Доклад «Метапредметные результаты обучения по ФГОС как новый формат оценки уровня образованности современных детей. Что это такое?»
Ольга Владимировна Чудовская,
заместитель директора -
организатор образовательного процесса
МБОУ «СОШ 7», город Губкинский, ЯНАО,РФ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС
КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Школа должна
первую очередь учить детей мыслить —
причём всех детей, без всякого исключения.
Василий Васильевич Давыдов
В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.
Задача метапредмета в целом — способствовать воспитанию современной всесторонне развитой личности, которая сможет найти себя в мире. А само понятие «метапредметные результаты» обучения включено в регламентирующий процесс образования ФГОС.
Суть метапредметных результатов обучения по ФГОС.
Чтобы понять, о каких результатах идёт речь, следует начать с определения понятия метапредмет.
Метапредмет - это экспериментальная установка, в рамках которой ребёнок осваивает не только предметную область, но и деятельность, причём, как правило, не одну. Реализация этой установки происходит в рамках хронометража обычного учебного занятия в школе.
Таким образом, получается, что метапредметные результаты — это реальная возможность для каждого участника образовательного процесса усвоить несколько способов деятельности в рамках работы над одним или несколькими учебными предметами или при решении тех или иных проблем в реальной жизни, то есть выработка универсальных учебных действий (УУД). Умение ставить перед собой задачи — один из ключевых метапредметных результатов. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.
В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной.
Среди них:
стратегические;
исследовательские;
проектировочные;
сценирующие;
моделирующие;
конструирующие;
прогнозирующие.
Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.
Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.
К таким метаумениям относятся:
основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.).
Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картины мира. Это позволяет объединить личное, познавательное, общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.
Содержание метапредметных компетентностей.В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования.
Их условно можно разделить на несколько групп.
Умение планировать и осуществлять свою деятельность:
самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;
уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.
Умение работать в коллективе:
организовывать совместную познавательную деятельность с учителем
и одноклассниками, сотрудничать;
эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять
свои интересы коллективным;
находить общее решение, которое будет удовлетворять общим
интересам;
проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и
аргументировать свое мнение.
Умение осуществлять познавательные действия:
определять суть понятий, обобщать объекты;
находить аналогии;
самостоятельно находить критерии и основания для классификации,
осуществлять классификацию;
устанавливать причинно-следственные связи;
выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и
собственные выводы;
создавать, использовать и изменять символы, знаки;
создавать схемы и модели для решения различных познавательных или
учебных задач;
осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его
содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).
Умение использовать компьютерные технологии:
использовать различные источники получения информации с помощью
компьютера;
определять надежность и достоверность источника;
уметь выбирать нужную информацию;
знать способы передачи, копирования информации;
использовать возможности Интернета для продуктивного общения,
взаимодействия.
Наличие коммуникативных умений:
полноценное владение устной и письменной речью;
уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от
ситуации и задачи коммуникации;
с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции,
мысли, потребности;
поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво
донести до него свои мысли и доводы;
иметь высокую культуру речи.
Виды активности:
Виды активности, определяющие успешность каждого уровня
метапредметных результатов, представлены 5 (пятью) позициями:
Личностные. Их основополагающим критерием является ответ на
вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?», а также способность к самоидентификации, самоанализу и ориентированию в разных социальных ролях.
Связанные с познанием. То есть умение поставить задачу обучения,
выбрать способы её достижения, обрабатывать источники информации, структурировать то, что почерпнул, умение найти проблему и способ её разрешения и т.д.
Связанные с логикой. Определяются способностью анализировать,
устанавливая причинно-следственные тонкости, доказывать своё мнение.
Обусловленные условиями коммуникации, то есть способность
вступать в диалог, формулировать мысли и т.д.
Планирование, коррекция (если в ходе выработки тех или иных УУД у
ребёнка возникают сложности, например, учащийся не может контролировать свои реакции, когда получает отрицательные оценки).
В этом перечне два последних пункта остаются прерогативой учителя, в то время как первые три предполагают деятельность учеников.
Однако нельзя утверждать, что эти позиции носят устойчивый характер, ведь и учитель, готовясь к уроку, обрабатывает информационные источники, ищет проблему, способы её разрешения и т.д. Точно так же, как и дети, должны учиться вступать в диалог, чётко формулировать свои мысли и уметь вносить коррективы в план работы.
Отдельно нужно остановиться на функциях методических объединений педагогов, действия которых полностью опираются именно на деятельность, связанную с планированием работы (всего образовательного учреждения, а также каждого учителя в отдельности) и коррекцию, если метапредметные результаты не соответствуют предполагаемым итогам. Суть работы методических объединений сводится к тому, что учителя, а также завучи по учебно-воспитательной работе и директор школы, собираются на регулярные (еженедельные или 1 раз в 2–3 недели, ежеквартальные и ежесеместровые) заседания, где обсуждаются:
вопросы оценивания работы детей (обычно, каждое заседание
посвящено анализу результатов по предметам отдельным циклов);
трудности с реализацией того или иного вида активности в рамках
отдельных уровней метапредметных результатов;
замечания в отношении работы конкретных классов или отдельных
учеников, у которых наблюдается отставание по 3 и более метапредметам (эту информацию, как правило, предоставляет классный руководитель).
Также на заседаниях вырабатывается общая стратегия решения возникших трудностей.
Предполагаемые итоги образования детей по системе:
Стандартом Образования обозначены следующие ожидаемые от ребёнка на разных уровнях образования (то есть в начальной, основной и старшей школе) метапредметные результаты:
способность прогнозировать своё речевое и неречевое поведение в
разных ситуациях; формирование коммуникативной компетенции;
умение адекватно устанавливает границы уже известного и
неизвестного;
способность ставить и формулировать для себя цели действий,
прогнозировать результаты, анализировать их (причём как положительные, так и отрицательные), делать выводы в процессе работы и по её окончании, корректировать намеченный план, ставить новые цели;
умение извлекать нужную информацию из разных видов источников,
систематизировать её, анализировать и представлять в разных формах;
рефлексия (то есть самооценка, самонаблюдение, самоконтроль) в
процессе коммуникации;
умение выделать ключевую мысль в прочитанном, определять главные
факты, устанавливать между ними логические цепочки.
Другими словами, метапредметные результаты — это «мостики», которые соединяют все источники познания (УУД), давая возможность каждому ребёнку отреагировать на собственные действия, осознать процесс выполнения и проанализировать итог.
В рамках метапредметного обучения ребёнок должен не только спланировать свою деятельность и найти нужную информацию, но и легко включатся в диалог с другими учащимися и учителем. При работе с метапредметом ученик должен уметь структурировать полученные знания.
Порядок проверки метапредметных результатов:
Качество формирования УУД, то есть метапредметные результаты, проверяется регулярно на всех уровнях: от ученика до учителя и методиста. И систематичность эта проявляется в оценивании на каждом этапе работы над темой урока (при постановке целей, проблемы, разработке собственного продукта, сопоставлении с уже существующими, рефлексии). Затем результаты отдельных уроков суммируются при составлении оценок за временные промежутки (месяц, четверть, семестр, учебный год), а впоследствии и за все годы обучения (именно в этом и состоит масштабность инновационной технологии метапредмета, описанного ФГОС). Последнее планируется внести обязательным пунктом в план составления характеристики выпускника 9, 11 классов.
Таким образом, привычные баллы приобретают несколько иную содержательную сторону выставления: оценивается не способность репродуктивно воспроизводить полученную информацию, а умение практически адаптировать полученные сведения на практике в разных областях знаний.
Метапредметные результаты каждого ребёнка суммируются, начиная с начальной школы.
Распределение оценивающей деятельности:
Оценивающая деятельность ученика заключается в следующем:
выполнении заданий, полученных от учителя (тестового характера или
создании проектов, интегрирующих знания, умения и навыки из разных предметов);
ведении дневника или листа самооценки;
выставлении оценок своей работе, а также работе одноклассников.
Оценивающая деятельность педагога сводится к:
проектированию заданий для учеников;
наблюдению за ходом их деятельности (с занесением в специальный
журнал/карту наблюдений);
выбору формы проверки (фронтальной, групповой, индивидуальной,
письменной, персонифицированной, неперсонифицированной);
выставлению баллов и комментированию ответов.
Оценивающая работа методистов заключается в:
разработке методических указаний для составления заданий для
учащихся;
составлении карты оценивания учащегося;
анализе работы конкретного класса на основании
персонифицированных или неперсонифицированных проверок.
Приведу пример в начальной школе:
При проверке метапредметных результатов анализируются все УУД. Проверка метапредметных результатов включает также и уровень владения детьми ИКТ в рамках изучаемого предмета. При оценке результатов по каждому метапредмету анализу подлежат все уровни УДД.
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Составлять тему урока из данных вразброс слов («хорошо», «что», «плохо», «такое», «что», «и», «такое»). Вместе с учителем составлять план урока (формулировка может быть такой:»Как вы думаете, о чём мы будем говорить в рамках этой темы?» и т.д.) |
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям (например, классические задания «Найди 10 отличий»: злой и добрый человечек отлично впишется в тему урока). |
Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное (стихотворение Маяковского «Крошка сын к отцу пришёл…»); Понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку. |
Таким образом, метапредметные результаты дают возможность контролировать процесс образования, направленный на освоение детьми разных способов познания. Такой современный подход к мониторингу обучения, развития и воспитания основывается на проверке качества применяемых ребёнком универсальных учебных действий. Ребята могут обрабатывать информацию из максимального количества областей знаний.
На сегодняшний день, как показывает практика, это самый прогрессивный способ «отформатировать» привычный репродуктивный способ передачи нового подрастающему поколению.