12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Zulfiya54
Россия, Омская обл., Тара
3

Методы и приемы повышения интереса на уроках физики на примере 7-8 классов БОУ "Тарская гимназия 1".

Методы и приемы повышения интереса на уроках физики

на примере 7 - 8 классов БОУ «Тарская гимназия №1»

Нанигеева З.Р.

БОУ «Тарская гимназия №1»

Физика является одной из сложных школьных дисциплин для обучающихся разных классов. С одной стороны, ученик воспринимает физику, как специфическую науку, которая может быть интересна только ученикам, поступающим в ВУЗы технического направления. С другой стороны, у обучающихся разных классов не в полной мере сформировано представление о том, где можно применять полученные знания в будущем. А также причины низкой мотивации, страх перед изучением предмета связаны с проблемами по решению физических заданий.

Таким образом, одной из важнейших задач учителя на уроке - оказание помощи обучающимся в понимании важности изучаемого материала, универсальности полученных знаний, а также создание благоприятных условий изучения сложной школьной дисциплины. Учителю физики необходимо в рамках своего предмета сформировать у обучающихся потребность в познании, исследовании и творчестве в рамках предмета. Но первоочередной задачей является повышение мотивации обучающихся, интереса к предмету.

Тема развития познавательного интереса затрагивалась учеными, дидактами, учителями, в том числе К. Д. Ушинским, Г.И. Щукиной.

Рассмотрим приемы и методы, используемые на уроках физики в 7-8 классах БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова».

Изучение физики начинается в 7 классе, в данный период особенно важно заинтересовать обучающихся, показать, что ученики с любыми способностями и стартовыми возможностями могут освоить сложный материал, научаться рассуждать, применять законы, объяснять явления. В данный период следует обратить внимание на умение объяснять опыты, рассказывать ход экспериментов, проведенных учеными, которые привели к тому или иному открытию. Так, при изучении темы «Давление» в 7 классе опыт, подтверждающий определение, связь величин, формулу нахождения давления учитель выдает для изучение в парах. Используя опыт, показанный на уроке учителем (материалы: доска, вбитые гвозди, емкость с песком, груз) обучающиеся в парах восстанавливают алгоритм проведения опыта и формулируют вывод о связи величин «площади», «силы», «давления» по карточке.

Опыт №1

Опыт №2

1

Материалы опыта:

________ , ________, ________

1

Материалы опыта:

________ , ________, ________

2

Установить доску на песке _____________ (каким образом?)

2

Установить доску на песке _____________ (каким образом?)

3

Что происходит?

_____________________________________

3

Что происходит?

_____________________________________

4

Вывод: давление зависит от ____________

Чем больше _______, тем _______ ______ .

4

Вывод: давление зависит от ____________

Чем меньше _______, тем _______ ______ .

Затем обучающиеся в паре распределяют опыты между собой, учитель фронтально прослушивает выступления учеников у доски.

На уроках физики для повышения мотивации и интереса к изучению предмета в 7 классе проводим мини-конференцию. Предварительно обучающимся выдается задание – приготовить сообщение об одной из планет Солнечной системы, в котором необходимо раскрыть главный вопрос «Какова сила тяжести на данных планетах?» После выступления учеников и просмотра презентаций, подготовленных группами «ученых», группа «журналисты» задает вопросы и заполняет таблицу, в которой указывает основные характеристики планет.

Повышению интереса к предмету способствуют небольшие сообщения в течение урока об известных ученых, загадочных открытиях, легендах. Так, при изучении темы «Архимедова сила» обучающимся будет интересна Легенда об Архимеде и золотой короне царя Гиерона, в которой рассказывается об открытии выталкивающей силы. Занимательные факты из жизни великих ученых Ньютона, Паскаля, Торричелли, Ломоносова также станет интересным дополнением к сложному материалу урока.

При изучении темы «Механическая работа. Единицы работы» класс делится на группы, каждая группа получает кейсы, в которых описываются определенные действия, такие как движение поезда, полет птицы, вспашка поля трактором, передвижение мебели человеком и другие. Обучающиеся выявляют из данных примеров различную и подобную деятельность, то есть выявляют главную проблему, что не все действия приводят к совершению работы, а затем необходимо сформулировать условия совершения работы: действие силы и изменение скорости тела.

Сделать материал по физике интересным, доступным помогают различные виды домашнего задания. Чтение параграфа можно подкрепить выполнением опыта в домашних условиях. Например, при изучении темы «Теплопроводность» в 8 классе в домашних условиях предложить обучающимся проделать опыт с горячей жидкостью и погруженными в нее различными ложками: пластиковой, деревянной, металлической. Выводы о теплопроводности данных материалов записать в тетрадь. На уроке организовать проверку домашнего задания, предложить обучающимся поделиться своими открытиями.

Домашние задания с использованием интернет-сервисов также заинтересует учеников 7-8 классов, так как в данной среде они ориентируются свободно. Тренажеры, карточки, самостоятельные работы на сайте Учи.ру позволяют отработать формулы. Задания карточек данного интернет-сервиса предлагаются от простого к сложному, при этом перед каждым заданием ученик может посмотреть анимацию по теме, и выполнить интерактивное задание, а самостоятельные работы, составленные учителем из каталога заданий сервиса проверяются автоматически. Например, по теме «Внутренняя энергия» задания помогают понять связь внутренней энергии вещества и его агрегатного состояния.


t1605414963aa.jpgt1605414963ab.jpgОt1605414963ac.jpg
дним из ключевых на уроках физики является умение решать задачи. Обучающиеся 7-8 классов на уроках знакомятся с большим количеством новых понятий, формул, единиц измерения, запомнить которые не каждому доступно. Таблицы с величинами, а также задания по их заполнению помогают запомнить и систематизировать материал.

Величина

Что показывает?

Обозначение

Формула

Единицы измерения

Количество теплоты

?

?

? = cm(t-t)

Дж

Удельная теплоемкость

Какое количество теплоты необходимо …

с

?

Дж/(кг • С)

Масса

?

?

m =

кг

Удельная теплота сгорания

?

q

q = Q/m

?


Для успешного решения задач на уроке в 8 классе организуем работу по составлению вспомогательных алгоритмов. Данные таблицы обучающиеся в группах заполняют самостоятельно. У каждой группы своя задача по изучаемой теме. Каждый шаг в маршрутной таблице обучающиеся проходят, чтобы успешно решить задачу: определение темы, выявление подходящих величин, формул. Запись условия «Дано» по задаче, работа с формулами: выражение, подстановка, преобразование, сокращения, приравнивание и другие. После прохождения всей последовательности действий группа формулирует общий алгоритм по решению задачи и оформляет в виде «карточки-подсказки».

Действие

Выполнение

1

Прочитай задачу:

Какая масса древесного угля может заменить 60 тонн нефти?

2

Определи тему задачи

Тема: «Количество теплоты. Удельная теплота сгорания»

3

Назови подходящие величины и единицы их измерения.

Q, q, m ( Дж, Дж/кг, кг)

4

Формулы, которые могут пригодиться.

Q = mq

5

Запишите условие задачи

Дано:

m = 60 тонн

q (нефти) = 44000000 Дж/кг

q (угля) = 34000000 Дж/кг

Найти:

m - ?

6

Выясните особенность задачи

Особенность задачи состоит в том, что количество теплоты в данной задаче для разных видов топлива одинаков. Поэтому нужно приравнять:

m₁• q (нефти) = m₂• q (угля)


7

Выразите необходимую величину

m₂ = m₁• q (нефти)/ q (угля)


8

Решите задачу и составьте карточку-подсказку для решения подобных задач.


Таким образом, для повышения интереса у обучающихся на уроке физики и во внеурочное время следует творчески подходить к преподаванию нового материала, раскрыть содержание изучаемой темы, показав загадочность и красоту окружающего мира, включая в ход урока исторические пятиминутки, привлекая при этом учеников, создавая им ситуацию успеха. Искать доказательства и подтверждения сложных явлений, формул, утверждений, законов в простых жизненных ситуациях, быту, производстве. Показать значимость науки в техническом прогрессе на примере разных стран и направлений: космонавтика, механизация производства, спорт, медицина.

Также повысить мотивацию учеников помогут различные формы и приемы, используемые педагогом на уроке. Использование кейс-метода, проблемного обучения, исследовательской деятельности, дискуссий в классе, мини-сообщений, интернет-сервисов в качестве домашнего задания помогут разнообразить учебную деятельность обучающихся, раскрыться каждому ученику в соответствии со своими возможностями, способностями.




Использованная литература:

Учебник «Физика – 8» А.В. Пёрышкин. :Издательство «Просвещение» Москва 2017 год.

Сборник задач по физике 7 - 9. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. :Издательство «Просвещение» Москва 2016 год.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.