Мероприятие "День птиц"

0
0
Материал опубликован Вчера в 12:05

Кочурова Юлия Сергеевна,

Педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории,

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр»

Нижнекамского муниципального района


СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

«ДЕНЬ ПТИЦ».


Аннотация

Экологическое мероприятие для школьников «День птиц» проводится для обучающихся общеобразовательных организаций, освоивших программу «Зоология» (7-8 класс).

Методическая разработка сценария «День птиц» представляет собой сценарий экологического квеста, где ребята делятся на команды, поэтапно проходят весь заданный маршрут. Каждая станция ждёт их с увлекательными вопросами и играми: «Правда-неправда», «Птичий календарь», «Где обедал воробей», «Чей нос лучше», «Птичья трель». Задания квеста представлены в Приложении 1.

Можно предложить детям выполнить командное домашнее задание – изготовить искусственное гнездовье, например, скворечник.

На мероприятии могут присутствовать специалисты природоохранных служб, которые выступят приветственным слово, а также дадут экспертную оценку изготовленным искусственным гнездовьям.

Опыт проведения такого мероприятия позволяет представить его в виде конспекта-сценария с методическими комментариями. Это может быть интересным и полезным для учителей общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования, вожатых детских оздоровительных лагерей, волонтеров.

Мероприятие проводится с целью формирования активной жизненной позиции в деле охраны птиц нашего края, развития природоохранной, интеллектуально-творческой активности школьников.

Задачи:

- развитие познавательной активности детей в области биологии и экологии представителей класса птиц;

- воспитание любви и бережного отношения к птицам, ответственного и действенного отношения к природе;

- формирование интереса обучающихся к решению экологических проблем лесопарковых территорий города и района.


Ход мероприятия.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые педагоги и все участники нашего праздничного мероприятия! Сегодня в этот теплый апрельский день, когда все кругом согрето дыханием весны, мы собрались в этом парке.

Ведущий 2: Пришла весна, возвращаются перелетные птицы, а значит наступило время для нашего экологического праздника «День птиц».

Ведущий 1: Официально весь мир отмечает Международный день птиц 1-го апреля. В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц.

Ведущий 2: А сейчас слово для приветствия предоставляется начальнику Межрайонного отдела государственного комитета по биологическим ресурсам РТ – Иванову Эдуарду Павловичу.

Ведущий 2: Спасибо, Эдуард Павлович.

Ведущий 1: Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

Ведущий 2: Многое вы знаете о птицах, но многое вам еще и не известно. Вот, например, а знаете ли вы, что... Колибри едят до 60 раз в сутки.


Ведущий 1: Наибольшая высота, на которой могут летать птицы – 8230 м.


Ведущий 2: И сегодня мы предлагаем Вам почувствовать себя юными орнитологами и показать все знания о птицах.

Для этого вам необходимо пройти по заданному маршруту, где вас ждут несколько увлекательных этапов:

Один из этапов – это «ИСКУССТВЕННЫЕ ГНЕЗДОВЬЯ», где наше компетентное жюри оценит Ваши искусственные гнездовья. Все команды сдали гнездовья на оценивание? Отлично!

А также вас ждет еще 5 точек с интересными заданиями: «Правда-неправда», «Птичий календарь», «Где обедал воробей», «Чей нос лучше», «Птичья трель».

Напоминаем, что в маршрутных листах необходимо написать название своей команды и руководителя.


Ведущий 1: Сейчас мы раздадим маршрутные листы каждой команде, в которых отмечаются прохождение этапов и баллы. Внимательно смотрите на порядок ваших этапов и ничего не перепутайте! Ребята, помните, что мы соревнуемся не на время, а на количество баллов!


Ведущий 2: После того, как вы пройдете последний этап возвращайтесь сюда и сдайте маршрутные листы.


Ведущий 1: Ну что, готовы?? ааа не все так просто!


Ведущий 2: Для начала мы проверим какая команда самая дружная.


Ведущие по очереди представляют команды, а участники громко приветствуют всех (кричат, хлопают или машут руками, топают и т.д.).


Ведущий 1: Какие вы все дружные, громкие и веселые!

А сейчас приглашаются капитаны команд (самые громкие и яркие команды). Забирайте маршрутные листы и желаем вам удачи.


Ведущий 2: Вы что, правда думали, что мы вас всех так просто отпустим? Дальше сложнее.


Ведущий 1: Пока эти команды получают маршрутные листы, мы с вами вспомним названия перелетных птиц. МЫ обращаемся к какой-нибудь команде, а вы нам дружно называете птицу. Перелетную!!!


(Примерный список перелетных птиц: ласточка, грач, скворец, жаворонок, гуси, лебеди, аист, журавли, кукушка, соловей, цапля, горлица, горихвостка, дрозд, дубонос, зяблик, иволга, конек лесной, малиновка, пеночка теньковка, славка черноголовка, трясогузка, чибис, коростель, рябинник, серая мухоловка, овсянка, зарянка.)


Ведущий 2: Ничего себе, молодцы! Знаете, оказывается, перелетных птиц. Команды (назвавшие наибольшее количество птиц) получайте свои маршрутные листы. Желаем удачи!


Ведущий 1: ну, а теперь поиграем в такую игру – ''Птица – не птица''.

Если я скажу название птицы, вы дружно хлопаете в ладоши. Если это будет название другого животного или какого-либо растения – вам нужно поднять руки, как можно выше.

Поганка – птица,

Выхухоль – млекопитающее,

Крохаль – птица,

Зимородок – птица,

Бабирусса – млекопитающее, сем. Свиных,

Альбатрос – птица,

Амадина – птица,

Плодожорка – насекомое,

Бекас – птица,

Бокоплав – мелкое ракообразное,

Вальдшнеп – птица сем. Бекасовых,

Перелеска – травянистое растение, первоцвет,

Зяблик – птица,

Пеночка – птица,

Руконожка ай-ай – примат,

Свиристель – птица,

Венерина мухоловка – растение,

Овсянка – птица,

Совка – бабочка,

Летяга – белка,

Ткачик – птица,

Аистник – травянистое растение,

Цесарка – птица, сем. Фазановых.


Ведущий 2: Отлично! Молодцы! А вот и ваши долгожданные маршрутные листы! Желаем удачи в прохождении этапов! (Раздаем остальные маршрутные лист).

После прохождения квеста подводятся итоги и награждаются команды, набравшие наибольшее количество баллов.



Приложение 1.

Станция «Правда-неправда»

За каждый правильный ответ 1 балл(макс.10).

1. На сегодняшний день людям известно 10 694 вида птиц, которые живут на Земле. (Правда)

2.Аисты в процессе перелета способны засыпать, не опускаясь при этом на землю. (Правда)

3. В среднем потовые железы птиц выделяют 15 мл пота в сутки. (Нет, Птицы не могут потеть.)

4. Кроме дельфинов и людей, интересные имена есть и у попугаев. Родители-попугаи дают имена птенцам при помощи чириканья. (Правда)

5. На Каме появился обитатель морских водоемов - Баклан. (Правда)

6. Во всем мире существует 16 видов ядовитых птиц (Нет, только 6.)

7. Самые распространенные птицы на Земле – это голуби. (Нет, это куры)

8.Форма клюва птицы соответствует типу еды, которой они питаются в дикой природе. (Правда)

9. Чайки без проблем могут пить соленую воду, потому что их гланды фильтруют соль. (Правда)

10. У страуса глаз меньше, нежели его мозг (Нет, глаз больше, чем мозг)


Станция «Птичий календарь» (Задания меняются каждый год)

За каждый правильный ответ 1балл(макс. 5)

Необходимо подготовить пазлы.

1. Ежегодно с целью привлечения внимания населения России к птицам и проблемам их охраны, Союзом охраны птиц России выбирается "Птица года", которая становится символом работы по охране птиц. Назовите птицу года 2023? (Кроншнеп) – 1 балл

2. В юбилейный год Союза охраны птиц России, как и несколько лет назад, объявлен птицей 2023 года - кроншнеп, который изображен на их эмблеме. В Каком году еще птицей года был кроншнеп? (2003) – 1 балл

3. Кроншнепы – это крупные кулики (вес– 0,15‑1,2 кг, размах крыльев у некоторых – более 1 м) неяркой коричнево-серой окраски с темными и светлыми пестринами. Для них характерен длинный, отчетливо и плавно изогнутый книзу клюв, хорошо отличающий этих птиц от всех других российских куликов. Как используют свой клюв эти птицы? (Птицы используют его как пинцет, собирая свой корм – насекомых и других мелких беспозвоночных – в густой траве. Отлично пользуются птицы своим «пинцетом» и добывая корм по берегам водоемов.) – 1 балл(Ответ для питания, кормления должен быть более конкретным).

4. Предлагаю вам собрать небольшой пазл. - 1 балл

5. Что у вас получилось? (Эмблема Союза охраны птиц России, на которой изображен кроншнеп) – 1 балл




Станция «Чей нос лучше?»

За каждый правильный ответ 1 балл.

Для станции необходимо подготовить изображения мест обитания и птиц.

Нужно распределить птиц по ареалам обитания: лес, водоем и прибрежная зона, открытое пространство. При этом необходимо объяснить по каким именно признакам вы отнесли ту или иную птицу к ее местообитанию.

НАПРИМЕР:

Лес: дятел, клест, сова

Водоем: утка, цапля, чайка

Поле/открытое пространство: перепелка, жаворонок, куропатка.

Примерные объяснения: крестообразная форма клюва клеста помогает ему вылущивать семена из шишек; клюв утки выступает в роли отличного фильтра: он пропускает грязь и воду, а еду оставляет за зубами. С помощью языка утка выталкивает ненужное и съедает пищу. Цапли отличаются длинными ногами и длинной шеей, которые помогают добывать пищу из воды без намокания тела. и т.д.


Станция «Где обедал воробей»

Для станции необходимо подготовить образцы питания для демонстрации.

За каждый правильный ответ 1 балл (Макс.8)

Ребята, когда для птиц наступает тяжелое время? (зимой) Мы должны им помогать(да), а как?(развешивать кормушки и подкармливать зимой)

Существуют особые правила:. Птиц надо именно подкармливать, а не кормить. То есть еды в кормушке должно быть достаточно, чтобы птицы не погибли с голоду, но меньше, чем им необходимо – чтобы они не привыкали и не становились зависимыми от человека.

Кормушка должна быть подходящей формы – иметь навес для защиты от снега и бортики для того, чтобы корм не сдувало ветром.

Птицам нужно предлагать только подходящий корм.

Давайте же наполним нашу кормушку только тем кормом, который не сможет навредить нашим птицам.

Если дети считают, что корм нельзя, то объяснить почему. Если можно, то для каких птиц.


НАПРИМЕР:

Нельзя: Пшено - его лишают оболочки, вследствие чего оно подвергается окислению жиров на поверхности. А в дальнейшем появляются вредные химические вещества и болезнетворные организмы. Более того из-за отсутствия оболочки пшено имеет более бедный питательный состав.

Сухарики – содержит различные приправы. Организм птиц не приспособлен для переваривания такой пищи, она может им навредить.

Печенье – Содержит сахар.

Свежий белый хлеб – вызывает брожение в зобу птиц

Можно: Кусочек мела (источник кальция), Нежареные семечки, сушеные ягоды, шишки.


Станция «Птичья трель»

За каждый правильный ответ 1 балл.

Необходимо подготовить аудио с пением птиц(или использовать специальное приложение) и изображения этих птиц.

Ребята, вам необходимо выбрать ту картинку, на которой изображена птица, пение которой вы услышите сейчас. А также нужно ее назвать.

НАПРИМЕР:

Галка, ворона, синица, ласточка, снегирь.

Трясогузка желтая, воробей, грач, синица, снегирь

Если правильно определили название, картинку и пение – 1 балл.

Если где-то ошиблись( в названии, или в картинке, или в пении) – 0 баллов.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.