Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Особенность процесса обогащения словаря в дошкольном учреждении состоит в неразрывной связи с воспитательно-образовательной работой.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Основными задачами по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР являются расширение словарного запаса, интеграция и активация.
Обогащение словарного запаса детей с ОНР, его закрепление и стимулирование занимают важное место в общей системе языковой работы в детском саду.
Развитие словаря является длительным процессом накопления слов, социальное закрепление значений, формирование умений использовать их в подходящих условиях общения. Устная, письменная речь опирается, на овладение достаточным словарным запасом.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также форм осуществления данной работы педагогами.
При этом, важно учитывать, что формирования словаря у дошкольников с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Можно выделить две группы методов обогащения словаря детей дошкольного возраста.
Коник Е. И. отмечает, что развитие навыков словообразования различных частей речи у дошкольников с ОНР следует проводить последовательно-параллельно в несколько этапов.
Существует разнообразное количество приемов по обогащению словаря, каждый из которых выполняет свою значимую роль в становлении речи воспитанников.
Приемы словарной работы также следует делить на группы.
Приемы словарной работы
Приемы обогащения словаря | Приемы активизации словаря | Приемы уточнения значения слов |
• Показ и называние • Многократное повторение слова педагогом в разных грамматических формах • Использование художественного слова • Поручения («Скажи», «Повтори») | • Упражнения в использовании слова • Подсказка нужного слова • Вопросы • Хоровое повторение • Поручения («Скажи», «Повтори») • Игры | • Толкование слов • Объяснение этимологии слов • Словообразовательные упражнения • Упражнения на классификацию |
Важно отметить, что игра является одним из главных приемов обогащения словаря дошкольника.