12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Асмаева Марина Шамильевна145
Образование - высшее, окончила Пензенский политехнический институт диплом выдан 08.06.1981, специальность «Электронные вычислительные машины», квалификация: инженер - системотехник. Стаж педагогической работы 37 лет, в данной должности 28 лет
Россия, Пензенская обл., Пенза
1

Методическая разработка урока по информатике «Арифметические основы ЭВМ. Системы счисления»



 


презентация к уроку "Арифметические основы ЭВМ. Системы счис
PPTX / 229.78 Кб

 

 

Министерство образования Пензенской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области«Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)»

Методическая разработка урока по информатике

Деловая игра

«Слабое звено»

Урок подготовила и провела преподаватель информатики Асмаева М.Ш.

 

Пенза 2017

Тема: «Арифметические основы ЭВМ. Системы счисления»

Тип урока: обобщение пройденного материала с закреплением полученных знаний на практике.

Цели:

Образовательные:

Обобщить теоретические знания по данной теме

Закрепить умение работать на компьютере с основными офисными программами (текстовый редактор, Power Point, графический редактор)

Развивающие:

Развитие познавательной активности, логического и творческого мышления при поиске решения поставленной проблемы.

Развитие внимания и наблюдательности.

Развитие способностей выделять главное.

Воспитательные:

Формирование настойчивости в достижении поставленной цели.

Воспитание внимания и аккуратности при работе на ПК.

Основные знания и умения:

  1. Знать основную терминологию данной темы;

    Уметь применять полученные знания при решении поставленных задач;

    Уметь работать с основными офисными программами.

Межпредметные связи: математика,информатика

Методы проведения урока

повторение опорных знаний.

беседа.

самостоятельная работа.

коллективная работа.

Форма проведения урока:

Деловая игра.

Оборудование:

Компьютеры; прикладные программы – Word,  Power Point; проектор, экран; наглядные пособия, конверты с заданиями.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Сейчас мы находимся в зале заседаний и являемся участниками деловой игры «Слабое звено».

II. Объяснение правил игры.

Игра сводится к следующему: ведущий читает вопрос по очереди всем участникам, ассистент показывает количество набранных баллов. Перед тем, как ведущий задаст вопрос очередному участнику, он может положить набранную командой сумму в банк. Задача игроков – создать как можно более длинную цепочку правильных ответов и положить в банк максимально возможную сумму. Время каждого тура ограничено. После окончания тура команда выбирает «слабое звено» - выбывающего из игры участника. В конце игры остаются два участника, между которыми проводится «дуэль», из пяти пар вопросов, которая поможет выявить самого сильного участника игры.

III. Вступление.

Учитель:

Здравствуйте! Сегодняшний урок мы проведём в виде известной игры «Слабое звено». Восемь участников занимают место за столами. В качестве ассистента мне поможет __________________. Вы помните правила? Задача игроков – построить как можно более длинную цепочку правильных ответов. Не забывайте положить выигранную сумму в банк! После каждого периода вы должны выбрать самого слабого игрока, который покидает игру. Итак, начинаем!

IV. 1-й период.

Вопрос: Что больше – 1 Мбайт или 1 Кбайт?

Ответ: 1 Мбайт.

Вопрос: Укажите наименьшую единицу измерения информации?

Ответ: 1 бит.

Вопрос: Сколько бит в одном байте?

Ответ: 8.

Вопрос: Сколько байт в одном килобайте?

Ответ: 1024.

Вопрос: Сколько мегабайт в одном гигабайте?

Ответ: 1024.

Вопрос: Сколько килобайт в одном мегабайте?

Ответ: 1024.

Вопрос: Выразите в битах 12 байтов?

Ответ: 96 битов.

Вопрос: Выразите в байтах 2 килобайта?

Ответ: 2048.

Вопрос: Носителем информации является:

а) Клавиатура

б) Мышь

в) Магнитный диск

г) Принтер

Ответ: Магнитный диск.

Вопрос: Выразите в битах 5 байт?

Ответ: 40 бит.

Учитель: вы положили в банк _________ очков. Из-за кого мы теряем очки в игре? Напишите имя самого слабого участника!

Команда выбирает самое слабое звено.

Учитель: продолжим! Но времени во втором периоде на 5 секунд меньше!

V. 2-й период.

Вопрос: Выразите в байтах 5 килобайт?

Ответ: 5120.

Вопрос: Нибл информации равен полубайту. Сколько битов в 40 ниблах?

Ответ: 160 бит.

Вопрос: Сколько символов можно закодировать с помощью одного байта?

Ответ: 256.

Вопрос: Сколько байт информации содержится в сообщении объёмом четверть килобайта?

Ответ: 256.

Вопрос: Сравните и укажите, что больше: 15 360 байт или 16 килобайт?

Ответ: 16 кбайт больше 15 360 байт. Т. к. 15 360 байт = 15 кбайт.

Вопрос: Какой объём информации содержится в сообщении «В английском алфавите 26 букв»?

Ответ: 29 байт.

Вопрос: Верно ли, что 120 мегабайт равны 122 880 килобайт?

Ответ: Да, верно.

Вопрос: Верно ли, что 6 мегабайт равны 6 144 гигабайт?

Ответ: Нет (6 Мбайт = 6 144 КБайта)

Учитель: Вы положили в банк ___ очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков!

Команда выбирает самое слабое звено.

Учитель: Продолжим! Но времени в третьем периоде ещё на 5 секунд меньше!

VI. 3-й период.

Вопрос: Какой объём информации содержится в статье, которая находится на 2 страницах по 50 строк на каждой странице, по 40 символов в строке?

Ответ: 4 000 байт.

Вопрос: Перечислите все единицы измерения информации в порядке возрастания.

Ответ: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Сообщение состоит из 20 строк по 30 символов в каждой строке. Какой объём информации оно содержит?

Ответ: 600 байт.

Вопрос: Сколько байт в следующей фразе: «Мы учимся в школе»?

Ответ: 17 байт.

Вопрос: Верно ли, что 2 гигабайта равны 2 048 байт?

Ответ: Нет.

Вопрос: Какому десятичному числу соответствует двоичный код 11000?

Ответ: 24.

Учитель: Вы положили в банк ___ очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков!

Команда выбирает самое слабое звено.

Учитель: Продолжим! Но времени в четвёртом периоде ещё на 5 секунд меньше!

VII. 4-й период.

Вопрос: Какому десятичному числу соответствует двоичный код 10101?

Ответ: 21

2. Какому десятичному числу соответствует двоичный код11111?

Ответ:31

3. Какому десятичному числу соответствует двоичный код100000?

Ответ:32

4. Какому десятичному числу соответствует двоичный код10000?

Ответ:16

5. Найти двоичный код числа 19.

Ответ: 10011.

6. Вопрос: Найти двоичный код числа 23?

Ответ: 10111

Учитель: Вы положили в банк ___ очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков!

Команда выбирает самое слабое звено.

Учитель: Продолжим! Но времени в пятом периоде ещё на 5 секунд меньше!

VIII. 5-й период.

1. Выбрать непозиционную систему счисления:

десятичная;

двоичная;

троичная;

римская;

двадцатеричная.

Ответ: римская.

2. Выбрать позиционные системы счисления:

десятичная;

двоичная;

римская;

восьмеричная.

Ответ: десятичная, двоичная, восьмеричная.

3. Верно ли что двоичный код числа136 равен 10001001?

Ответ: нет

4. Верно ли что двоичный код числа160 равен 1010000?

Ответ: нет.

5. Верно ли что двоичный код числа112 равен 111000?

Ответ: нет.

6. Верно ли что двоичный код числа140 равен 10001111?

Ответ: нет

Учитель: Вы положили в банк ___ очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков!

Команда выбирает самое слабое звено.

Учитель: Продолжим! Но времени в шестом периоде ещё на 5 секунд меньше!

IX. 6 период

Вопрос: Верно ли что двоичный код числа 148 равен 10010100?

Ответ: Да.

Вопрос: Верно ли что двоичный код числа 132 равен 10000100?

Ответ: Да.

3. Перевести число 100 из десятичной в двоичную систему счисления.

Ответ: 1100100.

4. В какой системе счисления вес каждой цифры не зависит от ее места (позиции) в записи числа, а определяется только ее написанием?

Ответ: в непозиционной (римской).

5. Перевести число 144 из десятичной в двоичную систему счисления.

Ответ: 10010000.

6. Перевести число 75 из десятичной в двоичную систему счисления.

Ответ: 1001011.

Учитель: У нас осталось двое участников. Мы зададим им по 5 пар вопросов. Выиграет сильнейший.

1 пара вопросов.

1. Найти двоичный код числа 15..

Ответ: 1111.

2. Укажите, как записывается десятичное число 7 в двоичной системе счисления:

100;

1001;

111;

1111.

2 пара вопросов.

1. Перевести число 1111 из двоичной системы счисления в десятичную.

Ответ: 15

2. Перевести число 1001 из двоичной системы счисления в десятичную.

Ответ: 9.

3 пара вопросов.

1. Перевести число 10011 из двоичной системы счисления в десятичную.

Ответ: 19.

2. Перевести число 128 из десятичной в двоичную систему счисления.

Ответ: 100000000.

4 пара вопросов.

1.Выбрать непозиционную систему счисления:

десятичная;

двоичная;

троичная;

римская;

двадцатеричная.

Ответ: римская.

2.Выбрать позиционные системы счисления:

десятичная;

двоичная;

римская;

восьмеричная.

Ответ: десятичная, двоичная, восьмеричная.

5 пара вопросов.

1. Выразите в битах 12 байтов.

Ответ: 96 бит.

2. Выразите в байтах 2 килобайта.

Ответ: 2048.

X. Подведение итогов.

Учитель: Итак, победителем нашей игры стал………… Мне также хочется отметить………………… Таким образом мы с вами повторили тему «Системы счисления», вспомнили единицы измерения информации и подготовились к контрольной работе. Удачи вам! До свидания! Благодарю за внимание.

Самоанализ урока

Данный урок построен на деятельной основе с применением игровой технологии. Чем интересна эта игра? Во-первых, на уроке мы с ее помощью предложили учащимся задачи, которые им было бы скучно решать как-то иначе. Во-вторых, такая игра заставляет учащихся работать в очень высоком темпе. В-третьих, это очень мобильная игра. Урок-игра «Слабое звено» обеспечил выполнение поставленных задач и помог подготовить учащихся к контрольной работе.


 

Список литературы

Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие – М. : Высш. школа, 2014. – 207 с.

Зимняя, И.А. Педагогическая психология : Учебник для вузов. Изд. второе, доп., и перераб. – М. : Логос, 2016. – 384 с.

Занько, С.Т. Игра и учение. / С. Т. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюн-никова. – М. : « Логос», 2013, ч. 1. – 125 с.

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы учебное пособие, Питер 2008, стр. 53.

Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). – Рига : НПЦ «Эксперимент», 2016.

Лудина, Г.Б. Учебные деловые игры как активный метод обучения математики. МПГУ, 2015 г., с. 35

Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М. : Профиздат, 2015. – 156 с.

Эльконин, Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. –М. : Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 360 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.