Статья «Мечтать не вредно — вредно не мечтать»
Мечтаю о светлом будущем, когда правительство России захочет снова доверять учителям. Людям, вечно тянущим на своих плечах ненормированную, нескончаемую работу и ответственность сразу за всё: жизнь, воспитание, развитие школьников и результаты их обучения. Людям, которые умудряются выживать в условиях непредсказуемой и всё набирающей обороты «оптимизации» учебного процесса. От которых при выдаче зарплаты и финансировании школы ждут невозможного - скромно и с достоинством доказать стране, что из одной маленькой овчинки запросто можно сделать семь полноценных шапок.
Почему думаю, что учителям не доверяют? Да потому что это недоверие практически официально закреплено самой системой оплаты труда педагога. Общество знает из СМИ, что учителям уже несколько лет хорошо платят. Что знают об этом сами учителя? Что всё сложно… Есть обязательная минимальная часть суммы, а есть стимулирующий фонд. Этот фонд придуман из добрых побуждений. Государство хочет воспитать учителя новой формации – того, кто отвечает требованиям стандартов современного образования, работает на результат, успешен. Вот только «минималка» в его зарплате чаще всего такая минимальная, что ставит «сеющих разумное, доброе, вечное» перед необходимостью выживать в буквальном смысле и думать о материальных ценностях чаще, чем стоило бы.
«А что тут такого? – спросит кто-то. – Все крутятся». Да в том-то и дело, что крутятся, толкаются, стараются изо всех сил урвать куш побольше. Вот только специфика профессии учителя особенная. Здесь суета, рвачество, «рынок», ой, как опасны!.. Современные стандарты образования нарисовали идеальный образ успешного педагога. Его характеризует «готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений». Но из этого списка особенно много приходится реальным специалистам работать над «готовностью к переменам» и «принятием решений» о том, что бы такого ещё сделать, в какой бы конкурс влезть, чтобы доказать, что они достойны дополнительного куска из заветной кормушки – стимулирующего фонда.
Может, кому-то покажется странным, но учителя – они разные. Потому что учителя – это люди. Я точно знаю. Своими глазами видела.
Одни бывают тихими и скромными. Такие не любят выступать на собраниях. Им проще донести свои мысли до учеников, родителей и коллег в формате урока, в беседе, за круглым столом, где все в равных позициях, а не с кафедры, не со сцены, нависая над зрителями, как участники шоу «Минута славы».
Другие, напротив, активны, целеустремлённы, амбициозны, любят соревновательный дух, готовы не спать, не есть - лишь бы соответствовать ожиданиям окружающих и прыгнуть выше этих ожиданий. Благодаря им рейтинг школы повышается, что немаловажно в наши дни.
Третьи – работяги. Чудики, которые сидят часами в своих кабинетах, возятся с учениками, их идеями, вместе что-то изобретают, создают, изучают. Для них хуже нет приглашения на педсовет (от учеников отрывают!) и заполнения бумаг (что за досадная трата времени!).
Есть и те, что ходят на работу по привычке. Да, есть. Но таких учителей не перевоспитаешь ничем. И это, к счастью, исключение из правил. А в целом, я уверена, разные учителя одинаково нужны школе. Все вместе они создают тот самый природный баланс, без которого коллектив учителей и школьники уже давно ударились бы в крайности.
Безусловно, стимулирующий фонд имеет свои плюсы. Заставляет браться за новые проекты, участвовать в конкурсах, видеть результаты своей работы в сравнение с другими, делать выводы, совершенствовать свой труд. Но как невозможно жить без будней - одними праздниками, так невозможно ориентироваться на одни лишь конкурсы, фестивали, выступления на публику. И отчитываться о своих достижениях, отчитываться, отчитываться… А ну как воспитаем мы в молодом поколении любителей только успеха и показухи?..
Вспоминаются мне слова Дэвида Орра: «Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах <…> и любящих. <…> в людях с моралью, которые готовы <…> сделать мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе». Продолжает мысль автора и наша соотечественница Светлана Горбунова: «Возможно, настало время пересмотреть наше представление об успехе? Будем считать успешными тех, кто каждый день делает мир чуть лучше — немного, в меру своих возможностей, без претензий на глобальный размах». Хорошо сказано. Добавить нечего.