента, а
Ген В превращает его в …………..
Эпистаз - явление, при котором гены одной аллельной пары подавляются генами другой пары. Он может быть доминантным и рецессивным
Задача №2
При скрещивании серых и вороных лошадей все потомство оказалось серым. При скрещивании гибридов между собой происходит расщепление – 12 серых, 3 вороных и 1 рыжая масть. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что ген А определяет серую масть, ген В – вороную, а ген А подавляет ген В
Р фенотип
Генотип ААвв ааВВ
Гаметы
F1 генотип
Фенотип
Р фенотип
Генотип
Гаметы
АВ |
Ав |
аВ |
ав |
|||
АВ |
||||||
Ав |
||||||
аВ |
||||||
ав |
Чтобы определить фенотипы лошадей, еще раз прочитайте определение эпистаза
Полимерия – явление, при котором различные доминантные неаллельные гены оказываю действие на один и тот же признак, усиливая его проявление.
Задача №3.
В брак вступает негр и белая женщина. Их дети – мулаты- вступают в брак с такими же мулатами. Среди их детей возможно следующее расщепление по цвету кожи – 1негр, 4 светлых мулата, 6 мулатов, 4 темных мулата и 1 белый. Определите генотипы родителей, детей и внуков, если известно, что гены А и В определяют черный цвет кожи, а гены а и в – белый
Р фенотип
Генотип
Гаметы
F1 генотип
Фенотип
Р фенотип
Генотип
Гаметы
АВ |
Ав |
аВ |
ав |
|||
АВ |
||||||
Ав |
||||||
аВ |
||||||
ав |
При определении фенотипа помните, что чем больше генов доминантных, тем темнее кожа.
Думаю, что после решения этих трех задач вы наглядно убедились в том, что ……………
Информация для учителя
Данная публикация – основа урока по взаимодействию генов. В зависимости от условий и желания можно весь материал разделить на 2 листа, которые выдаются каждому школьнику. На первом листе вся теоретическая информация, она может быть выдана в первой части урока без комментариев. На втором листе – бланки для решения задач, которые заполняются по ходу урока. На оформление задач затрачивается минимум времени урока. Весь урок идет работа над новым материалом, только в начале краткое повторение по взаимодействию аллельных генов
Евгений Алексеевич