Методическая разработка урока информатики «Арифметические основы ЭВМ. Системы счисления»

1
0
Материал опубликован 8 April 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

 


презентация к уроку "Арифметические основы ЭВМ. Системы счис
PPTX / 229.78 Кб

 

 

Министерство образования Пензенской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области«Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)»

Методическая разработка урока по информатике

Деловая игра

«Слабое звено»

Урок подготовила и провела преподаватель информатики Асмаева М.Ш.

 

Пенза 2017

Тема: «Арифметические основы ЭВМ. Системы счисления»

Тип урока: обобщение пройденного материала с закреплением полученных знаний на практике.

Цели:

Образовательные:

Обобщить теоретические знания по данной теме

Закрепить умение работать на компьютере с основными офисными программами (текстовый редактор, Power Point, графический редактор)

Развивающие:

Развитие познавательной активности, логического и творческого мышления при поиске решения поставленной проблемы.

Развитие внимания и наблюдательности.

Развитие способностей выделять главное.

Воспитательные:

Формирование настойчивости в достижении поставленной цели.

Воспитание внимания и аккуратности при работе на ПК.

Основные знания и умения:

  1. Знать основную терминологию данной темы;

    Уметь применять полученные знания при решении поставленных задач;

    Уметь работать с основными офисными программами.

Межпредметные связи: математика,информатика

Методы проведения урока

повторение опорных знаний.

беседа.

самостоятельная работа.

коллективная работа.

Форма проведения урока:

Деловая игра.

Оборудование:

Компьютеры; прикладные программы – Word,  Power Point; проектор, экран; наглядные пособия, конверты с заданиями.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Сейчас мы находимся в зале заседаний и являемся участниками деловой игры «Слабое звено».

II. Объяснение правил игры.

Игра сводится к следующему: ведущий читает вопрос по очереди всем участникам, ассистент показывает количество набранных баллов. Перед тем, как ведущий задаст вопрос очередному участнику, он может положить набранную командой сумму в банк. Задача игроков – создать как можно более длинную цепочку правильных ответов и положить в банк максимально возможную сумму. Время каждого тура ограничено. После окончания тура команда выбирает «слабое звено» - выбывающего из игры участника. В конце игры остаются два участника, между которыми проводится «дуэль», из пяти пар вопросов, которая поможет выявить самого сильного участника игры.

III. Вступление.

Учитель:

Здравствуйте! Сегодняшний урок мы проведём в виде известной игры «Слабое звено». Восемь участников занимают место за столами. В качестве ассистента мне поможет __________________. Вы помните правила? Задача игроков – построить как можно более длинную цепочку правильных ответов. Не забывайте положить выигранную сумму в банк! После каждого периода вы должны выбрать самого слабого игрока, который покидает игру. Итак, начинаем!

IV. 1-й период.

Вопрос: Что больше – 1 Мбайт или 1 Кбайт?

Ответ: 1 Мбайт.

Вопрос: Укажите наименьшую единицу измерения информации?

Ответ: 1 бит.

Вопрос: Сколько бит в одном байте?

Ответ: 8.

Вопрос: Сколько байт в одном килобайте?

Ответ: 1024.

Вопрос: Сколько мегабайт в одном гигабайте?

Ответ: 1024.

Вопрос: Сколько килобайт в одном мегабайте?

Ответ: 1024.

Вопрос: Выразите в битах 12 байтов?

Ответ: 96 битов.

Вопрос: Выразите в байтах 2 килобайта?

Ответ: 2048.

Вопрос: Носителем информации является:

а) Клавиатура

б) Мышь

в) Магнитный диск

г) Принтер

Ответ: Магнитный диск.

Вопрос: Выразите в битах 5 байт?

Ответ: 40 бит.

Учитель: вы положили в банк _________ очков. Из-за кого мы теряем очки в игре? Напишите имя самого слабого участника!

Команда выбирает самое слабое звено.

Учитель: продолжим! Но времени во втором периоде на 5 секунд меньше!

V. 2-й период.

Вопрос: Выразите в байтах 5 килобайт?

Ответ: 5120.

Вопрос: Нибл информации равен полубайту. Сколько битов в 40 ниблах?

Ответ: 160 бит.

Вопрос: Сколько символов можно закодировать с помощью одного байта?

Ответ: 256.

Вопрос: Сколько байт информации содержится в сообщении объёмом четверть килобайта?

Ответ: 256.

Вопрос: Сравните и укажите, что больше: 15 360 байт или 16 килобайт?

Ответ: 16 кбайт больше 15 360 байт. Т. к. 15 360 байт = 15 кбайт.

Вопрос: Какой объём информации содержится в сообщении «В английском алфавите 26 букв»?

Ответ: 29 байт.

Вопрос: Верно ли, что 120 мегабайт равны 122 880 килобайт?

Ответ: Да, верно.

Вопрос: Верно ли, что 6 мегабайт равны 6 144 гигабайт?

Ответ: Нет (6 Мбайт = 6 144 КБайта)

Учитель: Вы положили в банк ___ очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков!

Команда выбирает самое слабое звено.

Учитель: Продолжим! Но времени в третьем периоде ещё на 5 секунд меньше!

VI. 3-й период.

Вопрос: Какой объём информации содержится в статье, которая находится на 2 страницах по 50 строк на каждой странице, по 40 символов в строке?

Ответ: 4 000 байт.

Вопрос: Перечислите все единицы измерения информации в порядке возрастания.

Ответ: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Сообщение состоит из 20 строк по 30 символов в каждой строке. Какой объём информации оно содержит?

Ответ: 600 байт.

Вопрос: Сколько байт в следующей фразе: «Мы учимся в школе»?

Ответ: 17 байт.

Вопрос: Верно ли, что 2 гигабайта равны 2 048 байт?

Ответ: Нет.

Вопрос: Какому десятичному числу соответствует двоичный код 11000?

Ответ: 24.

Учитель: Вы положили в банк ___ очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков!

Команда выбирает самое слабое звено.

Учитель: Продолжим! Но времени в четвёртом периоде ещё на 5 секунд меньше!

VII. 4-й период.

Вопрос: Какому десятичному числу соответствует двоичный код 10101?

Ответ: 21

2. Какому десятичному числу соответствует двоичный код11111?

Ответ:31

3. Какому десятичному числу соответствует двоичный код100000?

Ответ:32

4. Какому десятичному числу соответствует двоичный код10000?

Ответ:16

5. Найти двоичный код числа 19.

Ответ: 10011.

6. Вопрос: Найти двоичный код числа 23?

Ответ: 10111

Учитель: Вы положили в банк ___ очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков!

Команда выбирает самое слабое звено.

Учитель: Продолжим! Но времени в пятом периоде ещё на 5 секунд меньше!

VIII. 5-й период.

1. Выбрать непозиционную систему счисления:

десятичная;

двоичная;

троичная;

римская;

двадцатеричная.

Ответ: римская.

2. Выбрать позиционные системы счисления:

десятичная;

двоичная;

римская;

восьмеричная.

Ответ: десятичная, двоичная, восьмеричная.

3. Верно ли что двоичный код числа136 равен 10001001?

Ответ: нет

4. Верно ли что двоичный код числа160 равен 1010000?

Ответ: нет.

5. Верно ли что двоичный код числа112 равен 111000?

Ответ: нет.

6. Верно ли что двоичный код числа140 равен 10001111?

Ответ: нет

Учитель: Вы положили в банк ___ очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков!

Команда выбирает самое слабое звено.

Учитель: Продолжим! Но времени в шестом периоде ещё на 5 секунд меньше!

IX. 6 период

Вопрос: Верно ли что двоичный код числа 148 равен 10010100?

Ответ: Да.

Вопрос: Верно ли что двоичный код числа 132 равен 10000100?

Ответ: Да.

3. Перевести число 100 из десятичной в двоичную систему счисления.

Ответ: 1100100.

4. В какой системе счисления вес каждой цифры не зависит от ее места (позиции) в записи числа, а определяется только ее написанием?

Ответ: в непозиционной (римской).

5. Перевести число 144 из десятичной в двоичную систему счисления.

Ответ: 10010000.

6. Перевести число 75 из десятичной в двоичную систему счисления.

Ответ: 1001011.

Учитель: У нас осталось двое участников. Мы зададим им по 5 пар вопросов. Выиграет сильнейший.

1 пара вопросов.

1. Найти двоичный код числа 15..

Ответ: 1111.

2. Укажите, как записывается десятичное число 7 в двоичной системе счисления:

100;

1001;

111;

1111.

2 пара вопросов.

1. Перевести число 1111 из двоичной системы счисления в десятичную.

Ответ: 15

2. Перевести число 1001 из двоичной системы счисления в десятичную.

Ответ: 9.

3 пара вопросов.

1. Перевести число 10011 из двоичной системы счисления в десятичную.

Ответ: 19.

2. Перевести число 128 из десятичной в двоичную систему счисления.

Ответ: 100000000.

4 пара вопросов.

1.Выбрать непозиционную систему счисления:

десятичная;

двоичная;

троичная;

римская;

двадцатеричная.

Ответ: римская.

2.Выбрать позиционные системы счисления:

десятичная;

двоичная;

римская;

восьмеричная.

Ответ: десятичная, двоичная, восьмеричная.

5 пара вопросов.

1. Выразите в битах 12 байтов.

Ответ: 96 бит.

2. Выразите в байтах 2 килобайта.

Ответ: 2048.

X. Подведение итогов.

Учитель: Итак, победителем нашей игры стал………… Мне также хочется отметить………………… Таким образом мы с вами повторили тему «Системы счисления», вспомнили единицы измерения информации и подготовились к контрольной работе. Удачи вам! До свидания! Благодарю за внимание.

Самоанализ урока

Данный урок построен на деятельной основе с применением игровой технологии. Чем интересна эта игра? Во-первых, на уроке мы с ее помощью предложили учащимся задачи, которые им было бы скучно решать как-то иначе. Во-вторых, такая игра заставляет учащихся работать в очень высоком темпе. В-третьих, это очень мобильная игра. Урок-игра «Слабое звено» обеспечил выполнение поставленных задач и помог подготовить учащихся к контрольной работе.


 

Список литературы

Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие – М. : Высш. школа, 2014. – 207 с.

Зимняя, И.А. Педагогическая психология : Учебник для вузов. Изд. второе, доп., и перераб. – М. : Логос, 2016. – 384 с.

Занько, С.Т. Игра и учение. / С. Т. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюн-никова. – М. : « Логос», 2013, ч. 1. – 125 с.

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы учебное пособие, Питер 2008, стр. 53.

Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). – Рига : НПЦ «Эксперимент», 2016.

Лудина, Г.Б. Учебные деловые игры как активный метод обучения математики. МПГУ, 2015 г., с. 35

Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М. : Профиздат, 2015. – 156 с.

Эльконин, Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. –М. : Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 360 с.

Предварительный просмотр презентации

Обобщающий урок-игра «Слабое звено» по теме : «Арифметические основы ЭВМ. Системы счисления».

1 период Что больше – 1 Мбайт или 1 Кбайт? Вопрос: Укажите наименьшую единицу измерения информации? Вопрос: Сколько бит в одном байте? Вопрос: Сколько байт в одном килобайте? Вопрос: Сколько мегабайт в одном гигабайте? Вопрос: Сколько килобайт в одном мегабайте? Вопрос: Выразите в битах 12 байтов? Вопрос: Выразите в байтах 2 килобайта? Вопрос: Носителем информации является: а) Клавиатура б) Мышь в) Магнитный диск г) Принтер Вопрос: Выразите в битах 5 байт?

2 период 1. Выразите в байтах 5 килобайт? 2. Нибл информации равен полубайту. Сколько битов в 40 ниблах? Сколько символов можно закодировать с помощью одного байта? Сколько байт информации содержится в сообщении объёмом четверть килобайта? Сравните и укажите, что больше: 15 360 байт или 16 килобайт? Какой объём информации содержится в сообщении «В английском алфавите 26 букв»? 7. Верно ли, что 120 мегабайт равны 122 880 килобайт? 8. Верно ли, что 6 мегабайт равны 6 144 гигабайт?

3 период Какой объём информации содержится в статье, которая находится на 2 страницах по 50 строк на каждой странице, по 40 символов в строке? Перечислите все единицы измерения информации в порядке возрастания. Сообщение состоит из 20 строк по 30 символов в каждой строке. Какой объём информации оно содержит? Сколько байт в следующей фразе: «Мы учимся в школе»? Верно ли, что 2 гигабайта равны 2 048 байт? Какому десятичному числу соответствует двоичный код 11000?

4 период Какому десятичному числу соответствует двоичный код 10101? Какому десятичному числу соответствует двоичный код11111? Какому десятичному числу соответствует двоичный код100000? Какому десятичному числу соответствует двоичный код10000? Найти двоичный код числа 19. Найти двоичный код числа 23?

5 период 1. Выбрать непозиционную систему счисления: десятичная; двоичная; троичная; римская; двадцатеричная. 2. Выбрать позиционные системы счисления: десятичная; двоичная; римская; восьмеричная. 3. Верно ли что двоичный код числа136 равен 10001001? Верно ли что двоичный код числа160 равен 1010000? 5. Верно ли что двоичный код числа112 равен 111000? 6. Верно ли что двоичный код числа140 равен 10001111?

6 период 1. Верно ли что двоичный код числа 148 равен 10010100? 2. Верно ли что двоичный код числа 132 равен 10000100? 3. Перевести число 100 из десятичной в двоичную систему счисления. 4. В какой системе счисления вес каждой цифры не зависит от ее места (позиции) в записи числа, а определяется только ее написанием? 5. Перевести число 144 из десятичной в двоичную систему счисления. 6. Перевести число 75 из десятичной в двоичную систему счисления.

Дуэль 1 пара вопросов. Найти двоичный код числа 15. Укажите, как записывается десятичное число 7 в двоичной системе счисления: а)100; б) 1001; с)111; д)1111. 2 пара вопросов. Перевести число 1111 из двоичной системы счисления в десятичную. Перевести число 1001 из двоичной системы счисления в десятичную. 3 пара вопросов. Перевести число 10011 из двоичной системы счисления в десятичную. Перевести число 128 из десятичной в двоичную систему счисления.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации