Методическая разработка открытого урока по сказкотерапии в 3 классе по теме «Лисичка-сестричка и волк»
Пояснительная записка к презентации
Учитель начальных классов школы-интерната 8 вида №1: Рябокобыленко Е.Н.
г. Красный Сулин
Цели: обучающиеся: познакомить с содержанием сказки "Лисичка - сестричка и серый волк", учить последовательному, сюжетному пересказу, обогащать и активизировать словарный запас; коррекционные: развивать устную речь, зрительную и слуховую память, логическое мышление, развивать голосовой аппарат, т.е. коррекция интонационной стороны устной речи, коррекция мелкой моторики, общей моторики, эмоционально волевую сферу; воспитательные: воспитывать любовь к сказке, к животным, воспитывать нравственные качества (доброту, сочувствие, вежливость, сострадания, взаимоподдержку).
Ход урока.
1. Организация начала урока. "Ритуал "входа" в сказку". Ребята, у нас сегодня на уроке будет сказочный персонаж. Посмотрите, кто это?(Лиса) (дети сидят в кругу и говорят свои ласковые имена гостье, которая пришла на урок). цель: настроить детей на урок.
2. Повторение изученного. - О каком сказочном герое мы читали сказки на прошлом уроке?(Мы читали сказки о лисе.) - Назовите названия этих сказок? ("Лиса и кувшин", "Лисичка со скалочкой") цель: коррекция вербальной памяти на основе упражнений: в запоминании, узнавании.
3. Загадки о лисе.
- Ребята, а какие вы знаете загадки о лисе?(Дети загадывают друг другу загадки)
* Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса! А зовут ее....
* Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур в деревне дерет.
* За деревьями, кустами, промелькнуло будто пламя, промелькнуло, пробежало. Нет ни дыма, ни пожара.
* Рыжая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла.
цель: активизировать словарный запас, коррекция памяти.
4. Новый материал.
цель: познакомить с содержанием сказки "Лисичка - сестричка и волк", развивать память, внимание.
Сегодня мы прослушаем еще одну сказку о лисе. А какую вы сейчас узнаете, прослушав отрывок из этой сказки. (прослушивание отрывка фонозаписи).
Затем, чтение учителем сказки + показ иллюстраций.
Вопросы к внимательному слушателю(дети дают правильные четкие ответы на вопросы):
1. Понравилась вам сказка?
2. Как называется эта сказка?
3. Назовите героев сказки?
4. Что случилось с героями сказки?
5. Почему с волком такое случилось?
6. В какое время года происходят события?
7. А какое время года у нас сейчас?
8. По каким признакам можно определить зиму?
9. А какие признаки зимы мы встретили в сказке?
10. А если бы была не зима, наловил бы волк хвостом рыбы? Почему?
5. Физпауза. " Игра "Рыболов".(Дети "ловят"рыбу, кто больше поймает. магнитные удочки, рыбки вырезаны из дерева, на которых приклеен металлический кружок).
цель: коррекция общей моторики.
6. Работа с карточками.(индивидуальная работа).1. Необходимо собрать сказку по последовательности событий.(Ребятам раздаются карточки с иллюстрациями к сказке, а затем ее пересказывают)
2. Собрать определенный сюжет из сказки. (Карточка - мазайка, собрать и пересказать этот эпизод.)
цель: коррекция устной речи, памяти, внимания, логического мышления.
7. Письмо. (загадки о диких животных). Ответы дети находят по карточкам-картинкам и прикрепляют к нужной надписи на доске.
* У кого у зверей хвост пушистее и длинней?
* Кто зимой холодной ходит злой, голодный?
* Зимой спит, летом ульи ворошит.
* То рыжая, то серая. а по названью белая.
- Что общего между этими животными?
- Какие животные не встречались в нашей сказке?
цель: активизировать словарный запас обучающихся, развивать логическое мышление, память.
8. Пальчиковая гимнастика. "Рыбка плавала в пруду".
Рыбка плавала в пруду,
Хвостиком виляла,
Ладонь повернуть к себе, пальцы сжаты, ладонью сделать плавные движения;
Корм глотала на ходу,
Ротик открывала. ^ Пальцы обеих рук сжать вместе, большие пальцы противопоставить остальным, изобразить открывание и закрывание рта.
Лягушонок мимо плыл,
Щеки раздувая. ^ Показать округлые формы пальцами вокруг щек.
Ножкой дрыгал влево — вправо,
Устали не зная. Откинуть одну ногу в сторону, потом другую.
Уж шуршал по камышам,
Камыши шумели, ^ Собрать пальцы в щепотку, сделать волнообразное движение рукой; руки поднять вверх, покачать ими;
И над всеми в небесах указательным пальцем показать вверх;
Птицы звонко пели. ^ Взмахнуть руками, вытянуть шею.
цель: коррекция мелкой моторики.
9. Сложим из спичек лису.
- Посчитайте, сколько нам понадобится спичек?
10. Итог урока.
цель: обобщить знания полученные на уроке.
"Ритуал "выхода" в из сказки.
Встанем в круг. Возьмемся за руки. Это покажет, что мы с вами дружим друг с другом. И мы не будем так поступать со своими друзьями как поступила лиса.
- Какая сказка была у нас в гостях?
- Чему учит эта сказка?
Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо работали на уроке.
Наш урок подошел к концу, до свидания!