Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Путешествие по временам года»
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
«Путешествие по временам года».
Учитель-логопед: Коровина Т.Л.
Цель: систематизировать знания о временах года, их отличительных признаках и их последовательностью.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить навыки словообразования и словоизменения;
- расширить и активизировать словарь детей по данной теме;
- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать правильное дыхание;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков зимы, весны, лета, осени; мяч, игрушка мультипликационного героя Лунтика, часы «Времена года», «Одуванчики» для дыхательной гимнастики.
Ход.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость, а что бы узнать как его зовут вам необходимо отгадать загадку.
Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты -
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
(Лунтик)
-Молодцы! Ребята Лунтик упал к нам с Луны и ещё не успел всего узнать. Сегодня он хотел бы узнать, что такое времена года. Давайте поможем Лунтику и отправимся в увлекательное путешествие по временам года. И в этом нам помогут волшебные часы (Часы «Времена года»).
II. Основная часть.
Л. Для того что бы нам побывать во всех временах года, необходимо перевести стрелки часов. Наше путешествие начинается! ( Переводим стрелку часов на зиму). Первое время года, в котором мы побываем …
Д. Зима.
Л. А что бы познакомить Лунтика с зимой мы с вами немного поиграем.
Игра «Подбери слово»
Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:
- рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)
- свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)
- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает…(снег)
- висит, растёт, тает, плачет, капает... (сосулька)
Л. Молодцы ребята! А что бы рассказать о зимних забавах мы с вами поиграем в язычок.
Сказка «Как Язычок лепил снеговика»
Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко
(открывать и закрывать рот под счет до 5) «Окошко»
и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом.
(высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) «Лопатка»
Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся
(широко улыбнуться, показав зубы) «Заборчик»
посмотрел вверх на солнышко
(поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5) «Качели»
потом вниз на снежок
(опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) «Качели»
и решил слепить снеговика.
Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку),
потом другой
(надуть правую щеку)
и, наконец, еще один, самый большой
(надуть обе щеки и удержать).
У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).
Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе) «Качели»
потом вниз
(опустить язык к нижней губе) «Качели»
по сторонам
(подвигать язык влево-вправо) «Часики».
и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки
(зажмурить один глаз, потом — другой),
из морковки получился длинный нос
(высунуть язык и потянуть вперед),
из веток Язычок сделал снеговику руки
(потянуть язык вправо, потом — влево).
Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим
(подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым).
Вот какого снеговика слепил Язычок!
Л. Посмотрите, пока мы играли наши стрелки подошли к следующему времени года - ……..
Д. Весна.
Л. Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске картинки времён года). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети по картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, … дети надели весеннюю одежду и т.д.).
Л. Молодцы ребята! Лунтику очень нравится путешествовать вместе с вами. А пока наши стрелки не перешли в следующее время года, давайте поиграем с нашими пальчиками.
«Весна»
Снова солнце в небе улыбается, (Накладываем ладонь левой руки на тыльную сторону правой руки, пальцы растопыриваем).
Снег растаял, ручейки звенят. (Разводим руки в стороны, рисуем волну).
И подснежник первый распускается, (Соединяем кисти рук « бутончик», пальцы разводим в стороны).
С юга птицы с песнями летят. (Машем ручками. Изображаем крылья птиц).
Л. Вот мы с вами и перешли к новому времени года - ….
Д. Лето
Игра «Слово на ладошке».
- Лето, какое? ( Разноцветное, долгожданное, жаркое, теплое, солнечное, радостное, веселое).
- Что вы можете сказать про солнце? (Высоко в небе, яркое, жгучее, лучистое).
- А какое небо летом? (Голубое, чистое, светлое, безоблачное).
-Деревья какие? (Зеленые, пышные).
- Трава летом какая? (Высокая, душистая, мягкая).
- Вода летом какая? (Теплая, приятная, освежающая).
- Дети летом какие? (Веселые, шумные, забавные, радостные).
Л. Ребята посмотрите, у нас на полянке выросли одуванчики, давайте возьмем и подуем на них.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик».
Делаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, что бы все пушинки слетели с одуванчика.
Игра с мячом «Скажи со словом «летний».
Дети становятся в круг, логопед бросает мяч и называть слово, ребенок поймавший мяч, повторяет это же слово, но со словом «летний».
Месяцы - … (летние месяцы).
День - … (летний день).
Погода - … (летняя погода).
Утро - … (летнее утро).
Ночь - … (летняя ночь).
Солнце - … (летнее солнце).
Гроза - … (летняя гроза).
Дождь - … (летний дождь).
Цветы - … (летние цветы).
Одежда - … (летняя одежда).
Отпуск - … (летний отпуск).
Каникулы - … (летние каникулы).
Л. Молодцы, у вас все замечательно получилось. Посмотрите наши стрелки перешли на заключительное время года и это …
Д. Осень.
Рассказ об осени.
Л. Посмотрите на картинку и помогите мне составить рассказ об этом времени года. (Логопед произносит фразу, а дети ее заканчивают. Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой на картинку).
Педагог Дети
Наступила… осень.
Осенью редко светит… солнце.
Осенью часто… идет дождь.
Осенью дует… холодный ветер.
Осенью листья на деревьях… желтеют и падают.
Л. Молодцы! А сейчас давайте изобразим осень с помощью мимики. Я рассказываю про осень, а вы изображаете.
Мимические упражнения.
Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.
Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.
Л. Ребята, что бы Лунтик лучше запомнил времена года, давайте мы составим пейзажи. Что такое пейзаж? (Это картина о природе). (Дети делятся на четыре группы, каждой группе дается набор картинок по временам года).
Л. Как у вас красиво получилось! Молодцы!
III. Итог.
Л. Вот и подошло наше путешествие к концу! Нам с Лунтиком очень понравилось с вами путешествовать. Лунтик благодарит вас за старания и вручает вам звездочки.