12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия Юрочкина40
0

Методическая разработка урока 6класс по теме: «Цвет. Основы цветоведения.»

Методическая разработка учебного занятия 

по изобразительному искусству МБОУ «СШ №14»

Учитель ИЗО: Юрочкина Юлия Петровна


                                                                   

6 класс. Тема: Цвет в живописи.


Цель

Формирование представления о цвете как физическом явлении, классификации цвета, о  субъективности его восприятия человеком.  

Задачи урока

Дидактическая: Расширить знания о  разнообразии и характеристике цвета, сформировать представления об основных, составных, дополнительных,  теплых и холодных цветах.

Развивающая: Развивать художественно - эстетические способности, творческую фантазию, повышать уровень мотивации и познавательного интереса обучающихся.

Воспитательная: Воспитывать чувство партнерства, ответственности.

Тип урока

Комбинированный

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Цвет, цвет в живописи

Наглядно-демонстрационный материал

Демонстрационный материал с изображением работ художников живописцев, схемы, образец рисунка поэтапного рисования, презентация, медиа-ресурсы как источник информации.

Оборудование

Проектор, компьютер, экран, листы бумаги, карандаши, краски кисть и др.

Организационная структура урока


План урока

1.Организационный момент

Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку.

2.Сообщение темы урока.

Сведения о цветоведении.

Цветоведение – наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками. Цвет в живописи играет огромную роль. Это одно из средств выразительности и эмоционального воздействия рисунка. Цвет не только передает цветовую окраску предметов, но может рассказать нам о настроении художника, пишущего картину, о том, что он хочет сказать. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Поэтому изучение законов цвета очень важно для каждого художника.



3. Изучение нового материала






Свойства цвета. (Основные и составные цвета)

Видим ли мы в темноте цвета? Нет.

Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета.


Что такое цвет? Цвет-дитя света. Свет- это частный случай электромагнитного излучения.

Свет распространяется волнами, которые отражаются или поглощаются поверхностью предметов. Световые волны не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом. Короткие волны дают ощущение красных и

желтых цветов, а более длинные – синих и фиолетовых.


Цвета (желтый, красный, синий) которые невозможно получить смешиванием каких-либо красок называют основными.  


Цвета которые можно получить от смешивания основных красок, их называют составными

Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг. Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.


Проведя в цветовом круге диаметр через середину жёлтого цвета, можно определить, что противоположенный конец диаметра пройдёт через середину фиолетового цвета 


Напротив оранжевого расположен синий цвет. Таким образом, легко определить пары цветов которые называют дополнительными


Что такое насыщенность и светлота 

Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

Цветовая гармония.

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов.


Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами


В цветовых схемах приведены гармоничные сочетания цветов.


Типы цветовых гармоний:

1. Двухцветная.

Диаметрально удалённая пара. контрастное сочетание. Цвета расположены друг против друга Жёлтый и фиолетовый. Предельно удалённые пары.

2. Трёхцветная. Классическая триада. Контрастная триада. Аналогичная триада.

3. Четырёхцветная. Четыре гармоничных цвета и т. д.


Не применяйте цвета в равных количествах. Сделайте лучше один цвет фоном, а другой пусть будет просто акцентом на нём.




Психологическое воздействие цвета на человека.

Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную. 

Тёплые цвета: красные, жёлтые, оранжевые и все другие, в которых есть частичка этих цветов .Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами.

Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. д.

Интересно, что тёплые цвета наилучшим образом сочетаются с чёрным цветом, холодные цвета наилучшим образом сочетаются с белым цветом.

В творчестве любого художника есть периоды, когда он отдаёт предпочтение той или иной цветовой гамме. 

Ещё примеры: Так, испанский художник П. Пикассо одно время работал с холодными цветами, а в другой период – с тёплыми (так называемые розовый и голубой периоды в его творчестве) Одни художники пишут красками тёплого оттенка (Рембрант, Рубенс, Д. Левицский, Тициан, В. Тропинин) другие отдают предпочтение холодным цветам ( Эль Греко, В, Борисов-Мусатов)

Искусство живописи – искусство цветовых и световых отношений. Работая красками , необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать цветовыми отношениями. Правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту окружающего мира и красоту самого произведения.




Показ презентации.

- живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. «Живопись» означает «писать жизнь, писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет! Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?

Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.

В темноте мы не видим никаких цветов. Когда же наш глаз воспринимает лучи солнечного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета. Воздействие цвета проявляется не только на физическом, но и на эмоциональном, психологическом уровне восприятия, где созерцатель непроизвольно считывает информацию.  При правильном использовании цветом можно передать настроение и вызвать эмоциональное отношение к изображению на картине. Правильное применение цветов - одно из важнейших условий успешного рисунка.

Для художников теплые и холодные оттенки имеют особую важность. В теплых красках художник старается передать теплый закат или солнечный день. Холодные краски незаменимы для прохладного утра и кристальной свежести зимнего пейзажа.

Просмотр репродукций работ художников живописцев в интернет - галерее.


Физкультминутка

4. Творческая практическая деятельность учащихся

Задание. Выполните фантазийное изображение сказочных царств (по шаблону) ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками). Работа в группах.

Темы: 

Составить гармонию теплых пятен  «В солнечном городе»

Составить гармонию холодных пятен  «В царстве снежной королевы»

5. Практическая деятельность учителя

Продемонстрировать приемы выполнения задания.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:  

контроль правильности организации рабочего места;

правильность держания в руках кисти и приемы работы с красками

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

контроль объема и качества выполненной работы.

Наблюдать, советовать, отвечать на вопросы учащихся, помогать затрудняющимся в выполнении задания.


6. Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить полученные знания. Обсуждение работ учащихся.

Вывод: Итак, мы выяснили, что цвет имеет огромное значение в жизни человека, он может оказывать влияние на наше настроение, самочувствие и люди научились пользоваться этим.


Поисковая (самостоятельная) деятельность учащихся: 

собрать информацию по теме; принести репродукцию своей любимой картины, описать ее, проанализиро­вать цветовое и композиционное решение.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.