12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Салова Татьяна Владимировна289
Россия, Хабаровский край, г. Амурск
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
2

Индивидуальный итоговый проект как форма оценки метапредметных результатов


Индивидуальный итоговый проект

как форма оценки метапредметных результатов


Т.В. Салова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5 г. Амурска



​​​​​​​ В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

По ФГОС, защита итогового индивидуального проекта – это основная процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов. Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:

- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность работать с информацией;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

С 2017 года в нашем общеобразовательном учреждении проектная работа стала обязательной формой образовательной деятельности, выполняемой обучающимися 9-11 классов в рамках одного или нескольких учебных предметов.

В 2018-2019 учебном году я была руководителем нескольких проектных работ по литературе учащихся 11 класса.

Белявская Ксения работала над проектом «Литературная прогулка по Санкт-Петербургу». Она изучила литературу, посвященную культурной столице России, подготовила исторические справки по объектам, связанным с литературным наследием Санкт-Петербурга и создала мультимедийный продукт, в котором обобщила собранный материал. Ксения успешно защитила свой проект, получила отличную отметку; ее проект был представлен на 12 научно-практической конференции научного студенческого общества, где получил высокую оценку.

Этот видеоролик учителя-словесники могут применять на уроках литературы или занятиях внеурочной деятельности.

Творческий проект по литературе, посвященный памяти В.С. Высоцкого, объединил почти весь 11 класс. В течение недели ученики погружались в тему: читали стихи Высоцкого, изучали его биографию, слушали песни, смотрели фрагменты фильмов и спектаклей. Рассмотрев множество сценариев литературно-музыкальных композиций по теме «В.С. Высоцкий», они остались недовольны, им не хватало какой-то «изюминки», хотелось показать, что Владимир Семенович не так далек от их поколения. В поисках решения был организован «мозговой штурм», в результате которого наконец появилась идея: в трудный период самоопределения творческим молодым людям может помочь Высоцкий, сам прошедший нелегкий путь к пику популярности. Так появились в сценарии актриса, поэт, певец и музыкант. Кому-то пришла в голову мысль, что подтолкнуть их всех к Высоцкому может наследник дедушки, страстного поклонника авторской песни. Перебирая разные варианты представления Высоцкого, ребята неожиданно пришли … к «спиритическому сеансу».

Когда работа над идеей и узловыми моментами инсценирования закончилась, стали распределять роли. Интересно, что вызвались участвовать в этом проекте и совсем нетворческие, казалось бы, ученики. Быстро распределились роли выступающих. Кроме того, нужны были сценарист, декораторы, ответственные за музыкальное сопровождение и просто те, кто закрывал бы и открывал бы кулисы.

t1646695199ab.pngЯ была только консультантом. Не нужно было никого заставлять ходить на репетиции, ребята сами репетировали в свободную минуту, хотя все были очень заняты после уроков. Я присутствовала на двух репетициях, в том числе генеральной. К сожалению, не удалось изменить голос говорившего за кадром с помощью компьютерной программы (хотелось, чтобы он был похож на голос Высоцкого).

Но все-таки выступление состоялось. Приглашенные девятиклассники, учителя и родители, посмотрев литературно-музыкальную композицию, остались довольны. Некоторые девятиклассники обратились к творчеству Высоцкого, кто-то захотел тоже поучаствовать в подобном проекте.

Защищали проект три ученицы 11 класса: Макуха Полина (художник-декоратор), Богдан Вероника (сценарист) и Шевченко Кристина (помощник режиссера-постановщика). Все получили отличные отметки.

t1646695199ac.pngВ 2019-2020 году я стала руководителем проекта ученицы 11 класса Ерошенко Анастасии «Читательский бенефис Ерошенко Анастасии. «Повести Белкина» А.С. Пушкина». Интересная форма творческого выступления была представлена восьмиклассникам. Анастасия тщательно отобрала учебный материал, связанный с созданием «Повестей Белкина», познакомила ребят с понятием «авторская мистификация», обсудила с ними особенности каждой повести. Представ перед публикой в образе барышни-крестьянки, она прочитала наизусть монолог Лизы, а затем провела небольшую викторину. Учащиеся 8 класса были активными участниками бенефиса, им очень понравилось выступление старшеклассницы. В конце данного образовательного события они пожелали Анастасии творческих успехов при поступлении в театральный вуз. Монолог барышни-крестьянки был представлен Ерошенко А. на школьном и районном этапах конкурса чтецов «Живая классика» и получил 1 место.

Таким образом, итоговые проекты по литературе были ориентированы на интересы и жизненную ситуацию учеников, дали возможность связать теорию с практикой, развили исследовательские и творческие способности учащихся и позволили организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками и ребятами разных возрастов. При защите творческих индивидуальных проектов по литературе учащиеся 11 класса продемонстрировали высокий уровень достижения метапредметных результатов.

Список используемой литературы

Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М.,2003

Нарушевич.А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие/под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013

Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. – М., 2011

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. –М., 2012



Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.