12.5. Какие эпизоды романа «Преступление и наказание» вы бы предложили для иллюстрации? ( с опорой на текст)
«Преступление и наказание» является психологическим романом, так как в нём главное место занимает описание душевных мук человека, совершившего убийство. Углублённый психологизм — характерная черта творчества Достоевского. Самому преступлению посвящена одна часть романа, а внутренним переживаниям убийцы - остальные пять частей. Следовательно, для писателя важнее всего было изобразить муки совести Раскольникова, показать, как герой пришел к покаянию.
В романе много эпизодов, интересных не только для читателя, но для художника-иллюстратора. Я бы хотела обратить внимание на те главы, которые меня особенно потрясли. В первую очередь, это сцена чтения Евангелия о воскресении Лазаря. После преступления Родион приходит к Соне. Он видит, что на комоде лежит какая-то книга. Это был Новый завет в русском переводе. Герой берет книгу, подносит ее к свече и перелистывает. Мне кажется, что можно изобразить его горящие глаза, бледные, что-то бормочущие губы, всклокоченные волосы. Какой-то внутренний импульс заставляет Раскольникова открыть Евангелие, а мысли сами обращаются к притче о Лазаре. На самом деле все происходящее нельзя назвать случайным. Со дня совершения убийства проходит ровно 4 дня. Лазарь, который 4 дня мертв физически «четыре дни, как он во гробе», восстал и воскрес. В таком внутреннем воскрешении нуждается Родион. Но пока у него нет для этого главной опоры – веры.
В это время Соня упорно глядела в землю, боясь взглянуть на него. Она стояла немного боком к столу. Соня невысокая, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, у нее красивые голубые ясные глаза, в которых столько боли, тоски. Именно ее просит прочитать Родион книгу. Соня читает, сначала голос дрожит, она волнуется, но вскоре успокаивается. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». Этот эпизод очень важен для понимания основной идеи – путь воскрешения Раскольникова через веру в Бога.
Еще один эпизод, на котором я хотела бы остановиться, находится в финале романа. По объему это совсем небольшой отрывок текста, однако он имеет очень важное значение в эволюции характера Родиона Раскольникова. После очередного посещения Сони, истерзанный душевными муками, Раскольников выходит на улицы Петербурга. Он понимает, что идет признаваться в своем преступлении. Попробуем увидеть сцену покаяния героя на Сенной площади. Мы видим толпу, пляшущего пьяного человека и Раскольникова. Он стоит на коленях среди площади, кланяется до земли и целует эту грязную землю, с наслаждением. Сильный эпизод! С него начинается важнейший этап жизни – раскаяние и очищение.
И последний эпизод, который требует особого внимания. Ясный и теплый день. Высокий берег реки. Необозримая степь, чуть приметными точками чернеют кочевые юрты. Раскольников смотрит неподвижно вдаль. Рядом с ним Соня в зеленом платке. Лицо ее осунувшееся после болезни. Она радостно улыбается ему. Эпизод заставляет поверить, что теперь судьбы этих людей сплетены в одну. А впереди их ждёт трудный, но радостный путь к воскрешению, к новой жизни.
Валеева Дания Рашитовна
coolbang123
Селиванова Галина Геннадьевна