Урок изобразительного искусства по теме «Цвет. Основы цветоведения» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Организационная информация |
|
Автор урока |
Поликарпова Ирина Николаевна |
Предмет |
Изобразительное искусство |
Класс, профиль класса, количество человек |
6 класс, общеобразовательный, 32 человека |
Продолжительность урока |
45 минут |
Методическая информация |
|
Тема урока |
Цвет. Основы цветоведения |
Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется) |
УМК под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы |
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками) |
Комбинированный урок (пятый урок по теме «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» из 9 уроков, запланированных на изучение данной темы., базовая модель обучения, 35 ч в год, 1ч в неделю). |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса |
В классе 17 мальчиков и 15 девочек. Состав класса в своем большинстве не меняется с начальной школы. По успеваемости класс находится на среднем уровне. |
Цели урока |
Дидактические: 1. Развитие познавательной самостоятельности при изучении темы «Цвет. Основы цветоведения» и практического применения полученных знаний при выполнении практического задания Развивающие: 2. Развивать творческую фантазию при выполнении практической работы Воспитательные: 3. Отработать коммуникативные навыки. |
Задачи урока |
Обучающие: 1.1. Активизировать познавательный интерес к основам образного языка, основам цветоведения 1.2. Учить, осознанно используя ограниченную палитру, показывать вариативные возможности цвета 1.3. Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих поставленной задаче. Развивающие: 2.1. Развивать память, внимание кругозор учащихся; 2.2. Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазии 2.3. Обогащать словарный запас детей Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем. Воспитательные: 3.1. Способствовать эстетическому восприятию учебного материала 3.2. Воспитывать художественный вкус |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока |
Актуализируют - знания о цвете, цветовом круге, основных, дополнительных и составных цветах Приобретут - навыки оценки и самооценки деятельности на уроке. Закрепят - знания и представления об основах цветоведения |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению |
Цветовой круг, основные цвета, составные цвета, дополнительные цвета, холодные и теплые цвета, насыщенность, светлота |
Ход урока
Этап 1. Начало образовательного мероприятия
АМО «Здравствуй, это Я!»
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, успех 3 мин
(Ученики стоят около своих рабочих мест)
- Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на уроке. Перед тем, как начать урок, давайте поделимся друг с другом хорошим настроением. Я буду задавать вопросы, а вы хором на них отвечать:
Вы пришли на урок изобразительного искусства?
Мы пришли на урок изобразительного искусства
У вас хорошее настроение?
У нас хорошее настроение!
Вы готовы к началу урока?
Мы готовы к началу урока!
Вам все задачи по плечу?
Нам все задачи по плечу!
Этап 2. Погружение в тему. АМО «О чем урок!?»
Вхождение в тему урока и совместное целеполагание 2 минуты
- На уроке изобразительного искусства мы все на 45 минут становимся художниками…. Вы согласны? Да!
Тогда это стихотворение адресовано именно вам…
Скажи, скажи, художник:
Какого цвета дождик?
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Не зная этих истин,
Ты не сиди в квартире,
Возьми в дорогу кисти,
Глаза раскрой пошире.
Смотри, смотри, художник,
Какого цвета дождик.
И мы увидим тоже,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер.
Поймем какого цвета
Огромная планета.
(Слова песни «Скажи художник» - исп.муз.студия "Кобзарик", старший вокальный ансамбль, рук.А.Гилецкая.)
- О чем просит автор стихотворения художника?
Правильно! Сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. О том, какую роль играет цвет в жизни человека. Как влияет на настроение и восприятие окружающего мира.
Этап 3. Работа над темой. Инпут «Реставрационная мастерская» Передача информации 20 минут
- Сегодня на уроке вы будете не только художниками, но и реставраторами. Перед вами на слайде фрагменты рисунка.
Дело в том, что работа была выполнена исчезающими красками, под действием солнечных лучей часть изображения исчезла. Предлагаю вам во время урока восстановить утраченное изображение. Помогут нам в этом ключевые слова (таблички открываются на доске): цветовой круг, основные цвета, составные цвета, дополнительные цвета, холодные и теплые цвета. А сейчас, постарайтесь в своих альбомах повторить изображение, которое осталось и требует реставрации.
Каждый ученик получает шаблоны и на альбомном листе с помощью простого карандаша повторяет изображение – заготовку для практической работы.
- Как мы уже сказали, речь сегодня пойдет о цвете. А как называется наука, изучающая природу цвета? (ответы учеников)
Цветоведение – это комплексная наука о цвете, основанная на данных физики, психологии, физиологии, филологии, философии и эстетики. Эти науки рассматривают природный феномен цвета и цвет как явление культуры.
Цвет – это дитя света. Без источника света цвета нет, так как цвет – это световые волны определенной длины. Свет распространяется волнами электромагнитной энергии. Световые волны отражаются и поглощаются поверхностью предметов и представляются нам цветом. Световые волны сами по себе не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. До сих пор в умении мозга человека распознавать эти волны еще существует множество тайн.
Если на пути солнечного луча поставить стеклянную треугольную призму, то белый свет расслоиться и образуются разноцветная полоса, которая называется СПЕКТРОМ. Спектр – та же радуга и цвета в ней располагаются в определенном порядке.
- Каком? (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
Если спектральные цвета расположить по кругу, добавив недостающий пурпурный цвет, то мы получим ЦВЕТОВОЙ КРУГ – геометрический порядок множества цветов.
- Я надеюсь, что вы без труда найдете на своем альбомном листе заготовку для цветового круга!?
Три ОСНОВНЫХ ЦВЕТА расположены в треугольнике.
- Назовите эти цвета (красный, желтый, синий). Поочередно залейте красками этих цветов соответствующие участки. Не забывайте о том, что вначале заливка производиться желтым, затем красным и, наконец, синим цветом. (ученики работают красками)
Участки между основными цветами заполняются СОСТАВНЫМИ ЦВЕТАМИ, полученными путем смешения соседствующих основных.
- Какой цвет получится при смешении красного и желтого (оранжевый); желтого и синего (зеленый); синего и красного (фиолетовый)? Проведите эксперимент: смешайте на палитре попарно краски названных цветов и залейте соответствующие участки цветового круга. (ученики работают красками)
Чтобы получить новые оттенки каждого цвета, можно прибавлять к нему разное количество черного и белого цвета. Получаемый при этом цветовой тон будет отличаться НАСЫЩЕННОСТЬЮ и СВЕТЛОТОЙ.
Таким образом, из смешения трех основных цветов рождается все цветовое богатство!
- Как вы думает, какой свет получиться, если удалить из спектра красный свет и смешать все остальные? (зеленый)
- А, если удалить желтый? (фиолетовый) Красный и зеленый, желтый и фиолетовый цвета являются ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ друг для друга. Где по отношению друг к другу находятся дополнительные цвета в цветовом круге? (диаметрально противоположно)
Дополнительные цвета противоположные друг другу, но при этом они нуждаются один в другом. Расположенные рядом они усиливают друг друга.
- Вспомните, какие цвета используют дети, рисуя цветы?(красный цветок и зеленые стебель и листья)
Если мы соединим лучи дополнительных цветов, то получим белый свет. Если же мы смешаем краски, а не лучи, то добьемся противоположного эффекта.
- Под цветовым кругом в вашем альбоме расположены три пары прямоугольников. Каждый первый прямоугольник в паре залейте основными цветами: желтым, красным и синим. Заполните свободные прямоугольники, подбирая к основным дополнительные цвета.(ученики работают красками)
Этап 4. Эмоциональная разрядка. Разминка «Порисуем в воздухе»
Освободить участников от физического, эмоционального и психологического напряжения. 2 минуты
- Встаньте рядом со своим рабочим местом. Внимательно слушая строки стихотворения, постарайтесь изобразить мимикой, пантомимикой то, о чем идет речь (учитель читает, ученики показывают)
Мы с тобой рисуем море:
Вот - кораблик на просторе,
Вот - звезда на дне лежит,
Вот - фонтан пускает кит...
Волны и китенка спину
Мы раскрасим цветом синим. (Карпенко Е)
.
- И у нас осталась белая и чистая часть альбомного листа. Она разделена на две части и цвета, входящие в цветовой круг можно разделить на две большие группы. Какие? (теплые и холодные)
- Почему им даны такие названия?
Цвета желто-красной части спектра радуют глаз, создают ощущение тепла, поэтому их назвали ТЕПЛЫМИ, а цвета голубовато-синей части спектра – ХОЛОДНЫМИ.
Этап 5. Закрепление изученного. Постановка художественной задачи и выполнение практической работы. 10 минут
- В правой части листа остались не тронутыми два прямоугольника. Ваша задача нарисовать пейзаж, используя только теплые и только холодные цвета. Может быть, это будет один и тот же уголок природы, но вы вспомните, как он выглядит зимой и летом (осенью). Может быть вы нарисуете волшебные страны (города) Холода и Тепла.
Вначале сделайте набросок простым карандашом, а затем продолжайте работу красками. Белый, серый и черный цвета использовать не желательно.
Этап 6. Рефлексия «Сам себе судья» 6 минут
Вы замечательно потрудились на уроке. Итак, рисунки восстановлены и чтобы результат стал более весомым необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку по следующим критериям:
Соответствие теме урока (при выполнении практической работы использованы только теплые (1 фрагмент) и только холодные (2 фрагмент) цвета, не использованы серый, черный и белый цвета) – 2 балла
Аккуратность (цветовой круг залит ровно, на границах цвета не смешаны) – 1 балл
Самостоятельность – работа выполнена без помощи соседа по парте или учителя) – 1 балл
Новизна (при выполнении практической работы, реализована задумка ученика, а не срисовано с образцов) – 1 балл
Этап 7 Домашнее задание 2 минуты
Для изобразительного искусства законы научного цветоведения важны. Однако, понимать состав цвета одно, а работать цветом в искусстве другое. Здесь требуется мастерство, которым владеют художники. Внимание художника направлено на воздействие цвета, его восприятие человеком. А восприятие цвета – это наши ощущения, впечатление от цвета, а здесь бывают самые разные превращения.
У каждого из нас свое отношение к тому или иному цвету. Попробуйте дома написать, зарисовать, сделать коллаж и своей работой рассказать нам о вашем любимом цвете.
Спасибо за урок!
Васильева Лариса Николаевна