Методическая разработка урока информатики «Арифметические основы ЭВМ. Системы счисления»
Пояснительная записка к презентации
Министерство образования Пензенской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области«Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)» |
Методическая разработка урока по информатике |
Деловая игра |
«Слабое звено» |
Урок подготовила и провела преподаватель информатики Асмаева М.Ш. |
Пенза 2017
Тема: «Арифметические основы ЭВМ. Системы счисления»
Тип урока: обобщение пройденного материала с закреплением полученных знаний на практике.
Цели:
Образовательные:
Обобщить теоретические знания по данной теме
Закрепить умение работать на компьютере с основными офисными программами (текстовый редактор, Power Point, графический редактор)
Развивающие:
Развитие познавательной активности, логического и творческого мышления при поиске решения поставленной проблемы.
Развитие внимания и наблюдательности.
Развитие способностей выделять главное.
Воспитательные:
Формирование настойчивости в достижении поставленной цели.
Воспитание внимания и аккуратности при работе на ПК.
Основные знания и умения:
-
Знать основную терминологию данной темы;
Уметь применять полученные знания при решении поставленных задач;
Уметь работать с основными офисными программами.
Межпредметные связи: математика,информатика
Методы проведения урока
повторение опорных знаний.
беседа.
самостоятельная работа.
коллективная работа.
Форма проведения урока:
Деловая игра.
Оборудование:
Компьютеры; прикладные программы – Word, Power Point; проектор, экран; наглядные пособия, конверты с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
Сейчас мы находимся в зале заседаний и являемся участниками деловой игры «Слабое звено».
II. Объяснение правил игры.
Игра сводится к следующему: ведущий читает вопрос по очереди всем участникам, ассистент показывает количество набранных баллов. Перед тем, как ведущий задаст вопрос очередному участнику, он может положить набранную командой сумму в банк. Задача игроков – создать как можно более длинную цепочку правильных ответов и положить в банк максимально возможную сумму. Время каждого тура ограничено. После окончания тура команда выбирает «слабое звено» - выбывающего из игры участника. В конце игры остаются два участника, между которыми проводится «дуэль», из пяти пар вопросов, которая поможет выявить самого сильного участника игры.
III. Вступление.
Учитель:
Здравствуйте! Сегодняшний урок мы проведём в виде известной игры «Слабое звено». Восемь участников занимают место за столами. В качестве ассистента мне поможет __________________. Вы помните правила? Задача игроков – построить как можно более длинную цепочку правильных ответов. Не забывайте положить выигранную сумму в банк! После каждого периода вы должны выбрать самого слабого игрока, который покидает игру. Итак, начинаем!
IV. 1-й период.
Вопрос: Что больше – 1 Мбайт или 1 Кбайт?
Ответ: 1 Мбайт.
Вопрос: Укажите наименьшую единицу измерения информации?
Ответ: 1 бит.
Вопрос: Сколько бит в одном байте?
Ответ: 8.
Вопрос: Сколько байт в одном килобайте?
Ответ: 1024.
Вопрос: Сколько мегабайт в одном гигабайте?
Ответ: 1024.
Вопрос: Сколько килобайт в одном мегабайте?
Ответ: 1024.
Вопрос: Выразите в битах 12 байтов?
Ответ: 96 битов.
Вопрос: Выразите в байтах 2 килобайта?
Ответ: 2048.
Вопрос: Носителем информации является:
а) Клавиатура
б) Мышь
в) Магнитный диск
г) Принтер
Ответ: Магнитный диск.
Вопрос: Выразите в битах 5 байт?
Ответ: 40 бит.
Учитель: вы положили в банк _________ очков. Из-за кого мы теряем очки в игре? Напишите имя самого слабого участника!
Команда выбирает самое слабое звено.
Учитель: продолжим! Но времени во втором периоде на 5 секунд меньше!
V. 2-й период.
Вопрос: Выразите в байтах 5 килобайт?
Ответ: 5120.
Вопрос: Нибл информации равен полубайту. Сколько битов в 40 ниблах?
Ответ: 160 бит.
Вопрос: Сколько символов можно закодировать с помощью одного байта?
Ответ: 256.
Вопрос: Сколько байт информации содержится в сообщении объёмом четверть килобайта?
Ответ: 256.
Вопрос: Сравните и укажите, что больше: 15 360 байт или 16 килобайт?
Ответ: 16 кбайт больше 15 360 байт. Т. к. 15 360 байт = 15 кбайт.
Вопрос: Какой объём информации содержится в сообщении «В английском алфавите 26 букв»?
Ответ: 29 байт.
Вопрос: Верно ли, что 120 мегабайт равны 122 880 килобайт?
Ответ: Да, верно.
Вопрос: Верно ли, что 6 мегабайт равны 6 144 гигабайт?
Ответ: Нет (6 Мбайт = 6 144 КБайта)
Учитель: Вы положили в банк ___ очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков!
Команда выбирает самое слабое звено.
Учитель: Продолжим! Но времени в третьем периоде ещё на 5 секунд меньше!
VI. 3-й период.
Вопрос: Какой объём информации содержится в статье, которая находится на 2 страницах по 50 строк на каждой странице, по 40 символов в строке?
Ответ: 4 000 байт.
Вопрос: Перечислите все единицы измерения информации в порядке возрастания.
Ответ: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Сообщение состоит из 20 строк по 30 символов в каждой строке. Какой объём информации оно содержит?
Ответ: 600 байт.
Вопрос: Сколько байт в следующей фразе: «Мы учимся в школе»?
Ответ: 17 байт.
Вопрос: Верно ли, что 2 гигабайта равны 2 048 байт?
Ответ: Нет.
Вопрос: Какому десятичному числу соответствует двоичный код 11000?
Ответ: 24.
Учитель: Вы положили в банк ___ очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков!
Команда выбирает самое слабое звено.
Учитель: Продолжим! Но времени в четвёртом периоде ещё на 5 секунд меньше!
VII. 4-й период.
Вопрос: Какому десятичному числу соответствует двоичный код 10101?
Ответ: 21
2. Какому десятичному числу соответствует двоичный код11111?
Ответ:31
3. Какому десятичному числу соответствует двоичный код100000?
Ответ:32
4. Какому десятичному числу соответствует двоичный код10000?
Ответ:16
5. Найти двоичный код числа 19.
Ответ: 10011.
6. Вопрос: Найти двоичный код числа 23?
Ответ: 10111
Учитель: Вы положили в банк ___ очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков!
Команда выбирает самое слабое звено.
Учитель: Продолжим! Но времени в пятом периоде ещё на 5 секунд меньше!
VIII. 5-й период.
1. Выбрать непозиционную систему счисления:
десятичная;
двоичная;
троичная;
римская;
двадцатеричная.
Ответ: римская.
2. Выбрать позиционные системы счисления:
десятичная;
двоичная;
римская;
восьмеричная.
Ответ: десятичная, двоичная, восьмеричная.
3. Верно ли что двоичный код числа136 равен 10001001?
Ответ: нет
4. Верно ли что двоичный код числа160 равен 1010000?
Ответ: нет.
5. Верно ли что двоичный код числа112 равен 111000?
Ответ: нет.
6. Верно ли что двоичный код числа140 равен 10001111?
Ответ: нет
Учитель: Вы положили в банк ___ очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков!
Команда выбирает самое слабое звено.
Учитель: Продолжим! Но времени в шестом периоде ещё на 5 секунд меньше!
IX. 6 период
Вопрос: Верно ли что двоичный код числа 148 равен 10010100?
Ответ: Да.
Вопрос: Верно ли что двоичный код числа 132 равен 10000100?
Ответ: Да.
3. Перевести число 100 из десятичной в двоичную систему счисления.
Ответ: 1100100.
4. В какой системе счисления вес каждой цифры не зависит от ее места (позиции) в записи числа, а определяется только ее написанием?
Ответ: в непозиционной (римской).
5. Перевести число 144 из десятичной в двоичную систему счисления.
Ответ: 10010000.
6. Перевести число 75 из десятичной в двоичную систему счисления.
Ответ: 1001011.
Учитель: У нас осталось двое участников. Мы зададим им по 5 пар вопросов. Выиграет сильнейший.
1 пара вопросов.
1. Найти двоичный код числа 15..
Ответ: 1111.
2. Укажите, как записывается десятичное число 7 в двоичной системе счисления:
100;
1001;
111;
1111.
2 пара вопросов.
1. Перевести число 1111 из двоичной системы счисления в десятичную.
Ответ: 15
2. Перевести число 1001 из двоичной системы счисления в десятичную.
Ответ: 9.
3 пара вопросов.
1. Перевести число 10011 из двоичной системы счисления в десятичную.
Ответ: 19.
2. Перевести число 128 из десятичной в двоичную систему счисления.
Ответ: 100000000.
4 пара вопросов.
1.Выбрать непозиционную систему счисления:
десятичная;
двоичная;
троичная;
римская;
двадцатеричная.
Ответ: римская.
2.Выбрать позиционные системы счисления:
десятичная;
двоичная;
римская;
восьмеричная.
Ответ: десятичная, двоичная, восьмеричная.
5 пара вопросов.
1. Выразите в битах 12 байтов.
Ответ: 96 бит.
2. Выразите в байтах 2 килобайта.
Ответ: 2048.
X. Подведение итогов.
Учитель: Итак, победителем нашей игры стал………… Мне также хочется отметить………………… Таким образом мы с вами повторили тему «Системы счисления», вспомнили единицы измерения информации и подготовились к контрольной работе. Удачи вам! До свидания! Благодарю за внимание.
Самоанализ урока
Данный урок построен на деятельной основе с применением игровой технологии. Чем интересна эта игра? Во-первых, на уроке мы с ее помощью предложили учащимся задачи, которые им было бы скучно решать как-то иначе. Во-вторых, такая игра заставляет учащихся работать в очень высоком темпе. В-третьих, это очень мобильная игра. Урок-игра «Слабое звено» обеспечил выполнение поставленных задач и помог подготовить учащихся к контрольной работе.
Список литературы
Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие – М. : Высш. школа, 2014. – 207 с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология : Учебник для вузов. Изд. второе, доп., и перераб. – М. : Логос, 2016. – 384 с.
Занько, С.Т. Игра и учение. / С. Т. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюн-никова. – М. : « Логос», 2013, ч. 1. – 125 с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы учебное пособие, Питер 2008, стр. 53.
Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). – Рига : НПЦ «Эксперимент», 2016.
Лудина, Г.Б. Учебные деловые игры как активный метод обучения математики. МПГУ, 2015 г., с. 35
Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М. : Профиздат, 2015. – 156 с.
Эльконин, Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. –М. : Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 360 с.